ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2019

Просмотров: 2502

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

56

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ  

 

1.

 

Кровь, общая характеристика, функции крови. Особенности крови 
в детском возрасте. 

2.

 

Особенности  метаболизма  в  форменных  элементах  крови. 
Эритроцитарные энзимопатии. 

3.

 

Гемоглобин  человека,  строение,  производные  гемоглобина, 
варианты в онтогенезе. Гемоглобинопатии. 

4.

 

Участие  гемоглобина  в  транспорте  кислорода  и  углекислого  газа 
кровью. Гипоксии. 

5.

 

Обмен  железа.  Нарушения  обмена  железа:  железодефицитные 
анемии. 

6.

 

Плазма 

крови 

и 

сыворотка. 

Белки 

плазмы 

крови, 

их 

характеристика. 

7.

 

Свертывание 

крови. 

Сосудисто-тромбоцитарный 

и 

коагуляционный  гемостаз.  Факторы  свертывающей  системы 
крови.  Внутренняя 

и  внешняя 

системы 

коагуляционного 

гемостаза. 

8.

 

Противосвертывающая  и  фибринолитическая  системы  крови. 
Геморрагические состояния у детей. 

9.

 

Представление  о  гемофилиях  и  тромбозах,  ДВС-синдроме.  Роль 
витамина К в свертывании крови. 

10.

 

Значение  биохимического  анализа  крови  в  характеристике 
состояния здоровья детей. 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А: 

 

1.

 

Кухта  В.К.,  Морозкина  Т.С.,  Олецкий  Э.И.,  Таганович  А.Д. 
Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С. 
549-585. 

2.

 

Березов  Т.Т.,  Коровкин  Б.Ф.  Биологическая  химия.  –  3-е  изд., 
перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 567-607. 

3.

 

Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: 
Медицина, 1990. – С. 65-71, 394-395, 438-472. 

4.

 

Лелевич  В.В.,  Масловская  А.А.,  Лукашик  Н.К.  Биохимические 
особенности 

детского 

организма: 

Учебное 

пособие 

по 

биологической  химии  для студентов  педиатрического  факультета. 
– Гродно, 2001. – С. 8, 90-99. 

5.

 

Конспект лекций. 


background image

 

57

 

З А Н Я Т И Е № 34 

 

ТЕМА: БИОХИМИЯ ПОЧЕК И МОЧИ 
 
ЦЕЛЬ:  Сформировать  знания  о  водно-минеральном  обмене. 
Освоить  практические  приемы  качественного  и  количественного 
определения  патологических  компонентов  в  моче.  Освоить 
использование экспресс-методов в биохимических исследованиях. 
 

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 

 
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

1.

 

Разбор вопросов теоретического раздела. 

2.

 

Контрольные вопросы к лабораторной работе: 
2.1.

 

Основные показатели анализа мочи в норме. 

2.2.

 

Патологические  компоненты  мочи  (белок,  глюкоза, 
кровяные 

пигменты, 

кетоновые 

тела, 

желчные 

пигменты),  причины  их  появления,  диагностическое 
значение их определения. 

2.3.

 

Принципы 

методов 

обнаружения 

патологических 

компонентов в моче. 

2.4.

 

Диагностическое  значение  биохимического  анализа 
мочи  (на  примере:  мочевины,  мочевой  кислоты, 
креатинина, 

пировиноградной 

кислоты, 

17-

кетостероидов, витамина С, диастазы). 

3.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: 
3.1.

 

Качественная реакция на белок. 

3.2.

 

Количественное определение белка. 

3.3.

 

Качественное определение глюкозы. 

3.4.

 

Качественная реакция на кровяные пигменты. 

3.5.

 

Определение  веществ  в  биологическом  материале  с 
помощью экспресс-методов (демонстрация). 

4.

 

Контроль выполнения лабораторной работы. 

 


background image

 

58

Л И Т Е Р А Т У Р А: 

 

1.

 

Кушманова  О.Д.,  Ивченко  Г.М.  Руководство  к  лабораторным 
занятиям  по  биологической  химии.  –  М.:  Медицина,  1983.  –  С. 
240-249. Работы 91, 92, 93, 94, 95, 96 (пункт а). 

2.

 

Лелевич  В.В.,  Масловская  А.А.,  Климович  В.В.  и  др. 
Биологическая  химия:  практикум  для  студентов  педиатрического 
факультета. – Гродно: ГрГМУ.

 

–  Занятие № 34. 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ  

 

1.

 

Биохимические  функции  почек.  Особенности  метаболизма  в 
почечной ткани.  

2.

 

Компартментализация  жидкости  в  организме.  Электролитный 
состав биологических жидкостей. 

3.

 

Вода,  биологические  функции  в  организме.  Водный  баланс. 
Изменение содержания воды в тканях у детей. 

4.

 

Механизмы  регуляции  объема  и  электролитного  состава 
жидкостей организма. 

5.

 

Роль почек в поддержании кислотно-основного равновесия. 

6.

 

Особенности  водно-солевого  обмена  и  обмена  электролитов  в 
детском возрасте. 

7.

 

Минеральные 

компоненты 

тканей, 

классификация, 

представители. Микроэлементы, биологическая роль.  

8.

 

Натрий, калий, биологическая роль, обмен, регуляция обмена.  

       Кальций, фосфор, биологическая роль, обмен, регуляция обмена. 
9.

 

Нарушения  водно-электролитного  обмена  и  кислотно-основного 
равновесия.  Представление  об  обезвоживании,  отеках,  ацидозе, 
алкалозе.  

Л И Т Е Р А Т У Р А: 

 

1.

 

Кухта  В.К.,  Морозкина  Т.С.,  Олецкий  Э.И.,  Таганович  А.Д. 
Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С. 
515-541, 545-548, 585-606. 

2.

 

Березов  Т.Т.,  Коровкин  Б.Ф.  Биологическая  химия.  –  3-е  изд., 
перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 582-585, 586-591, 608-
624. 

3.

 

Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: 
Медицина, 1990. – С. 449-457, 473-487. 


background image

 

59

4.

 

Лелевич  В.В.,  Масловская  А.А.,  Лукашик  Н.К.  Биохимические 
особенности 

детского 

организма: 

Учебное 

пособие 

по 

биологической  химии  для студентов  педиатрического  факультета. 
– Гродно, 2001. – С. 100-106. 

5.

 

Конспект лекций. 

 

З А Н Я Т И Е № 35 

 

ТЕМА: 

БИОХИМИЯ 

НЕРВНОЙ 

СИСТЕМЫ, 

МЫШЦ 

И 

СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ 
 
ЦЕЛЬ:  Сформировать  знания  об  основных  особенностях 
биохимических процессов в нервной, мышечной и соединительной 
тканях.  Освоить  количественный  метод  определения  общего 
белка в спинномозговой жидкости. 
 

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 

 
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

1.

 

Разбор вопросов теоретического раздела. 

2.

 

Контрольные вопросы к лабораторной работе: 
2.1.

 

Содержание  общего  белка  в  спинномозговой  жидкости  в 
норме. 

2.2.

 

Значение  определения  общего  белка  в  спинномозговой 
жидкости для диагностики болезней. 

2.3.

 

Принцип 

метода 

определения 

общего 

белка 

в 

спинномозговой жидкости. 

3.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: 
3.1.    Определение  общего  белка  в  спинномозговой  жидкости 
биуретовым методом. 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А: 

 

1.

 

Лелевич  В.В.,  Масловская  А.А.,  Климович  В.В.  и  др. 
Биологическая  химия:  практикум  для  студентов  педиатрического 
факультета. – Гродно: ГрГМУ.

 

–  Занятие № 35. 

 


background image

 

60

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ  

 

1.

 

Химический  состав  нервной  ткани.  Миелиновые  мембраны: 
особенности состава и структуры. 

2.

 

Особенности  метаболизма  углеводов,  липидов  и  аминокислот  в 
нервной ткани. Энергетический обмен в головном мозге. 

3.

 

Особенности  метаболизма  ткани  мозга  в  детском  возрасте. 
Молекулярные механизмы синаптической передачи. Медиаторы, 
активные пептиды мозга. 

4.

 

Особенности 

строения 

и 

состава 

мышечной 

ткани. 

Миофибриллярные 

и  саркоплазматические 

белки 

мышц, 

характеристика, функции. 

5.

 

Биохимические  механизмы  сокращения  и  расслабления  мышц. 
Роль ионов в регуляции мышечного сокращения. 

6.

 

Особенности 

энергетического 

обмена 

в 

мышцах. 

Креатинфосфокиназа, её изоферменты. 

7.

 

Химический  состав  межклеточного  вещества  соединительной 
ткани. Коллаген, эластин.  

8.

 

Особенности 

химического 

состава 

и 

метаболизма 

в 

соединительной ткани у детей. 

9.

 

Протеогликаны, 

глюкозаминогликаны, 

гликопротеины, 

особенности синтеза и распада, биологическая роль в организме. 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А: 

 

1.

 

Кухта  В.К.,  Морозкина  Т.С.,  Олецкий  Э.И.,  Таганович  А.Д. 
Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – 
С. 613-661. 

2.

 

Березов  Т.Т.,  Коровкин  Б.Ф.  Биологическая  химия.  –  3-е  изд., 
перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 625-671. 

3.

 

Березов  Т.Т.,  Коровкин  Б.Ф.  Биологическая  химия.  –  2-е  изд.  – 
М.: Медицина, 1990. – С. 488-527. 

4.

 

Лелевич  В.В.,  Масловская  А.А.,  Лукашик  Н.К.  Биохимические 
особенности 

детского 

организма: 

Учебное 

пособие 

по 

биологической 

химии 

для 

студентов 

педиатрического 

факультета. – Гродно, 2001. – С. 107-114. 

5.

 

Конспект лекций.