ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6537
Скачиваний: 11
151
новой элиты.
ТЕМА 14. СМИ и коммуникации, их роль в политике
Коммуникация
– отношения между людьми, группами
людей. Особую роль коммуникации играют в политике. В
современной политике роль универсального посредника в
коммуникации отводится СМИ. Средства массовой информации
(СМИ) обычно определяются как структуры (учреждения,
предприятия и организации), создаваемые с целью открытой
публичной передачи с помощью специального технического
инструментария различных сведений любым лицам. СМИ –
важнейший атрибут современной политической жизни, их
нередко называют «четвертой ветвью власти».
К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио,
телевидение, кино, звукозапись и видеозапись. В последние
десятилетия СМИ претерпевают существенные изменения
вследствие распространения спутниковой связи, кабельного
радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных
систем, а также индивидуальных средств накопления и печатания
информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).
СМИ
представляют собой учреждения, созданные для
открытой, публичной передачи с помощью специального
технического инструментария различных сведений любым
лицам.
Их
отличительные
черты
–
публичность,
т.е.
неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие
специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое,
разделенное в пространстве и во времени взаимодействие
коммуникационных
партнеров;
однонаправленность
взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность
перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их
аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате
общего внимания, проявленного к той или иной передаче или
статье. СМИ обеспечивают не только социальную связь, но и
модифицируют сознание своей аудитории, управляют ее
поведением, т.е. являются одним из творцов политики.
152
Функции СМИ
разнообразны:
информационная
– получение и распространение сведений о
наиболее важных для граждан и органов власти событиях;
образовательная
–
сообщение
гражданам
знаний,
позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения,
получаемые из СМИ и других источников, правильно
ориентироваться в сложном и противоречивом потоке
информации;
социализация
–
усвоение человеком политических норм,
ценностей и образцов поведения;
критики и контроля;
артикуляция
различных
общественных
интересов,
конституирование и интеграция политических субъектов;
мобилизационная
функция
–
побуждение
людей
к
определенным политическим действиям (или сознательному
бездействию) в их вовлечении в политику.
Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же
главное влияние на политику СМИ осуществляют через
информационный процесс. Основными этапами этого процесса
являются получение, отбор, препарирование, комментирование и
распространение сведений
.
От того, какую информацию, в какой
форме и с какими комментариями получают субъекты политики,
во многом зависят их последующие действия.
Одно из важнейших средств политического влияния СМИ -
определение тем и направлений дискуссий, концентрирующих
внимание общественности и правительства. При выборе тем
публикаций и передач обычно руководствуются следующими
общими
принципами:
приоритетность
(важность
(действительная и мнимая) и привлекательность темы для
граждан);
неординарность
фактов
(информация
об
экстремальных событиях - голоде, войнах, необычайно жестоких
преступлениях и т.д. – доминирует над освещением явлений
будничной, повседневной жизни);
новизна
фактов;
политический
успех (культ звезд в политике, искусстве, спорте – типичное
явление для СМИ в рыночном обществе); высокий общественный
статус
(чем выше статус источника информации, тем
значительнее считается интервью или телепередача, поскольку
153
предполагается, что их популярность при прочих равных
условиях прямо пропорциональна общественному положению
людей, сообщающих сведения).
Наибольшую опасность для граждан и демократического
государственного устройства представляет использование СМИ
для
политического манипулирования
–
скрытого управления
политическим
сознанием и поведением людей с целью принудить
их действовать (или бездействовать) вопреки собственным
интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане.
Причем, это – не «ложь во спасение», а корыстные действия.
Технология манипулирования предполагает использование
богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на
сознание людей. К ним относятся прямая подтасовка фактов,
распространение лжи и клеветы, полуправда (замалчивание
информации); наклеивание ярлыков. Существует множество
приемов
лингвистического,
языкового
манипулирования,
предполагающих использование для обозначения одних и тех же
явлений эвфемизмов, а также слов, имеющих иной оценочный
оттенок. Для каждого информационного жанра, наряду с общими
приемами
манипулирования,
существуют
и
специальные
(непривлекательные ракурсы неугодного политика и т.д.). Для
скрытого внушения массам определенных политических идей
они нередко организуют шумные развлекательные шоу и т.д.
Существенными препятствиями для манипулирования
является собственный опыт людей, а также не контролируемые
властью системы коммуникаций: семья, родственники, знакомые
и друзья, интерактивные группы, складывающиеся в процессе
производственной и иной деятельности, и т.д.
Существуют три главных
формы современной организации
СМИ
:
частная
(коммерческая; финансируется исключительно за
счет
доходов
от
рекламы
и
частных
пожертвований),
государственная
(финансируется
и
контролируется
государством) и
общественно-правовая
(финансируется, главным
образом,
за
счет
специального
налога,
выплачиваемого
гражданами, имеет права юридического лица и самоуправления,
хотя в целом контролируется общественными советами,
состоящими из представителей важнейших общественных групп
и организаций).
154
Таким образом, СМИ способны служить различным
политическим целям: могут просвещать, развивать людей,
способствовать и помогать их компетентному участию в
политике, но могут и духовно порабощать, дезинформировать и
запугивать, разжигать ненависть, сеять недоверие и страх.
Наличие
развитых,
независимых,
разнообразных
СМИ,
объективно и всесторонне освещающих политические события -
одна из важнейших гарантий стабильности демократического
государства, эффективности управления обществом.
155
РАЗДЕЛ IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И
ИДЕОЛОГИЯ
ТЕМА 15. Политическая культура и политическая
социализация
1. Сущность, структура и функции политической культуры
Политическая культура является одним из важнейших
элементов политической системы общества, неотъемлемой
частью общенациональной культуры. Она оказывает большое
влияние на функционирование политических и государственных
институтов, придает значимость политическим процессам,
определяет характер взаимосвязи государства и гражданского
общества.
Термин «политическая культура» ввел в научный оборот
немецкий философ-просветитель И.Гердер. В политическую
науку он был введен американскими политологами Г. Алмондом
и С. Вербой.
Политическая культура
–
исторический опыт, традиции и
ценности политической жизни, духовные побуждения и
ориентации, убеждения и представления, образцы и нормы
поведения,
проявляющиеся
в
деятельности
субъектов
политического процесса и обеспечивающие совершенствование,
гуманизацию общества и личности на основе преемственности.
Сущность и характер политической культуры более
детально раскрывается через ее структуру. В качестве основных
структурных
элементов
выделяют
исторический
опыт,
политические традиции, культуру политического сознания и
участия. К структурным элементам относят также политическую
символику, язык, мифы, этику.
Политическая культура включает в себя, прежде всего,
политический опыт человечества, социальных общностей, групп,
являющихся основой естественного развития. Политический
исторический опыт – совокупность политических навыков,
знаний, норм поведения, накопленных в процессе политической
практики.
Этот
опыт
усваивается
людьми
в
процессе
политической
социализации.
Среди
различных
форм