ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 9042
Скачиваний: 6
121
по сравнению со всеми иными нормативными актами,
издаваемыми государственными органами. Закон не может быть
отменен,
изменен
ни
ведомственными
актами,
ни
правительственными распоряжениями, ни решениями партии. В
этой связи встает вопрос о качестве самого закона. В подлинно
демократическом
правовом
государстве
закон
должен
соответствовать
праву,
быть
гуманным,
справедливым,
прогрессивным, закреплять неотъемлемые права человека.
Всеобщность
права,
связанность
правом
самого
государства
и его органов. Государство, издавшее закон, не
вправе его само же нарушать. Все органы государства и
должностные лица действуют строго на основе и во исполнение
законов, в пределах компетенции и в порядке, установленном
правовыми нормами.
Взаимная ответственность
государства и личности. Не
только гражданин, отдельные организации и учреждения несут
ответственность перед государством за выполнение своих
обязанностей, но и государство, его должностные лица
ответственны за свои действия перед гражданами. Личность
соглашается на определенные ограничения и обязуется
подчиняться общим установлениям государства, а государство
несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует
ей достойные условия жизнедеятельности. В основе правового
государства
лежит
стремление
оградить
человека
от
государственного террора, мелочной опеки со стороны органов
власти, гарантировать индивидуальную свободу.
Разделение властей
. В соответствии с принципом
разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках
одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена,
чтобы
избежать
деспотизма,
между
законодательной,
исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения
122
властей требует самостоятельности, независимости, строгого
разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы
сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти
могла бы ограничивать другую. Принцип разделения властей не
исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а
также определенное верховенство законодательной власти,
конституционные решения которой обязательны для всех.
Принцип разделения властей действует и в вертикальном
аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с
региональной, местной властью. Сосредоточение слишком
большой власти у центра может приводить к игнорированию
местных интересов, и наоборот, чрезмерная компетенция
местных
органов
может
отрицательно
сказаться
на
общенациональных интересах.
Незыблемость свободы личности, ее прав
, чести и
достоинства. Первооснова правового государства – признание
прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и
защита со стороны государства. Правовое государство исходит из
того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
ему от рождения, права и свободы предоставлены в равной мере
всем и каждому, осуществление прав и свобод человека и
гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.
Наличие
эффективных форм контроля и надзора
за
соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и
других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы
народного волеизъявления. Правовое государство призвано
создать развитую и действенную систему судебных органов,
арбитража, народного (государственного) контроля и т.п.
Правовое государство явилось важным этапом в
расширении свободы индивида и общества. Однако в своем
классическом, либеральном варианте концепция правового
123
государства делает акцент на формальном, правовом равенстве,
не затрагивая проблемы достижения фактического, социально-
экономического равноправия граждан. Поэтому в послевоенный
период идея правового государства была дополнена теорией и
практикой социального государства.
Социальное государство
Социальное государство
– это государство, стремящееся к
обеспечению достойных условий существования своих граждан,
удовлетворению их материальных и духовных потребностей,
социальной
защищенности,
соучастия
в
управлении
производством. Достигается это с помощью перераспределения
национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев,
проведения политики занятости, охраны труда, развития
общедоступного образования, здравоохранения и др.
Социальное государство осуществляет свои цели и задачи в
форме правовой государственности и стремится при этом к
расширению прав граждан, достижению большей социальной
справедливости, сглаживанию социального неравенства. В наши
дни демократические государства пытаются найти оптимальную
меру сочетания правового и социального принципов в своей
деятельности.
Советская правовая доктрина долгое время считала
неприемлемой
саму
идею
правового
государства
как
буржуазную, а значит – антимарксистскую, антинаучную,
рассматривая ее с узкоклассовых позиций и отрицая
общедемократическое содержание. Только в конце 80-х годов
была признана необходимость формирования правового
государства в нашей стране. Конституция Республики Беларусь
1994 г. (с изменениями и дополнениями), принятая на
республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., провозглашает:
124
"Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное
правовое государство" (статья 1). В Конституции зафиксированы
и основные принципы такого государства: уважение прав и
свобод граждан, разделение властей, идеологический и
политический плюрализм, признание единственным источником
власти воли народа и др.
Однако очевидно, что от конституционного закрепления
идеи правового, социального государства до ее практической
реализации лежит долгий и трудный путь. Для этого необходимы
как
политическая
воля,
проведение
соответствующих
политических реформ, так и создание необходимой социально-
экономической базы, развитие культуры и др. предпосылки.
Гражданское общество
Формирование правового государства возможно лишь на
основе развитого гражданского общества. Долгое время в
истории
общественно-политической
мысли
понятие
"государство" и "общество" не разграничивались. Лишь в эпоху
Просвещения в органической связи с идеей правового
государства формируются представления о гражданском
обществе.
Наиболее
полное
обоснование
проблема
разграничения государства и гражданского общества получила у
Гегеля.
Гражданское общество
– это система самостоятельных и
независимых от государства общественных институтов и
отношений, которые призваны обеспечить условия для
самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации
частных интересов и потребностей (см.: Гаджиев К.С.
Политическая наука. – М. – 1995. – С. 74). Гражданское общество
имеет сложную структуру и включает в себя экономические,
духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и
125
другие
отношения
и
институты,
не
опосредованные
государством. Оно охватывает производственную и частную
жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования,
науки,
культуры,
находящиеся
вне
непосредственной
деятельности государства.
Интересы и потребности различных групп и индивидов
выражаются и осуществляются через такие институты
гражданского общества, как семья, церковь, политические
партии,
профессиональные,
творческие
объединения,
кооперативы, социальные движения, органы общественного
самоуправления и др. Тем самым гражданское общество
предполагает многообразие коллективов, территориальных
общностей,
культурных,
национальных
сообществ,
т.е.
множественность
социальных
субъектов,
относительно
независимых от государства и способных к самоорганизации. В
гражданском обществе, в отличие от государственных структур,
преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные
связи – отношения конкуренции и солидарности между
свободными и равноправными партнерами.
Базисом гражданского общества является многоукладная
рыночная
экономика,
плюрализм
форм
собственности,
самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление
широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием
функционирования гражданского общества является также
наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство
и многообразие различных групп и слоев. Социальную основу
гражданского общества составляет так называемый средний
класс, включающий наиболее активную и мобильную часть
населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает
плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова,