Файл: Politologia_Kurs_lektsy_Reshetnikov_2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 8842

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

66 

 

Отношение людей к власти

.

 

Общество  выбирает  конкретных  носителей  власти  и 

контролирует власть. 

Роль идеологии в обществе

.

 

Официальная  идеология  существует,  но  сохраняется 

плюрализм в идеологической сфере. 

Характер лидерства

.

 

Характер  политического  лидерства  зависит  от  типа 

политической системы и традиций общества. 

Сфера допустимого и запретного. 

Разрешено все, что не запрещено законом. 

Положение средств массовой информации. 

Средства  массовой  информации  свободны  и  независимы. 

Общество относится к ним как к "четвертой" власти. 

Наличие демократических прав и свобод. 

Права и свободы граждан гарантированы законом. Закон же 

определяет механизм их реализации. 

Изменения в социальной структуре общества. 

Социальная 

структура 

общества 

соответствует 

происходящим в обществе социально-экономическим процессам. 

Изменения в политической системе общества. 

Для 

демократического 

политического 

режима 

характерны 

наличие 

многопартийной 

системы, 

свобода 

деятельности  общественных  организаций  и  движений,  всеобщее 
избирательное  право  и  система  свободных  выборов,  принцип 
разделения властей, развитая система парламентаризма. 

Для  этого  режима  характерен  принцип  взаимной 

ответственности  граждан  и  государства.  Закон  защищает  не 
только граждан от власти, но и власть от граждан. Как правило, в 
конституции  закрепляется  отношение  к  народу  как  к 
суверенному  источнику  власти.  С  формальной  точки  зрения 


background image

 

 

67 

 

демократия

  –  это  власть  процедуры.  При  этом  режиме  особое 

значение придается личным и деловым качествам представителей 
власти.  Демократия  как  тип  политического  режима  невозможна 
без развитого демократического сознания. 

Как  особый  тип  политического  режима  в  литературе 

выделяется  еще  либерально-демократический  режим.  Это 
переходный  тип,  который  устанавливается  в  обществе  на  этапе 
его  трансформации  из  тоталитарных  и  авторитарных  режимов  в 
демократические. При этом режиме отчуждение от власти носит 
относительный характер. Власть, как правило, готова обсуждать с 
обществом свои решения, но 

она сама определяет меру, степень 

и характер участия масс в политической жизни общества

. Роль 

общества еще сильно  ограничена. Оно  может влиять  на  процесс 
принятия решений, но не может выбирать, может советовать, но 
не  может  требовать,  может  думать,  но  не  может  решать.  При 
либерально-демократическом  режиме  особая  роль  придается 
гласности, 

просвещению, 

нравственности, 

но 

часто 

недооценивается  роль  формальных  структур  власти,  правовых  и 
демократических  процедур.  С  точки  зрения  допустимого  и 
запретного  действует  принцип  "позволено  все,  что  не  ведет  к 
смене  власти".  Искусство  либеральной  политики  состоит  в  том, 
чтобы,  силой  охраняя  власть  от  тоталитарной  ностальгии  и 
притязаний  тоталитаризма,  поощрять  ростки  демократии,  не 
ошибиться в  оценке  состояния власти  и общества, постепенно  и 
добровольно отдавать власть. 

Рассматривая  политические  режимы,  следует  обратить 

внимание  на  следующий  фактор.  Чем  менее  демократический 
характер носит режим, тем больше сходства в его проявлениях в 
различных  странах,  и  наоборот,  чем  больше  демократичности, 
тем  больше  различий.  Особенно  похожи  тоталитарные  режимы, 


background image

 

 

68 

 

независимо  от  того,  на  какой  почве  они  рождаются:  социализма 
или фашизма. 

В  авторитарных  режимах  мы  наблюдаем  уже  гораздо 

больше 

различий. 

Выделяют 

четыре 

основных 

вида 

авторитарных  режимов:  тирания,  абсолютистские  диктатуры, 
военные режимы и однопартийные режимы. 

Тирания

  –  это  режим  личной  власти,  направленный  на 

удовлетворение  эгоистических  желаний  тирана.  Она  гибнет,  как 
правило, вместе со смертью диктатора. 

Абсолютистские  диктатуры  (или  династические  режимы) 

отличаются  от  тираний  тем,  что  власть  организована  и 
осуществляется  на  основе  строгих  правил  и  процедур.  Обычно 
власть разделяется между членами семьи монарха, передается по 
наследству  и  является  легитимной  в  силу  традиций  (Саудовская 
Аравия, Султанат Бруней, Объединенные Арабские Эмираты). 

Военные  режимы  являются  достаточно  распространенной 

формой  авторитарных  диктатур.  По  некоторым  данным,  это  две 
трети  молодых  государств.  Военные  могут  управлять 
государством  как  прямым  путем,  беря  на  себя  все  функции 
правительства,  так  и  косвенным,  осуществляя  контроль  за 
гражданским правительством. 

Авторитарные 

однопартийные 

режимы 

используют 

единственную  политическую  партию  как  средство  для 
мобилизации массовой поддержки правительству. Однако партия 
не превращается в самодовлеющую силу, как при тоталитаризме, 
и  конкурирует  за  влияние  с  другими  центрами  власти  (армией, 
церковью, корпорациями). 

Все формы авторитаризма, за исключением династического 

правления,  не  имеют  легальных  механизмов  преемственности 
власти.  Поэтому  ее  передача  из  одних  рук  в  другие 


background image

 

 

69 

 

осуществляется  бюрократическим  путем,  нередко  путем 
переворотов с использованием насилия. 

Демократические  режимы  также  имеют  существенные 

различия 

в 

зависимости 

от 

особенностей 

социально-

экономического и политического развития страны, национальных 
традиций, религиозных верований и так далее. 

Исторические формы и модели демократии. 

Проблема  классификации  демократии  достаточно  сложна. 

Главным  является  вопрос  о  критериях,  на  основании  которых 
предпринимаются попытки ее классифицировать. В зависимости 
от того, кто имеет приоритет – личность, социальная группа или 
народ, выделяют модели: 

1) индивидуалистические; 
2) плюралистические; 
3) коллективистские. 

Идея автономии личности

, ее первичности по отношению 

к  народу  является  определяющей  в 

индивидуалистических 

теориях  и  моделях

.  Данный  подход  выделяет 

личность 

из

 

общества 

и

 государства

. Главной задачей для такой демократии 

является  создание  институциональных  и  правовых  гарантий  для 
индивидуальной  свободы.  Личность  признается  главным 
источником власти, ее права всегда  приоритетны  перед правами 
государства. Государству отводится роль "ночного сторожа". 

Плюралистические модели

  исходят  из  того,  что  реальным 

творцом  политики  является  не  личность,  не  народ,  а 

заинтересованная группа

, ибо в группе, утверждают сторонники 

данного  подхода,  а  также  в  межгрупповых  отношениях 
формируются  интересы,  ценностные  ориентации  и  мотивы 
политической деятельности. С помощью группы личность может 
выразить и политически защитить свои интересы. Народ, с точки 
зрения данного подхода, не может быть субъектом политики, так 


background image

 

 

70 

 

как  представляет  собой  сложное,  внутренне  противоречивое 
образование,  состоящее  из  разнообразных,  конкурирующих  в 
борьбе  за  власть  групп.  Назначение  демократии,  по  их  мнению, 
состоит  в  представлении  всем  гражданам  возможности  открыто 
выражать  свои  интересы,  обеспечить  возможность  достижения 
баланса интересов, их равновесия, предотвращения конфликтов. 

Теорий плюралистической демократии очень много, однако 

можно выделить целый ряд общих черт, которые их объединяют. 
В  первую  очередь,  это  признание  заинтересованной  группы 
центральным  элементом  политической  системы  общества. 
Социальную  основу  демократической  власти  сторонники  этих 
теорий  видят  в  соперничестве  и  балансе  групповых  интересов. 
Идею  сдержек  и  противовесов  они  распространяют  со  сферы 
институциональных  отношений  на  социальные.  Государство 
рассматривается  в  этих  концепциях  как  арбитр,  сохраняющий 
равновесие  соперничающих  интересов  и  обеспечивающий 
саморегулирование  всего  общества.  Особое  значение  придают 
демократической 

культуре, 

в 

которой 

видят 

условие 

цивилизованного  характера  борьбы  интересов  и  относительно 
безболезненного  решения  конфликтов  в  политической  сфере. 
Сторонники такой демократии считают, что государство должно 
поддерживать  социально  ущемленные  группы  и  отдельные 
личности  с  целью  повышения  их  жизненных  шансов  и 
укрепления  социальной  справедливости.  Плюралистические 
концепции сохраняют все ценности либеральной демократии, но 
во многом идут дальше. 

В  конечном  итоге  демократия  выглядит  как  форма 

правления,  обеспечивающая  баланс  между  конфликтующими 
экономическими, 

религиозными, 

профессиональными, 

этническими,  демографическими  и  другими  группами,  которая 
исключает  монополию  какой-либо  одной  группы  на  принятие