ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2019
Просмотров: 2502
Скачиваний: 21
56
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.
Кровь, общая характеристика, функции крови. Особенности крови
в детском возрасте.
2.
Особенности метаболизма в форменных элементах крови.
Эритроцитарные энзимопатии.
3.
Гемоглобин человека, строение, производные гемоглобина,
варианты в онтогенезе. Гемоглобинопатии.
4.
Участие гемоглобина в транспорте кислорода и углекислого газа
кровью. Гипоксии.
5.
Обмен железа. Нарушения обмена железа: железодефицитные
анемии.
6.
Плазма
крови
и
сыворотка.
Белки
плазмы
крови,
их
характеристика.
7.
Свертывание
крови.
Сосудисто-тромбоцитарный
и
коагуляционный гемостаз. Факторы свертывающей системы
крови. Внутренняя
и внешняя
системы
коагуляционного
гемостаза.
8.
Противосвертывающая и фибринолитическая системы крови.
Геморрагические состояния у детей.
9.
Представление о гемофилиях и тромбозах, ДВС-синдроме. Роль
витамина К в свертывании крови.
10.
Значение биохимического анализа крови в характеристике
состояния здоровья детей.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1.
Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д.
Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С.
549-585.
2.
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 567-607.
3.
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.:
Медицина, 1990. – С. 65-71, 394-395, 438-472.
4.
Лелевич В.В., Масловская А.А., Лукашик Н.К. Биохимические
особенности
детского
организма:
Учебное
пособие
по
биологической химии для студентов педиатрического факультета.
– Гродно, 2001. – С. 8, 90-99.
5.
Конспект лекций.
57
З А Н Я Т И Е № 34
ТЕМА: БИОХИМИЯ ПОЧЕК И МОЧИ
ЦЕЛЬ: Сформировать знания о водно-минеральном обмене.
Освоить практические приемы качественного и количественного
определения патологических компонентов в моче. Освоить
использование экспресс-методов в биохимических исследованиях.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1.
Разбор вопросов теоретического раздела.
2.
Контрольные вопросы к лабораторной работе:
2.1.
Основные показатели анализа мочи в норме.
2.2.
Патологические компоненты мочи (белок, глюкоза,
кровяные
пигменты,
кетоновые
тела,
желчные
пигменты), причины их появления, диагностическое
значение их определения.
2.3.
Принципы
методов
обнаружения
патологических
компонентов в моче.
2.4.
Диагностическое значение биохимического анализа
мочи (на примере: мочевины, мочевой кислоты,
креатинина,
пировиноградной
кислоты,
17-
кетостероидов, витамина С, диастазы).
3.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
3.1.
Качественная реакция на белок.
3.2.
Количественное определение белка.
3.3.
Качественное определение глюкозы.
3.4.
Качественная реакция на кровяные пигменты.
3.5.
Определение веществ в биологическом материале с
помощью экспресс-методов (демонстрация).
4.
Контроль выполнения лабораторной работы.
58
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1.
Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным
занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1983. – С.
240-249. Работы 91, 92, 93, 94, 95, 96 (пункт а).
2.
Лелевич В.В., Масловская А.А., Климович В.В. и др.
Биологическая химия: практикум для студентов педиатрического
факультета. – Гродно: ГрГМУ.
– Занятие № 34.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.
Биохимические функции почек. Особенности метаболизма в
почечной ткани.
2.
Компартментализация жидкости в организме. Электролитный
состав биологических жидкостей.
3.
Вода, биологические функции в организме. Водный баланс.
Изменение содержания воды в тканях у детей.
4.
Механизмы регуляции объема и электролитного состава
жидкостей организма.
5.
Роль почек в поддержании кислотно-основного равновесия.
6.
Особенности водно-солевого обмена и обмена электролитов в
детском возрасте.
7.
Минеральные
компоненты
тканей,
классификация,
представители. Микроэлементы, биологическая роль.
8.
Натрий, калий, биологическая роль, обмен, регуляция обмена.
Кальций, фосфор, биологическая роль, обмен, регуляция обмена.
9.
Нарушения водно-электролитного обмена и кислотно-основного
равновесия. Представление об обезвоживании, отеках, ацидозе,
алкалозе.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1.
Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д.
Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С.
515-541, 545-548, 585-606.
2.
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 582-585, 586-591, 608-
624.
3.
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.:
Медицина, 1990. – С. 449-457, 473-487.
59
4.
Лелевич В.В., Масловская А.А., Лукашик Н.К. Биохимические
особенности
детского
организма:
Учебное
пособие
по
биологической химии для студентов педиатрического факультета.
– Гродно, 2001. – С. 100-106.
5.
Конспект лекций.
З А Н Я Т И Е № 35
ТЕМА:
БИОХИМИЯ
НЕРВНОЙ
СИСТЕМЫ,
МЫШЦ
И
СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ
ЦЕЛЬ: Сформировать знания об основных особенностях
биохимических процессов в нервной, мышечной и соединительной
тканях. Освоить количественный метод определения общего
белка в спинномозговой жидкости.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1.
Разбор вопросов теоретического раздела.
2.
Контрольные вопросы к лабораторной работе:
2.1.
Содержание общего белка в спинномозговой жидкости в
норме.
2.2.
Значение определения общего белка в спинномозговой
жидкости для диагностики болезней.
2.3.
Принцип
метода
определения
общего
белка
в
спинномозговой жидкости.
3.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
3.1. Определение общего белка в спинномозговой жидкости
биуретовым методом.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1.
Лелевич В.В., Масловская А.А., Климович В.В. и др.
Биологическая химия: практикум для студентов педиатрического
факультета. – Гродно: ГрГМУ.
– Занятие № 35.
60
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.
Химический состав нервной ткани. Миелиновые мембраны:
особенности состава и структуры.
2.
Особенности метаболизма углеводов, липидов и аминокислот в
нервной ткани. Энергетический обмен в головном мозге.
3.
Особенности метаболизма ткани мозга в детском возрасте.
Молекулярные механизмы синаптической передачи. Медиаторы,
активные пептиды мозга.
4.
Особенности
строения
и
состава
мышечной
ткани.
Миофибриллярные
и саркоплазматические
белки
мышц,
характеристика, функции.
5.
Биохимические механизмы сокращения и расслабления мышц.
Роль ионов в регуляции мышечного сокращения.
6.
Особенности
энергетического
обмена
в
мышцах.
Креатинфосфокиназа, её изоферменты.
7.
Химический состав межклеточного вещества соединительной
ткани. Коллаген, эластин.
8.
Особенности
химического
состава
и
метаболизма
в
соединительной ткани у детей.
9.
Протеогликаны,
глюкозаминогликаны,
гликопротеины,
особенности синтеза и распада, биологическая роль в организме.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1.
Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д.
Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. –
С. 613-661.
2.
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 625-671.
3.
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. –
М.: Медицина, 1990. – С. 488-527.
4.
Лелевич В.В., Масловская А.А., Лукашик Н.К. Биохимические
особенности
детского
организма:
Учебное
пособие
по
биологической
химии
для
студентов
педиатрического
факультета. – Гродно, 2001. – С. 107-114.
5.
Конспект лекций.