Файл: История развития менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Менеджмент в системе управления организацией возник достаточно давно. Взаимодействие в системе управления предполагает влияние всех структурных подразделений предприятия друг на друга. Значение взаимодействия возрастает, но мере расширения специализации предприятия.

Взаимодействие структурных подразделений позволяет работать предприятию как единому механизму и исключить лишние, ненужные звенья. Такое взаимодействие усиливает результативность деятельности на всех уровнях ее выполнения, в том числе и управленческом, так как на него снижаются расходы. История развития менеджмента важна, так как в течение всего своего развития менеджмент претерпевал изменения, которые расширяли границы его влияния на деятельность современной организации. Этим и подтверждается актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является исследование истории развития менеджмента.

Объектом курсовой работы является ООО «Леда».

Предметом курсовой работы является история развития менеджмента.

Задачами курсовой работы являются:

1. проанализировать зарождение понятия менеджмента, теории менеджмента,

2. рассмотреть этапы развития менеджмента,

3. дать общую характеристику предприятия,

4. провести анализ менеджмента на современном этапе развития в ООО «Леда»,

5. проанализировать перспективы развития менеджмента в России.

Методы исследования: анализ, наблюдение, изучение и обобщение, систематизация, сравнение, измерение.

Теоретической и эмпирической базой исследования послужили данные учебной литературы (Медведев В.П., Брагин Л.А., и т.д.), научных статей, периодической литературы, ресурсы сети Интернет.

Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические основы исследования истории развития менеджмента

1.1 Зарождение понятия менеджмента

Управление как самостоятельная система претерпела ряд изменений, связанных с развитием общества. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления, как минимум, трех сферах человеческой деятельности:


1) оборонительная;

2) политическая;

3) экономическая [1, c. 19].

На первом этапе, когда группы были незначительные, управление осуществлялось одним человеком. По мере разрастания и усложнения функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциация функций.

Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения общественного труда, когда одни люди занимались непосредственно трудовой деятельностью, другие ими управляли- между ними складывались определенные управленческие отношения. Согласно Р. Ходжетсу, менеджмент как вид деятельности, сложился в результате 3 управленческих революций:

1) Религиозно-коммерческая (3000 до н э)

Шумерские жрецы играли роль менеджеров: они собирали дань продуктами, которые накапливались, обменивались и использовались (т.е. появились первые коммерческие операции) [25]

2) Светско-административная революция( 1792-1750 гг. до н э)

Связана с деятельностью вавилонского правителя Хамураппи, который попытался организовать эффективную систему управления империей и создал знаменитый свод законов управления.

3) Производственно- строительная революция (605-562 гг. до н э)

Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора II, который создал систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах. Эта революция привела к соединению государственных методов управления с контролем за деятельностью в строительстве и производстве, впервые выделилось отраслевое управление [2].

Следующий этап в развитии менеджмента совпадает с зарождением капитализма в Европе в 18-19 вв.:

  • необходимость смены правил и методов управления во всех сферах общественной жизни;
  • усложняется и дифференцируется производство: вместо одного собственника появляется множество акционеров, вместо одного руководителя- несколько наемных менеджеров [24].

В связи с увеличением объемов производства, объединением мануфактур и увеличением темпов оборота капитала появляется необходимость в распаде менеджмента на множество подфункций: планирование, производство, сбыт, закупка, организация и т.д.

Конец 19-начало 20 вв. - эпоха монополистического капитализма: возникновение крупных и громоздких организаций на основе концентрации производства и капитала. Бюрократическая революция в менеджменте: появляются новые правила и методы бюрократического управления, основанные на разделении труда между разными уровнями и направлениями, введение новых форм стандартов и персональной ответственности за результаты своего труда [3].


1.2 Теории менеджмента

Выделяют четыре основных модели, из которых вышли все современные теории менеджмента:

1. Научная (Школа научного управления)

2. Классическая (Административная (классическая) школа)

3. Психологическая (Школа человеческих отношений)

4. Количественная

Школа научного управления

Основоположник- Фредерик Тейлор (1856-1915). Благодаря его исследованиям оформилась научная организация труда, усовершенствовалась система оплаты, впоследствии развился кадровый менеджмент.

Представители: Франк и Лилиан Гилберт, Генри Гант,Генри Гаррингтон, Эмерсон, А.А.Богданов

Основные принципы школы:

1. научный анализ для определения лучших способов выполнения задач;

2. отбор работников, наиболее подходящих для решения задач, их дальнейшее обучение

3. обеспечение работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения задач;

4. систематическое использование материальных стимулов для повышения производительности труда;

5. разделение труда между работниками и менеджерами на исполнительный и административный [23].

Научная теория управления предполагает наличие в организации специального органа, ответственного за менеджмент. Иными словами, в компании обязательно должен быть руководитель и отдельная должность для него. И чем сложнее предприятие, тем больше становится управленческий аппарат. Основными задачами управленцев в рамках научной теории менеджмента являются анализ физического труда, выработка наиболее рациональных моделей на основе достижений научного прогресса. Научная школа менеджмента находилась на пике своей популярности в начале 20 века и является родоначальником ряда современных теорий, которые переняли у нее мысль об обязательности управленческого аппарата в любой организации.

Административная (классическая) школа

Основоположник- Анри Файоль (1814-1925).

Представители: Л.Урвик, Дж. Мунди, А.Рейли, А.Гинсбург, М.Вебер

Особенности:

1. Управляющая функция должна выполнятся на всех уровнях организации, она касается в определенной степени всех работающих.

2. Компетентность руководителя: должен обладать определенными качествами (ум, интеллект, образование, моральные качества, здоровье и т.д.)

Принципы управления( По Файолю):

1. разделение труда (цель: выполнение работы больше по объему, лучшего качества)


2. полномочия и ответственность

3. дисциплина

4. единоначалие

5. централизация

6. подчиненность личных интересов общим

7. вознаграждение персонала

8. справедливость

9. инициативность [4]

Функции управления:

1. предвидение (анализ будущего, выработка соответствующего плана)

2. организация (построение материальной и социальной составляющей организации персонала)

3. распоряжение (стимулирование персонала работать надлежащим образом)

4. координация (объединение всех усилий организации)

5. контроль (все, что совершается установленными правилами и принципами) [22].

Классическая школа менеджмента выступает приемником научной теории. Ее период популярности приходится первую половину 20 века. Основные принципы классического (административного) подхода в управлении можно описать следующим образом: разделение труда, жесткая иерархия в управлении (управление сверху вниз), принцип одного руководителя (один сотрудник не может подчиняться нескольким начальникам), нормы менеджмента (каждому руководителю можно дать в подчинение не больше определенного числа работников). Эти принципы актуальны и по сей день, но современные теории дополнили их значимостью личности и социальной составляющей коллектива [5].

Следующим эволюционным шагом и вкладом в современные теории менеджмента стали основы человеческих отношений с азами психологии.

Школа человеческих отношений

Особая заслуга Элтона Мэйо, который провел ряд экспериментов изучая влияние различных факторов производства на повышение производительности труда, пришел к выводу об особой роли человеческих факторов.

Представители: Элтон Мэйо, М.Фоллет

Рассматривали каждую промышленную организацию как определенную социальную систему: технологический аспект производства во взаимосвязи с человеческими и социальными факторами. Считали, что повышение эффективности организации будет происходить прежде всего за счет повышения ее человеческих ресурсов.

Основные принципы:

1. люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениями с другими людьми

2. люди более отзывчивы к социальному влиянию равных людей, чем контроля руководителя

3. работник откликается на побуждение руководителя, если тот рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей [21].

Главным аспектом этой школы менеджмента является признание человеческого фактора. Последователи этой теории уделяют особое внимание социальной и психологической составляющей роли руководителя и подчиненного, а психологический климат в коллективе возводится в ранг основного фактора успешности всего предприятия.


Вместе с развитием таких наук, как математический анализ, статистика и теория систем, стал возможен новый этап в осознании теорий управления. Одна из последних школ менеджмента – количественная. Она рассматривает социальную структуру предприятия как открытую систему, способную меняться и развиваться с изменением внутренних и внешних условий. Каждый элемент этой системы имеет свои собственные цели и задачи. Эта теория отличается наиболее комплексным подходом [6].

1.3 Этапы развития менеджмента

Изучая представления о роли и месте менеджмента организаций, содержание управленческой деятельности, ее принципы и методы осуществления, мы видим, что они неоднократно были подвержены существенным изменениям с того момента, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации [20, c. 93]. Отношение и взгляды на управление развивались наряду с развитием общественных отношений, менялся бизнес, совершенствовались технологии производства, появлялись и развивались новые средства связи и обработки информации. В это же время менялась и практика управления. Изменялась и сама наука об управлении. Однако, несмотря на то, что практика управления развивалась намного быстрее, благодаря управленческой мысли, новым идеям ведущих умов в области управления, разрабатываемые новые подходы к осуществлению управленческой деятельности знаменовали собой рубежи, за которыми начинались широкие преобразования в практике управления.

Историки менеджмента Л. Маммфорд, Р. Ходжеттс и др. давно интересуются вопросом о том, когда управленческая деятельность стала самостоятельной областью и перестала быть только косвенным проявлением власти [7, c.12].

Основные условия возникновения и развития менеджмента как науки и практики управления:

  • объективные изменения в самом управлении под влиянием разных факторов развития производства, общества, человека;
  • развитие управленческой мысли;
  • общее развитие науки, определяющее методологию осмысления исторических фактов на каждом этапе развития;
  • структурирование исторических тенденций как потребностей развития будущего [19].

Современная наука об управлении развивается быстрыми темпами, представляя собой синтез теоретических разработок и выводов, основанных на многолетней практической деятельности. Современный менеджмент имеет многокомпонентную структуру, предполагающую его рассмотрение как «системы менеджмента» [8].