Файл: Основные функции в системе менеджмента (Функции менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Сегодня, наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни, это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем образе жизни осложняется тем, что они требуют изменения нас самих.

Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт, является постижение науки и искусства менеджмента.

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин "Менеджмент" по сути является аналогом термина "управление", его синонимом. Однако есть и отличия. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление оборудованием, биологическими процессами, состоянием. То есть управление - это более широкое понятие. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения целей, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов[1].

Система управления представляет собой совокупность различных компонентов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения. Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.[2]

Целью данной работы является раскрытие основных функций в системе менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на конкретном предприятии.

В задачи входит раскрытие реализации на практике основных функций

управления: планирование, организация, стимулирование, мотивация и

контроль.

При выполнении работы я буду опираться на данные текущей документации ТОО «Лека» и некоторые источники теоретической информации.

Результатом работы будет анализ функционирования организации с точки зрения выполнения своих основных функций менеджмента и внесение предложений по улучшению реализации этих функций, что должно повысить эффективность хозяйственной деятельности организации.

Глава 1. Основные функции в системе менеджмента


1.1 Функции менеджмента

Функция - широко распространенное понятие, используемое в философии, биология, математика и другие науки.

Функции менеджмента - особый вид управленческой деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект.[3]

Процесс менеджмента - это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих кадров для реализации функций управления, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально-экономической системы.[4]

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, форму управленческой деятельности, совокупность обязанностей подсистемы управления (субъекта менеджмента). Конечным результатом управления является развитие управленческого влияния, команды, порядка, направленного на достижение поставленной цели. Один сотрудник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция управления представляет собой область определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - совокупность функций, относящихся к единому циклу управления.[5]

Принятие решения

Постановка

Задачи (определение

цели)

Выбор методов управления

Анализ и оценка

результатов

решения

Контроль за исполнением

и корректировка

решения

Организация,

координация и

корректировка

решения

Схема 1. Цикл управления

Анри Файоль - разработчик теории административного управления в начале 20 века выделил 5 основных функций административного процесса: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование - заглянуть в будущее, установить программу действий.

Организовывать – строить двойной организм предприятия (материальный и социальный).


Мотивация - общаться, объединяться, объединять все действия и усилия.

Контролировать - наблюдать, чтобы все происходило по установленным правилам и отдаваемым приказам.[6]

В течение 20 века содержание функций и название некоторых из них претерпевали значительные изменения по сравнению с теми, которые давались в произведениях Файоля. Это связано с изменениями в экономике и социальной структуре общества.[7]

Все функции управления можно разделить на две функции:

содержание процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).[8]

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация бизнеса, бухгалтерский учет,

планирование, правоведение и др.[9]

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают

основные должностные обязанности. Они являются общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами.

Основными функциями менеджмента являются:

Предвидение - прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование. Прогнозирование - это прогнозирование результатов деятельности компании.

Целеполагание - это постановка и формирование целей в соответствии с

потребностью предприятия в продукции (услугах), производимой предприятием, в обеспечении ресурсной доступности целей и целесообразности.

Цели - это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе своей деятельности. Цели могут быть разные: экономические, социальные, маркетинговые[10].

Социально-экономические и, в частности, производственно-экономические системы являются многоцелевыми.

Основная задача менеджеров - добиться реальных конечных результатов

деятельности. Менеджеры должны правильно определить и понять свои цели, ставить перед персоналом цели по выявлению и уточнению исходных данных, выявлению сильных и слабых сторон системы и их эффективному использованию[11].

Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их

прогресс. В процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и определения взаимного соответствия целей и результатов.[12]


Схема 2. Основные функции управления

1.2 Основные функции менеджмента

1) Планирование

Планирование - основная функция управления, заключается в деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие компании. Согласно концепции немецкого профессора, Д. Хана планирование - это ориентированный на будущее систематический процесс принятия решений.[13]

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на определенный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или другого структурного подразделения.

В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:

Формы планирования:

- перспективное

- среднесрочный

- текущие (бюджетные, оперативные)

Тип плана:

1. В зависимости от содержания хозяйственной деятельности: планы

производства, планов продаж, логистика, финансовый план, план рекламной работы, план заметки и т. д.

2. В зависимости от структуры фирмы: план работы предприятия, секции,

отделение кафедры.

Планирование предполагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей.

В зависимости от направленности и характера рассматриваемых задач различают три типа планирования: стратегическое или долгосрочное; среднесрочное и тактическое или текущее.[14]

Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу существование предприятия и охватывает срок 10-20 лет[15]. Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность деятельности для достижения целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами.


Стратегический план должен подкрепляться обширными исследованиями и

фактические данные. Для того, чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно собирать и анализировать огромное количество информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.[16]

Как в условиях стихийного развития рынка выражение планов в

количественные показатели невозможно, планы выражаются в качественных показателях в виде прогнозов и программ. На их основе осуществляется координация наиболее перспективных направлений развития компании с учетом потребностей и ресурсов.

Стратегическое планирование осуществляется в виде:

- долгосрочных планов: где показатели прошлого периода

принципу "будущее будет лучше прошлого" реализуется в программы действий, бюджеты, планы прибылей с определением отклонений фактических показателей от запланированных.

- стратегических планов: показатели развития фирмы на будущий период разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с которыми может столкнуться компания. Здесь перспективы и цели связаны с разработкой стратегии.[17]

Стратегические планы должны быть разработаны не только для того, чтобы оставаться согласованными в течение длительных периодов времени, но и для того, чтобы быть достаточно гибкими для внесения изменений и переориентации, если это необходимо.

Некоторые организации, как индивиды, могут достичь определенного

уровня успеха, не затрачивая много труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха.

Организация, которая создает стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроля.[18]

Планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Современные темпы изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование является единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Стратегическое планирование обеспечивает основу для принятия решений.[19]

Планирование помогает снизить риск при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для установленных целей, помогает создать единство целей внутри организации.

Стратегическое планирование характеризуется следующими положениями.