Файл: Опекунство (общая характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отсутствие возможности устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью делает необходимой его передачу на полное государственное попечение в одно из детских учреждений: дом ребенка; детский дом смешанного типа для детей раннего (с 1,5 до 3-х лет), дошкольного и школьного возраста; школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальную (коррекционную) школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; дом инвалидов и др.

Права и обязанности образовательных организаций, медицинских организации, организаций, оказывающих социальные услуги, или некоммерческие организации в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Однако такая форма устройства не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей .

Помимо государственных и муниципальных учреждений могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения. Причем содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в таких учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения. Организационно-правовые формы негосударственных воспитательных учреждений могут быть различными.

Принцип полного государственного обеспечения закреплен в статье 50 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» .

Полное государственное попечение означает, что защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, их материальное обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. В таких случаях обязанности опекунов (попечителей) в отношении несовершеннолетних детей, находящихся в воспитательных учреждениях, возлагаются на администрацию этих учреждений .

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирует Типовое положение об образовательном учреждении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное


Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года N 676 (с изменениями)[30].

В п.2 ст. 1 ФЗ «Об опеке и попечительстве» указано: «Если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены подопечные».

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с введением ФЗ «Об опеке и попечительстве» в СК была добавлена глава 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[31]. Так, нормы, регулирующие отношения, возникающие при передачи детей в организации, выделены в отдельную главу.

В пункте 2 ст. 155 1 указано, что временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.

Однако пункт 4 ст. 35 ГК РФ регламентирует, что для граждан, находящихся в указанных учреждениях, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации .

Возникшую коллизию кандидат юридических наук Троянова Н.П. предлагает решить внесением в пункт 4 статьи 35 Гражданского кодекса РФ следующего дополнения: «Над несовершеннолетними, временно помещёнными в учреждения социальной защиты по заявлению опекунов (попечителей), данное учреждение исполняет функции опекунов (попечителей) в части содержания и воспитания несовершеннолетних, в пределах установленных полномочий. Управление имуществом несовершеннолетнего осуществляется назначенным опекуном (попечителем) под контролем органов опеки и попечительства»[32].

Особым правом обладают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относительно жилого помещения. Так, имевшие закрепленное за ними жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п.1 ст.8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») .


Дети, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в перечисленных учреждениях, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Несмотря на нахождение детей в учреждениях, а не в семье, нормами закона на государство возлагается обязанность содержания, воспитания, лечения, образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Притом, нахождение в учреждении не лишает ребенка права на жилое помещение, и при отсутствии последнего, дает право претендовать на него.

2.2. Опека по договору о патронатной семье

Из года в год количество детей оставшихся без попечения родителей, в России увеличивается. Действующая российская система устройства и воспитания детей не отвечает в полной мере интересам и правам ребенка. Государственные детские учреждения не предоставляют детям необходимых условий для полноценного развития и адаптации в обществе. Одним из возможных вариантов решения данной проблемы может стать использование института замещающих семей. Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является патронатное (фостерное) воспитание[33].

Фостерная семья - форма временного устройства в семью детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, с целью реабилитации, изменения ситуации в кровной семье, а при невозможности - передачи на усыновление. Целью данной формы является реализация приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье, провозглашенная в Конвенции ООН о правах ребенка. Фостерная семья - альтернативная форма устройства, применяемая в случаях, когда ввиду объективных причин невозможно применение таких приоритетных форм устройства как усыновление и опека.

Наряду с опекой и попечительством, договором о приемной семье патронат займет место как дополнительная форма устройства детей. Тем более, что в ст. 14 ФЗ «Об опеке и попечительстве» законодатель обмолвился относительно договора о патронатной семье (патронате и патронатном воспитании), так же СК РФ со ссылкой на случаи, предусмотренные законами субъектов, регламентирует право установления опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, с помощью договора о патронатном воспитании, о патронатной семье (п. 6 ст. 20 СК РФ).


В качестве определения, отражающего сущность патронатного воспитания, подойдет, приведенное кандидатом юридических наук Л.Н. Салахетдиновой, — форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем .

В последние несколько лет вопрос о патронатном воспитании приобрел особую актуальность[34]. Михеева Л.Ю. в своих трудах посвятила много времени исследованию института патроната, заметив, что многие субъекты РФ (республики Алтай, Марий Эл, Саха (Якутия), Краснодарский, Красноярский, Алтайский края, Воронежская, Владимирская, Калининградская, Тамбовская области и проч.) в своих законодательных и иных актах употребляют термины "патронат", "патронатная семья", "патронажная семья", "семья патронатных воспитателей"[35]. Во многих субъектах РФ такая форма устройства детей, как патронат, реально используется на практике, однако не легитимирована региональным законодательством, в связи с чем в этих областях намечено скорейшее принятие соответствующих актов о патронате.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с 01.01.2013 ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5 500 руб.; другим лицам - в размере 1 200 руб.; ежемесячные выплаты производятся к установленной ребенку-инвалиду или инвалиду с детства I группы пенсии в период осуществления ухода за ним (п. 3 Указа); ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (п. 4 Указа).

Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 N 397 утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком- инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.


В пункте 12 указанных Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты; одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (пп. "д" п. 12 Правил).

Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.

В соответствии с п. 1 ст. 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом РФ. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 16).

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса РФ ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п. п. 1 и 2 ст. 152 Семейного кодекса РФ).

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153 Семейного кодекса РФ).