Файл: Биология клетки-методичка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2019

Просмотров: 3773

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Министерство здравоохранения Республики Беларусь 

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ» 

 
 

Кафедра медицинской биологии и общей генетики 

 

 
 
 
 
 
 
 

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ 

КЛЕТКИ 

 

Учебно-методическое пособие  

для студентов лечебного, педиатрического,  

медико-психологического и медико-диагностического факультетов 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гродно 

ГрГМУ 

2012 


background image

~ 2 ~ 

УДК 576/577(07) 
ББК 28.0я7 
        С 87 
 
Рекомендовано 

к 

изданию 

Центральным 

научно-

методическим  советом  УО  «ГрГМУ»  (протокол  №  3  от  1  декабря 
2011 г.). 

 
Авторы:  зав.  каф.  медицинской  биологии  и  общей  генетики, 

доц., канд. мед. наук Л.С. Кизюкевич; проф. каф. медицинской био-
логии  и  общей  генетики,  канд.  мед.  наук  В.П.  Андреев;  доц.  каф. 
медицинской  биологии  и  общей  генетики,  канд.  мед.  наук  
О.И. Левэ; ст. препод. кафедры медицинской биологии и общей ге-
нетики,  канд.  биол.  наук  Ю.Г.  Амбрушкевич;  доц.  каф.  медицин-
ской  биологии  и  общей  генетики,  канд.  биол.  наук  О.А.  Дричиц; 
доц. каф. медицинской биологии и общей генетики, канд. мед. наук 
Е.А. Шелесная. 

 

 

Рецензент:  проф.  каф.  гистологии,  цитологии  и  эмбриологии 

УО «ГрГМУ», д-р биол.  наук Я.Р. Мацюк.  

 

С 87 

    

Структурно-функциональная

  организация  эукариоти-

ческой клетки  :  учебно-методическое  пособие  /  Л.С. Кизю-
кевич [и др.] – Гродно : ГрГМУ, 2012. –  92 с. 

 

         ISBN 978-985-558-054-7 

 

Учебно-методическое  пособие  подготовлено  в  соответствии  с  программой 

по биологии для студентов высшего учебного заведения. 

Предназначено  для  студентов  лечебного,  педиатрического,  медико-

психологического и медико-диагностического факультетов. 

 

УДК 576/577(07) 
ББК 28.0я7 

 

 
 
 
 

ISBN 978-985-558-054-7 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

© УО «ГрГМУ», 2012 


background image

~ 3 ~ 

ВВЕДЕНИЕ 

Предмет  медицинской  биологии  и  общей  генетики  является 

важным  звеном  в  системе  медицинских  знаний.  На  базе  нашей ка-
федры  начинает  закладываться  фундамент  подготовки  будущего 
врача.  Знание  строения клеток,  процессов  их  жизнедеятельности  и 
способов  размножения,  вопросов  онтогенеза  (индивидуального 
развития человека), основ медицинской генетики, вопросов парази-
тологии  и  сравнительной  анатомии  систем  органов  различных  ор-
ганизмов в эволюционном плане создает теоретические предпосыл-
ки для усвоения и понимания сущности физиологических и патоло-
гических  процессов  в  организме  и  способствуют  формированию 
основ  клинического  мышления.  Полученные  знания  в  последую-
щем будут играть важную роль в формировании у студентов инте-
гральных  связей  с  биомедицинскими  и  медицинскими  дисципли-
нами. Этот процесс очень сложен и многогранен, он требует колос-
сальных  усилий,  как  со  стороны  педагогов,  так  и  со  стороны  сту-
дентов-медиков.  

Независимо  от  того,  какую  будущую  специальность  выберет 

студент,  и  где  будет  работать,  ему  придется  использовать  знания 
медицинской  биологии.  Здоровье  населения,  собственное  здоровье 
и  здоровье  будущих  детей,  возможность  продления  жизни,  транс-
генные организмы, экологические проблемы и охрана окружающей 
среды – все эти проблемы постоянно придется решать врачу в сво-
ей  повседневной  деятельности.  И  поэтому  важно  уже  в  процессе  
обучения  формировать  у  первокурсников способности  к  самообра-
зованию, исследовательской деятельности, потому что, как говорил 
И.В. Давыдовский, «настоящий врач – всегда исследователь». Кол-
лектив кафедры биологии считает своей главной задачей формиро-
вание  биологически  грамотного  человека, который  сможет    ориен-
тироваться  в  огромном  потоке  информации  и  принимать  правиль-
ные решения. 

 

Модуль 1. Клетка – элементарная единица живого 

Биология  клетки,  или  клеточная  биология,  представляет  собой 

стремительно  развивающуюся  науку,  возникшую  в  конце  ХХ  века 
на  основе  интеграции  знаний  цитологии  (науки  о  клетке),  биохи-
мии,  молекулярной  биологии  и  генетики,  биофизики.  Информация 


background image

~ 4 ~ 

данного  модуля  окажется  важным  средством  для  студентов  при 
подготовке  к  занятиям  и  экзаменам  по  медико-биологическим  и 
медицинским  дисциплинам,  поскольку  даёт  возможность  студен-
там-медикам понять клеточную и молекулярную основу процессов 
заболевания. 

 

 

Схема интегративных связей с медицинскими дисциплинами

БИОЛОГИЯ

КЛЕТКИ

Медицинская

генетика

Фармакология

Патологическая

физиология

Патологическая

анатомия

Гистология

Терапия

 

Известно,  что  успех  обучения  во  многом  зависит  от  степени 

осмысления  студентом  связи  между  элементами  знаний.  Для  этой 
цели нами используются схемы «логической» структуры темы (мо-
дуля).  

Молекул. 

строения и

функции

компон. мембран

Цитоскелет

Структура и функции

внутркл. органелл

Органеллы и везикул. 

транспорт

Энергетика клетки

1 занятие

2 занятие

3 занятие

4 занятие

 

 
Обобщенная логическая схема модуля позволяет целостно вос-

принять  весь  объем  изучаемого  материала  и  последовательность 
его  изучения.  Ясная  и  логическая  структура  модуля  помогает  сту-
дентам проектировать свою познавательную деятельность. Логиче-
ская  структура  и  расширенный  план  учебного  модуля  помогают 


background image

~ 5 ~ 

выделить главное в изучаемом материале и понять суть его. Все это 
способствует  оптимизации  мыслительных  процессов  и  операций 
«восприятие, анализ, синтез, осмысление, запоминание, обобщение 
и  др.».  Кроме  того,  логическая  структуризация  модуля  избавляет 
студентов от лишней и второстепенной информации. Известно, что 
произвольное  запоминание  большого  количества  слабо  связанной 
информации разрушает интеллект. 

Комплексная  цель

  данного  модуля  заключается в  том,  чтобы 

в  доступной  для  усвоения  формы  представить  современные  сведе-
ния о многообразных клетках, их образовании, строении и функци-
ях  плазмолеммы,  составных  компонентов  цитоплазмы  (гиалоплаз-
мы,  органелл,  включений)  и  ядра  клеток  (хроматина,  ядрышек, 
ядерной  оболочки).  Молекулярные  основы  структуры  и  функции 
клеток разных тканей, их взаимодействий, протекающих в них про-
цессов  роста,  развития,  размножения  и  гибели  определяют  клини-
ческие  проявления  болезней  и  имеют  важнейшее  значение  для  ди-
агностики и лечения. 

Академические  компетенции. 

На 

репродуктивном  уровне

 

студент должен применять свои знания и умения: знать все понятия 
и  определение  понятий  модуля.  Воспроизводить  названия  всех 
компонентов клетки. На 

продуктивном уровне

 студент должен: ха-

рактеризовать строение и функции всех компонентов цитоплазмы и 
ядра  эукариотических  клеток.  На 

творческом  уровне

  студент  дол-

жен:  прогнозировать  и  оценивать  влияние  различных  факторов  на 
функционирование клеток. 

Требования к компетентности:

 

 

Знать  особенности  строения  про-  и  эукариотической  клетки, 
строение  и  функции структурных  компонентов  цитоплазмы  и 
ядра клетки. 

 

Уметь определять структурные компоненты цитоплазмы и яд-
ра на электронных микрофотографиях. 

 

Знать  современные  представления  о  клетке  как  открытой  са-
морегулирующейся системе. 

 

Уметь  экспериментально  исследовать  проницаемость  клеточ-
ных мембран. 

 

Владеть  методикой  приготовления  временных  микропрепара-
тов.