Файл: Макшанова, Зиматкина - Лекции по общей гигиене и экологии в таблицах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 10515
Скачиваний: 9
Министерство
здравоохранения
Республики
Беларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
«
ГРОДНЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
»
Кафедра
общей
гигиены
и
экологии
Е
.
И
.
Макшанова
Т
.
И
.
Зиматкина
ЛЕКЦИИ
ПО
ОБЩЕЙ
ГИГИЕНЕ
И
ЭКОЛОГИИ
В
СХЕМАХ
И
ТАБЛИЦАХ
Пособие
для
студентов
педиатрического
факультета
Гродно
ГрГМУ
2010
2
УДК
613.1(075.8)
ББК
28.081
М
17
Рекомендовано
Центральным
научно
-
методическим
советом
ГрГМУ
(
протокол
№
6
от
24.06.2009)
Авторы
:
зав
.
каф
.
общей
гигиены
и
экологии
,
д
-
р
мед
.
наук
Е
.
И
.
Макшанова
;
доц
.
каф
.
общей
гигиены
и
экологии
,
канд
.
биол
.
наук
Т
.
И
.
Зиматкина
.
Рецензент
:
зав
.
каф
.
общественного
здоровья
и
здравоохранения
,
канд
.
мед
.
наук
Г
.
И
.
Заборовский
.
М
17
Макшанова
,
Е
.
И
.
Лекции
по
общей
гигиене
и
экологии
в
схемах
и
таблицах
:
пособие
для
студентов
педиатрического
факультета
/
Е
.
И
.
Макшанова
,
Т
.
И
.
Зиматкина
. –
Гродно
,
ГрГМУ
, 2010. –
488
с
.
ISBN 978-985-496-712-7
В
курсе
лекций
изложены
современные
данные
об
этиологии
,
патогенезе
и
клинике
ряда
заболеваний
,
обусловленных
влиянием
факторов
окружающей
среды
.
Представлены
критерии
диагностики
и
дифференциальная
диагностика
данных
заболеваний
,
а
также
их
лечение
.
Курс
лекций
предназначен
для
студентов
III
курса
медицинских
университетов
,
врачей
-
стажеров
,
клинических
ординаторов
,
врачей
-
терапевтов
.
УДК
613.1(075.8)
ББК
28.081
ISBN 978-985-496-712-7
©
Макшанова
Е
.
И
.,
Зиматкина
Т
.
И
., 2009
©
ГрГМУ
, 2010
3
Содержание
1.
Гигиена
как
наука
.
Предмет
и
задачи
гигиены
.
История
развития
.
Принципы
донозологической
диагностики
…………………………………………
5
2.
Проблемы
эколого
-
гигиенического
нормирования
природных
и
антропогенных
факторов
…………...
21
3.
Гигиенические
проблемы
питания
.
Нормы
питания
для
различных
групп
населения
,
их
физиологическое
обоснование
…………………….
33
4.
Нарушения
здоровья
и
заболевания
связанные
с
питанием
.
Недостаточное
,
избыточное
питание
….
52
5.
Пищевые
отравления
,
классификация
,
расследование
и
профилактика
……………………
62
6.
Гигиеническая
экспертиза
качества
пищи
.
Гигиеническая
оценка
важнейших
продуктов
животного
и
растительного
происхождения
.……..
76
7.
Продукты
детского
питания
……………………….. 116
8.
Санитарно
-
гигиенические
требования
к
предприятиям
общественного
питания
…………...
132
9.
Гигиенические
требования
к
размещению
детских
лечебных
учреждений
.
Государственный
санитарный
надзор
за
ЛПО
………………………...
150
10.
Гигиеническая
характеристика
микроклимата
,
отопления
и
вентиляции
помещений
ЛПО
………..
168
11.
Гигиеническая
оценка
чистоты
воздуха
,
инсоляционного
режима
и
освещения
больничных
помещений
……………………………
182
4
12.
Вода
как
фактор
здоровья
.
Гигиенические
основы
организации
водоснабжения
населённых
мест
и
ЛПО
………………………………………….
201
13.
Общие
гигиенические
требования
к
содержанию
и
очистке
населённых
мест
.
Уборка
и
очистка
ЛПО
………………………………………………….
221
14.
Санитарно
-
противоэпидемический
режим
в
детских
лечебно
-
профилактический
учреждений
.
Профилактика
внутрибольничной
инфекции
…….
247
15.
Метеотропные
заболевания
.
Акклиматизация
.
273
16.
Гигиена
труда
.
Производственные
вредности
и
профессиональные
заболевания
…………………...
291
17.
Организация
и
проведение
медицинского
контроля
и
санитарно
-
гигиенического
надзора
за
питанием
и
водоснабжением
войск
………………..
387
18.
Содержание
предмета
«
Экологическая
медицина
».
Системный
подход
в
экологии
………
410
19.
Экологические
факторы
,
классификация
и
принципы
действия
.
Влияние
на
здоровье
населения
……………………………………………...
432
20.
Экологические
аспекты
стресса
и
адаптации
.
Механизмы
формирования
адаптации
на
различных
уровнях
организации
биосистем
.
451
21.
Природные
ресурсы
Беларуси
и
основы
охраны
окружающей
среды
.
Мониторинг
окружающей
среды
…………………………………………………..
469
5
Т
ТЕМА
1:
Гигиена как наука
.
Предмет и задачи
гигиены
.
История развития
.
Принципы
донозологической
диагностики
Одним из важнейших отличий
человека от животных является
то
,
что человек не только
адаптируется к самым
разнообразным условиям среды
,
но и приспосабливает ее к себе
,
активно преобразуя
.
Внедрение в жизнь гигиенических требований
осуществляется с помощью санитарного
законодательства
,
санитарного надзора
,
санитарного просвещения
,
направленных на
оздоровление населения
.