ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 9021
Скачиваний: 6
71
решений и препятствует власти действовать в интересах какого-
либо одного слоя.
Коллективистские модели демократии
имеют ряд таких
общих черт, как отрицание автономии личности, первичность
народа в осуществлении власти, отношение к нему как к единому
целостному организму, абсолютность власти большинства, его
приоритет перед меньшинством и отдельной личностью.
Эти модели демократии в современном обществе
приживаются плохо, ибо общество осознает, что власть народа,
даже большинства, не может быть реализована без гарантий
индивидуальной свободы, без признания и
институционального
закрепления основополагающих прав личности.
Теории демократии разделяются на группы также в
зависимости от того, какая форма демократии преобладает –
прямая
или
представительная
.
Прямая демократия
– непосредственное участие населения
в политической жизни и в процессе принятия политических
решений (вече, референдумы, плебисциты, всеобщее обсуждение
тех или иных вопросов политической жизни).
Представительная демократия
строится не на принципе
прямого волеизъявления народа, а на делегировании полномочий
через свободные выборы тем или иным представителям
(парламенты и другие выборные органы и учреждения).
Плебисцитарные теории
упор делают на прямую
демократию,
репрезентативные теории
– на представительные
учреждения.
Плебисцитарные формы демократии характерны для
античной демократии, для городов-государств средневековья. В
современном обществе к плебисцитарным теориям относятся
теории
участия
(партиципаторной
демократии).
Они
обосновывают необходимость участия широких слоев общества в
72
политическом процессе, то есть не только в выборах,
референдумах, контроле со стороны общества за политическими
решениями, но и более активное участие в управлении общества,
в политической жизни.
Главное в этих теориях
– это прямое участие масс в
управлении. Сторонники такого подхода убеждены, что именно
такая форма демократии обеспечивает прочную легитимность
власти,
развивает
политическую
активность
граждан,
способствует самоидентификации личности.
В концепциях репрезентативной демократии главным
является
принцип ответственного правления
, на всех уровнях
власти и государственного управления. Принцип участия
отодвигается на второй план. Это направление в теориях
демократии
называют
еще
традиционно-либеральным
пониманием
демократии,
где
самое
ценное
–
это
конституционность и ограничение политического господства.
Воля народа выражается не прямо, не непосредственно, она
делегируется. Представители народа выражают эту волю
самостоятельно и под свою ответственность. Между народом и
его представителями устанавливаются отношения, основанные на
полномочиях и доверии.
Заканчивая анализ различных теорий и моделей демократии,
следует отметить, что выделяют еще исторические формы
демократии: античная демократия, феодальная демократия,
буржуазная демократия, различия между которыми обусловлены,
в первую очередь, особенностями развития общества на
различных этапах его существования. Так, для античной
демократии характерны были коллективистские модели с
преобладанием прямой демократии. В условиях феодализма в
политическом устройстве общества преобладала в целом
антидемократическая тенденция, однако многим средневековым
73
городам-государствам удавалось добиться освобождения от
власти феодалов, там устанавливались те или иные формы
самоуправления, в которых существенная роль принадлежала
элементам прямой демократии. В эпоху феодализма, на поздних
этапах его развития, стали зарождаться и первые парламенты как
формы представительной демократии. Буржуазная демократия
стала существенным шагом вперед по сравнению с феодальной.
Для нее характерно всеобщее избирательное право, развитая
система представительства, конституционная гарантия прав и
свобод личности. В зависимости от особенностей и традиций в
отдельных
странах
в
рамках
буржуазной
демократии
складываются различные ее модели.
В странах, где был установлен социалистический строй,
выделяли социалистическую демократию как высшую форму
демократического устройства общества, в основе которой лежали
Советы как особая форма организации народовластия. Однако
реализовать идею Советов на деле так и не удалось, функции их
были выхолощены, а социалистическая демократия обернулась
жестокими формами тоталитаризма.
В настоящее время общество осознает, что и современные
формы демократии не являются идеальными. Не случайно
крылатой стала фраза, сказанная когда-то У. Черчиллем:
"Демократия – очень плохая форма правления, но человечество, к
сожалению, не придумало пока ничего лучшего".
Контрольные вопросы и задания по лекции №3:
1.
Что такое "политический режим"?
2.
Назовите критерии, на которых основывается оценка
политического режима того или иного государства.
3.
Опишите основные черты тоталитаризма.
74
4.
Перечислите
основные
признаки;
отличающие
авторитарный режим от тоталитарного.
5.
Охарактеризуйте
демократический
политический
режим.
Литература
[22; 23; 26; 31; 43; 78; 91; 97]
75
ЛЕКЦИЯ 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Основные понятия:
власть; субъекты власти; объекты власти; государство;
политические партии; реляционистские концепции власти;
элиты; бюрократия; личная власть; охлократия; разделение
власти; ресурсы власти; легитимность власти; традиционная
легитимность; легальность власти; традиционная власть;
харизма; харизматическая легитимность; легальная власть;
рационально-правовая
легитимность;
этническая
легитимность.
§1. Основные характеристики власти
Власть является одной из важнейших политологических
категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью
определяются территории государств, обеспечивается реализация
общих интересов населения.
Власть представляет собой особый вид общественных
отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через
отношения власти выражается объективная потребность людей в
саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные
индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо
регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.
Таким образом, властные отношения служат механизмом
регуляции
общественной
жизни,
гарантом
целостности
различных обществ, древнейшей формой их организации.
Определения власти
В
политологической
литературе
существуют
многочисленные определения власти. Например, Т.Гоббс считал,
что власть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь
есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся