ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6521
Скачиваний: 11
31
острове Утопия нет частной собственности, все трудятся, нет ни
бедных, ни богатых. Горячо обличая паразитизм, Мор
освобождал от физического труда лишь две категории граждан:
временно отправляющих общественные функции и занятых
научной деятельностью.
Совершенно неожиданно Мор ввел в свое идеальное
общество
рабов.
Рабство
им
обосновывается
двумя
соображениями: во-первых, это наиболее гуманный способ
наказания преступников; во-вторых, это способ разрешить
проблему «неприятных» работ.
Вся продукция в идеальном государстве доставляется в
общие склады, откуда каждый получает по своим потребностям.
Изобилие продуктов является предпосылкой того, что их хватит
всем, и никто не возьмет лишнего.
Основной производственной ячейкой является семья, более
крупная – город, над которым стоит центральный орган
управления, имеющий хозяйственные функции: организацию
производства, потребления, внешней торговли. Выдвижение всех
должностных лиц происходит исключительно в порядке выборов.
Таким образом, в «Утопии» элемент новых воззрений на
сущность государства и положение его подданных переплетается
с сильными еще элементами средневековых представлений.
Продолжателем идеи Т. Мора в Италии был
Т.Кампанелла
.
Экономический упадок Италии XVI в. жесточайшим образом
ударил по плебейско-крестьянским массам. По количеству нищих
Италия могла конкурировать только с Англией эпохи Т.Мора.
Свои идеи Т. Кампанелла выразил в книге «Город Солнца»
(1602), написанной во время его заключения в тюрьме. Сюжет
произведения такой же, как и в «Утопии» Мора: генуэзский
мореход рассказывает смотрителю монастырской гостиницы о
своем кругосветном плавании и о чудесном городе – «Городе
Солнца», расположенном на одном из островов Индийского
океана.
В «Городе Солнца» отменена частная собственность и труд
является не только обязанностью, но и жизненной потребностью
всех
граждан.
Экономический
строй
«Города
Солнца»
представляется Кампанелле следующим образом: там нет
«праздных негодяев и тунеядцев», «обязанности, художества,
32
труды и работы распределяются между всеми». [Кампанелла Т.
Город Солнца. М., 1934, с. 58]. Граждане «Города Солнца»
(солярии) уже с детства привыкли относиться с уважением к
труду. Поскольку имеется изобилие продуктов, распределение
происходит по потребностям каждого.
Власть в городе находится в руках своеобразной духовной
аристократии, соединяющей в себе черты светской духовной
интеллигенции и религиозного жречества. Верховный правитель
– мудрейший философ и первосвященник, именующийся на
языке Соляриев «Солнце».
В идеальном обществе нет мотивов для ненависти к
человеку, нет питательной среды для пороков несовершенного
общества.
Взаимная
любовь,
дружба,
приветливость
и
правдивость характерны для обитателей солнечного города.
Т. Мор и Т. Кампанелла в вопросах государственного
устройства видели дальше своих современников. В момент
рождения капиталистической формации они в своих утопиях
пытались
преодолеть
недостатки
зарождающегося
общественного устройства.
4. Мыслители Нового времени о государстве и политике
(Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Кант,
Г. Гегель)
Политические мыслители Нового времени, начиная с
XVII в.,
были
озабочены
не
столько
практической
эффективностью своих теоретических конструкций, сколько
определением
их
концептуального
инструментария
и
достижением идейной четкости.
Виднейшим представителем политической мысли Англии
является
Т.Гоббс
(1588-1679). Свой трактат «Левиафан, или
материя, форма и власть государства» (1651), посвященный
исследованию природы государственной власти, он начинает с
характеристики «естественного состояния» человеческого рода.
Естественному
состоянию
свойственны
«отсутствие
собственности,
отсутствие
владения,
отсутствие
точного
разграничения между твоим и моим». [Гоббс Т. Левиафан. М.,
1936. с. 116]. Так как люди имеют одинаковые права и стремятся
их осуществить, между ними неизбежно возникает борьба,
33
всеобщим принципом которой является «война всех против
всех». В результате становится невозможной нормальная жизнь.
В «естественном состоянии» всем одинаково угрожает опасность
быть истребленными. Всеобщее равенство и всеобщая свобода
превращаются в пустой звук. Страх смерти делает людей
склонными к миру, и «разум подсказывает подходящие условия
мира», на основе которых люди могут прийти к соглашению.
Результат такого соглашения и есть государство. Следовательно,
исходный пункт учения Гоббса о государстве – общественный
договор
с
целью
покончить
с
хаосом
естественного
догосударственного состояния.
Создавая государство, люди переносят принадлежащие им
права или на одно лицо (монархия), или на собрание
представителей всех сословий (республика), или на собрание
представителей
определенного
сословия
(аристократия).
Поскольку
права
человека
в
естественном
состоянии
безграничны,
то
безграничны
и
права
государства.
Государственная власть есть абсолютная власть, подчинение
которой
должно
быть
безусловным.
Только
сильная,
безраздельная,
авторитетная
власть
может,
по
Гоббсу,
окончательно упразднить «естественное состояние» всеобщей
войны и установить порядок, обеспечивающий всем безопасную
жизнь.
Лучшей формой государства Гоббс считал абсолютную
монархию. В этой связи можно отметить противоречивый
характер политического творчества английского мыслителя. С
одной стороны, своей концепцией договорного происхождения
государства он снимал ореол божественности и выводил его
законы из разума и опыта, с другой – выступал в качестве
теоретика политического абсолютизма, выступавшего за ничем
не
ограниченную
государственную
власть.
Абсолютное
государство, не подвластное политико-правовому ограничению,
необходимо, согласно Гоббсу, как гарантия от недостатков
человеческой
природы.
Начиная
с
Т.
Гоббса,
в
западноевропейской
политической
теории
утверждается
системный подход к анализу государства как сложного
политического макроорганизма.
Современник Гоббса
Дж. Локк
(1632-1704) в своих трудах
34
«Два трактата о правительстве», «Письма о терпимости»
выступает
как
теоретик
парламентской
демократии
и
разрабатывает
принцип
конституционного
ограничения
абсолютной власти.
Он так же, как и Гоббс, сторонник «договорной теории»
происхождения государства. Однако, в отличие от него, он
считал, что первобытное состояние человека не было состоянием
полного бесправия, когда «человек человеку волк». Напротив,
первоначальным состоянием человечества были естественная
свобода и равенство. К естественным правам Локк относил право
на жизнь, невмешательство в жизнь окружающих, свободу, а
также право собственности, мерой которой служит труд
человека.
Государство и власть возникают как логическое развитие
природного состояния, когда люди добровольно соглашаются
образовать политическое сообщество и учреждают государство в
целях
обеспечения
естественных
прав
и
справедливого
правосудия. Они отказываются от своей свободы настолько,
насколько это необходимо для сохранения права собственности.
Таким образом, Локк утверждал, что договор, лежащий в основе
происхождения государственной власти, не создал права, а
заключен для того, чтобы государь гарантировал соблюдение и
защиту
изначального
«естественного
права».
Договор,
отчуждающей права отдельных людей в пользу государства,
возлагает
на
последнее
обязанность
блюсти
принципы
«естественного права» и, прежде всего, право частной
собственности. Если государство нарушает эту договорную
обязанность, подданные свободны от повиновения, они вправе
расторгнуть договор и установить новую законодательную и
исполнительную власть.
Личные симпатии Локка по вопросу о предпочтительной
форме государства принадлежали конституционной монархии,
прообразом которой выступало государственное устройство в
Англии, сложившееся после «славной революции» 1688 г.
Дж. Локку принадлежит заслуга разработки теории
разделения властей на законодательную и исполнительную, в
рамках которой приоритет отдается законодательной власти,
представляющей
большинство,
тем
самым
утверждается
35
верховенство парламента. Исполнительная власть должна только
реализовывать
законы.
Судебная
власть
растворялась
в
исполнительной, так что проблему независимой судебной власти
Локк не затрагивает.
Таким образом, в отличие от Гоббса, политической мысли
которого были свойственны явно этатистские тенденции, Локк
поставил в центр своей политической концепции личность, ее
права и свободы, отдавал ей приоритет перед государством и
обществом.
Особенности политической науки эпохи Просвещения
отчетливо выступают в учении французского правоведа,
социолога и политического мыслителя
Ш. Монтескье
(1689-
1755).
В
своих
произведениях
«Персидские
письма»,
«Рассуждения о причинах величия и упадка римлян» и главном
труде «О духе законов» он развивал главную тему всей
политической теории – тему политической свободы, которая
состоит не во вседозволенности, а в праве делать то, что
дозволено законами. Поэтому к числу необходимых условий этой
свободы относятся справедливые законы и надлежащая
организация государственности. Именно потребность людей в
законах обусловила в свое время возникновение государства.
Монтескье разделял все законы на естественные – неизменные,
созданные
высшим
разумом,
и
на
общественные
–
несовершенные
и
изменчивые.
Но
несовершенство
и
изменчивость их он ставит исключительно в зависимость от
разума законодателя. Законодатель, согласно Монтескье, не
может поступать по своему произволу. Он должен учитывать все
возможные условия, при которых складывалась историческая
жизнь народа, и сообразно им устанавливать наиболее мудрые
законы. К этим условиям он относил, прежде всего, природу
страны, величину территории, занятой народом, принятую им
правительственную систему, религию, его быт и нравы.
Отношение ко всем этим условиям и составляет дух законов.
Все существующие формы правления Монтескье разделял
на три вида: республику, монархию и деспотию. Первая
называется демократией, если власть принадлежит всему народу,
и аристократией, если власть принадлежит части народа. При