Файл: Politologia_Kurs_lektsy_Reshetnikov_2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 9029

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

221 

 

разумеется,  подавляющего  перевеса  победившей  партии.  Тем 
самым  нарушается  принцип  всеобщности  избирательного  права, 
поскольку  голоса,  поданные  за  кандидатов,  потерпевших 
поражение,  пропадают.  Избиратели,  голосовавшие  за  них, 
лишаются  возможности  провести  своих  представителей  в 
выборные  органы.  Так,  элементарный  расчет  показывает,  что  в 
Беларуси  для  избрания  кандидату  достаточно  получить  лишь  26 
процентов  голосов  избирателей,  ибо  если  на  избирательные 
участки 

придут 

немногим 

более  

50  процентов  избирателей  и  немногим  более  половины  из  них 
проголосуют  за  кандидата,  то  в  результате  он  получит  голоса 
всего  лишь  четверти  избирателей.  Интересы  остальных  74 
процентов в выборном органе представлены не будут. 

Мажоритарная  система  не  дает  адекватного  соотношения 

между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом 
ее  представителей  в  парламенте.  Небольшая  партия,  имеющая 
большинство  в  нескольких  избирательных  округах,  получит 
несколько  мест,  а  крупная  партия,  рассредоточенная  по  всей 
стране,  не  получит  ни  одного  места,  хотя  за  нее  проголосовало 
больше  избирателей.  Вполне  типична  ситуация,  когда  партии 
набирают  примерно  равное  число  голосов  избирателей,  но 
получают  различное  количество  депутатских  мандатов.  Иными 
словами,  мажоритарная  система  не  ставит  вопрос  о  том, 
насколько полно политический состав избранных органов власти 
соответствует 

политическим 

симпатиям 

населения. 

Это 

прерогатива пропорциональной избирательной системы. 

Пропорциональная система 

Главное 

отличие 

пропорциональной 

системы 

от 

мажоритарной  состоит  в  том,  что  она  строится  не  на  принципе 
большинства,  а  на  принципе  пропорциональности  между 


background image

 

 

222 

 

полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские 
мандаты 

распределяются 

не 

между 

индивидуальными 

кандидатами,  а  между  партиями  в  соответствии  с  числом 
поданных  за  них  голосов.  При  этом  от  избирательного  округа 
избирается  не  один,  а  несколько  депутатов  парламента. 
Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или 
иную  программу.  Конечно,  партии  стараются  включать  в  свои 
списки  людей  наиболее  известных,  авторитетных,  но  сам 
принцип от этого не меняется. 

Партийные  списки  могут  быть  различных  видов.  Часть 

стран,  например,  Испания,  Греция,  Португалия,  Израиль,  Коста-
Рика,  придерживаются  правил  закрытых  или  жестких  списков. 
Избиратели  имеют  право  выбрать  всего  лишь  партию, 
проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке семь 
кандидатур,  а  партия  выиграла  три  места,  то  депутатами  станут 
три  первых  кандидата  списка.  Такой  вариант  усиливает  власть 
партийной  элиты,  верхушки,  так  как  именно  лидеры  партии 
решают, кто займет первые места в списке. 

В ряде стран применяется иной вариант – система открытых 

списков.  Избиратели  голосуют  за  список,  но  в  нем  могут 
изменить  места  кандидатов,  выразить  свое  предпочтение 
(преференцию)  определенному  кандидату  или  кандидатам. 
Открытый  список  позволяет  избирателям  изменить  порядок 
списка 

кандидатов, 

составленный 

партийной 

элитой. 

Преференциальный  метод  используется  в  Бельгии,  Италии.  В 
Нидерландах, Дании, Австрии применяется система полужестких 
списков,  при  которой  первое  место,  завоеванное  партией, 
предназначено  кандидату  под  первым  номером.  Остальные 
мандаты  распределяются  между  кандидатами  в  зависимости  от 
полученных ими преференций. 


background image

 

 

223 

 

Существует еще одна необычная форма списка, называемая 

панаширование  (смешивание).  Эта  система,  применяемая  в 
Швейцарии и Люксембурге, позволяет избирателю голосовать за 
определенное  число  кандидатов,  принадлежащих  к  разным 
партийным  спискам.  Иными  словами,  избиратель  вправе  отдать 
предпочтение  кандидатам  различных  партий  –  смешанное 
предпочтение. 

Тем 

самым 

создаются 

благоприятные 

возможности для образования предвыборных партийных блоков. 

Для  определения  результатов  голосования  устанавливается 

квота,  то  есть  минимум  голосов,  необходимый  для  избрания 
одного депутата. Для определения квоты общее число поданных 
по  данному  округу  (стране)  голосов  делится  на  число 
депутатских  мест.  Места  между  партиями  распределяются 
делением полученных ими голосов на квоту. 

В  ряде  стран  с  пропорциональной  системой  действует  так 

называемый  избирательный  порог.  Для  того,  чтобы  быть 
представленной в парламенте, партия должна получить не менее 
определенного  процента  голосов  избирателей,  преодолеть 
определенный барьер. В России, Германии (смешанные системы), 
Италии  он  равен  5  процентам.  В  Венгрии  и  Болгарии  –  4 
процентам,  в  Турции  –  10  процентам,  в  Дании  –  2  процентам. 
Партии,  не  преодолевшие  этот  порог,  не  получают  ни  одного 
места в парламенте. 

Достоинства и недостатки пропорциональной системы 

О популярности пропорциональной избирательной системы 

свидетельствует  тот  факт,  что  в  десяти  из  двенадцати  стран  ЕС 
(исключение 

составляют 

Великобритания 

и 

Франция) 

используется  именно  эта  система.  Она  во  многом  определяет 
современную  западноевропейскую  демократию  как  партийную 
демократию. 

Пропорциональная  система

  является  наиболее 


background image

 

 

224 

 

демократичной,  позволяя  учитывать  политические  симпатии 
населения.  Она  стимулирует  многопартийность,  создает 
благоприятные 

условия 

для 

деятельности 

небольших 

политических партий. 

Вместе  с  тем  продолжением  названных  достоинств 

пропорциональной системы являются ее недостатки. В  условиях 
многопартийности,  когда  в  парламенте  представлено  около 
десятка,  а  то  и  больше  партий,  затруднено  формирование 
правительства,  которое,  как  правило,  нестабильно.  Так,  за 
послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и 
пропорциональности  получило  полное  выражение,  сменилось 
около  полусотни  правительств.  За  50  лет  Италия  более  четырех 
лет  жила  без  правительства,  что,  конечно,  ослабляет 
эффективность демократии. 

Пропорциональная 

система 

не 

дает 

возможности 

избирателю  оценить  личные  достоинства  кандидата,  поскольку 
он  выбирает  не  человека,  а  партию,  хотя  в  какой-то  мере  это 
противоречие  снимает  метод  преференций.  Кроме  того,  может 
значительно  возрастать  роль  мелких  партий,  которые  за 
поддержку  более  крупных  партий  требуют  постов,  привилегий, 
не  соответствующих  их  реальному  месту  в  политической 
системе.  Это  создает  условия  для  коррупции,  перерождения 
партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря 
в лагерь, борьбы за теплые места и т.д. Нарушается сам принцип 
пропорциональности. 

Смешанные избирательные системы 

Смешанная  система

  представительства  соединяет  в  себе 

достоинства  и  недостатки  обеих  систем  –  мажоритарной  и 
пропорциональной. 

Степень 

работоспособности 

органа 

государственной  власти,  избранного  по  смешанной  системе, 


background image

 

 

225 

 

зависит  от  характера  соединения  в  ней  мажоритарных  и 
пропорциональных элементов. 

На  такой  основе  проходят  выборы  в  России,  Германии.  В 

ФРГ, например, одна половина депутатов бундестага избирается 
по мажоритарной системе относительного большинства, другая – 
по  пропорциональной.  Каждый  избиратель  в  этой  стране  имеет 
два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по 
мажоритарной  системе,  а  второй  голос  –  за  партийный  список. 
При  подведении  итогов  раздельно  подсчитываются  и  первые,  и 
вторые  голоса  избирателей.  Представительство  любой  партии 
складывается  из  суммы  мажоритарных  и  пропорциональных 
мандатов.  Выборы  проходят  в  один  тур.  Пятипроцентный 
избирательный  порог  не  дает  возможности  мелким  партиям 
получать  места  в  парламенте.  При  такой  системе  большинство 
мандатов  получают  крупные  партии,  даже  при  незначительном 
перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать 
достаточно стабильное правительство. 

Концепции роли депутата 

В  практическом  осуществлении  различных  избирательных 

систем огромную роль играет политическая культура населения и 
самого  депутатского  корпуса.  Важное  значение  имеет  также 
сложившееся  представление  о  роли  депутата,  его  функциях.  В 
качестве  наиболее  распространенных  концепций,  взглядов  на 
роль депутата можно назвать следующие: 

-  депутат  представляет  в  парламенте  свою  партию, 

защищает и разъясняет ее политическую программу; 

-  депутат  представляет,  прежде  всего,  тех  избирателей, 

которые голосовали за него и его программу; 

-  депутат  представляет  в  парламенте  всех  избирателей 

своего  округа,  в  том  числе  и  тех,  кто  голосовал  против  или