Файл: Игра как метод воспитания (Понятие о методе воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сюжеты ролевых игр стареют, теряют свою притягательную силу. Поиски новых сюжетов - это поиски путей в мир игры.

Игры, в которых дети не примеряют на себя роли, а оперируют предметами и игрушками, придавая выдуманный смысл по сюжету игры, называют режиссёрами. Это разновидность ролевой игры. В воспитательной практике школ ролевые игры выступают в нескольких значениях:

• как автономный вид деятельности;

• ролевая игра выступает формой неигровой деятельности учащихся;

• ролевая игра, как и другие виды игр, может входить составной частью, элементов в содержание и организацию неигровой деятельности учащихся. Элемент игр - одна из составных частей её структуры, сторона, признак, содержание игры. Наиболее продуктивно в контекст неигровой деятельности входят элементы ролевой игры: сюжет, роль, игровое действие;

• ролевая игра, её элементы могут быть использованы как побудительное средство к неигровой деятельности (труду, спорту, занятия искусством). Игровыми моментами побуждающего характера могут быть ролевые афиши, радио объявления, выступление персонажа книги, фильма.

Разыгрывая определённые действия и ситуации, ценное в воспитательном отношении, дети в игровом плане не только переживают события, их волнующие и наиболее им привлекательные, но добровольно, по собственному побуждению вступают в такие отношения с окружающими, совершают такие действия, которые отвечают их эмоциональным потребностям, необходимым для нравственного формирования. Ролевая игра активно влияет на нравственное здоровье ребят, стимулирует их к участию неигровой деятельности.

3.2 Методика проведения детских игр

Методика проведения игр делается на общих закономерностях процесса воспитания. Её эффективность плотно связана с реализацией принципов воспитания.

Перед играющими надо каждый раз устанавливать задачи, надлежащие трудностям предстоящей игры. В последующем игры должны постоянно усложняться, чтобы не лишиться воспитательного смысла.

В игровой деятельности дети должны воспринимать содержание и правила игры. Это достигается наглядностью объяснения. Но при необходимости имеет возможность дополняться показом отдельных приёмов и поступков играющих. Объяснив ключевое, руководитель начинает игру. Если нужно, то игру незамедлительно же останавливают для дополнительных объяснений. В иных случаях игру останавливают для введения меленьких правил и поправки промахов играющих. Объяснить сразу всё содержание трудной игры бесполезно. Это излишняя растрата времени. Лучше всего объяснить игру в три этапа:


• ознакомление с игрой (название, в чём сюжет, главные правила);

• последующее зучение правил;

• внесение изменений в содержание и правила игры.

В случае если первые два этапа имеют все шансы идти по стопам один за другим, то последний можно отнести на следующее занятие. Объяснение полезно проверить на месте игры, расставив играющих и распределив роли.

Начинать целенаправленно с несложных некомандных игр. Затем нужно перейти к переходным играм, дальше к трудным надобно вовремя, не дожидаясь, пока ребята потеряют интерес к знакомым играм. Надо верно опираться на имеющийся навык. Любая свежая игра обязана как бы «вырастать» из игры старенькой, отлично знакомой.

Это сделает обязательства для усвоение и станет содействовать закреплению умений и способностей. Кроме этого руководитель игры всегда должен учитывать особенности подготовленности всей группы и отдельных учеников, подбирать игру в роли в соответствии с возможностями играющих.

Деятельность руководителя о проведении игры состоит из нескольких элементов.

Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с её выбора. При этом учитывается:

• состав группы, место проведения. Для каждой игры существует оптимальное число участников;

• значительно влияет на выбор игры место проведения (помещение, природа). Так в малом зале нельзя проводить игры, которые требуют неограниченной площадки;

• точно также нельзя провести игру, для которой нет необходимого инвентаря, поэтому руководитель должен обладать большим запасом игр, уметь их видоизменять и приспосабливать к конкретным условиям.

Подготовка места и инвентаря. Данный этап предусматривает:

• уборку помещения;

• разметку площадки или местности;

• подбор необходимого инвентаря;

• подготовка отличительных знаков для играющих и т.д. Подготовка должна быть заблаговременной и тщательной. К ней нужно привлекать детей. Хорошая подготовка повышает эмоциональное состояние играющих, вызывает желание быстрее начать игру.

Организация играющих. Данный элемент включает в себя расстановку играющих при объяснении игры, выбор капитанов. Их можно выбирать различными способами: по назначению руководителя, по выбору играющих, по результатам предыдущих игр, по жребию.

Объяснение игры. Объяснить игру лучше в том настроении, в котором она будет начинаться. При этом руководитель должен занять такое место, с которого все бы видели и слышали. Объяснение игры не следует затягивать, так как дети с нетерпением ждут начала игры и с трудом выслушивают руководителя. Рассказывать нужно живо, образно. Рассказ должен сопровождаться показом, должен не только создавать полное представление об игре, но заинтересовать детей, вызвать стремление к активному действию.


Наблюдая игровую деятельность, организатор должен помочь правильно выбрать способы решения игровой задачи, добиваться активности, самостоятельности, дисциплинированности и творчества играющих. Их ошибки необходимо исправлять, не давая им закрепиться. Обычно для этого достаточно вмешательства в процесс игры. Исправления могут быть сделаны по ходу игры и во время её специальных установок. В момент остановки все играющие должны оставаться на местах, где их застал сигнал руководителя. Кратко объясняя ошибку, нужно самому включиться в игру, чтобы показать, как нужно правильно действовать в таких ситуациях. Когда же этих приёмов будет недостаточно, детям можно давать специальные упражнения, объяснять действия наглядно.

В ходе игр, соревнований дети часто проявляют возбудимость. Она влечёт за собой поспешность действий, нарушение дисциплины и этики. Руководитель должен предупреждать эти проявления и воспитывать у играющих умение контролировать свои поступки, подчинять их интересам коллектива, с уважением относиться к товарищам по команде и «противнику», играть честно, соблюдая все правила игры. В решении этих задач особенно велика роль судейства. Вмешательством в игру и требовательностью к соблюдению правил судьи удерживают ход игры в небольших рамках. Авторитет судей может быть высоким, если его решения будут быстрыми, уверенными и понятными ребятам.

Подведение итогов игры. Определение результата игры должно быть простым. Но во многих играх нельзя ограничиваться только подсчётом очков, метров, секунд, нужно обязательно учитывать правильность действий играющих. Ошибки в выполнении могут приравниваться к секундам, метрам, как штрафные очки, которые суммируются с общим результатом.

Организованному окончанию игры следует придавать серьёзное значение.

Оставив играющих, руководитель совместно с помощниками подсчитывать результаты и объявить победителей. После этого нужно провести разбор игры.

Следовательно, в целом игра - явление демократическое. Авторам образовательных программ необходимо осознанно включать в них игры, имеющие высокую воспитательную репутацию. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражательства к игровой инициативе, от локальных игр к играм-комплексам, от возрастных игр к безвозрастным.


Заключение.

Игра - это главная ступень подъёма ребёнка. В его развитии и воспитании игра воплотит в жизнь роль добродушной, умной наставницы. Игра - это так же дорога к познанию самого себя, собственных возможностей, способностей, самопроверка всякий раз направляет к совершенствованию. В этой игре переход от воспитания к самовоспитанию, к сознательной работе над собственной волей, нравом, к выработке позитивных привычек, к приобретению необходимых умений случается естественно и незаметно.

Игра - не развлечение, а особый метод завлекание детей в творческую деятельность, метод побуждения их активности.

В детском возрасте игра - это норма, и ребёнок должен всегда играть. Даже когда делает серьёзное дело. У ребёнка есть страсть к игре и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Таким образом, воспитательные игры способствуют развитию волевых черт характера, психологических свойств личности, разрядке напряжения, снимают усталость, могут помочь сплочению ученического коллектива.

Воспитателям не стоит забывать о таком методе воспитания как игра.

Игра входит в целый педагогический процесс, смешивается и взаимосвязана с другими методами воспитания.

Проведённое исследование не исчерпывает всей сложности проблемы формирования волевых качеств, в процессе игровой деятельности. Перспективу дальнейшего исследования мы наблюдаем возможности их развития с помощью спортивной деятельности и коллективных творческих дел.

Список использованных источников

1. Аникиева Н.А. Воспитание игрой : Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.-144с.

2. Борде-Кляйн И., Арндт М., Зингер В. Удовольствие - в игре : Сборник. - М.: Знания, 1983.-95с.

3. Исполатов А.Н. 365 игр, заданий для весёлой компании / А.Н. Исполатов. - М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2009.-256с.: ил.

4. Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений. - М.: Просвещение, 1992.-342с.

5. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся педучилищ - 2.е изд., перераб. и доп.. - М.: Просвещение, 1986.-336с.

6. Лавреньтев В.В. Значение игры в работе с детьми.: Начальная школа. - 1999. - №5.-С.84-89.

7. Лебедева Л.Е. Воспитание детей в игре. Опыт воспитателей: находки, проблема, перспективы.- ВЯТГГУ, 2003.-38с.

8. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития: академия холдинг, 1999.-192с.


9. Минских.М.В. Игры и развлечения.-М.: Просвещение, 1985.-192с.

10.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком - М.: Педагогика, 1990.-131с.

11. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. - М.: Педагогическое общество России, 2001.-640с.

12. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб заведений: в 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2001.-Кн.2: Процесс воспитания. - 256с.: ил.

13. Психологический словарь. - 3-е изд., доп. и перераб./Авт. - сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.-640с.

14. Погадаев Г.И. Игра, интересная для детей.: Физическая культура в школе. - 1998. - №2. - С.38-39.

15. Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг [Текст].-М.: Новая школа, 1994.-368с.

16. Спиваковский А.С. Игра - это серьёзно. -М.: Просвещение, 1981.-146с.

17.Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры.-М.: Новая школа, 1994.-240с.

18. Шмаков С.А. Игры - шутки, игры - минутки.-М.: Новая школа, 1993.-112с

19.Шлыков А.А. Культура - досуг - ребёнок .-М.: Прогресс, 1994.-158с

Приложение 1

Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,

На печи дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснется Васька кот —

Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.