Файл: Опекунство (общая характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из положений п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса РФ усматривается, что Семейный кодекс РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.

Из содержания приведенных норм Семейного кодекса РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.

В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются, в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ.

В силу ст. 21 Закона города Москвы от 14.04.2010 N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве" ежемесячное вознаграждение, выплачиваемое приемному родителю или патронатному воспитателю, на одного ребенка, переданного в приемную семью или на патронатное воспитание, устанавливается в размере 15 155 рублей (ч. 1). Ежемесячное вознаграждение выплачивается одному приемному родителю за воспитание каждого ребенка в случае передачи на воспитание одного ребенка или двух детей. В случае передачи на воспитание трех и более детей ежемесячное вознаграждение выплачивается каждому приемному родителю за воспитание каждого ребенка в размере, указанном в части 1 настоящей статьи (ч. 3). За воспитание ребенка-инвалида, принятого в приемную семью или на патронатное воспитание, размер ежемесячного вознаграждения, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, увеличивается на 70 процентов (ч. 4). Право на ежемесячное вознаграждение у приемного родителя (приемных родителей), патронатного воспитателя возникает с момента заключения договора соответственно о приемной семье, патронатном воспитании (ч. 5).

Из изложенных норм законодательства города Москвы видно, что предметом договора о приемной семье являются фактические и юридические действия приемных родителей, связанные, в частности с воспитанием, содержанием, образованием ребенка, за совершение которых приемные родители получают денежные выплаты.

В ст. 217 Налогового кодекса РФ приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).


Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса РФ и статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд РФ перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Интересен факт, выявленный при исследовании Михеевой Л.Ю., а именно, содержание, которое вкладывается региональными актами в понятие "патронат", существенно различается. Кандидат юридических наук на примерах конкретных субъектов РФ классифицирует модели патроната:

  1. нормы о патронате не отличаются от положений о приемной семье (Закон Тамбовской области "Об опеке и попечительстве в Тамбовской области");
  2. патронатный воспитатель состоит в трудовых отношениях с органом опеки и попечительства, при этом устанавливается "разграничение функций по защите интересов ребенка между кровными родителями, законным представителем ребенка, патронатным воспитателем и уполномоченным органом". Патронатный воспитатель отвечает за жизнь и здоровье ребенка в период его проживания в семье воспитателя;
  3. патронат на базе детского дома (в Новгородской области), возникает на основании договора, но его стороной является не орган опеки и попечительства, а детское учреждение (детский дом и проч.). Воспитателю причитается "оплата за труд". Орган опеки и попечительства при этом сохраняет весь набор прав по защите и представительству интересов ребенка, а учреждение, где содержатся дети, должно осуществлять "подготовку детей к помещению на воспитание в семьи, а также поиск, отбор патронатных воспитателей".
  4. патронат как такая договорная форма, которая предусматривает передачу ребенка на условиях "двусторонних обязательств об условиях содержания и воспитания детей", встречается только в Законе Алтайского края "О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан". К Закону прилагается типовой договор, из которого следует, что воспитатель должен обеспечить обучение, воспитание, а также полноценное питание и содержание ребенка. В свою очередь орган опеки и попечительства обязуется осуществлять материальную поддержку патронатной семьи.
  5. патронат как форма, при которой воспитатели не исполняют обязанностей опекунов, но имеют право на "заработную плату". При этом из текста законов отраслевую принадлежность их правоотношений с органами опеки и попечительства определить невозможно .

«Новеллы Федерального закона «Об опеке и попечительстве» коснулись и патроната. Теперь при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в патронатную семью, возможно соопекунство. Это происходит в результате того, что опекунами или попечителями ребенка являются оба супруга (патронатные родители), в отношении которых будет вынесен акт о назначении их опекунами или попечителями одного и того же ребенка (детей)»[36].

Несмотря на существование на практике патронатного воспитания, и законодательного подкрепления этой формы, существует немало противников патроната, считающих, что патронат не порождает достаточной ответственности патронатных воспитателей за судьбу ребёнка, за его содержание, что более половины патронатных семей по тем или иным причинам «сдают обратно» своих воспитанников. Сторонники, в свою очередь, считают, что патронат является активной формой общественного участия в судьбе одинокого ребёнка и способствует лучшему его знакомству с общественными нормами на примере конкретной семьи, является персонализированной формой защиты взрослым гражданином — малолетнего. Среди сторонников патроната есть как те, которые считают патронат «эквивалентом» усыновления или шагом к нему, так и те, кто в патронатном воспитании видит только нравственный труд по формированию полноценного участника общества[37].

Михайлова И.А. поднимает проблему о том, что законодатель, закрепляя понятие патронат, широко применяемое в региональном законодательстве, не принял во внимание возможность возникновения коллизий с категорией «патронаж»[38].

Патронаж (от фр. patronage — покровительство) как правовой институт известен с давних времен. Однако в российском законодательстве данная категория впервые введена действующим ГК РФ .

Статья 41 Гражданского кодекса декламирует: «Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж»[39]. Беляева З.С. в качестве случаев, вызывающих потребность в патронаже, отмечает обстоятельства, связанные с состоянием здоровья, обусловленные преклонным возрастом, тяжелым соматическим расстройством, инвалидностью, невозможностью из- за физического недуга свободно передвигаться и т.п. При этом сохраняется интеллект, способность разумно оценивать свои поступки и действия и принимать соответствующие решения. Такому гражданину нужен только помощник[40].


Данный правовой институт установлен в одном разделе с опекой и попечительством. Однако мнения специалистов относительно связи патронажа с опекой и попечительством расходятся.

Так, Нечаева А.М. считает, что патронаж над дееспособными гражданами необходимо отличать от опеки и попечительства[41].

Корнеев С.М. и Шерстобитов А.Е., руководствуясь положениями ГК РФ, не высказывая своей позиции о статусе данного правового института, акцентируют внимание на том, что на отношения патронажа распространяется действие многих правил, регулирующих опеку и попечительство, из чего можно сделать вывод, что в данном случае законодатель использует аналогию закона. Вместе с тем, по мнению большинства ученых и практиков, например Гришаева С.П., Кротова М.В., Лихачева Г.Д., Поповой С.М. и других, патронаж является разновидностью попечительства. Поэтому они полагают, что Гражданский кодекс РФ расширил границы попечительства таким понятием, как «патронаж», который устанавливается по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, если он по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять, защищать свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности. Сторонники последней точки зрения, в качестве аргументов приводят следующее:

♦диспозиция ст. 41 ГК РФ содержит для лица, оказывающего помощь дееспособному гражданину, двойной термин (попечитель, помощник);

♦функции попечителя-помощника и лиц, осуществляющих попечительство над ограниченно дееспособными, частично совпадают: попечитель в рамках патронажа выступает в качестве помощника, оказывающего немощному лицу практическое содействие. В то время как попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их права от злоупотреблений со стороны третьих лиц (ст. 33 ГК РФ). При этом подопечные могут быть физически здоровыми людьми и помощь (контроль) им необходима только для принятия решения.

Однако вышеозначенные аргументы потеряли свою актуальность после введения изменений в ГК. Статья 41, посвященная патронажу, полностью заменена (п.7 ст. 1 ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве"). Лицо, оказывающее помощь называется теперь однозначно помощником, а над совершеннолетним дееспособным гражданином устанавливается патронаж, а не попечительство в форме патронажа.


Позиции о том, что патронаж следует квалифицировать как самостоятельную правовую категорию придерживается К.В. Ярошенко, настаивая на том, что патронаж — это новый институт, предназначенный для оказания гражданам содействия в осуществлении имущественных прав. В этой связи,мнение Пелевина А.А. о том, что патронаж является самостоятельным видом помощи дееспособным, но нуждающимся в помощи гражданам, предстает в новом свете . Исследователь аргументирует свою точку зрения тем, что цели попечительства и патронажа различны; правовое положение помощника отличается от прав и обязанностей попечителя, так как помощник не является законным представителем и не вправе представлять интересы во всех без исключения правоотношениях.

«Патронаж представляет собой самостоятельный институт гражданского права, регламентирующий отношения полностью дееспособного лица, но не имеющего физической возможности самостоятельно осуществлять принадлежащие ему права или совершать действия во исполнение лежащих на нем обязанностей, с помощником, оказывающим ему услуги в осуществлении указанных правомочий»[42].

Михеева Л.Ю., указывает то обстоятельство, что ст. 33 ГК РФ, перечисляя основания установления попечительства, не указывает в их числе ситуацию, описанную в ст. 41 ГК РФ, что говорит о самостоятельности норм о патронаже . Так отношения по поводу патронажа не входят в предмет регулирования законодательства об опеке и попечительстве еще из соображений, что категория граждан, интересы которой защищаются с помощью патронажа, включает совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья последние не способны осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности; над такими гражданами опека и попечительство не устанавливается[43].

Мы солидарны с мнениями авторов, считающих, что институт патронажа должен быть выделен в отдельный гражданско-правовой институт, без привязки к институту опеки и попечительства. Содержание последних изменений в законодательстве об опеке, в частности ФЗ от 24.04.2008 г.№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» не содержит даже упоминания о патронаже. Объяснением может послужить лишь то, что патронаж не входит в объем регулируемых данным законом отношений.

Возвращаясь к работе Михайловой И.А., хотелось бы отметить целесообразность корректировки понятий, предлагаемой ею. Так объединение патроната и патронажа в один правовой институт, позволит устранить коллизию и сформировать новый институт - патроната как универсальной договорной формы, охватывающей покровительство не только совершеннолетним дееспособным лицам, которые по состоянию здоровья нуждаются в оказании содействия в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, но и лицам, в несовершеннолетнем возрасте оставшимся без попечения родителей[44].