Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. правовые основы опеки в Российской Федерации
1.1. Понятие и правовая природа института опеки
2.1. Бездоговорная форма опеки и попечительства
2.2. Опека по договору о патронатной семье
Глава 3. Проблемы совершенствования правового регулирования института опеки в РФ
3.1 Направления по совершенствованию деятельности органов опеки в Российской Федерации
3.2. Предлагаемые меры по совершенствованию деятельности органов опеки в Российской Федерации
Постоянный контроль в этом виде направления повысит эффективности деятельности органов опеки и попечительства по исполнению государственных полномочий в отношении несовершеннолетних и совершеннолетних граждан.
- Взаимодействие с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений:
Мероприятия:
-Участие в работе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- Взаимодействие с управлением социальной защиты населения: обмен информацией о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совместные выезды в семьи;
- Взаимодействие по вопросам помещения детей в СРЦ;
- Взаимодействие с ОП по Володарскому муниципальному району:
- По выявлению фактов жестокого обращения с опекаемымии;
- Обмен информацией о опекаемых, оказавшихся в социально-опасном положении;
- Участие в следственных мероприятиях в качестве законного представителя опекаемого;
Взаимодействие со службой судебных приставов:
- Предоставление сведений о лицевых счетах и месте нахождения опекаемых;
- Учёт лиц, лишённых родительских прав, ограниченных в правах, с которых взысканы алименты на содержание опекаемых;
- По изменению взыскателя алиментов; Взаимодействие с Пенсионным Фондом:
обмен информацией по получателям пенсий, предоставление сведений по родителям, лишённым родительских прав.
- Надзор за деятельностью опекунов (попечителей) :
- Проведение контрольного обследования;
- Проверка сохранности имущества опекаемых, находящихся под опекой и попечительством;
- Сбор и утверждение отчётов опекунов (попечителей).
- Пропаганда приоритетного устройства граждан,
оставшихся без попечения, в замещающие семьи. Работа по данному направлению осуществляется с взаимодействием со СМИ по вопросам устройства детей-сирот в новые семьи.
Своевременная сдача отчетности по этим направления в течении года так же позволит повысить эффективность органов опеки и попечительства и своевременно выявить сложившиеся ситуации в семьях.
Отдел опеки и попечительства должен обеспечить распространение среди несовершеннолетних информационных материалов, а также проводить иные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и социально полезное поведение несовершеннолетних и направленных на ликвидацию групп социального риска. Должен осуществлять устную разъяснительную работу и иные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и социально полезное поведение несовершеннолетних.
Кроме рекомендаций по вопросам охраны здоровья и поддержания психологического состояния несовершеннолетних, родителям несовершеннолетних и их законным представителям должны разъясняться их права и обязанности, объясняться необходимость изменения привычного образа жизни, отказ от асоциальных отношений, вредных привычек.[52]
Своевременная и грамотная подготовка граждан, желающих принять ребенка в свою семью, позволит снизить риски возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе снизить процент случаев отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью и возвращения детей из принимающей семьи, что является пагубным для психического состояния ребенка.
Организовать подготовку граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью. Существует отдельная проблема - это подготовка самих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к помещению в принимающую семью. К сожалению, такая подготовка не регламентируется законодательством. Необходимо активизировать работу в этом направлении, формы и методы подготовки самих детей должны быть разработаны и стать неотъемлемой частью системы помощи детям, оставшимися без попечения родителей.
После выхода из интерната или детского дома ребенку очень трудно приспособиться к жизни в семье. Ему сложно осознать, что за стенами интерната он может быть кому-то не безразличен. Он не знает, как себя вести в новой семье. В зависимости от того, в каких условиях жил раньше ребенок, у каждого будет разного поведения. Кто-то будет пребывать в приподнятом, возбужденном состоянии и стремится все посмотреть, потрогать, а если кто - то есть рядом, попросить показать, рассказать о том, что вокруг. [53]
В 2018-2019 гг. значительную часть расходов местного бюджета планируется направить на реализацию выплат денежных средств: на питание, в приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой, и детей воспитывающихся в приемных семьях, а так же осуществлять иные социальные поддержки несовершеннолетним лицам.
Заключение
Обобщая весь изученный материл и мнения различных авторов, мы пришли к некоторым выводам. Институт опеки и попечительства своими корнями уходит в римское право. Современное российское законодательство многие нормы заимствовало именно из тех далеких времен.
На протяжении многих лет, в юридической литературе велись споры о существе опеки. Ввиду отсутствия единой точки зрения учёных и наличии коллизий со стороны законодателя, целесообразно обобщение основных понятий опеки и попечительства. Зачастую термины «опека» и «попечительство» объединяются в единое понятие «опека», означающее, прежде всего, устройство граждан, нуждающихся в особой правовой защите ввиду их неполной гражданской дееспособности. В этом смысле опека и попечительство являются средствами восполнения недостающей дееспособности граждан. Такое восприятие соответствует нормам гражданского законодательства. В свою очередь с точки зрения семейного права опека и попечительство - формы устройства детей-сирот и детей, утративших попечение родителей.
Глобальнее опека и попечительство воспринимается как комплексный институт права, несущий в себе нормы не только частных (гражданского и семейного), но и публичных отраслей (прежде всего административного) права, что обусловлено необходимостью обеспечения нуждающихся в этом граждан всеми видами охраны их прав и законных интересов (в первую очередь их личных и имущественных прав).
Также опека и попечительство понимаются как правоотношение с участием опекуна (попечителя) и подопечного.
Обобщающие нормы нового закона об опеке и попечительстве прежде всего коснулись деятельности органа опеки и попечительства. Долгое время обязанность по осуществлению опеки была возложена на органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти. Теперь же органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Система, при которой осуществление опеки и попечительства вышло из перечня вопросов местного значения и стало одним из полномочий государственных органов при условии участия местных органов в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, отвечает сегодняшним потребностям в организации надлежащей защиты населения. Обоснованным и правомерным является признание значимости защиты граждан на государственном уровне в соответствии с общими конституционными принципами.
Прежде полномочия органов опеки и попечительства вытекали из смысла их деятельности. Теперь же перечень обязанностей содержится в законе. Так же законом закреплен принцип недопустимости прямого делегирования полномочий органов опеки и попечительства иным организациям и лицам.
Расширены права органа опеки и попечительства в сфере представительства, а именно орган опеки обязан в ряде случаев сам представлять интересы подопечного, не отстраняя опекуна и попечителя, если действия опекунов или попечителей по представительству интересов подопечных противоречат закону или интересам подопечных, а также в случаях, когда опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных.
Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства. Обязанности опекуна (попечителя) в таком случае осуществляются безвозмездно. На практике такие отношения обусловлены не безразличностью потенциальных опекунов (попечителей) к судьбе подопечного, как правило, при наличии родственной связи. Однако, Закон об опеке предусматривает установление опеки и попечительства и по договору об осуществлении опеки и попечительства. На основании договора обязанности опекуна становятся возмездными. Возмездность отношений увеличивает шансы граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки, быть принятыми в семью, сокращая количество находящихся в различных учреждениях.
Основания прекращения опеки и попечительства можно условно разделить на «автоматические» и другие, следующие из конкретной ситуации. К автоматическим относят смерть опекуна и попечителя либо подопечного; истечение срока действия акта о назначении; судебное решение о признании подопечного дееспособным; достижение несовершеннолетним подопечным возраста восемнадцати лет, а также эмансипация несовершеннолетнего. Помимо автоматических есть еще случаи освобождения и отстранения опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей. Они вызывают такие же последствие, что и при прекращении, однако основаниями для освобождения является просьба опекуна (попечителя), вызванная различными причинами, а основаниями для отстранения - ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей; нарушение законных прав и интересов подопечного; выявление органом опеки и попечительства нарушения правил охраны имущества подопечного.
Среди особенностей правового регулирования имущественных отношений с участием подопечных выделяется принцип разделения имущества подопечного и опекуна (попечителя). Подопечные могут пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия, выражаемого в устной форме или вытекающего их обстоятельств. Распоряжение имуществом подопечных находится под контролем органов опеки и попечительства. Главным образом, такой контроль осуществляется посредством издания обязательных для исполнения актов.
В процессе исследования было выявлено, что самой распространенной формой устройства граждан являются опека и попечительство. Эта форма устройства наиболее урегулирована законом, фактически приближена к проживанию в семье, в то же время обеспечивает контроль за соблюдением прав и интересов подопечных со стороны органа опеки и попечительства.
На федеральном уровне предусмотрены такие формы устройства как приемная семья, патронатная семья (патронатное воспитание), либо при невозможности устройства в семью в той или иной форме передача в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Законом закреплен приоритет передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Стремление государства к устройству детей различными способами в семью, а не в специализированные учреждения, обусловлено неоценимыми преимуществами семейного воспитания, где детям дается возможность лицезреть модель семьи, перенимать опыт взрослых в умении общаться, чувствовать себя нужными и окруженными необходимой родительской заботой.
Установленные Семейным кодексом такие формы устройства как приемная семья или патронатное воспитание предусмотрены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако законами субъектов нормы могут быть дополнены. Такой возможностью воспользовались законодатели Самарской области, приняв закон, направленный на повышение качества жизни пожилых людей, профилактики социального одиночества. В указанном законе определяется порядок организации приемных семей для пожилых людей.
Все перечисленные формы устройства обладают специфическими особенностями и соответственно отличиями друг от друга.
По общему правилу, одно и то же лицо может быть опекуном (попечителем) только одного гражданина. Соопекунство или множественность подопечных являются исключениями. Так же опека и попечительство возникают на основании административного акта и осуществляются на безвозмездной основе.
С приемной семьей сходство опеки (попечительства) выражается в том, что приемные родители обладают теми же правами и обязанностями, что и опекуны (попечители). Отличиями является основание возникновения: приемная семья образуется исключительно на основании договора о приемной семье. Разновидностью приемной семьи является детский дом семейного типа, где количество детей варьируется от 5 до 10, когда в обычной приемной семье не должно превышать 8, включая родных и усыновленных.
С целью сокращения детских учреждений одним из возможных вариантов полноценного семейного воспитания рассматривается фостерная или патронатная семья. Подобная форма устройства является дополнительной или альтернативной. Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, помещаются в семьи патронатных воспитателей. Нормы о патронате содержатся в нормативно-правовых актах субъектов. Согласно закону Самарской области возможное количество переданных детей в семью одного патронатного воспитателя не должно превышать трех детей любого возраста. Количественный показатель является отличительным признаком от приемной семьи. Сходством с опекой (попечительством) является возможность соопекунства, возникающее в результате того, что опекунами или попечителями ребенка являются оба супруга (патронатные родители).