ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 6524

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

36 

монархическом  правлении  вся  власть  принадлежит  одному 
человеку  и  основывается  на  законах,  установленных  монархом. 
При  деспотическом  правлении  она  основывается  на  произволе 
правителя. 

Монтескье установил тесную зависимость формы правления 

от природных условий страны, от плодородия почвы, от размера 
территории. 

Введение 

лучших 

законов, 

по 

Монтескье, 

требует 

предварительной  подготовки  умов.  Подготовка  заключается  в 
соответствующем  воспитании.  Мудрый  воспитатель  привьет 
народу  качества,  необходимые  для  той  или  иной  формы 
правления:  добродетель  –  народу,  которому  наиболее  подходит 
демократия,  умеренность  –  при  аристократии,  честь  –  при 
монархии. 

О  том,  какую  форму  правления  считать  наиболее 

совершенной,  решается,  таким  образом,  в  зависимости  от 
конкретных  условий.  Симпатии  самого  Монтескье  склонялись  к 
представительной 

системе 

управления. 

Конституционно-

монархическое 

правление 

для 

него 

предпочтительнее 

деспотического. 

Необходимым  условием  политической  свободы  Монтескье 

считал 

строгое 

разделение 

властей 

– 

законодательной, 

исполнительной  и  судебной.  По  его  словам,  свобода  существует 
там,  где  правит  закон,  а  не  люди,  и  где  нет  злоупотребления 
властью. 

Политическая  теория,  разработанная  Ш.  Монтескье,  была 

почти буквально воспринята отцами - основателями США и легла 
в основу американского конституционализма. 

Другой  французский  философ 

Ж.-Ж.  Руссо 

(1712-1778), 

сторонник 

радикально-демократического 

направления 

политической  мысли,  напротив,  был  решительным  противником 
английской парламентской системы. 

В  своих  произведениях  «О  причинах  неравенства»,  «Об 

общественном  договоре  или  принципах  политического  права», 
«Эмиль,  или  о  воспитании»  и  др.  он  изложил  концепцию, 
которую  условно  можно  назвать  теорией  корпоративной 
демократии. 

Центральный  вопрос  учения  Руссо  -  вопрос  о  социальном 


background image

 

37 

неравенстве  и  путях  его  преодоления.  Руссо  различал  два  вида 
неравенства:  физическое,  проистекающее  из  разницы  в возрасте, 
здоровье  и  т.п.,  и  политическое,  состоящее  в  различных 
привилегиях,  которыми  одни  пользуются  в  ущерб  другим. 
Последнее,  т.е.  неравенство  в  собственном  смысле  слова, 
существовало 

не 

всегда. 

Будучи 

сторонником 

теории 

«естественного  права»,  Руссо  утверждал,  что  в  естественном 
состоянии все люди были равны. Никто не находился в состоянии 
зависимости  от  другого,  т.к.  первобытные  люди  не  имели 
частной собственности. Собственность, по словам Руссо, явилась 
основой  гражданского  общества,  а  вместе  с  тем  коренной 
причиной  неравенства.  Деление  на  богатых  и  бедных  было 
первой ступенью неравенства. 

Руссо  попытался  подойти  исторически  и  к  возникновению 

государства.  В  основе  государства  лежит,  по  его  мнению, 
сознательный  план,  соглашение.  Желая  воспользоваться  для 
достижения  собственных  целей  силами  бедняков,  богатые 
предложили  бедным  заключить  Гражданский  Союз,  который 
должен    будет  служить  залогом  мира  и  справедливости.  Союз 
был  заключен,  и  законы  окончательно  закрепили  частную 
собственность,  превратили  узурпацию  в  нерушимое  право  и 
обрекли  большинство  людей  на  труд,  рабство  и  нищету.  Такова 
была  вторая  ступень  неравенства,  когда  противоположность 
между 

богатыми 

и 

бедными 

дополнилась 

новой 

противоположностью 

– 

между 

сильными 

и 

слабыми, 

господствующими и подвластными.  

Третьей  ступенью  общественного  неравенства  был  переход 

от  правомерной  власти  к  деспотической,  основанной  на 
произволе. 

Противоположность 

между 

народом 

и 

его 

правителями  все  больше  возрастала.  Появился  деспотизм, 
поправший  ногами  и  народ,  и  законы.  Деспотизм  узаконил 
деление  на  господ  и  рабов.  Поэтому  восстание,  свергнувшее 
деспотизм, является вполне правомерным. Сила была его опорой, 
сила его и ниспровергнет. 

Учение  Руссо  об  «общественном  договоре»  служит 

обоснованием  его  учения  о  демократии.  Верховная  власть  в 
договорном 

государстве 

должна 

принадлежать 

народу. 

Требование  народного  суверенитета  –  основа  политической 


background image

 

38 

доктрины  Руссо.  Этот  суверенитет  неотчуждаем  и  неделим. 
Поскольку  он  неотчуждаем,  он  отвергал  представительное 
правление;  поскольку  народный  суверенитет  неделим,  Руссо 
возражал  против  разделения  властей  на  законодательную  и 
исполнительную. 

Руссо 

различил 

три 

основные 

формы 

правления: 

демократическую, 

аристократическую 

и 

монархическую. 

Наиболее  рациональной  формой  правления  Руссо  считал 
избирательную  аристократию.  Это  надо  понимать  в  условном 
смысле:  Руссо  имел  в  виду  не  господство  аристократии,  а  лишь 
выполнение частью избранных людей исполнительных функций, 
порученных народом – сувереном. 

Итак,  исторический  подход  к  общественному  неравенству, 

как 

к 

преходящему 

явлению, 

требование 

установления 

общественного 

равенства, 

защита 

договорной 

теории 

происхождения  государства  и  решительное  провозглашение 
народного  суверенитета  –  таковы  основные  черты  политических 
взглядов Ж.-Ж. Руссо. 

Учение  Руссо  еще  при  жизни  оказало  огромное  влияние  на 

идеологию  и  практику  Великой  французской  революции  1789  г. 
В  дальнейшем  влияние  руссоизма  испытали  все  направления 
политической  философии  как  в  форме  слепого  подражания  и 
заимствования  аргументов,  так  и  в  виде  резкой  критики  его 
наследия. 

Среди немецких  теоретиков в  области  политической  мысли 

эпохи Просвещения самым значительным считается И. Кант. 

И.Кант

 

(1724-1804) 

– 

основоположник 

одного 

из 

крупнейших  направлений  в  современной  теории  государства  и 
гражданского  права.  Свои  взгляды  он  первоначально  изложил  в 
цикле  небольших  статей,  куда  вошли  работы  «Идея  всеобщей 
истории  во  всемирно-гражданском  плане»,  «К  вечному  миру»,  а 
затем обобщил в трактате «Метафизика нравов». И. Кант заметно 
углубил  представления  о  гражданском  обществе,  высказанные 
Локком  и  Монтескье.  По  Канту,  гражданское  общество 
основывается  на  следующих  принципах:  1)  свобода  каждого 
члена общества как человека; 2) равенство его с каждым другим 
как  подданного;  3)  самостоятельность  каждого  члена  общества 
как гражданина. 


background image

 

39 

Как 

идеолог 

раннего 

либерализма, 

Кант 

сводил 

деятельность 

государства 

к 

правовому 

обеспечению 

индивидуальной  свободы.  С  этой  позиции  он  выделял  в 
государстве 

три 

главных 

органа: 

по 

изданию 

законов 

(парламент); их исполнению (правительство) и их охране (суд). В 
задачу  государственной  власти,  полагал  мыслитель,  не  входит 
забота о счастье граждан. 

Обсуждая 

способы 

перехода 

к 

идеальному 

государственному  строю,  Кант  категорически  отвергал  путь 
насильственной  революции,  полагая,  что  правового  состояния 
общества  нельзя  достичь  противоправными  средствами.  Казнь 
Карла I в Англии, Людовика XVI во Франции он расценивал как 
«ниспровержение  всех  правовых  понятий».  Кант  считается 
основоположником  концепции  правового  государства,  которое 
он  понимал  как  «множество  людей,  подчинённых  правовым 
законам».  В  качестве  главного  признака  государства  здесь  было 
названо верховенство закона. 

Идеальное  состояние  общества,  по  Канту,  –  это  мир  между 

отдельными  государствами.  В  трактате  «К  вечному  миру»  он 
обосновывал  право  народов  на  национальное  самоопределение, 
призывал к постепенному разоружению, замене армий всеобщим 
вооружением  народов  в  целях  защиты  от  нападения  извне. 
Основу  соглашения  о  вечном  мире  он  видел  в  международном 
праве,  а  социально-политической  предпосылкой  вечного  мира 
считал 

федеративную 

республику, 

охватывающую 

все 

государства  –  союз  народов.  Но  вечный  мир  не  наступит  сам  по 
себе.  Для  его  достижения  необходимо  просвещение,  воспитание 
народа, благоразумие правительства, экономическое содружество 
наций.  Идея  Канта  о  вечном  мире  вошла  в  идейные  платформы 
современной социал-демократии. 

Выдающийся 

представитель 

немецкой 

классической 

философии 

Г.  В.  Фр.  Гегель 

(1770-1831)  свои  политические  и 

правовые взгляды изложил в работе  «Основы философии права» 
(1821). 

Рассматривая 

идею 

права, 

Гегель 

исходил 

из 

основополагающей  для  всей  его  философской  системы  идеи 
тождества  мышления  и  бытия,  выражая  эту  идею  знаменитой 
формулой:  «Что  разумно,  то  действительно;  что  действительно, 


background image

 

40 

то разумно». По всем правилам гегелевской диалектики, отмечал 
Ф. Энгельс, этот тезис превращается в свою противоположность: 
достойно гибели всё то, что существует, ибо всё существующее в 
истории оказывается неразумным, и, напротив, всё разумное, всё 
осознанное  человеком  воплощается  в  действительности,  как  бы 
этому не сопротивлялись отжившие порядки. 

Гегель  решительно  отрицал  естественно-правовую  теорию 

происхождения 

государства. 

«Естественное 

право» 

и 

«естественное  состояние»,  по  его  мнению,  есть  состояние 
бесправия  и  произвола.  Только  в  государстве  человек 
приобретает действительную свободу. 

Заслуга  Гегеля  состояла  в  том,  что  он  заменил  понятие 

«естественного  состояния»  категорией  «гражданское  общество» 
и  провёл  достаточно  последовательное  для  своего  времени 
разграничение гражданского общества и государства. 

Гражданское общество, по Гегелю, делится на три сословия: 

землевладельческое  (дворяне  и  крестьяне);  промышленное 
(фабриканты,  торговцы,  ремесленники);  всеобщее  (чиновники). 
Вследствие  различия  интересов  индивидов,  их  объединений 
(сословий) гражданское общество, несмотря на имеющиеся в нём 
законы  и  суды,  оказывается  неспособным  урегулировать 
возникающие  социальные  противоречия.  Для  этого  оно  должно 
быть  упорядочено  стоящей  над  ним  политической  властью  – 
государством. 

Разумно  устроенное  государство,  по  мнению  Гегеля,  имеет 

три  власти:  законодательную,  правительственную  и  княжескую. 
Признавая  принцип  разделения  властей,  он  в  то  же  время 
подчёркивал недопустимость их противопоставления друг другу, 
выступал  за  их  неразрывное  единство,  высшим  выражением 
которого служит власть монарха. 

Решающая  роль  в  управлении  государством,  по  Гегелю, 

принадлежит  чиновникам,  осуществляющим  правительственную 
власть,  т.к.  чиновники  обладают  более  глубоким  пониманием 
целей  и  задач  государства,  чем  сословные  представители. 
Восхваляя  чиновничью  бюрократию,  Гегель  называл  её  главной 
опорой  государства  в  отношении  законности.  «Княжеская» 
власть в государстве служит началом, объединяющим все другие 
виды власти в единое целое.