ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2019

Просмотров: 2274

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

16 

 

Общие принципы организации службы экстренной 

медицинской помощи. 

 

Централизация и децентрализация управления. 

СЭМП 

в 

чрезвычайных 

ситуациях 

организуется 

по 

территориально-производственному 

принципу 

с 

учетом 

промышленно-экономических,  медико-географических  и  других 
особенностей  региона  или  административной  территории  на  базе 
существующих  и  вновь  создаваемых  лечебно-профилактических, 
санитарно-эпидемиологических  учреждений  территориального  и 
ведомственного  здравоохранения,  клинических  и  других  научно-
исследовательских учреждений. 

Централизация  управления  должна  обеспечиваться  созданием 

единой  информационно-диспетчерской  системы  службы,  способной 
обеспечить  информацией  все  уровни  и  подсистемы,  принимающие 
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных 
ситуаций. Централизация управления предусматривает координацию 
и 

организацию 

взаимодействия 

сил 

и 

средств 

службы 

Республиканского  уровня  и  медицинскими  силами  и  средствами 
областного уровня. 

Децентрализация  управления  предусматривает  возможность  и 

необходимость  принятия  решения  каждым  звеном  службы  и 
автономного  выполнения  задач  в конкретной  ситуации  по  оказанию 
медико-санитарной помощи пострадавшим. 

 

Плановый характер.

 

Плановый характер службы предусматривает заблаговременную 

подготовку  сил  и  средств,  планирование  взаимодействия  с  другими 
службами  системы  быстрого  реагирования,  прогнозирование 
вариантов  использования  сил  и  средств  в  различных  регионах, 
специальную  подготовку  и  повышение  квалификации  всего  личного 
состава службы. 

 

 Мобильность, оперативность и постоянная готовность 

медицинских формирований и учреждений к работе в 

чрезвычайных ситуациях. 

Готовность 

службы 

экстренной 

медицинской 

помощи 

обеспечивается  своевременной  информацией  о  факте  чрезвычайной 


background image

 

17 

ситуации,  постоянной  готовностью  медицинских  бригад,  отрядов, 
госпиталей  и  больниц,  созданием  запасов  имущества,  максимально 
приближенных к своим формированиям. Наличием и использованием 
современных  транспортных  средств,  совершенствованием  системы 
связи  и  оповещения,  регулярными  тренировками  личного  состава  и 
их  высоким  профессионализмом  в  работе  по  оказанию  экстренной 
медико-санитарной помощи пострадавшему населению. 

 

Двухэтапная система организации экстренной медицинской 

помощи 

пострадавшим при чрезвычайной ситуации. 

Этот принцип предусматривает: 
- на первом этапе (в очаге или на границе очага ЧС): проведение 

эвако-транспортной  медицинской  сортировки,  оказание  первой 
медицинской,  доврачебной  и  первой  врачебной  помощи,  частичной 
санитарной  обработки,  организация  медицинского  обеспечения 
эвакуации пострадавших; 

-  на  втором  этапе  (в  лечебных  профилактических  учреждениях 

территориального или ведомственного здравоохранения): проведение 
внутрипунктовой  медицинской  сортировки  и  полной  санитарной 
обработки, 

оказание 

экстренной 

квалифицированной 

и 

специализированной медицинской помощи. 

Для  достижения  наилучших  результатов  организуется  лечение 

тяжело-пострадавших  в  ведущих  клиниках,  специализированных 
центрах Республики и областей. 

 

 Возрастание роли первого этапа организации медицинского 

обеспечения пострадавшего населения. 

Реализация этого принципа обеспечивается сокращением сроков 

оказания и повышения качества медицинской помощи  пострадавшим 
на  первом  этапе,  проведением  анестезиолого-реанимационных 
мероприятий в очаге и во время эвакуации пострадавших в лечебно-
профилактические 

учреждения. 

Реализация 

этого 

принципа 

направлена  на  повышение  эффективности  лечебно-эвакуационных 
мероприятий,  снижение  летальности  и  инвалидности  среди 
пострадавших. 

Особое  значение  на  первом  этапе  приобретает  организация 

взаимодействия  со  спасательными  службами  министерств  и 
ведомств, 

а 

также 

добровольцами-спасателями, 

которые 


background image

 

18 

обеспечивают извлечение пострадавших из завалов, эвакуацию их из 
опасных зон и доставку в медицинские пункты. 

 

. Универсальность подготовки медицинских специалистов и 

использование сил и средств СЭМП , при различных видах 

катастроф (радиационных, химических, транспортных и т.д.).

 

Реализация  этого  принципа  обеспечивается  тем,  что  любое 

формирование  или  учреждение  должно  выполнить  поставленную 
задачу  по  оказанию  определенного  вида  медицинской  помощи  в 
установленном объеме при любых видах чрезвычайных ситуаций. 

 

 Принцип основного функционального предназначения сил и 

средств. 

Этот  принцип  означает,  что  формирования,  службы  и 

приданные  им  средства  могут  быть  использованы  для  выполнения 
определенного  функционального  предназначения  –  оказание  первой 
медицинской,  доврачебной  и  первой  врачебной  помощи,  оказание 
экстренной квалифицированной и специализированной медицинской 
помощи, 

проведение 

противоэпидемических 

и 

санитарно-

профилактических мероприятий. 

 

Всеобщая  подготовка  населения

  по  оказанию  первой 

медицинской  помощи  пострадавшим  при  чрезвычайных  ситуациях 
осуществляется  в  виде  само-  и  взаимопомощи  и  правилами 
адекватного поведения их при различных чрезвычайных ситуациях. 

 

 Принцип материальной заинтересованности и моральной 

ответственности медицинских и других специалистов, 

задействованных в медицинских формированиях и учреждениях 

по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим в 

чрезвычайных ситуациях. 

Этот 

принцип 

подкрепляется 

постановлением 

Совета 

Министров  Республики  Беларусь,  в  соответствии  с  которым 
устанавливается оплата труда и выплата компенсаций за дежурства и 
участие  в  оказании  экстренной  медицинской  помощи  при 
чрезвычайных ситуациях. 

Юридическая 

ответственность 

медицинских 

и 

других 

специалистов, 

входящих 

в 

состав 

службы, 

оформляется 


background image

 

19 

установленным  порядком  (договором)  с  администрацией  лечебно-
профилактического учреждения. 

 

Организационная структура службы экстренной 

медицинской помощи. 

 
Организационная  структура  СЭМП  в  чрезвычайных  ситуациях 

определяется приказом Министра здравоохранения РБ и включает: 

-  органы  управления  с  единой  информационно-диспетчерской 

системой республиканского, областного и районного уровня; 

- республиканские и областные центры экстренной медицинской 

помощи и их клинические базы; 

-  станции  (отделения)  скорой  медицинской  помощи,  а  также 

станции  экстренной  и  планово-консультативной  медицинской 
помощи; 

-  лечебно-профилактические,  санитарно-эпидемиологические  и 

другие  учреждения  здравоохранения,  на  базе  которых  создаются 
медицинские 

формирования 

(бригады, 

отряды, 

мобильные 

госпитали). 

Далее  более  детально  рассмотрим  каждую  категорию  сил, 

входящих в состав СЭМП. 

Руководителем  СЭМП  назначается  один  из  заместителей 

министра здравоохранения РБ.  Рабочим органом управления СЭМП 
является  отдел  медицинской  защиты  при  ЧС  Министерства 
здравоохранения. 

Руководителями  СЭМП  в  областях  являются  заместители 

начальников управлений здравоохранения при облисполкомах. 

Республиканский  центр  экстренной  медицинской  помощи 

создан  на  базе  больницы  скорой  медицинской  помощи  г.  Минска  и 
БелННИТО, и включает: 

1. Органы управления: 

- руководитель центра; 
- диспетчерская служба; 
- информационно-аналитический отдел; 

2. Клиническая база: 

- больница скорой медицинской помощи; 
- БелНИИТО; 
- 1,2,4,5,6,9,10-я клинические больницы; 
- 4-я городская детская больница; 


background image

 

20 

- Республиканская станция переливания крови; 
- Минская областная клиническая больница; 
- Минская городская инфекционная больница; 
- Минская городская детская инфекционная больница. 
Определен профиль отделений для каждой клинической базы и 

число выделенных коек. Оснащение отделений центра проводится за 
счет накопления и создания резерва и базовых ЛПУ из расчета на 100 
пораженных  для  работы  в  течение  двух  дней.  Готовность  центра  к 
приему пострадавших через 6 часов после объявления сигнала. 

На  базе  Республиканского  центра  экстренной  медицинской 

помощи 

сформированы 

и 

функционируют 

бригады 

специализированной  медицинской  помощи  постоянной  готовности. 
На базе БСМП г. Минска сформированы две ожоговые бригады и две 
токсико-терапевтические  бригады,  а  на  базе  БелНИИТО  –  две 
травматологические  бригады.  Эти  бригады  предназначены  для 
оказания    специализированной  медицинской  помощи  массовому 
потоку пострадавших в чрезвычайных ситуациях. 

В  республике  созданы  и  функционируют  центры  экстренной 

медицинской  помощи  в  областных  центрах.  Они  созданы  на  базе 
областных  клинических  больниц  или  на  базе  больниц  скорой 
медицинской  помощи,  где  имеются  такие  же  бригады  постоянной 
готовности.  Контроль  за  деятельностью  областных  центров 
экстренной  медицинской  помощи  осуществляет  республиканский 
центр. 

Каждая область разделена на зоны с региональными 

центрами: 

- Гродненская область – с центром в г. Лиде. 
- Брестская область – в г. Барановичах и Пинске; 
- Витебская область – в г. Новополоцке и Орше; 
- Могилевская область – в г. Бобруйске; 
- Гомельская область – в г. Мозыре. 
В  каждом  областном  центре  имеются  запасы  медицинского 

имущества в расчете на 500 пострадавших. 

Помимо  республиканского  и  областных  центров  экстренной 

медицинской  помощи  и  бригад  постоянной  готовности,  на  базе 
лечебно-профилактических  учреждений,  клиник,  многопрофильных 
городских  и  центральных  районных    больниц,  а  также  на  базе 
участковых  больниц,  поликлиник,  здравпунктов,  формируются 
различные медицинские формирования (бригады, отряды, госпитали).