Файл: Опекунство (общая характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрев положения о патронатной семье (патронатном воспитании) мы делаем вывод о том, что внедрение этой формы устройства - это попытка увеличить возможности передачи детей в семью, осознавая все преимущества нахождения в ней детей. Минусом указанной формы является отсутствие регулирующих правовых норм во множестве регионов. На федеральном уровне нормы о патронате лишь вводят в заблуждение, из-за созвучности с патронажем.

Глава 3. Проблемы совершенствования правового регулирования института опеки в РФ

3.1 Направления по совершенствованию деятельности органов опеки в Российской Федерации

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семьи имеет государственная, экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семьи.

В Российской Федерации всё больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения так же увеличивает число получателей пенсии. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основные задачи социальной' защиты в сфере опеки становятся более актуальными в Российской Федерации:

  1. Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего, в области пенсии, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми;
  2. Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально - экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;
  3. Совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;
  4. Широкое использование активных форм социальной поддержки населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.

Самостоятельным направлением деятельности социального педагога выступает защита прав ребенка. Особенность социально-педагогической деятельности в данном случае состоит в наличии законодательно регламентированных технологий, в осуществлении которых социальный педагог выполняет лишь отдельные операции.[45]

Деятельность социального педагога по защите имущественных прав несовершеннолетнего должна включать несколько направлений в Российской Федерации:

  • информирование, повышение правовой грамотности несовершеннолетних и их родителей. Могут быть организованы отдельные занятия, собеседования, разработаны и реализованы соответствующие учебные, игровые программы. Исполнителем может быть как сам социальный педагог, так и приглашенные специалисты;
  • организация консультативной работы. В отличие от первого направления, здесь рассматриваются конкретные запросы несовершеннолетних и их родителей;
  • охранно-защитная деятельность, вызванная конкретными случаями нарушения прав несовершеннолетних (обращение в соответствующие инстанции, подача необходимых заявлений и исков, сбор необходимых документов, привлечение специалистов, участие в судебных процедурах и т. п.) и др.[46]

Основные направления деятельности органов опеки и попечительства Российской Федерации на примере города Санкт-Петербург по защите права ребёнка на воспитание в семье:

  • профилактика социального сиротства
  • развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без

попечения родителей.

  • организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь, с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающей создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку во всех возможных случаях его родной семьи.

Действия органов опеки и попечительства должны быть направлены на сохранение семьи, создание условий для воспитания ребенка в родной семье. Инициирование вопроса о лишении родительских прав должно рассматриваться в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата.[47]

При этом органам опеки и попечительства следует принять меры по организации реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в родительских правах, оказанию им необходимой помощи с целью восстановления семьи.


В рамках своей деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи органы опеки и попечительства субъекта обязаны обеспечить поиск и подбор граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями.[48]

К числу главных задач деятельности органа опеки и попечительства относится решение проблемы социального сиротства детей и подростков и их интеграция с обществом. Решение этой задачи достигается путем осуществления деятельности по следующим приоритетным направлениям по улучшению положения детей на территории города Санкт-Петербург:

  • охрана и укрепление здоровья детей и подростков;
  • профилактика социального неблагополучия семей с детьми
  • создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества;
  • оказание психологической помощи родителям, имеющим затруднения в Воспитании детей;
  • обеспечение реализации воспитательных и образовательных программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;
  • выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования;
  • сопровождение в специализированные учреждения органов социальной защиты и здравоохранения для несовершеннолетних;
  • выявление причин безнадзорности несовершеннолетних в г. Санкт- Петербург и принятие мер к их устранению;
  • оказание психокоррекционной, социальной помощи семье, содействие возвращению детей в семью
  • осуществление работы с несовершеннолетними, нуждающимися в психологической, социальной помощи, испытывающими трудности в общении с родителями, сверстниками и другими лицами, употребляющими наркотические вещества и спиртные напитки;
  • устройство в учреждения сиротского типа на временное или постоянное проживание безнадзорных несовершеннолетних детей с предоставлением бесплатного питания, медицинского обслуживания.

Органы опеки и попечительства обеспечивают распространение среди несовершеннолетних информационных материалов, а также проведение иных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни и социально полезное поведение несовершеннолетних и направленных на ликвидацию групп социального риска. Осуществляет устную разъяснительную работу и иные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и социально-полезное поведение несовершеннолетних.[49]


Большая работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении, проводится в образовательных учреждениях Российской Федерации (социальная, правовая, информационно-просветительская, педагогическая, медицинская помощь). Ежегодно детям из многодетных семей оказывается материальная помощь для приобретения спортивной и школьной формы, а накануне нового учебного года проводится множество благотворительных акций , которые помогают подготовить детей к школе (малообеспеченные семьи получают школьно- письменные принадлежности и одежду). Большое внимание уделяется вопросу оздоровления детей во время каникул. На базе районов из года в год организуется работа лагерей с дневным пребыванием.

Родители, уклоняющиеся от воспитания детей, в отношении которых профилактическая работа не приносит положительных результатов, приглашаются на заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (заседания проводятся 2 раза в месяц), привлекаются к административной ответственности.[50]

Ежемесячные выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся своевременно. Для обеспечения сохранности имущества несовершеннолетних, все причитающиеся по закону выплаты переводятся на лицевые (банковские) счета детей данной категории. Ежегодно опекуны (попечители), приемные родители сдают отчет о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

Орган опеки и попечительства Комитета по социальной политике Санкт- Петербурга участвует в спорах между родителями при решении вопросов об определении порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем и определении места жительства ребенка, по внутрисемейному усыновлению несовершеннолетних, в исках по защите имущественных прав несовершеннолетних, об оспаривании отцовства, о расторжении договора купли-продажи и т.д.

Органом опеки и попечительства ведется систематическая работа по защите жилищных и имущественных прав несовершеннолетних.

3.2. Предлагаемые меры по совершенствованию деятельности органов опеки в Российской Федерации


К числу предполагаемых мер по совершенствованию деятельности органа опеки и попечительства Российской Федерации относится решение проблемы социального сиротства детей и недееспособных взрослых и их интеграция с обществом. Решение этой проблемы достигается путем осуществления деятельности по следующим приоритетным направлениям по улучшению положения детей на примере города Санкт-Петербург:

й. Работа с региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

План мероприятий:

  • Постоянное и своевременное предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональному оператору банка данных о детях.
  • Внесение изменений и дополнений в районный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Все это повысит эффективность деятельности органов опеки и попечительства по устройству детей сирот и детей, оставшихся без родителей.

2. Организационно-методическая деятельность по вопросам семейных форм устройства органами опеки и попечительства:

  • Собрания опекунов (попечителей).
  • Индивидуальные консультации по вопросам семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Ведение журналов учёта по категориям:
  • Первичного учёта несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей ;
  • учёта несовершеннолетних, находящихся под опекой, попечительством ;
  • учёта несовершеннолетних, находящихся в приёмных семьях ;
  • учёта усыновлённых несовершеннолетних ;
  • учёта несовершеннолетних, направленных в учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • учёта недееспособных совершеннолетних оставшихся без попечения родственников;
  • учёта совершеннолетних, которым назначена опека в силу медицинского состояния;
  • информирование населения в средствах массовой информации по вопросам профилактики социального сиротства и устройства детей в семьи граждан. Мероприятия нужно проводить постоянно, что приведет к повышению эффективности деятельности органов опеки и попечительства по защите имущественных прав и по устройству детей сирот и детей, оставшихся без родителей[51]

3.Обеспечение мер социальной поддержки.

Мероприятия:

  • Контроль за организацией летнего отдыха подопечных, приёмных детей, воспитанников детских интернатных учреждений;
  • Взаимодействие с опекунами (попечителями), приёмными родителями, общеобразовательными учреждениями по вопросам поступления выпускников в учреждения профессионального образования;
  • Обеспечение ежемесячных выплат на содержание подопечных;
  • Обеспечение иных социальных льгот и выплат, предусмотренных действующим законодательством для подопечных.