ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2019
Просмотров: 9547
Скачиваний: 132
156
5.
Чеснокова С.А., Шастун С.А., Агаджанян Н.А. Атлас по нормальной физиологии / Под
ред. Н.А. Агаджаняна.- М.: Медицинское информационное агентство, 2007. (см. соответ-
ствующий раздел).
6.
Борисюк М.В., Зинчук В.В., Максимович Н.А. Системные механизмы транспорта кисло-
рода / Под ред. В.В. Зинчука.- Гродно: ГрГМУ, 2002. – С. 6-7, 12-14, 34-38, 110-122, 137-
152, 156-163.
7.
Лекции по теме занятия.
ОФОРМИТЬ В ПРОТОКОЛЕ:
1.
Гиперкапнический и гипоксический стимулы регуляции дыхания.
2.
Влияние перерезок на разных уровнях ствола мозга на дыхание.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
1.
Лабораторная работа: влияние гиперкапнического и гипоксического стимулов на интен-
сивность легочной вентиляции. Изменение показателей рСО
2
, рО
2
и рН в условиях гипо-
и гипервентиляции (интерактивная физиология).
2.
Лабораторная работа: влияние форсированного дыхания на частоту сердечных со-
кращений
Прибор «Voldyne 5000», помогает определить емкость вдоха, а также приспособ-
лен для выполнения упражнений, способствующих его увеличению. Применяется в кли-
нической практике после операций на органах грудной полости, переломах ребер и т.д.,
когда больной для уменьшения болевого синдрома начинает дышать поверхностно, что
может приводить к развитию осложнений (пневмонии, плевриты и т.д.).
Оснащение:
прибор «Voldyne 5000», спирт, вата.
Ход работы:
Исследования выполняют стоя или сидя. Для определения емкости
форсированного вдоха прибор установите в вертикальное положение. Обработайте
мундштук прибора ватой, смоченной спиртом. Произведите спокойный выдох, затем по-
местите мундштук в рот, плотно зажмите губы вокруг него. Сделайте максимально воз-
можный вдох, чтобы поднять белый уровневый диск в камере. Полученный результат
зафиксируйте при помощи метки-указателя. Произведите форсированное дыхание, глу-
бина которого регулируется визуально (8-10 упражнений), стараясь при вдохе поддержи-
вать верхушку желтой поточной чашки в области потоков «Best», расположенной слева
на приборе.
Рекомендации к оформлению работы:
Запишите в протокол исходные объем
вдоха и частоту сердечных сокращений. Определите, на сколько изменилась ЧСС после
дыхательных упражнений. Сделайте вывод.
Результаты работы:
Определенный
объем вдоха, мл.
ЧСС, уд. в мин
исходная
после форсированного ды-
хания
Вывод:
157
ЗАНЯТИЕ №4:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТА КИСЛОРОДА.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Изучить функциональную систему транспорта кислорода; уметь приме-
нять полученные знания для анализа прооксидантно-антиоксидантного состояния организма.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
:
1.
Общая характеристика дыхания как единства функционирования функциональной систе-
мы поддержания постоянства альвеолярного воздуха (ФСППАВ) и функциональной сис-
темы транспорта кислорода (ФСТК).
2.
Система транспорта кислорода как единство функционирования кардиоваскулярного ап-
парата и крови. Полезные приспособительные результаты и цель ее функционирования.
3.
Понятие о системной и регионарной кислородной емкости крови (СКЕ и РКЕ).
4.
Факторы, обеспечивающие оптимальную СКЕ и РКЕ: минутный объем крови, градиент
гидростатического давления ( Р), кислородная емкость крови (КЕК), сродство крови к
кислороду (СКК), роль оксида азота.
5.
Приспособление системы транспорта кислорода к возросшим потребностям.
6.
Особенности транспорта кислорода в отдельных органах.
7.
*Роль системы транспорта кислорада в формировании прооксидантно-антиоксидантного
состояния организма.
8.
*Роль монооксида азота в формировании кислородтранспортной функции крови.
ЛИТЕРАТУРА
:
1.
Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – Учебное пособие. М., Практика, 2008. –
С. 180–183.
2.
Физиология человека / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2007.
– С. 378-384.
3.
Физиология человека / под ред. В.М. Смирнова. – М.: Медицина, 2001. – С. 268-270.
4.
Нормальная физиология. Краткий курс: учеб. пособие // В.В. Зинчук, О.А. Балбатун,
Ю.М. Емельянчик; под ред. В.В. Зинчука. – 2-е изд. испр. – Минск: Выш. шк., 2012. –
431 с. (см. соответствующий раздел).
5.
Нормальная физиология: сборник ситуацион. задач и вопросов: учеб. пособие Ч. I // В.В.
Зинчук, Л.В. Дорохина, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик, С.Д. Орехов; под ред. В.В.
Зинчука. – Гродно: ГрГМУ, 2012. – 296 с. (см. соответствующий раздел).
6.
Чеснокова С.А., Шастун С.А., Агаджанян Н.А. Атлас по нормальной физиологии / Под
ред. Н.А. Агаджаняна.- М.: Медицинское информационное агентство, 2007. (см. соответ-
ствующий раздел).
7.
Борисюк М.В., Зинчук В.В., Максимович Н.А. Системные механизмы транспорта кисло-
рода / Под ред. В.В. Зинчука.- Гродно: ГрГМУ, 2002. – С. 6-7, 12-14, 34-38, 110-122, 137-
152, 156-163.
8.
Лекции по теме занятия.
ОФОРМИТЬ В ПРОТОКОЛЕ:
1.
Схема функциональной системы дыхания.
2.
Функциональная система транспорта кислорода.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
1.
*"Физиология
дыхания"
(контролирующе-обучающая
программа,
интернет-
тестирование).
2.
Лабораторная работа: изучение механизма изменения объема легких с помощью модели
Дондерса. Исследование влияния изменения радиуса просвета дыхательных путей на ле-
гочную вентиляцию (виртуальный физиологический эксперимент).
3.
Лабораторная работа: влияние давления в плевральной полости на вентиляцию легких.
Пневмоторакс (виртуальный физиологический эксперимент)
158
*ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (WEB-ФОРУМ)
№ 1. Общая характеристика функциональной системы транспорта кислорода (цель
функционирования, полезные результаты, модулирующие факторы, структурно-
функциональная организация, регуляторная роль оксида азота).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.
Борисюк М.В., Зинчук В.В., Максимович Н.А. Системные механизмы транспорта кисло-
рода / Под ред. В.В. Зинчука.- Гродно: ГрГМУ, 2002. – 167 с.
2.
Система транспорта кислорода в норме и патологии / Под ред. М.В. Борисюка, И.К. Жма-
кина. – Сб. научных трудов. – Гродно: ГрГМУ, 1984.
3.
Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. – М.: Мир, 1996. -Т. 2. – 313 с.
4.
Снайдер С.Х., Бредт Д.С. Биологическая роль окиси азота // В мире науки. – 1992.- № 7. –
С. 16-24.
№ 2. Приспособление системы транспорта кислорода к возросшим потребностям орга-
низма в кислороде (влияние физической нагрузки, эмоционального напряжения).
А. Рост потребностей организма в кислороде при физической и эмоциональной нагрузке.
Б. Физиологические механизмы, обеспечивающие удовлетворение потребности в кислороде
(МОК, МОД, ОСК, СКК, КЕ), и их значение.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.
Основы физиологии функциональных систем / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина,
2000. – 784 с.
2.
Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
3.
Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. –
М.: Олимпия Пресс, 2005. – 527 с.
4.
Н. А. Бернштейн Физиология движения и активность: сборник / Под ред. О. Г. Газенко. –
М.: Наука, 1990. – 495 с.
5.
Уилмор Дж.Х., Костил Д.Л. Физиология спорта. – М.: Олимпийская литература, 2001. –
504 с.
6.
Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. – М.: Мир, 1996. -Т. 2. – 313 с.
№ 3. Особенности транспорта кислорода в отдельных органах.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.
Борисюк М.В., Зинчук В.В., Максимович Н.А. Системные механизмы транспорта кисло-
рода / Под ред. В.В. Зинчука.- Гродно: ГрГМУ, 2002. – 167 с.
2.
Физиология человека / Под ред. В.М. Смирнова. – М.: Медицина, 2001. – 608 с.
3.
Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. – М.: Мир, 1996. Т. 2. – 313 с.
№ 4. Роль системы транспорта кислорода в формировании прооксидантно-
антиоксидантного состояния организма.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.
Борисюк М.В., Зинчук В.В., Максимович Н.А. Системные механизмы транспорта кисло-
рода / Под ред. В.В. Зинчука.- Гродно: ГрГМУ, 2002. – 167 с.
2.
Болдырев А.А. Парадоксы окислительного метаболизма мозга // Биохимия. – 1995. – Т.
60, № 9. – С. 1536-1542.
3.
Герасимов А.М., Деленян Н.В., Шаов М.Т. Формирование системы антиоксидантной за-
щиты организма. – М., 1998. – 187 с.
4.
Зинчук В.В., Борисюк М.В. Роль кислородсвязывающих свойств крови в поддержании
прооксидантно-антиоксидантного равновесия организма // Успехи физиологических на-
ук. – 1999. – Т. 30, № 3. – С. 38-48.
159
№ 5. Роль монооксида азота в формировании кислородтранспортной функции крови.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.
Зинчук В.В. Участие оксида азота в формировании кислородсвязывающих свойств гемо-
глобина // Усп. физиол. наук. – 2003. – Т. 34, № 2. – С. 33-45.
2.
Зинчук В.В. Роль кислородсвязывающих свойств крови в формировании прооксидантно-
антиоксидантного состояния организма при гипертермических состояниях различного
генеза – Гродно: ГрГМУ, 2005. – С. 96-131.
3.
Дисфункция эндотелия: фундаментальные и клинические аспекты // В.В. Зинчук, Н.А.
Максимович, В.И. Козловский и др. / под ред. Зинчука В.В. – Гродно: ГрГМУ, 2006. –
183 с.
4.
Зинчук В.В., Дорохина Л.В. Роль механизмов транспорта кислорода в генезе нарушений,
возникающих при действии низкой температуры // Журн. Гродненского мед. универ. –
2004. – № 2. – С. 8-11.
160
Для заметок: