Файл: История развития менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современной литературе представлены различные виды организации и управления, сформулированы признаки классификации управления и основные системные признаки. Наиболее известными являются системы управления О.С. Виханского и А.И. Наумова, которые выделили три подсистемы управления: структурно- функциональную; информационно-поведенческую; саморазвития или самосовершенствования. Система организации и управления предложенная проф. Р.А. Фатхутдиновым состоит из четырех подсистем, это: целевая, обеспечивающая, функциональная и непосредственно управляющая.

Учитывая особенности сферы сервиса можно с уверенностью констатировать, что структура предприятий этой сферы весьма разнообразна, а организация и деятельность направлена на оказание различных видов услуг населению, поэтому необходимо разработать комплексную систему управления.

Организация работ на предприятиях сервиса профилируется в соответствии с принятым делением видов услуг на основе способа их оказания. Материальные услуги, связаны с изготовлением новых изделий или восстановлением потребительских свойств бывших в эксплуатации. Нематериальные услуги – это услуги обеспечивающие удовлетворение личных, в основном физиологических потребностей потребителя [14].

Поэтому необходимо рассматривать систему организации и управления на предприятиях сферы сервиса отдельно с учетом специфических черт, обусловливающих и особый подход к предпринимательской деятельности, нацеленной на удовлетворение и формирование спроса на услуги. Основные особенности современного рынка услуг сформулированы в работе Песоцкой Е.В. Наиболее важными являются: необходимость в проведении территориальной сегментации спроса; форма предоставления услуг и спроса; учет локального характера услуг; специфика самого процесса оказания услуг – наличие личного контакта производителя и потребителя услуг; высокая степень дифференциации услуг; изначальная неопределенность результата и качества предоставляемой услуги.

Кризисное состояние рынка, показывает необходимость изменения системы организации и управления предприятий сферы сервиса, совершенствования с точки зрения менеджмента и высокой значимости таких критериев бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям ситуативных факторов рынка. Опыт работы лучших, эффективных предприятий за рубежом и в России показывает, что предприятиям сервиса в современных условиях необходимо:

  • владеть ситуационным подходом к управлению;
  • признание важности и возможности быстроты и адекватности реакции на изменение рынка;
  • использование знаний работников в качестве главного источника получения прибыли и создание условий для реализации их потенциала;
  • внедрение системы управления направленной на повышение роли организационной культуры, мотивацию работников и стиль руководства;
  • анализировать вопросы организации производственных процессов выполнения услуг;
  • исследовать проблемы сервисного обслуживания потребителей;
  • внедрять систему управления качеством услуг;
  • совершенствовать организацию оплаты труда;
  • осуществлять бизнес-планирование, в том числе при разработке нового вида услуг.
  • разработать идеологию и имидж предприятия в поддержании, которого заинтересованы все работники;
  • использовать общие положения брендинга и рекламы;
  • разработать фирменный стиль;
  • использовать сеть Интернет [13].

Таким образом, в современных условиях рынка наиболее перспективной можно считать систему управления направленную на улучшение показателей организации и эффективности технологических процессов, оптимальную с точки зрения еѐ участников. В современной предпринимательской деятельности система управления должна состоять из следующих подсистем: стратегическая, координационная – целевая, кадровая, производственная, комплексного развития, организации продаж.

Приведенная подсистема управления в сфере сервиса позволит обеспечить эффективное осуществление процесса изготовления изделий и оказания услуг. Она позволит определить оптимальный объем и ассортимент выпуска изделий для удовлетворения потребности клиентов; текущие параметры технологических процессов; рациональную загрузку оборудования; количество работников в процессе; организацию выбора материалов, комплектующих деталей, информацию для потребителей, своевременного ремонта оборудования, оперативно устранять сбои и неполадок в технологическом процессе, контролировать качество изделий и услуг.

Заключение

Со времён Адама Смита считалось, что предпринимательская и управленческая деятельность неразрывно связаны друг с другом, разделить их практически невозможно. Да и как иначе – если за работой небольших предприятий каждодневно наблюдал сам собственник бизнеса, который и отдавал все необходимые распоряжения, касающиеся найма и увольнения работников, использования того или иного вида сырья, методов производства и обслуживания, аренды помещений, способов сбыта, назначения цен и многого другого. Тип управления предприятием накрепко связывался с личностью предпринимателя-собственника, а весь бизнес представлялся «удлинённой тенью» своего основателя и основоположника. Успех или неудачи промышленных предприятий или сервисных компаний объясняли тогда, как правило, талантом или неспособностью к правильному управлению собственников бизнеса. А раз всё сводилось к личным качествам глав компаний, то и говорить о каких-то особых управленческих трафаретах, моделях или технологиях было бессмысленно.

Так продолжалось до тех пор, пока научные открытия и изобретения не затронули сферу экономики и производственные процессы. Век 19-ый оказался очень богат на научные открытия и технические достижения практически во всех сферах – в медицине и кинематографе, воздухоплавании и энергетике, на транспорте и в быту. Учёные и практики поняли, что вся окружающая их действительность подчиняется неким неизвестным ранее законам – физическим, химическим (в том числе периодическому закону Д.И. Менделеева), физиологическим, экономическим, социальным. Научная картина мира во многом изменила подходы людей и к управленческим процессам на производстве – на этом поле появились первые исследования и эксперименты.


К этому следует добавить, что производственные процессы к концу 19-го века значительно усложнились, появились крупные акционерные общества и огромные холдинги (их тогда называли тресты); распорядительные функции от собственников переходили к особому классу специалистов, которые впоследствии получили название менеджеров.

Все эти обстоятельства стали базовой предпосылкой для становления науки о рациональном управлении бизнесом. В США её стали называть менеджментом, во Франции – административной наукой, в России – научной организацией труда (НОТ).

История развития менеджмента связана с двумя подходами к управлению:

1) управление производством (операциями), т.е. технической стороной производства;

2) управление трудовыми коллективами (психологические факторы, мотивация, стимулирование).

В последнее время к этим направлениям добавилась так называемая маркетинговая концепция, которая учитывает влияние на объект управления внешних факторов. Система маркетинга сочетает факторы производства и обращения, причем производство не рассматривается как определяющая величина.

Была рассмотрена деятельность предприятия ООО «Леда», которое занимается производством шелковых тканей. Данное предприятие берет свою историю еще во времена СССР. На данный момент ассортимент расширен до 1000 видов натуральных тканей, швейной и декоративной фурнитуры. Главы подразделений согласно ступеням управления реализовывают собственную деятельность на принципах единоначалия, однако с целью предоставления нужной компетентности административных решений при руководителе формируются многофункциональные отделения (отделы, группы), привлекаются эксперты.

Последние выступают в свойстве помощников управляющего по единичным функциям управления; они готовят решение, однако берет на себя его управляющий – начальник.

Список использованных источников

  1. Аникин Б. А., Рудая И. Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
  2. Бычкова А. В. Управление персоналом [Текст] учебное пособие. Пенза: Пензенский гос. ун-т, - 2015. - 137 с.
  3. Верхоглазенко В. Система мотивация персонала [Текст]// Консультант директора. - 2014. - № 4. - с. 19.
  4. Герчиков В.И. Типологическая концепция трудовой мотивации [Текст]// Мотивация и оплата труда. - 2016. - № 2. - с. 63-72; № 3. - с. 2-6.
  5. Грачев М.В. Суперкадры [Текст]/М.В. Грачев. -М: Дело, - 2015. - С. 69. Там же. -с. 75-77.
  6. Девисилов В. А. Охрана труда: учебник для среднего проф. образования [Текст]/ Девисилов В. А. - 5-е изд., перераб. и доп. - М: Форум, - 2014. - 494 с.
  7. Думная Н. Н., Черемисин Д. В. Аутсорсинг как новая форма организации бизнеса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dofa.ra.Dumnaja/7_AERH/ dumnaja_4eremisin_1.doc. (дата обращения 28.07.2018).
  8. Зайцева Т.В. Управление персоналом: учебник [Текст]/ Т.В. Зайцева. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. - 2016. - 336 с.
  9. Зариадзе А. Целевая функция управления самостоятельными предприятиями [Текст]// Проблемы теории и практики управления. № 1. 2016.
  10. Иванов, И. Н. Производственный менеджмент. Теория и практика: учебник для бакалавров / И. Н. Иванов; отв. ред. И. Н. Иванов. - М: Издательство Юрайт, 2014. - 574 с.
  11. Иванова Т. Н. «Товарный менеджмент. Учебное пособие» / ИНФР А-М: 2013. - 234 с.
  12. Ильченко А. В. Выбор организационной структуры предприятия [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III меж- дунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). Уфа: Лето, 2014. С. 127-129.
  13. Медведев В.П. Основы менеджмента [Текст]: Учебно-методическое пособие. -2015. - с.146.
  14. Миляева Л. Г., Фомина С. А. Методические подходы к управлению инновационной конкурентоспособностью персонала организаций [Текст]//Проблемы повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов: Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. Бийск: БТИ АлтГТУ, - 2013. – с. 257.
  15. Новиков, Д. А. Теория управления организационными системами [Текст]. - М: МПСИ, - 2015. – с. 786
  16. Омаров А.М. Предприимчивость руководителя [Текст]/А.М. Омаров. - М: Политиздат, - 2014. - с. 251.
  17. Организация и управление торговым предприятием: Учебник Брагин Л.А. Подробнее на bookvoed.ru: http://www.bookvoed.ru/book?id =5125323#descr (дата обращения: 28.07.2018).
  18. Попов Е.В. Эволюция институтов мини экономики. М.: Наука, 2007. 542 с.
  19. Пул М. Индустриальные и трудовые отношения // Управление человеческими ре­сурсами /Под ред. М. Пула, М. Уорнера. СПб.: Питер, 2002. С. 1053-1078.
  20. Серочудинов Е. С., Мизова А. И. Эффективность организационной структуры управления предприятием // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5343, (дата обращения: 28.07.2018).
  21. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001. 352 с.
  22. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник [Текст]/ А.В. Тебекин. - М.: Кнорус, - 2016. - 624 с.
  23. Теплов А.О. Этапы построения технологии наставничества в органи­зации [Электронный ресурс] / А.О. Теплов // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2015» / Огв. ред. А.И. Анд­реев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. - Режим доступа: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_20n/structure_8_ 1210.htm, (дата обращения: 28.07.2018).
  24. Шевчук А. Планирование трудовых ресурсов предприятия [Текст]// ПЭО. - 2016. - № 11. - с. 42-45.
  25. Якунин В. Я. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. [Текст] ЛГУ, - 2016. - 159 с.