ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6538
Скачиваний: 11
156
политического опыта важное место занимают политические
традиции. Их сохранение и развитие является одним из условий
политической стабильности общества и его прогрессивного
развития, на основе которых вырабатываются политические
ориентации и установки в отношении политической системы и их
места в данной системе. Игнорирование политического опыта
всегда ведет к негативным последствиям: «Традиции всех
мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых»
(К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 8. С. 119).
Политическое
сознание
– совокупность политических знаний, идейно-
политических убеждений, политических ценностей, ориентаций и
установок,
которыми
определяется
отношение
людей
к
политической системе, политическим процессам и явлениям.
Еще одним структурным элементом политической культуры
является
политическое
поведение
–
практическое
взаимодействие человека с политической средой, выражающееся
в той или иной форме политического участия. Политическая
культура проявляется в политической деятельности людей и
определяет уровень их политической культуры на практике.
Посредством участия (активное, пассивное, неучастие) в
политическом процессе и гражданин, и общество в целом
обретают
новый
политический
опыт,
способствующий
дальнейшему развитию политической культуры.
Функции политической культуры:
Познавательная
– формирование у граждан общественно-
политических знаний, взглядов.
Интегративная
–
достижение
согласия,
стабилизация
политической жизни, повышение эффективности управления.
Коммуникативная
– устанавливает связь между участниками
политического
процесса,
способствует
трансляции
накопленного политического опыта.
Обеспечение
социального
прогресса
–
способствует
эффективному развитию политической системы и общества в
целом.
Нормативно-регулятивная
– формирование и закрепление в
общественном сознании политических установок, ценностей,
мотивов, которые воплощаются в нормативных политических
157
решениях
государства
и
способствуют
эффективному
регулированию отношений в рамках политической системы.
Воспитательная
– способствует политической социализации.
2. Типология политической культуры
Содержание политической культуры в огромной степени
зависит от исторического развития и меняется в ходе
политических перемен. В связи с этим в политологии
рассматриваются различные типы политической культуры.
Существуют различные типологии политической культуры.
Наиболее используемой является классификация, предложенная
Г. Алмондом и С. Вербой в работе «Гражданская культура»:
Патриархальная.
Отсутствие
интереса
к
политике,
политическая неразборчивость, политические ориентации
растворены в социальных и религиозных установках и
ценностях. Такая культура характеризует не развитые в
политическом
отношении
общества.
Характерна
типу
культуры на начальном этапе формирования политической
системы.
Подданническая
(традиционная) – присутствует интерес к
политике,
но
отношение
к
политической
системе
эмоциональное. Носители этой культуры не стремятся
воздействовать на власть и ее политику, а предпочитают
подчиняться ей, считая, что государство само должно решать
их проблемы. Данный тип культуры характерен для
авторитарных форм правления.
Активистская
– характеризуется активной гражданской
позицией, стремлением граждан участвовать в политической
жизни и по возможности влиять на политику государства.
В
современном
обществе
функционируют
и
взаимодействуют подданническая и активистская политические
культуры.
Достоинством
подданнического
типа
политической
культуры является ее способность мобилизовывать огромные
массы людей, направлять их энергию на социально необходимые
преобразования. Это достигается за счет жесткой дисциплины,
упорядоченности, организованности.
158
В
активистской
политической
культуре
основным
источником политического действия является человек, а
критерием его оценок – активно-творческая деятельность.
Преимуществом данного типа политической культуры являются
представления
об
автономности
интересов
личности
и
государства, о гармонизации общественного и частного интереса
на основе иерархии интересов.
Смена типов политической культуры не происходит
мгновенно, она требует длительного времени, своеобразного
переходного периода.
Чертами переходной политической культуры является
многообразие
политических
организаций,
быстрая
смена
политических
предпочтений,
вспышки
экстремизма,
использование средств политического воздействия (забастовки,
голодовки, митинги, демонстрации и др.).
Алмонд и Верба также признают, что в чистом виде
названные типы политической культуры встречаются крайне
редко. На практике эти культуры представляют собой сочетание
тех или иных типов с преобладанием отдельных из них
(поданническо-активистский,
патриархально-поданнический).
Типы культуры различают также по политическим режимам
(тоталитарная, авторитарная, демократическая). Такой подход
характерен для воззрений польского политолога Ежи Вятра.
Для политической культуры общества в целом характерны
фрагментарность,
наличие
субкультур.
Речь
идет
об
особенностях политической культуры отдельных общественных
групп (по социальным, этническим, демографическим, ролевым и
другим признакам) в их отношении к государству, власти,
политическим партиям, которые обусловлены различным
положением этих групп в обществе.
3. Политическая социализация: сущность и основные этапы
Политическая социализация
–
это непрерывный процесс
усвоения индивидом идеологических, политических ценностей и
норм общества и формирование их в осознанную систему
социально-политических установок, определяющую позиции и
поведение индивида в политической системе общества.
Политическая социализация ставит перед собой
две главные
159
задачи
:
1)
привить людям устойчивые образцы поведения, что
способствует укреплению власти, порядка в обществе, его
интеграции и предотвращению отклонений от признанных
обществом норм и образцов;
2)
объединение
политических
субъектов
на
основе
согласования и единства их политических интересов и целей.
Социализация
в
сфере
политики
представляет
двухсторонний процесс. С одной стороны, она включает
передачу индивиду существующих норм, ценностей, традиций,
знаний, образцов политического поведения и ролей, с другой –
преобразование их в свои собственные ценностные ориентации и
установки. В итоге формируется социально-политическая
зрелость индивида и способность участвовать в политических
процессах.
Существует несколько
моделей политической социализации
.
Американский политолог Р.М. Мерельман выделяет четыре таких
модели:
первая –
системная
– характеризуется формированием
позитивного отношения к власти, правовому порядку,
традиционным институтам; ведущими ее агентами являются
семья и школа, а также окружение личности, ее сверстники;
вторая –
гегемонистская
– формирует молодежь, враждебно
настроенную против любой социальной и политической
системы, кроме «своей»; ведущими ее агентами являются
средства массовой информации;
третья –
плюралистическая
– ставит целью сформировать
представления граждан о своих политических интересах,
желание участия в их реализации, высокого уровня
гражданской активности; агентами являются школа, родители,
СМИ, партии, группы по интересам;
четвертая –
конфликтная
– сводится к формированию
лояльности к определенной группе и готовности поддержки ее
в борьбе против других групп; агентами такой социализации
являются органы пропаганды и агитации, представляющие
интересы групп.
Первая
модель
характерна
для
англо-американской
160
политической культуры, вторая – для стран незападной
цивилизации, третья – присуща континентально-европейской
культуре. И, наконец, четвертая – для закрытых (авторитарных)
политических систем.
Американские политологи различают также политическую
социализацию:
горизонтальную и вертикальную
.
Вертикальная политическая социализация
– передача
политико-культурных ценностей от старшего поколения к
младшему, от дедов к отцам и сыновьям.
Горизонтальная
политическая
социализация
осуществляется в пределах одного поколения – братьев, сестер,
одноклассников, среди равных, среди друзей.
Существуют два
уровня
политической социализации.
Первичный – уровень ближайшего окружения, в первую очередь,
семья, круг знакомых и т. д. Вторичный уровень, на котором
человек включается в систему политических отношений, – это
его взаимодействие с себе подобными в рамках государственных
структур и различных негосударственных организаций.
Принято
считать,
что
политическая
социализация
осуществляется на
трех уровнях личности
: биологическом,
психологическом, социальном.
Биологический уровень
личности оказывает немаловажное
воздействие на сознание человека и его политическое поведение.
Среди
элементов
этого
уровня
следует
выделить
наследственность, темперамент, пол, возраст, состояние здоровья
и т. д. Например, свойства нервной системы, темперамент
придают индивидуальное своеобразие политическому поведению
не только отдельной личности, но и масс в целом. Такие
элементы, как эмоции, воля, память, способности, мышление и
характер составляют
психологический уровень
в структуре
личности и оказывает влияние на политическое сознание и
поведение человека.
Социальный уровень
социализации человека
характеризуется мировоззрением, его интересами, целями,
ценностными установками и ориентациями. Они усваиваются
индивидом
в
процессе
воспитания
и
непосредственно
определяют его политическое поведение.
Процесс политической социализации проходит несколько
стадий. Некоторые политологи выделяют четыре этапа: