Файл: Игра как метод воспитания (Понятие о методе воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игра своего рода идеал культуры, контролируемый парадокс, который наиболее полно демонстрирует самобытное в людях, психический склад народов, национальной игры в том, что она развивает типовые способности общественного поведения, своеобразные системы ценностей, ориентацию на массовые или же личные воздействия, соревновательность и кооперацию, развивает подобные народные нравы, стандарты поведения в человеческих общностях.

2)Функция межнациональной коммуникации. Кант считал человечество самым общительным. Игры национальны, и в то же время межнациональны. Межнациональные потому, что у них одна основа, именно поэтому они сближают. Такие же по содержанию и правилам игры, но и именуемы по-всякому у людей других национальностей. Рождены в различных концах Земли едиными социально-культурными истоками и причинами. Но и компромиссы, и инциденты - элементы гражданского мышления и поведения детей. Игры выделяют вероятность создавать различные истории жизни, находить выход из конфликтов, не прибегая к злости, изучают различным чувствам в восприятии всего имеющегося в жизни. В большой палитре чувствования. Ребёнок обучается в этой игре сенсибилизации, готовится и «созревает» для решения всевозможных жизненных задач. В разных странах у детей это реализуется буквально одинаково. Значит, игры берегут этнокультуры, они мировой банк нескончаемых духовных ценностей. Об универсальности и общечеловеческой заданности игр свидетельствует тот факт, что игры той или иной национальной общности легко усваиваются всем мировым сообществом.

3)Игра - уникальная площадка человеческой практики ребёнка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта. Игра разрешает с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребёнка, с другой - выявить недостаточность опыта. Человеческая практика постоянно вторгается в игровую ситуацию для того, чтобы раскрыть возможные или уже имеющиеся проблемы у ребёнка и создаёт их снятие. Практически во всех детских играх выражена сущность объективной действительности и жизненной правды. Материал для игр дети приобретают только из окружающего мира. Для действительной жизни у ребёнка в период детства слишком мало душевного материала, мало опыта, недостаточно сложившихся представлений, но он хочет жить активно и деятельно. Игра становится его жизнью, и он в этой жизни личность свободная, самостоятельная, живущая полной детской и неполной взрослой жизнью.


4)Коммуникативная функция игры. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит ребёнка в реальный контекст, сложнейших человеческих отношений. Детям абсолютно необходима общая мечта, общее желание быть вместе, опыт коллективных переживаний.

Если игра - это форма общения детей. Игра и есть победа товарищеского сознания. Многие игры детей, подростков и юношей различаются прежде всего коллективным характером. Редко бывают единичным актом и потому от поколения к поколению коллективный социальный опыт, традиции, ценности и идеалы. Коммуникативные связи игры - досуга очеловечены культурой и носят ярко выраженный характер. Стало быть игра - досуг заключает в себе известное начало общности - диалекту общения, её вне генетические формы социальных связей, социальных ситуаций совместимости, совокупности, контактности. Общение, рождающееся в игре - досуге, обуславливает становление, развитие разных актов культуры. Игры формируют в ребёнке и сохраняют у взрослого человека такие привлекательные социальные черты, как обаяние, непосредственность, общительность. В игровой деятельности детей существуют абсолютно реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими.

5)Диагностическая функция игры. Диагностика – способность увидеть, процесс постановки диагноза. Диагноз – понятие не только существа и особенностей болезни, но и отклонение в поведении ребёнка и вместе с тем в нормальном поведении. Игра имеет специфическую черту прорецательности, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что личность ведёт себя в игре на максимальности проявления. Во-вторых, игра сама по себе особое «поле самовыражения».

Игра распознана, и уже потому она есть «зона ближайшего развития». Поскольку игровая деятельность представляет произвольное, обобщённое воспроизведение действительности и является неутилитарной по своему характеру, она для ребёнка привлекательна в силу удовлетворения желаемых, а не навязанных извне действий.

6)Игротерапевтическая функция игры. Особую роль выполняет игра как средство терапии по отношению к больным детям и детям, имеющим неклинические отклонения в здоровье. Лечение игрой - серьёзной перспектива лечебной педагогики, так как игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребёнка в поведении, в общении с окружающими, в учении. Дети сами прибегают в игре как психотерапевтическому средству. К примеру, считалки, дразнилки, страшилки являются трансляторами, с другой стороны, мощным средством игротерапии. Игра стимулирует в ребёнке органы, ранее воздействующее, и тем самым восстанавливает равновесие его сил. Природа специально предоставила человеку длительный период детства, чтобы играя, развивать жизненно важные органы и функции.


В настоящее время разработаны игровые психотерапевтические тренинги, специально развивающие, уравновешиващие игры, рукоигры. Для больных детей разрабатываются «поющие кровати», куклы, которые умеют всё делать, игрушки, восстанавливающие многие нарушения здоровья. К игротерапевтической функции близко примыкает функция коррекционная.

7)Развлекательная функция. Объективно - это основная функция игры. Развлечь - значит, во-первых, доставить удовольствие, удовлетворить стремление личности к любым потребностям, опосредованно приобретённым индивидуальным опытом, во-вторых, воодушевить, пробудить интерес к чему-нибудь. Развлечение - это влечение к разнообразному. Поскольку влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную потребность субъекта, развлекательная функция игры связана с созданием комфорта, благоприятно атмосферы, то есть стабилизация личности, реализация уровней её притязаний. Влечение в играх - явление переходящее, поскольку представленные в нём потребности могут угасать, могут осознаваться, превращаясь в конкретные желания, намерения, установки к действию.

Игра - это единственная деятельность, которая выводит ребёнка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально. В этом плане игра - стратегически - тонко организованное культурное пространство развлечений ребёнка, в котором он идёт от развлечения к развитию. Развлечение в играх - это поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.

Таким образом, воспитатель должен знать воспитательные и развивающие функции той или иной игры.

Глава 3. Виды игр, их систематизация

3.1 Подходы к систематизации

Чтобы игры были подлинными организаторой жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр.

Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила, детали. Дети не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательная деятельность.

Сложность систематизации игр заключается в том, собственно что они, как и каждое проявление культуры, чувствуют нешкточные воздействия динамики исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп. Обогащение культуры досуга всегда служит предпосылкой формирования общества.


Попыток систематизации игр немало. Многие из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр, специально «под этот» материал.

Берём за базу систематизацию игр, как отблеск знакомой и не прогнозируемой работы, регулирующей творческую энергичность индивидуума, предопределяющий целый церковный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется нам задачей необходимой и многообещающей. С этой позицией все детские игры делятся на следующие виды:

1.Физические и психологические игры и тренинги. Это двигательные (спортивные, подвижные, моторные) и лечебные игры (игротерапия).

2. Социальные игры: сюжетно-ролевые;

Разнообразие типов, видов, форм игр необходимо, как неизбежно разнообразие жизни, которую они изображают, несмотря на внешнюю схожесть игр одного типа, модели.

1.Физические и психологические игры и тренинги.

Двигательные игры. Двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные) - это самые многочисленные и разнообразные во всём пространстве детских игр. Они целенаправленно обеспечивают физическое развитие и физическое здоровье детей и в значительной степени увеличивают физическую свободу растущего ребёнка. Никакие самые увлекательные досуги не заменят ребятам радости движения, ощущения силы, удачи, ловкости, гибкости, координации. В подвижных играх у детей появляется второе дыхание, дополнительные силы.

Наибольшее количество народных забав - это подвижные игры. В их основе - спортивная борьба, состязательность, конкуренция.

Подобные игры могут быть малой, средней, большой, максимальной подвижности. Это типовая группа игр содержит:

• спортивные, спортивно-моторные игры, преимущественно командные с точно установленным количеством игроков, нормированным пространством, нормативным инвентарём, неизменяемыми правилами;

• подвижные (командные, групповые, парные, одиночные), не имеющие жёстких границ и правил;

• командные состязания спортивного характера (игры, эстафеты).

Подвижные игры убирают с ребёнка усталость.

Лечебные игры. Данный вид игр учителям, воспитателям, практическим психологам почти незнаком. Лечебные игры - традиционное средство, используемое в психиатрии, терапии, логопедии и других отраслях медицины для диагностики детей с дефектами здоровья, коррекции и прямого лечения. Сурдотифлоолигофрено педагогика давно использует специальные коррекционные игры для реабилитации, профилактики и непосредственной лечебной игротерапии.


К лечебным играм можно отнести: нестандартные двигательные целенаправленные перегрузки игрового характера, требующие физического предела, основанные на состязательности, на установках «кто выше», «кто дальше»; игровые упражнения на мимические, пантомимические, моторные и другие реакции («страшная» и весёлая гримаса, громкий хохот, крик).

2.Социальные игры

Все игры социальны в своей основе. Но всё-таки существуют игры с наибольшим социальным запасом, ориентацией на социализацию личности человека. К ним, прежде всего, относятся сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры. У этого вида игр много иных названий. Их называют играми без правил: подражательными, театральными, играми-драматизациями, стихийными, вольными, свободными, естественными, самодеятельными играми, проводимыми без организационного вмешательства взрослых.

В ролевых играх дети отражают мир во всём его многообразии. Ролевая игра - форма создавания ребёнком социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Произвольно разыгрывая разные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе, они имеют возможность стоить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами своих партнёров и приучаясь читаться с ними в совместной деятельности. Это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в коллективе, который формирует общественные качества и моральное сознание детской личности.

Свойство ролевой игры - улавливать и отражать жизнь, изменение в жизни и развитие общества.

Ролевая игра воссоздаёт социальное отношение «на вере» в новой материально, доступной ребёнку форме. В этом и заключается её основная функция и значения для развития личности.

Ролевые игры детей всех возрастов не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности детей, в которой, подражая и фантазируя, они раскрывают свой характер, своё понимание о жизни. Ролевые игры - всегда игры «во что-то», «в кого-то».

Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Сюжет - предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развёртывания темы игры. Сюжет ролевой игры узнаваем, но вместе с тем в нём условия преодоления стереотипов поведения в повседневной жизни.