ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 9026
Скачиваний: 6
81
постановило, парламент принял закон, хотя все это делали
конкретные люди. Возникает немало ситуаций, когда объект и
субъект власти совмещаются в одной личности, в одном
коллективе. Это имеет особое политическое значение для
формирования самоуправляющихся процессов в обществе,
например, самодисциплины, самостоятельности, самоуправления,
самодеятельности.
Субъектами власти могут быть отдельные личности,
организации, общности людей, союзы государств, мировое
сообщество. Первичными субъектами являются индивиды,
вторичными – политические организации, субъектами более
высокого уровня – политические элиты и лидеры. Как правило,
субъекты власти должны обладать такими качествами, как
желание властвовать, воля к власти, готовность брать на себя
ответственность, компетентность, профессионализм, умение
использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление
властвовать связано с тем, что власть открывает широкие
возможности для получения различного рода благ: высокого
дохода, привилегий, выгодных связей и т.д.
К субъектам политической власти относятся:
- социальные общности (народ, нации, классы, социальные
группы и слои). Они влияют на власть опосредованно. В периоды
радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти
общности могут на короткое время брать политическую власть
непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, революции,
гражданского неповиновения, создания органов власти "снизу";
- государство;
- политические партии и организации. Правящие партии
оказывают непосредственное влияние на функционирование
политической власти, оппозиционные – опосредованное. В
некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в
82
законодательном порядке (право создавать свой "теневой
кабинет");
- правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления).
Политические элиты и бюрократия существуют в любом
обществе, их влияние на власть зачастую определяющее.
Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных
слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных
стран лоббизм признан официально, и его деятельность
контролируется;
- групповое и индивидуальное лидерство;
- личная власть;
- отдельные личности (граждане) в условиях выборов,
референдумов;
- толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в
условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной
политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты
берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой
устанавливается режим охлократии.
От того, как взаимодействуют субъекты политической
власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений,
зависит состояние политической жизни общества.
Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта
и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение
так же естественно присуще людям, как и руководство. Потому
власть зависит от покорности населения, от того, готовы ли ее
терпеть, если она не устраивает общество. Качества объекта
политической власти зависят от политической культуры
населения. Например, патриархальный и подданнический тип
культуры формирует покорность, привычку повиноваться,
желание жить под "твердой рукой". Активистский тип культуры
83
формирует гражданина, несущего свою долю ответственности за
страну, а не покорного слугу власть предержащих.
Функции власти
Проявление власти естественно для человека и заложено в
биологических, природных и социальных началах его жизни.
Командование и исполнение
– два универсальных принципа
власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа
личности – властной и подчиняющейся. Оба эти типа
общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных
общественных структурах и отношениях между ними, например,
государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров
и т.д.
Координация этих отношений и относится к общественным
функциям политической власти. Власть призвана формировать
политическую систему общества, политические отношения
между государством и обществом, общественными группами,
классами, политическими институтами, партиями, гражданами,
органами государственного управления. Власть призвана
контролировать эти отношения, превращать их по возможности в
бесконфликтные и организованные. Власть управляет делами
общества и государства на разных уровнях:
-
макроуровне
высших центральных политических
институтов, государственных учреждений, партий и организаций;
-
среднем уровне
("мезоуровне"), который образуют
учреждения регионального, областного и районного масштабов;
-
микроуровне
,
охватывающем
непосредственное
политическое общение людей, малых групп, самоуправление. На
этом уровне формируется политическая культура, складываются
мнения, убеждения людей. Этот уровень не является низшим, он
84
составляет политическую ткань общества в целом, включая и все
другие уровни власти.
От функционирования политической власти во многом
зависит тип политического режима в обществе, открытость или
закрытость общества, характер политических отношений и
другие политические характеристики данного государства,
включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество
властей, роль оппозиции, демократичность.
Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым
функциям политической власти можно отнести следующие:
- поддержание общественного порядка и стабильности;
- выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
- достижение общественного согласия (консенсуса);
- принуждение во имя социально значимых целей и
сохранения стабильности;
- управление делами общества.
Концепции власти
В
современной
литературе
существуют
различные
концепции власти. Так, системные концепции рассматривают
власть как свойство политической системы. Т.Парсонс считает,
что власть как свойство системы связана с достижением общих
целей системы, с организацией. Крозье считает власть вечной.
"Власть нельзя ни ликвидировать, ни национализировать. Она,
как головы гидры, появляется во все большем количестве и
становится сильнее каждый раз, когда считают, что ее
обезглавили" (Власть. – М. – 1989. – С. 85).
Длительное время в истории политической мысли
господствовали
правовые концепции власти
. Гоббс, Локк,
Спиноза, Руссо, Кант и другие мыслители считали право
первичным, а политику и власть – производными от права.
85
Французские философы XVIII века апеллировали к разуму как
единственному судье над всем существующим, требовали
установления
разумного
общества
в
соответствии
с
естественными правами человека. Поиск идеального права и
государства характерен для Платона и Ф.Бэкона, для
коммунистических утопий от Т.Мора до Э.Кабэ. Философское
обоснование И.Кантом теории правового государства также
базируется на принципе согласованности государственного
устройства с правовыми нормами.
Широкое
распространение
получили
поведенческие
концепции
власти
.
Основные
идеи
поведенческого
(бихевиорального) направления были выдвинуты в 20-30-х годах
нашего столетия группой ученых Чикагского университета,
которые стали исследовать поведение людей в сфере политики,
изучать политический процесс, реальные факты, полагая, что
любые ценности должны пройти испытание фактами.
Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из
присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к
власти. Политический человек – это человек, стремящийся к
власти. В политике все есть власть, и всякая власть есть
политика. Но политика – сфера социального взаимодействия,
потому индивиды вступают в отношения по поводу власти. Лишь
отталкиваясь от воли людей, строится вся политическая материя,
приобретая со временем стабильные, устойчивые формы,
закрепляясь в политических институтах. Власть этих институтов
должна выводиться из отношений власти, в которые вступают
люди. Отсюда можно понять, как рождаются и функционируют
партии, политические организации, государство. Государственная
власть
воспроизводится
путем
концентрации,
слияния,
столкновения, разъединения, борьбы политических субъектов, их
воли к власти.