Файл: Politologia_Kurs_lektsy_Reshetnikov_2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 9049

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

131 

 

по  той  или  иной  проблеме,  создание  новых  управленческих 
структур, проведение выборов и т.д. 

По  своей  структуре  политический  процесс  состоит  из 

следующих элементов: 

- субъекта, носителя власти; 

-  объекта,  который  должен  быть  создан  или  достигнут  как 

цель процесса; 

- средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса. 
Ресурсами  могут  служить  знание,  наука,  технические  и 

финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное 
мнение и другие факторы. 

Организация политического процесса начинается с замысла, 

идеи, разработки плана, концепции, теории. Субъектам процесса 
необходимо выбрать цель, обосновать ее. В соответствии с целью 
намечаются  задачи,  выбираются  средства,  ресурсы,  методы, 
определяются  исполнители,  темпы,  сроки  исполнения,  число 
участников,  их  состав.  Исполнители  должны  отвечать 
поставленным перед ними задачам и владеть соответствующими 
средствами,  знаниями,  навыками.  В  процессе  осуществления 
различных  политических  проектов  формируется  политическая 
жизнь  страны,  своего  рода  политический  быт  с  его  обычаями, 
традициями,  общением,  связями,  настроениями,  ожиданиями 
масс,  их  поддержкой  власти  или  безразличием  к  ней, 
возмущением  по  поводу  тех  или  иных  решений.  Политический 
процесс  предстает  как  зрелище,  ритуал,  театр  со  своими 
действующими  лицами,  победами  и  поражениями,  атрибутами 
славы, власти, государственной символики. 

Несогласованность  элементов  политического  процесса  и 

отношений  между  ними  разрушает  процесс  или  приводит  к 
непредвиденным  результатам.  Непродуманность  концепции 
процесса,  его  стратегии  и  тактики  привела  к  неудаче  многие 


background image

 

 

132 

 

начинания,  в  том  числе  процесс  перестройки  в  СССР,  создания 
СНГ, многие преобразования в Восточной Европе. 

Исход  политического  процесса  зависит  от  совокупности 

факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. 
Речь 

идет 

о 

наличии 

ресурсов, 

благоприятных 

или 

неблагоприятных  внешних  условиях,  об  избранных  средствах, 
методах,  исполнителях.  В  проекте  политического  процесса 
должны  учитываться  как  внутренние,  так  и  внешние  факторы, 
однако  часто  именно  внутренние  факторы  способны  нарушить 
процесс, изменяя число его активных сторонников и участников, 
сроки завершения и результаты. 

Режимы существования политического процесса 

В  научной  литературе  различают  следующие  режимы 

существования 

политического 

процесса: 

режим 

функционирования,  развития  и  упадка  (Основы  политической 
науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Часть II. 
М. 

– 

1993. 

–  

С. 

143-144).  В 

условиях 

режима 

функционирования

 

политическая 

система 

воспроизводит 

сложившиеся, 

повторяющиеся  отношения  между  гражданами  и  государством, 
элитой и массами. Властные структуры больше придерживаются 
традиции,  чем  вводят  новации,  используют  устоявшиеся, 
привычные  механизмы  господства,  преемственность  в  развитии 
политических  связей.  Таким  было,  например,  правление 
Л.И.Брежнева. 

В 

условиях  режима  развития

  власти  пытаются  вывести 

политику  на  новый  уровень,  применить  методы  управления, 
отвечающие происходящим переменам как внутри общества, так 
и  на  международной  арене.  При  этом  политическое  развитие 
сопровождается борьбой различных тенденций и идеологических 


background image

 

 

133 

 

течений.  Так,  послевоенное  развитие  западноевропейских 
государств  пошло  по  линии  усиления  социальной  защиты 
населения,  смягчения  противоречий  капитализма,  усиления 
государственного  регулирования  экономики.  После  нефтяного 
"шока"  1973  года,  вызванного  политикой  арабских  стран,  был 
взят  курс  на  внедрение  ресурсосберегающих  технологий. 
Своевременные  ответы  на  вызовы  времени  позволяют  развитым 
государствам 

приспосабливаться 

к 

новым 

условиям, 

преодолевать 

кризисы, 

избегать 

серьезной 

социальной 

конфронтации. 

Режим  упадка

,  распада  политической  целостности 

характеризуется  преобладанием  центробежных  тенденций  над 
интеграцией.  Принимаемые  властями  решения  не  выполняются, 
сами  власти  теряют  легитимность,  доверие  масс.  Примером 
такого  политического  процесса  может  служить  судьба  бывших 
социалистических  стран,  Советского  Союза,  политическое 
руководство  которых  не  нашло  адекватные  решения,  чтобы 
ответить на новые реальности времени. 

Стадии (фазы) политического процесса 

Политический  процесс  можно  условно  разделить  на  5 

стадий:  формирование  (вызревание)  политических  приоритетов, 
выдвижение  политических  приоритетов  на  авансцену  (повестку 
дня)  политического  процесса,  формулирование  политических 
проблем,  требующих  правительственных  решений  и  принятия 
политических  решений,  приведение  в  действие  механизма 
реализации 

принятых 

решений 

(политическая 

инструментализация), 

оценка 

результатов 

политических 

решений. 

Рассмотрим, 

к 

примеру, 

стадию 

формирования 

(вызревания)  политических  приоритетов

.  Изучению  истоков 


background image

 

 

134 

 

формирования  политики  обычно  не  уделяется  достаточно 
внимания,  в  то  время  как  именно  отсюда  должен  начинаться 
политический  анализ.  Именно  политический  анализ  помогает 
определить  размер  и  объем  проблемы,  направления  действий 
правительства  для  реализации  поставленных  целей.  Для  целей 
политики  сущность  проблемы  можно  определить  как  условия  и 
ситуацию, 

в 

которой 

проявились 

неудовлетворенные 

потребности части общества, потребности требуют направленных 
усилий  для  изменения  ситуации.  Эти  усилия  могут  быть 
предприняты как со стороны непосредственно заинтересованных 
в проблеме лиц, так и со стороны лиц, действующих в интересах 
первых.  Такие  житейские  проблемы  населения  Беларуси,  как 
низкие доходы, загрязненная окружающая среда, некачественные 
продукты  питания,  высокая  стоимость  жизни,  –  порождают 
причины  общественного  неудовлетворения.  Но  только  те 
проблемы,  которые  приводят  в  движение,  побуждают  к 
действиям  людей,  становятся  политическими  проблемами. 
Например,  если  группа  людей,  имеющая  низкие  доходы, 
приспосабливается  к  ситуации  и  не  предпринимает  никаких 
действий, чтобы ее изменить в лучшую сторону, то политической 
проблемы  не  существует.  Проблема  не  имеет  статуса 
политической,  если  она  не  "заявлена",  не  "выплескивается" 
наружу.  Какие  же  свойства,  качества  придают  проблеме 
политический  характер?  Что  отличает  обыденную,  частную 
проблему  от  политической?  Можно  сказать,  политическими 
являются те проблемы, которые обладают широким полем охвата 
сфер  жизни  и  значительным  резонансом,  включая  последствия 
для  людей,  не  включенных  в  зону  конфликта  непосредственно. 
Можно  предположить,  что  отсутствие  масла  или  сахара  в 
домашних  запасах  тех  или  иных  белорусских  семей  является  их 
частной проблемой. В то же время хроническая нехватка данных 


background image

 

 

135 

 

продуктов  на  всей  территории  Беларуси,  конечно,  представляет 
собой  политическую  проблему.  Еще  пример.  Заболевание 
ребенка  лейкемией  и  заболевания  щитовидной  железы  у  детей 
Беларуси, 

Украины, 

России 

вследствие 

чернобыльской 

катастрофы, несомненно, является проблемой политической. 

Проблемы,  которые  имеют  незначительный  эффект  и 

радиусом  своего  воздействия  охватывают  одного  или  несколько 
человек,  непосредственно  вовлеченных  в  конфликт  либо 
неудовлетворенных  состоянием  своих  дел,  могут  считаться 
частными  проблемами.  Проблемы,  выдвигаемые  на  авансцену 
(повестку  дня)  политики,  могут  быть  подразделены  на 
распределительные,  регулятивные  и  перераспределительные. 
Распределительными 

проблемами 

охвачен 

относительно 

небольшой  круг  лиц,  которые  реально  находятся  у  руля 
распределительных  отношений  в  зависимости  от  уровня  власти. 
Регулятивные  проблемы  возникают  тогда,  когда  одни  группы 
общества  выдвигают  требования  по  ограничению  деятельности 
других групп. Перераспределительные проблемы возникают в тех 
случаях,  когда  большие  группы  людей  выступают  за  пересмотр 
сложившихся отношений в социальной и политической структуре 
общества. Имевшие место в прошлом социальные революции, и в 
том  числе  революция  1917  года  в  России,  представляют  собой 
примеры  попыток  перераспределения  сложившихся  отношений 
власти.  Как  правило,  требование  перераспределения  ресурсов 
общества  происходит  со  стороны  групп,  считающих  себя 
обделенными 

властью 

и 

ресурсами. 

Возникновение 

перераспределительных 

проблем 

свидетельствует 

о 

нестабильности социальных отношений в политической системе. 
В  Беларуси  перераспределительные  проблемы  возникают 
вследствие  недостаточности  демократических  механизмов 
власти. Сказывается слабость партий, отсутствие у них широкой