ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6519
Скачиваний: 11
26
мыслителем в духе аристотелевской традиции: государство не
есть порождение греха человеческого, а скорее результат
общественной природы человека, наделенной свыше свободной
рациональной волей. Цель государства – «общее благо», служба
обществу, состоящая в обеспечении условий для достойной,
разумной жизни человека в этом мире и приближение его
спасения. Функции государства не могут ограничиваться
исключительно охраной формального порядка. Оно призвано
брать на себя вопросы организации социально-экономической
сферы, т.е. контролировать торговлю, проводить разумную
налоговую и финансовую политику, препятствовать получению
чрезмерных доходов, т.е. в целом способствовать повышению
общего уровня благосостояния своего народа. Тем самым,
государство в политической теории Фомы Аквинского несет в
себе первые составляющие элементы «государства всеобщего
благоденствия».
Характеризуя политическую власть, ученый выделял три ее
основных элемента: сущность, происхождение и использование.
Так, происхождение и использование могут быть и хороши, и
дурны, так как являются делом рук человека. Что же касается
сущности, то она всегда хороша, поскольку представляет собой
установленный свыше порядок отношений господства –
подчинения, при котором воля находящихся на верху
человеческой иерархии движет теми, кто пребывает на ее низких
уровнях.
Если действия правителя противоречат воле Бога и
интересам
церкви,
то
подданные
вправе
оказать
им
сопротивление, ибо повиноваться властям следует настолько,
насколько они от Бога. При этом Аквинат подчеркивал тот факт,
что подчинение человека человеку имеет место только
относительно телесных действий. Что касается внутренних
движений души, то здесь единственным повелителем может быть
Бог.
Тем
самым,
мыслитель
выдвигал
идею
пределов
государственного вмешательства и отстаивал определенную
автономию частной и духовной жизни человека.
В формах государственного правления Аквинский –
сторонник
аристотелевской
модели
классификации.
Так,
наилучшей
формой
правления
он
считал
монархию,
27
аргументируя свой выбор фактами исторического опыта,
аналогиями и устройством всего мироздания и человеческого
организма, в частности, а также наибольшей степенью
воплощения в монархии единства цели и воли, способствующее
сохранению единства общества.
В то же время главный постулат политического учения
Аквинского состоял в необходимости подчинения светской
власти - власти духовной, что именно последней принадлежит
забота о конечной цели - цели спасения.
3. Политические идеи эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Ж.
Боден, Т. Мор, Т. Кампанелла)
Господствовавшее в эпоху Средневековья августианско-
фомистское
учение
о
государстве,
базировавшееся
на
теократическом
принципе,
было
пересмотрено
в
эпоху
Возрождения, содержанием которой стал гуманистический идеал
самодавлеющей личности.
Крупнейшим идеологом обоснования новых принципов
государственной власти и деятельности правителей в эпоху
Возрождения был итальянский мыслитель
Н. Макиавелли
(1469-
1527). В течение 14 лет он исполнял сложные и ответственные
обязанности
секретаря
коллегии
иностранных
дел
Флорентийской Республики. С приходом к власти банкирского
дома Медичи он был обвинен в заговоре против нового
правительства, посажен в тюрьму, подвергнут пыткам и выслан
из Флоренции. Он стал автором целого ряда трудов по проблемам
власти и политики - «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»,
«Государь» (1513), «История Флоренции» (1525) и др., которые и
по сей день вызывают множество споров.
Сочинение
«Государь»
стало
плодом
отчаяния
Н.
Макиавелли, в которое его повергли упадок Флоренции и Италии
в целом. По мнению автора, выйти из кризиса можно только
путем объединения Италии с помощью радикальных средств,
главным из которых является появление сильного политического
лидера
типа
Чезаре
Борджиа,
ставшего
прототипом
макиавеллевского государя. Целую главу своего трактата
«Государь» он посвятил характеристике Чезаре Борджиа,
«деятельность» которого была сплошной цепью убийств из-за
28
угла, отравлений, безмерных по своей жестокости расправ с
несчастными «подданными», разврата, обмана и вероломства.
Макиавелли считал, что его можно поставить в пример всем
правителям.
Таким образом, высшая цель политики, по Макиавелли,
сохранение государства всеми доступными средствами и любой
ценой.
Базовой предпосылкой его теории власти является
пессимизм по отношению к людям: люди в целом неблагодарны,
лживы, лицемерны, малодушны, алчны и дурны. В отличие от
Аристотеля, считавшего основой политики благо, Макиавелли,
напротив, считал, что тот, кто хочет добиться успеха в политике,
не может руководствоваться в своих поступках только законами
морали; напротив, он часто просто вынужден поступать дурно.
Государь должен обладать силой духа и творить добро,
насколько это возможно, и зло, насколько это необходимо. В
основе политического поведения лежат выгода и сила: государю
необходимо уподобиться лисице, чтобы обходить капканы, и
льву,
чтобы
отпугивать
волков.
Смелость,
гибкость,
самоуверенность
–
вот
слагаемые
успеха
политической
деятельности.
Восемнадцатая
глава
«Государя»,
с
исключительным цинизмом рисующая портрет «идеального
властителя» – настоящий кодекс вероломства, насилия и
двурушничества. С тех пор термин «маккиавелизм» используется
обычно для характеристики политики, основанной на культе
грубой силы и пренебрежения нормами морали и опирающейся
на принцип «цель оправдывает средства».
Макиавелли – идеолог буржуазного государства эпохи
первоначального
накопления
капитала
и
своеобразных
итальянских условий того времени. Без учета этого своеобразия
было бы непонятно его учение.
Власть для него не была самоцелью, а необходимым
средством для достижения стабильности и единства государства.
Политические идеи Н. Макиавелли, будучи противоречивыми и
дискуссионными, тем не менее, положили начало европейской
политической традиции Нового времени.
Специфическая обстановка, сложившаяся в результате
гугенотских войн во Франции XVI в., выдвинула второго
29
крупного мыслителя Возрождения – французского юриста,
публициста и общественного деятеля
Ж. Бодена
(1530-1596). В
своем главном произведении «Шесть книг о государстве» он
первый акцентировал внимание на то, что решающую роль в
определении государства играет суверенитет - одностороннее и
безусловное господство единой властвующей воли. Такой
суверенитет принадлежит не народу, а монарху. Суверенитет -
это высшая власть над обществом, неограниченная законом.
Существенные признаки суверенитета: право издавать и изменять
законы без чьего-либо согласия; право суда в последней
инстанции; право войны и мира; право чеканки монеты и т.п.
Выступая против аристотелевской идеи происхождения
государства путем постепенного объединения нескольких семей
в селение, а селений в полис, Ж. Боден утверждал, что
государство возникло в результате насилия, когда сильнейшие,
победив более слабых, стали господами. Сходство между семьей
и государством состоит лишь в обладании авторитетом: если в
семье это власть отца, возникшая из почитания старших, то в
государстве это авторитет, основанный на силе.
Большой исторический интерес представляет мысль Бодена
о связи между политикой и географической средой. Так, с его
точки зрения, народы умеренной климатической полосы
превосходят как южан, так и северян политическими талантами и
чувством
справедливости.
Зато
они
ниже
первых
по
умозрительным способностям и ниже вторых по физической
силе. Поэтому северными народами надо управлять посредством
силы, южными – посредством религии, народами умеренных
стран – посредством разума.
Как юрист, Боден развивал свои политические идеи в связи
с анализом природы и содержания закона, примыкая к
теоретикам
естественного
права.
В
своем
нашумевшем
произведении «Разговор семерых», где он изобразил диспут
представителей семи вероисповеданий, он сделал вывод о
вторичности всех позитивных религий по сравнению с единой
«естественной религией», от природы присущей человеку.
Поэтому человеческий закон, считал он, основывается на
универсальных принципах. Таким образом, задачи государства,
по Бодену, состоят в том, чтобы противостоять теократии,
30
феодальной и сословной раздробленности. Оно должно
обеспечивать «порядок» в стране и защищать «жителей» от
военных бедствий, насилий и грабежей.
На заре капиталистического развития появились смелые
мыслители, мечтавшие о преодолении пороков зарождающегося
буржуазного общества и пытавшиеся наметить основные черты
будущего коммунистического строя. Родиной социалистических
утопий была Англия. Автором первой социалистической утопии
был
Т.Мор
(1478-1535), юрист по образованию, лорд-канцлер
Англии. Вступивший в конфликт с королем Генрихом VIII, был
обвинен в «государственной измене» и казнен в 1535 г. и в
последующем канонизирован церковью. Главное произведение
Т.Мора «Золотая Книга, столь же полезная, как и забавная, о
наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». С
тех пор слово «утопия» (по греч. – «место, которого нет») стало
нарицательным.
Первая книга «Утопии» посвящена критике социальных
непорядков, вторая дает систему идеального государства. От
частного Мор умел перейти к общему, в явлении вскрыть
сущность. Люди, занятые необходимым трудом, без которого «ни
одно общество не просуществует…и года», живут в таких
условиях, по сравнению с которыми «положение скота
представляется более предпочтительным». С другой стороны,
жизнь тунеядцев «протекает среди блеска и роскоши». В руки
немногих хитрых и бесчестных людей попадают все блага, на
долю скромной трудолюбивой массы остается беспросветная
нужда. В чем же корень зла? В частной собственности, - отвечает
Т. Мор.
Вскрывая сущность государства, Т. Мор характеризовал его
как «заговор богачей, ратующих под именем и вывеской
государства о своих личных выгодах. Они измышляют и
изобретают всякие способы и хитрости. Во-первых, для того,
чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными
мошенническими хитростями. Во-вторых, для того, чтобы…
эксплуатировать их (бедняков), как вьючный скот». [См. Мор Т.
Утопия. М., 1935. с. 202].
Во второй части книги Мор показывал, каким должен быть
здоровый общественный организм. В ней рассказывается, что на