Файл: История развития менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.Система подбора персонала

Прием на службу наемного персонала осуществляется в согласовании с функционирующим законодательством согласно трудовому договору. Прием на службу лиц, не являющихся временными сезонными сотрудниками, исполняется только лишь согласно трудовым книжкам.

Подбором персонала занимается служба кадров. В административные кадры берутся только лишь работники с надлежащим высшим образованием и опытом работы никак не меньше 3-х лет [10]. Сотрудники производства обязаны обладать хотя бы среднее специальным образованием.

Для новых работников в компании ведутся обучающие курсы, а в последующем – курсы повышения квалификации.

В заключение данного пункта необходимо обобщить и добавить, что управления в ООО «Леда» идет по разным направления, включая и инновационную составляющую.

2.3 Специфика менеджмента в России и использование зарубежного опыта

В начале 1990-х годов СССР прекратил своё существование и его правопреемницей в 1992 году стала Россия. От социалистических принципов государство и общество отказались, был взят курс на построение рыночной экономики. Однако совершить такой качественный переход к новому хозяйственному и социальному укладу было крайне сложно по нескольким причинам:

— во-первых, в бывшем СССР практически полностью отсутствовал институт предпринимательства (за исключением подпольных «цеховиков», фарцовщиков и перепродавцов дефицита). А это означало, что новой России придётся взращивать новый класс индивидуальных и коллективных предпринимателей, которые будут действовать в эпоху накопления капиталов самыми разными методами;

— во-вторых, собственником всех советских предприятий (за исключением колхозов) было государство, которое управляло ими на основе централизованного планирования. Государство назначало на должности управляющих директоров, которые осуществляли распорядительные функции в качестве наёмных менеджеров. Все поставщики сырья, комплектующих, электрической и тепловой энергии определялись для предприятий в директивном порядке. Аналогичным образом извне задавались цены на готовую продукцию, определялись каналы сбыта. Таким образом, наёмные менеджеры действовали в рамках жёстких производственных схем и кооперационных связей, им не нужно было заниматься вопросами ценообразования, рекламы, стимулирования сбыта. И когда правительством было заявлено о переходе к рынку, о приватизации госпредприятий, многие директора оказались к этому не готовы;


— в-третьих, акционирование государственных предприятий и переход их в частные руки происходил в условиях политической дезинтеграции, распада страны, высокой инфляции и разрыва существовавших на тот момент производственных связей. Особенно сильно пострадал в тот период оборонный и машиностроительный сектор, а также электронная промышленность. Рынки сбыта внутри страны схлопнулись до минимума, руководителям предприятий пришлось в спешном порядке выходить на внешние рынки и осваивать новую продукцию [10].

К вышеперечисленным особенностям следует добавить трудности в финансовой и кредитной сферах, кризису неплатежей, разгулу криминала. В таких сложнейших условиях формировался новый класс российских менеджеров – выходцев из плановой экономики.

С другой стороны, в начале 1990-х годов стал формироваться обширный контингент российского предпринимательского сообщества, который стал собственником и соучредителем огромного числа новых предприятий – появились сотни тысяч индивидуальных предпринимателей, управлявших бизнесом на свой страх и риск, стали появляться тысячи магазинов, посреднических, финансовых, производственных и транспортных компаний, работавших по схемам в2в (бизнес для бизнеса) и в2с (бизнес для потребителя). Тогда же стало развиваться фермерское движение. Эти люди стали менеджерами нового поколения, которые действовали в рыночных условиях, сами определяли цены, искали поставщиков и способы сбыта продукции, арендовали и покупали здания, оборудование, нанимали персонал, развивали бизнес.

Несмотря на неодобрительное отношение части населения, менеджеры-собственники из частного бизнеса заложили основы современного российского предпринимательства, создали целые отрасли коммерческого сектора – биржевого, брокерского и инвестиционного дела, крупного ритейла, внешнего и внутреннего туризма, банковского дела, предприятий сервиса.

Конечно, многие наработки в области организации бизнеса, производственного менеджмента, акционирования предприятий, правового регулирования предпринимательской деятельности были взяты отечественными промышленниками и управленцами из опыта западных стран, которые работают в рыночной среде уже многие столетия. К работе в отечественных компаниях были привлечены иностранные специалисты (т.н. экспаты) из финансовой, банковской, промышленной, транспортной сферы, нефтегазовой и добывающей промышленности. В новой России стал активно изучаться английский язык как средство международного общения, в Европу, США и другие страны мира были направлены на стажировку и учёбу российские менеджеры с целью усвоения управленческого опыта. Били также созданы кадровые резервы менеджеров при правительстве РФ, губернаторах и мэрах [17].


Однако в полной мере применить позаимствованный опыт применить, естественно, нам не удаётся. Причиной тому является комплекс факторов культурного, национального, поведенческого характера; многие производственные, организационно-управленческие и правовые инновации не могут быть усвоены российским бизнесом без той или иной степени адаптации.

Трудности восприятия зарубежных управленческих, организационных и бизнес-моделей состоят в следующем:

— сложностях политического характера. Как оказалось, в западных странах правительства оказались не готовы к равноправному партнёрству с Россией. Сейчас мы ясно видим, что несмотря на вступление РФ в ВТО, против нашей страны применяются различные санкции, нам не продают высокотехнологичные активы (как, например, предприятия Opel Сбербанку), ограничивают возможности сотрудничества в части создания совместных предприятий в наукоёмких сферах, и, вообще, выражаясь языком президента США Б. Обамы, хотели бы «порвать в клочья» экономику России;

— различие в оплате труда. Россия в 2015-2016 гг. серьёзно девальвировала свою национальную валюту по отношению к доллару США и евро. Это обстоятельство значительно осложняет привлечение в систему российского менеджмента лучших зарубежных менеджеров из сферы промышленности, спорта, науки, бизнес-образования, финансов, аграрного сектора, логистики, права;

— различиями в ментальности, ценностях, правовых системах, языковых и культурных проблемах. Современная Россия в значительной степени отличается, например, от Германии или Японии, уровнем производственной дисциплины и технологической культуры, величиной вознаграждения менеджеров, моделями взаимоотношений «начальник – подчинённый» [11].

В системе органов государственного управления и в бизнесе в РФ всё ещё велика доля коррупции, некомпетентности, пренебрежения должностными обязанностями. Для улучшения ситуации в управленческой среде нам предстоит ещё много сделать в части повышения образовательного уровня менеджеров, выработки оценочных методик, входного и текущего тестирования (в том числе на полиграфе), создании саморегулирующихся профессиональных организаций менеджеров, формировании этических кодексов поведения.

В заключение второй главы мы пришли к следующим выводам:

Была рассмотрена деятельность предприятия ООО «Леда», которое занимается производством шелковых тканей. Данное предприятие берет свою историю еще во времена СССР. На данный момент ассортимент расширен до 1000 видов натуральных тканей, швейной и декоративной фурнитуры. Главы подразделений согласно ступеням управления реализовывают собственную деятельность на принципах единоначалия, однако с целью предоставления нужной компетентности административных решений при руководителе формируются многофункциональные отделения (отделы, группы), привлекаются эксперты.


Последние выступают в свойстве помощников управляющего по единичным функциям управления; они готовят решение, однако берет на себя его управляющий – начальник.

С точки зрения структуры и организации отбора персонала управление в компании за минувшие 3 годы можно считать результативным, так как четко прослеживается динамика повышения числа высококвалифицированных сотрудников и уменьшения сотрудников низкой квалификации.

3. Перспективы развития менеджмента в России

Преобразования рыночной российской экономики, как показывает практика, осуществляются практически на макроэкономическом уровне. Еще в конце ХХ века расширение рыночных отношений в России привело к тому, что предприятия, в том числе и сервиса, стали реально продаваться и покупаться, а в дальнейшем и перепрофилироваться по усмотрению собственника. Широкие слои населения в 90 годы приняли решение заняться бизнесом, из идеологического небытия в Россию вернулись основные понятия капитала, возрождалась частная и корпоративная собственность, индивидуальное предпринимательство, проводилась приватизация предприятий [16].

Новоиспеченные мелкие частные собственники, владеющие предприятиями и капитальными ценностями, довольно быстро определили главной целью своей деятельности – получение прибыли и финансовых активов в любой форме. Если централизованная государственная экономика ранее через инструмент планирования определяла необходимое для региона, города и т.п. количество предприятий и сферу их деятельности, то новые хозяйственные реалии позволяли предпринимателям самостоятельно выбирать приоритеты организации нового бизнеса, рынки сбыта продукции. Сфера услуг в качестве компонента отраслей хозяйства стала невыгодна предпринимателям, ввиду невозможности получения сверхприбыли и быстрой окупаемости вложенных средств, из-за сложившихся повсеместно условий. Такая ситуация, основанная на отсутствии удовлетворения частнособственнических интересов большинства потребителей, привела к проблемам и трудностям.

Проблемы в организации деятельности предприятий можно частично объяснить несовершенством законодательной базы, отсутствием у предпринимателей опыта работы в условиях конкуренции, открытием рынка зарубежных товаров и в первую очередь изделий повседневного спроса, аудио и видео техники, бытовой техники, обуви, одежды и т.д., не всегда хорошего качества, но по приемлемым ценам. Такая ситуация привела к значительному снижению предприятий, выпускающих изделия для населения. В начале нашего столетия ситуация стала меняться, однако малый бизнес продвигается с трудом.


Поэтому сегодня, особенно в условиях кризиса, необходимо изменить подход к развитию экономики и принципов работы малых предприятий.

Сегодня необходимо внедрять в сферу малого предпринимательства современные подходы к менеджменту и на первое место ставить потребителя продукта или услуг, его потребности и обеспечение достойного уровня жизни в стране. Отсюда следует, что важнейшими целями любой организаторской деятельности коммерческих предприятий должно быть, в первую очередь, удовлетворение запросов потребителей, организация рабочих мест и только затем получение при этом прибыли. Очевидным является необходимость создания в каждой организации экономического потенциала, составляющими которого являются: наличие человеческого капитала, основного и оборотного капитала, а также информация. В сложившейся ситуации эти проблемы можно решить посредством инновационных подходов к организации и планированию деятельности предприятий [12].

Для проектирования рациональной системы организации и планирования деятельности предприятия необходимо исследование актуальных сегодня проблем с учетом специфических и региональных особенностей каждой отрасли в отдельности. В настоящее время сфера услуг рассматривается как полноценная и неотъемлемая часть российской экономики, равнозначная сельскому хозяйству и промышленности. Для организации конкурентоспособных и эффективно работающих предприятий сервиса необходимо знать их специфику, проблемы и своеобразие изнутри, это позволит создавать рационально организованные и рационально спланированные технологические процессы и процессы оказания услуг. Поэтому современное предприятие сервиса с точки зрения его организации обязательно рассматривается как система на основе объединения факторов влияния внутренней и внешней среды. При этом необходимо точно следовать политике приоритетов, первоочередной задачей сегодня является качество, конкурентоспособность продукции и услуг в соответствии с выявленными на основе маркетинга запросами потребителей, а затем еѐ объемы.

Отличительными особенностями современной организации, обладающей административно-хозяйственной самостоятельностью, по управлению и планированию работ на предприятиях является административный персонал, обязательно владеющий менеджментом. На основе зарубежного опыта выявлено, что менеджер является не просто руководителем, его работа нацелена на конкретный экономический результат, достижение эффективности производства и только в итоге получение прибыли. Таким образом, в современных условиях помимо профессиональных знаний по специальности и технологии производства каждому специалисту сферы сервиса необходимо быть одновременно и менеджером [15].