ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 2688
Скачиваний: 1
Ни
одна
группа
граждан
не
должна
купаться
в
роскоши
в
то
время
когда
другие
бедствуют
в
нищете
;
7.
обеспечить
экономически
всех
граждан
.
Задача
государства
—
с
помощью
экономических
механизмов
обеспечить
недееспособных
людей
средствами
к
существованию
;
8.
поддерживать
оптимальный
внешнеторговый
баланс
,
т
.
е
.
обеспечить
относительное
равновесие
между
экспор
-
том
и
импортом
;
9.
обеспечить
охрану
окружающей
среды
.
Природная
среда
,
непригодная
для
жизни
человека
,
делает
все
экономические
цели
общества
бессмысленными
.
Есть
ряд
и
других
целей
,
которые
ставит
общество
перед
национальной
экономикой
.
Характер
этих
целей
и
способы
их
достижения
зависят
от
исторических
,
национальных
,
религиозных
и
иных
особенностей
той
или
иной
страны
.
Постановка
и
реализация
крупных
экономических
целей
общества
идет
по
двум
направлениям
:
1.
определение
целей
и
их
теоретическое
толкование
;
2 .
разработка
и
реализация
экономической
политики
государства
.
Первое
направление
предполагает
использование
науки
—
экономической
теории
,
задача
которой
—
внести
порядок
и
смысл
в
набор
фактов
,
связать
их
воедино
,
установить
надлежащие
взаимосвязи
между
ними
,
выводя
из
них
определенные
обобщения
.
Экономическую
теорию
,
имеющую
дело
с
уже
отработанными
и
перешедшими
на
уровень
теории
фактами
,
называют
ПОЗИТИВНОЙ
.
Если
же
экономическая
теория
основывается
на
субъективных
представлениях
о
том
,
какой
должна
быть
экономика
,
то
ее
называют
НОРМАТИВНОЙ
.
Иными
словами
,
позитивная
экономическая
теория
изучает
то
,
что
есть
на
самом
деле
,
а
нормативная
—
что
и
как
должно
быть
.
Выработанное
экономической
теорией
общее
представление
об
экономическом
поведении
индивидов
и
институтов
в
процессе
производства
,
распределения
,
обмена
и
потребления
товаров
и
услуг
используется
обществом
для
выработки
его
экономической
политики
.
Под
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКОЙ
понимают
выработку
конкретных
программ
для
достижения
крупных
экономических
целей
общества
и
систему
мер
или
решений
,
обеспечивающих
устранение
проблем
,
связанных
с
достижением
этих
целей
.
1.5.
Основные
научные
школы
и
современные
направления
развития
экономической
теории
Знакомя
читателя
с
основными
направлениями
экономической
мысли
и
их
авторами
,
следует
заметить
,
что
этим
экономические
исследования
не
исчерпываются
.
Экономическая
теория
развивается
параллельно
с
развитием
об
-
щественного
производства
,
поэтому
ни
одно
из
экономических
учений
нельзя
рассматривать
как
догму
,
как
"
рецепт
"
экономического
развития
для
всех
стран
,
невзирая
на
особенности
их
национального
устройства
.
Школы
,
направления
и
их
представители
Период
формирован
ия
Основные
идеи
Меркантилизм
(
Выражали
инте
,-
ресы
торговцев
.)
Т
.
Мин
;
Ж
.
Кольбер
XV—
XVII
вв
.
Главное
богатство
общества
—
деньги
(
золото
и
серебро
).
Источник
богатства
—
сфера
обращения
(
торговля
и
денежный
оборот
).
Государство
должно
активно
вмешиваться
в
экономику
,
помогая
обогащению
общества
.
Школа
физиократов
(
Выражали
интересы
крупных
зем
-
левладельцев
.)
Ф
.
Кенэ
;
Л
.
Тюрю
XVIII
в
.
Истинным
богатством
нации
выступает
продукт
,
производимый
в
сельском
хозяйстве
.
Первыми
попытались
вывести
прирост
богатства
из
процесса
производства
,
а
не
обращения
.
Английская
шко
ла
классической
политэкономии
Л
.
Смит
;
Д
.
Рикардо
XVII-
XIX
вв
.
Источник
богатства
общества
—
производство
,
а
наиболее
благоприятные
условия
для
его
эффективного
развития
—
свободная
и
конкурентная
рыночная
экономика
.
Марксизм
(
теория
научного
коммунизма
)
С
середины
XIX
в
.
Сформулирована
концепция
закона
стоимости
как
закона
развития
товарного
производства
.
Сформулировано
учение
об
общественно
-
экономических
формациях
.
Разработана
теория
воспроизводства
и
экономических
кризисов
и
др
.
Маржинализм
К
.
Менгер
;
Ф
.
Визер
;
Е
.
Бем
-
Беверк
Втора
я
половина
XIX
в
.
Издержки
производства
,
спрос
и
предложение
,
цена
объясняются
психологией
поведения
отдельного
хозяйствующего
субъекта
,
руководствующегося
,
прежде
всего
,
собственными
оценками
предельных
выгод
.
Неоклассическое
направление
А
.
Маршалл
;
А
.
Вальрас
С
конца
XIX
в
.
Частнопредпринимательская
рыночная
система
способна
к
саморегулированию
.
Государство
создает
благоприятные
условия
для
ее
функционирования
.
Кейнсианство
(
теория
регулируемого
капита
-
лизма
)
Д
.
М
.
Кейнс
С
30-
х
годов
XX
в
.
Государство
должно
активно
регулировать
экономику
и
социальную
сферу
,
так
как
рынок
не
способен
обеспечить
социально
-
экономическую
стабильность
общества
.
Институционализм
У
.
Митчелл
;
Т
.
Веблен
;
Р
.
Коуз
XIX
—XX
вв
.
Рассматривают
экономику
как
систему
,
где
отношения
между
хозяйствующими
субъектами
складываются
под
влиянием
экономических
и
внешнеэкономических
факторов
.
Монетаризм
М
.
Фридман
Насто
ящее
время
Главенствующая
роль
в
стабилизации
экономики
принадлежит
денежным
факторам
.
1.6.
Методы
экономической
теории
При
изучении
явлений
и
процессов
экономической
жизни
экономическая
теория
использует
как
общие
,
так
и
частные
методы
исследования
.
К
основным
общим
методам
экономической
теории
относят
:
диалектический
метод
.
Суть
его
заключается
в
том
,
что
все
явления
и
процессы
рассматриваются
в
непрерывном
движении
,
изменении
,
развитии
,
взаимосвязи
и
взаимообусловленности
;
метод
научной
абстракции
(
абстракция
—
отвлечение
).
Чтобы
понять
взаимосвязи
явлений
и
процессов
,
выявить
законы
,
лежащие
в
их
основе
,
необходимо
выделить
существенные
стороны
изучаемых
явлений
и
процессов
,
отвлекаясь
от
всего
несущественного
,
второстепенного
;
метод
анализа
и
синтеза
(
анализ
—
расчленение
,
синтез
—
обобщение
).
Сущность
данного
метода
состоит
в
том
,
что
сложные
явления
и
процессы
расчленяются
на
отдельные
простые
элементы
,
которые
подвергаются
детальному
изучению
.
Результаты
изучения
отдельных
частей
обобщаются
(
синтезируются
),
и
устанавливаются
внутренние
взаимосвязи
элементов
системы
в
целом
;
метод
индукции
и
дедукции
.
Индукция
—
способ
рассуждения
от
частных
фактов
,
положений
к
общим
выводам
.
Дедукция
—
способ
рассуждения
,
противоположный
индукции
:
на
базе
общих
положений
чисто
логическим
путем
обосновываются
те
или
иные
частные
выводы
,
которые
должны
подтверждаться
фактами
;
—
метод
системного
подхода
к
анализу
явлений
и
процессов
.
Системный
подход
предполагает
рассмотрение
экономического
объекта
как
системы
и
в
то
же
время
как
элемента
более
сложной
системы
;
экономико
-
математический
метод
.
Использование
экономико
-
математических
моделей
в
сочетании
с
ЭВМ
дает
возможность
из
множества
вариантов
получать
наиболее
выгодное
решение
экономической
задачи
;
метод
единства
исторического
и
логического
в
познании
.
Экономическая
теория
изучает
все
явления
и
процессы
в
определенной
взаимосвязи
,
развитии
и
исторической
последовательности
.
Логический
способ
исследования
раскрывает
внутренне
необходимую
последовательность
возникновения
и
развития
отдельных
экономических
категорий
и
законов
;
—
метод
общественной
практики
.
Общественная
практика
—
критерий
истинности
теоретического
познания
.
К
частным
методам
исследования
относят
моделирование
и
экономический
эксперимент
.
Моделирование
представляет
собой
построение
моделей
,
в
которых
отражаются
главные
экономические
показатели
исследуемых
объектов
и
связи
(
взаимосвязи
)
между
ними
.
Если
исследуемым
показателям
и
связям
задаются
количественные
значения
,
то
можно
построить
графическую
,
математическую
и
компьютерную
модели
.
Графическое
моделирование
основано
на
использовании
различных
графиков
,
схем
,
диаграмм
,
рисунков
.
Математическое
моделирование
основано
на
использовании
математических
функций
,
уравнений
,
неравенств
и
др
.
Ком
-
пьютерное
моделирование
основывается
на
экономико
-
математических
моделях
,
позволяющих
моделировать
и
сопоставлять
разные
варианты
решений
с
целью
выбора
оптимального
.
Экономический
эксперимент
—
это
научно
поставленный
опыт
в
какой
-
либо
экономической
области
с
целью
проверки
эффективности
намечаемых
хозяйственных
мероприятий
.
Тема
2.
ПОТРЕБНОСТИ
И
РЕСУРСЫ
.
ПРОБЛЕМА
ВЫБОРА
В
ЭКОНОМИКЕ
2.1.
Потребности
,
их
классификация
и
основные
характеристики
ПОТРЕБНОСТЬ
определяют
как
нужду
в
чем
-
либо
.
Однако
в
условиях
товарно
-
денежных
отношений
потребности
людей
удовлетворяются
с
учетом
доходов
,
которыми
они
располагают
и
фактического
наличия
экономических
благ
.
Поэтому
через
призму
этих
отношений
ПОТРЕБНОСТЬ
определяют
как
необходимость
потребления
экономических
благ
с
учетом
их
запаса
,
полезности
и
доходов
,
которыми
располагает
потребитель
для
их
приобретения
.
Наличие
экономических
благ
,
необходимых
для
удовлетворения
потребностей
,
обеспечивается
двумя
путями
:
а
)
естественным
,
когда
природа
дает
человеку
в
готовом
виде
продукты
,
б
)
экономическим
,
при
котором
человек
организует
производство
экономических
благ
.
Стремление
человека
удовлетворять
потребности
товарами
и
услугами
в
большем
объеме
и
лучшего
качества
определяется
законом
возвышающихся
потребностей
.
Общество
в
стремлении
удовлетворить
все
возрастающие
по
-
требности
неизбежно
наталкивается
на
ограниченность
ресурсов
.
Перед
ним
встает
проблема
:
что
производить
и
от
чего
отказаться
,
сколько
производить
и
кому
произведенные
товары
будут
доступны
и
т
.
д
.
Потребности
первичны
по
отношению
к
производству
.
Они
формируют
потребительский
спрос
и
диктуют
производству
что
и
сколько
производить
.
Потребности
людей
многогранны
.
Эта
многогранность
определяется
многими
факторами
,
главными
из
которых
являются
:
вкусы
потребителей
;
возраст
;
род
занятий
;
традиции
;
среда
обитания
человека
;
другие
факторы
.
Многообразие
потребностей
и
их
динамичность
обусловливают
многопрофильность
производства
и
необходимость
его
постоянного
совершенствования
.
Выделяют
потребности
:
материальные
,
духовные
,
социальные
.
Материальные
потребности
в
экономической
науке
определяют
как
первичные
,
ибо
от
их
удовлетворения
зависит
само
существование
человека
.
Это
потребности
в
еде
,
одежде
,
обуви
,
жилье
и
др
.
Духовные
потребности
относят
к
вторичным
.
Их
отсутствие
не
подрывает
саму
основу
жизни
человека
.
Это
потребности
в
образовании
,
искусстве
,
развлечениях
и
др
.
Социальные
потребности
обусловлены
коллективным
образом
жизни
человека
и
необходимостью
его
самореализации
:
карьера
,
членство
в
партийных
,
профсоюзных
и
иных
организациях
и
др
.
По
степени
удовлетворяемости
потребности
подразделяют
на
:
абсолютные
,
действительные
и
перспективные
.
Абсолютные
потребности
—
это
потребности
со
100%-
й
степенью
удовлетворяемости
всеми
членами
общества
при
сложившемся
уровне
их
доходов
.
Действительные
—
это
те
потребности
,
которые
могут
быть
фактически
удовлетворены
при
сложившемся
уровне
развития
техники
и
технологии
.
Перспективные
потребности
обусловлены
тем
,
что
в
данный
момент
при
существующем
уровне
развития
производства
они
не
могут
быть
удовлетворены
и
поэтому
откладываются
на
будущее
.
По
субъектам
(
носителям
)
потребностей
их
делят
на
:
общественные
,
групповые
,
коллективные
,
индивидуальные
.
Общественные
потребности
—
это
потребности
,
затрагивающие
интересы
всего
общества
(
потребность
в
обороне
и
др
.).
Групповые
—
это
потребности
групп
людей
,
объединенных
какими
-
либо
общими
интересами
(
спортивных
организаций
и
др
.).
Коллективные
потребности
—
это
потребности
людей
,
объединенных
в
коллективы
по
производственному
признаку
(
предприятий
,
кооперативов
и
др
.).
Индивидуальные
-
это
потребности
конкретного
человека
в
пище
,
одежде
,
музыке
,
и
т
.
д
.
По
отношению
к
воспроизводственному
процессу
выделяют
потребности
:
экономические
,
неэкономические
.
Экономические
—
это
те
потребности
,
для
удовлетворения
которых
необходимо
производство
экономических
благ
.
Среди
экономических
потребностей
особо
выделяют
производственные
потребности
,
подчеркивая
тем
самым
их
спе
-
цифичность
.
Неэкономические
потребности
—
это
потребности
,
которые
могут
быть
удовлетворены
естественным
путем
,
без
наличия
производства
.
Следует
отметить
,
что
,
в
отличие
от
неэкономических
,
экономические
потребности
динамичны
,
они
постоянно
изменяются
вместе
с
изменениями
,
происходящими
в
обществе
.
Такую
постоянную
,
устойчивую
зависимость
в
экономической
науке
на
-
зывают
законом
возвышающихся
потребностей
.
2.2.
Экономические
интересы
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ИНТЕРЕСЫ
-
это
объективные
,
обусловленные
отношениями
собственности
мотивации
трудовой
деятельности
людей
.
Поскольку
потребности
людей
бывают
материальными
и
духовными
,
то
и
интересы
как
побудительные
мотивы
могут
быть
материальными
или
духовными
.
Потребности
в
пище
,
одежде
,
жилье
—
это
первичные
материальные
потребности
,
не
удовлетворив
которые
,
человек
не
может
существовать
как
живой
индивид
.
Поэтому
экономическая
наука
исходит
из
того
,
что
материальные
интересы
явля
-
ются
определяющими
во
всей
системе
интересов
.
Потребление
есть
процесс
индивидуальный
.
Однако
в
условиях
общественного
разделения
труда
,
когда
человек
производит
один
какой
-
то
продукт
,
а
нуждается
в
большом
количестве
продуктов
,
производимых
другими
людьми
,
личный
интерес
принимает
общественную
форму
,
т
.
е
.
регулируется
обществом
на
основе
выработанных
им
правил
и
норм
поведения
индивида
.
Различают
интересы
:
личные
(
частные
),
коллективные
(
групповые
),
общественные
(
государственные
).
С
точки
зрения
естествознания
личные
интересы
всегда
первичны
.
Эта
первичность
обусловлена
инстинктивными
потребностями
людей
,
борьбой
человека
как
живого
индивида
за
выживание
в
природе
.
Вместе
с
тем
человек
,
работая
в
коллективе
,
живя
в
обществе
,
должен
одновременно
свои
личные
интересы
преломлять
через
коллективные
и
общественные
интересы
.
Задача
же
общества
—
выработать
такой
механизм
регулирования
интересов
,
который
позволял
бы
не
противопоставлять
один
интерес
другому
,
не
превращать
интерес
в
эгоизм
.
Практика
общественного
развития
показала
,
что
наиболее
эффективным
инструментом
регулирования
экономических
интересов
является
рыночная
экономика
,
базирующаяся
на
многообразии
форм
собственности
и
здоровой
конкуренции
.
2.3.
Ресурсы
и
факторы
производства
Под
РЕСУРСАМИ
ПРОИЗВОДСТВА
принято
понимать
совокупность
ценностей
,
которые
могут
быть
направлены
на
производство
экономических
благ
.
В
экономической
теории
ресурсы
делят
на
четыре
группы
:
а
)
природные
,
то
есть
естественные
силы
и
веществаприроды
,
которые
,
в
свою
очередь
,
могут
быть
:
возобновляемые
и
невозобновляемые
,
исчерпаемые
и
неисчерпаемые
;
б
)
материальные
,
то
есть
средства
производства
,
созданные
человеком
и
сами
являющиеся
результатом
производства
;
в
)
трудовые
,
или
так
называемая
"
совокупная
рабочаясила
", —
население
в
трудоспособном
возрасте
;
г
)
финансовые
,
то
есть
денежные
средства
,
которые
могут
быть
реально
выделены
на
организацию
производства
.
Значимость
того
или
иного
ресурса
меняется
в
зависимости
от
уровня
развития
общества
.
Следует
иметь
в
виду
,
что
независимо
от
вида
производства
любому
из
них
присущи
природные
,
материальные
и
трудовые
ресурсы
.
В
экономической
науке
они
получили
название
"
базовых
".
От
понятия
"
ресурсы
производства
"
следует
отличать
понятие
"
факторы
производства
".
ФАКТОРЫ
ПРОИЗВОДСТВА
—
это
реально
вовлеченные
в
процесс