Файл: физиология практикум 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2019

Просмотров: 9261

Скачиваний: 131

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

156 

5.

 

Чеснокова  С.А.,  Шастун  С.А.,  Агаджанян  Н.А.  Атлас  по нормальной  физиологии  /  Под 
ред. Н.А. Агаджаняна.- М.: Медицинское информационное агентство, 2007. (см. соответ-
ствующий раздел). 

6.

 

Борисюк М.В., Зинчук В.В., Максимович Н.А. Системные механизмы транспорта кисло-
рода / Под ред. В.В. Зинчука.- Гродно: ГрГМУ, 2002. – С. 6-7, 12-14, 34-38, 110-122, 137-
152, 156-163. 

7.

 

Лекции по теме занятия. 

ОФОРМИТЬ В ПРОТОКОЛЕ: 

1.

 

Гиперкапнический и гипоксический стимулы регуляции дыхания.  

2.

 

Влияние перерезок на разных уровнях ствола мозга на дыхание. 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

 

1.

 

Лабораторная работа: влияние гиперкапнического и гипоксического стимулов на интен-
сивность легочной вентиляции. Изменение показателей рСО

2

, рО

и рН в условиях гипо- 

и гипервентиляции (интерактивная физиология). 

2.

 

Лабораторная работа: влияние форсированного дыхания на частоту сердечных со-

кращений 

Прибор «Voldyne 5000», помогает определить емкость вдоха, а также приспособ-

лен для выполнения упражнений, способствующих его увеличению. Применяется в кли-
нической практике после операций на органах грудной полости, переломах ребер и т.д., 
когда больной для  уменьшения болевого синдрома начинает дышать поверхностно, что 
может приводить к развитию осложнений (пневмонии, плевриты и т.д.).  

Оснащение: 

прибор «Voldyne 5000», спирт, вата. 

Ход работы:

  Исследования  выполняют  стоя  или  сидя.  Для  определения  емкости 

форсированного  вдоха  прибор  установите  в  вертикальное  положение.  Обработайте 
мундштук прибора ватой, смоченной спиртом. Произведите спокойный выдох, затем по-
местите мундштук в рот, плотно зажмите губы вокруг него. Сделайте максимально воз-
можный  вдох,  чтобы  поднять  белый  уровневый  диск  в  камере.  Полученный  результат 
зафиксируйте  при  помощи  метки-указателя.  Произведите  форсированное  дыхание,  глу-
бина которого регулируется визуально (8-10 упражнений), стараясь при вдохе поддержи-
вать верхушку желтой поточной чашки в области потоков «Best», расположенной слева 
на приборе.  

Рекомендации  к  оформлению  работы: 

Запишите  в  протокол  исходные  объем 

вдоха и частоту сердечных сокращений. Определите, на сколько изменилась ЧСС после 
дыхательных упражнений. Сделайте вывод. 

Результаты работы: 

Определенный 

объем вдоха, мл. 

ЧСС, уд. в мин 

исходная 

после форсированного ды-

хания 

 

 

 

 

Вывод: 

 
 
 
 
 


background image

 

157 

 

ЗАНЯТИЕ №4:

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТА КИСЛОРОДА.

  

ЦЕЛЬ  ЗАНЯТИЯ:

 

Изучить  функциональную  систему  транспорта  кислорода;  уметь  приме-

нять полученные знания для анализа прооксидантно-антиоксидантного состояния организма. 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

1.

 

Общая характеристика дыхания как единства функционирования функциональной систе-
мы поддержания постоянства альвеолярного воздуха (ФСППАВ) и функциональной сис-
темы транспорта кислорода (ФСТК). 

2.

 

Система транспорта кислорода как единство функционирования кардиоваскулярного ап-
парата и крови. Полезные приспособительные результаты и цель ее функционирования. 

3.

 

Понятие о системной и регионарной кислородной емкости крови (СКЕ и РКЕ).  

4.

 

Факторы,  обеспечивающие  оптимальную  СКЕ  и  РКЕ:  минутный  объем  крови,  градиент 
гидростатического  давления  ( Р),  кислородная  емкость  крови  (КЕК),  сродство  крови  к 
кислороду (СКК), роль оксида азота. 

5.

 

Приспособление системы транспорта кислорода к возросшим потребностям. 

6.

 

Особенности транспорта кислорода в отдельных органах. 

7.

 

*Роль системы транспорта кислорада в формировании прооксидантно-антиоксидантного 
состояния организма. 

8.

 

*Роль монооксида азота в формировании кислородтранспортной функции крови. 
 

ЛИТЕРАТУРА

1.

 

Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. – Учебное пособие. М., Практика, 2008. –  
С. 180–183. 

2.

 

Физиология человека / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2007. 
– С. 378-384. 

3.

 

Физиология человека / под ред. В.М. Смирнова. – М.: Медицина, 2001. – С. 268-270. 

4.

 

Нормальная  физиология.  Краткий  курс:  учеб.  пособие  //  В.В.  Зинчук,  О.А.  Балбатун, 
Ю.М. Емельянчик;  под ред. В.В. Зинчука.  – 2-е изд. испр.  – Минск: Выш. шк.,  2012. – 
431 с. (см. соответствующий раздел). 

5.

 

Нормальная физиология: сборник ситуацион. задач и вопросов: учеб. пособие Ч. I // В.В. 
Зинчук,  Л.В.  Дорохина,  О.А.  Балбатун,  Ю.М.  Емельянчик,  С.Д.  Орехов;  под  ред.  В.В. 
Зинчука. – Гродно: ГрГМУ, 2012. – 296 с. (см. соответствующий раздел). 

6.

 

Чеснокова  С.А.,  Шастун  С.А.,  Агаджанян  Н.А.  Атлас  по нормальной  физиологии  /  Под 
ред. Н.А. Агаджаняна.- М.: Медицинское информационное агентство, 2007. (см. соответ-
ствующий раздел). 

7.

 

Борисюк М.В., Зинчук В.В., Максимович Н.А. Системные механизмы транспорта кисло-
рода / Под ред. В.В. Зинчука.- Гродно: ГрГМУ, 2002. – С. 6-7, 12-14, 34-38, 110-122, 137-
152, 156-163. 

8.

 

Лекции по теме занятия. 

ОФОРМИТЬ В ПРОТОКОЛЕ: 

1.

 

 Схема функциональной системы дыхания. 

2.

 

Функциональная система транспорта кислорода.  

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

 

1.

 

*"Физиология 

дыхания" 

(контролирующе-обучающая 

программа, 

интернет-

тестирование). 

2.

 

Лабораторная работа: изучение механизма изменения объема легких с помощью модели 
Дондерса. Исследование влияния изменения радиуса просвета дыхательных путей на ле-
гочную вентиляцию (виртуальный физиологический эксперимент). 

3.

 

Лабораторная  работа:  влияние  давления  в  плевральной  полости на вентиляцию  легких. 
Пневмоторакс (виртуальный физиологический эксперимент) 


background image

 

158 

*ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (WEB-ФОРУМ) 

№  1.  Общая  характеристика  функциональной  системы  транспорта  кислорода  (цель 
функционирования,  полезные  результаты,  модулирующие  факторы,  структурно-
функциональная организация, регуляторная роль оксида азота). 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 
1.

 

Борисюк М.В., Зинчук В.В., Максимович Н.А. Системные механизмы транспорта кисло-
рода / Под ред. В.В. Зинчука.- Гродно: ГрГМУ, 2002. – 167 с. 

2.

 

Система транспорта кислорода в норме и патологии / Под ред. М.В. Борисюка, И.К. Жма-
кина. – Сб. научных трудов. – Гродно: ГрГМУ, 1984. 

3.

 

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. – М.: Мир, 1996. -Т. 2. – 313 с. 

4.

 

Снайдер С.Х., Бредт Д.С. Биологическая роль окиси азота // В мире науки. – 1992.- № 7. – 
С. 16-24. 

 

№ 2. Приспособление системы транспорта кислорода к возросшим потребностям орга-
низма в кислороде (влияние физической нагрузки, эмоционального напряжения). 

А. Рост потребностей организма в кислороде при физической и эмоциональной нагрузке. 
Б. Физиологические механизмы, обеспечивающие удовлетворение потребности в кислороде 

(МОК, МОД, ОСК, СКК, КЕ), и их значение.  

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 
1.

 

Основы физиологии функциональных систем / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 
2000. – 784 с. 

2.

 

Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. – М.: Физкультура и спорт, 1984. 

3.

 

Солодков  А.С.,  Сологуб  Е.Б.  Физиология  человека.  Общая.  Спортивная.  Возрастная.  – 
М.: Олимпия Пресс, 2005. – 527 с. 

4.

 

Н. А. Бернштейн Физиология движения и активность: сборник / Под ред. О. Г. Газенко. – 
М.: Наука, 1990. – 495 с. 

5.

 

Уилмор Дж.Х., Костил Д.Л. Физиология спорта. – М.: Олимпийская литература, 2001. – 
504 с. 

6.

 

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. – М.: Мир, 1996. -Т. 2. – 313 с. 

 

№ 3. Особенности транспорта кислорода в отдельных органах.

  

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 
1.

 

Борисюк М.В., Зинчук В.В., Максимович Н.А. Системные механизмы транспорта кисло-
рода / Под ред. В.В. Зинчука.- Гродно: ГрГМУ, 2002. – 167 с. 

2.

 

Физиология человека / Под ред. В.М. Смирнова. – М.: Медицина, 2001. – 608 с. 

3.

 

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. – М.: Мир, 1996. Т. 2. – 313 с. 

 

№  4.  Роль  системы  транспорта  кислорода  в  формировании  прооксидантно-
антиоксидантного состояния организма. 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 
1.

 

Борисюк М.В., Зинчук В.В., Максимович Н.А. Системные механизмы транспорта кисло-
рода / Под ред. В.В. Зинчука.- Гродно: ГрГМУ, 2002. – 167 с. 

2.

 

Болдырев А.А. Парадоксы окислительного метаболизма мозга // Биохимия.  – 1995. – Т. 
60, № 9. – С. 1536-1542. 

3.

 

Герасимов А.М., Деленян Н.В., Шаов М.Т. Формирование системы антиоксидантной за-
щиты организма. – М., 1998. – 187 с. 

4.

 

Зинчук  В.В.,  Борисюк  М.В.  Роль  кислородсвязывающих  свойств  крови  в  поддержании 
прооксидантно-антиоксидантного равновесия организма // Успехи физиологических на-
ук. – 1999. – Т. 30, № 3. – С. 38-48. 

 


background image

 

159 

№ 5. Роль монооксида азота в формировании кислородтранспортной функции крови. 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 
1.

 

Зинчук В.В. Участие оксида азота в формировании кислородсвязывающих свойств гемо-

глобина // Усп. физиол. наук. – 2003. – Т. 34, № 2. – С. 33-45. 

2.

 

Зинчук В.В. Роль кислородсвязывающих свойств крови в формировании прооксидантно-

антиоксидантного  состояния  организма  при  гипертермических  состояниях  различного 
генеза – Гродно: ГрГМУ, 2005. – С. 96-131. 

3.

 

Дисфункция  эндотелия:  фундаментальные  и  клинические  аспекты  //  В.В.  Зинчук,  Н.А. 

Максимович, В.И. Козловский и др. / под ред. Зинчука В.В.  – Гродно: ГрГМУ, 2006. – 
183 с. 

4.

 

Зинчук В.В., Дорохина Л.В. Роль механизмов транспорта кислорода в генезе нарушений, 

возникающих  при  действии низкой температуры  //  Журн.  Гродненского  мед.  универ.  – 
2004. – № 2. – С. 8-11. 

 


background image

 

160 

 

Для заметок: