Файл: Макшанова, Зиматкина - Лекции по общей гигиене и экологии в таблицах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 10518
Скачиваний: 9
6
ГИГИЕНА
Hygieinos –
гр
. -
приносящий здоровье
,
производное от имени богини здоровья Гигеи
,
дочери бога медицины Эскулапа
.
область
профилактической
медицины
,
изучающая
влияние условий
жизни
(
быта
,
труда
,
учёбы и т
.
д
.)
на
здоровье
,
работоспособность и продолжительность
жизни
человека
,
а также
разрабатывающая
мероприятия
по профилактике заболеваний
,
обеспечению оптимальных условий
существования
,
сохранению здоровья и
активного долголетия
.
Предмет и научная
основа гигиены
Гигиенические нормативы
:
для воздуха населенных мест и
промышленных предприятий
;
для воды хозяйственно
-
питьевого
назначения
;
для продуктов питания
;
для одежды и обуви с целью создания
наиболее благоприятных условий
,
направленных на сохранение здоровья и
предупреждение заболеваний
,
обеспечение высокой работоспособности
и увеличение продолжительности жизни
.
7
Цель гигиены
Как науки
оценить природу фактора
,
степень вредности
(
или пользы
)
его
воздействия на органы и системы организма
,
а также время
,
через которое может
проявиться благоприятное или
неблагоприятное действие фактора
.
Как научно
-
практической дисциплины
принимать участие в решении вопросов
развития народного хозяйства путём
выработки и научного обоснования
конкретных рекомендаций
.
По своей природе гигиена
—
наука
предупредительная
,
главная ее задача
—
предотвратить вредное влияние на
организм человека каких
-
либо
неблагоприятных факторов
.
Задачи гигиены
Создание наиболее благоприятных условий для
нормального развития организма
,
для полного
расцвета физических и духовных сил человека
,
для высокопроизводительного труда
;
разработка санитарного законодательства
;
разработка гигиенических нормативов
;
обоснование гигиенических мероприятий по
охране и оздоровлению окружающей среды
,
условий труда и отдыха
;
охрана здоровья детей и подростков
;
участие в разработке гигиенических основ
рационального питания
,
а также санитарная
экспертиза качества пищевых продуктов и
предметов бытового обихода
;
научная разработка основ предупредительного и
текущего санитарного надзора
.
8
Основные разделы гигиены
Изучает действие радиоактивных веществ и ионизирующей
радиации
,
как факторов производственной среды
,
на организм
работающих и разрабатывает мероприятия по
противорадиационной защите
.
Радиацион
-
ная гигиена
Раскрывает основные положения учения об окружающей среде
,
закономерностях влияния природных
,
бытовых
,
производственных факторов на здоровье и заболеваемость
населения
,
а также определяет направление оздоровительных
мероприятий
.
Общая
гигиена
Изучает производственную деятельность человека и условия
труда с точки зрения их возможного влияния на организм
,
разрабатывает рекомендации по предупреждению
профессиональных заболеваний
.
Гигиена
труда
Изучает влияние различных факторов на растущий организм и
разрабатывает мероприятия
,
обеспечивающие полноценное
физическое и умственное развитие детей
.
Гигиена
детей и
подростков
Изучает влияние на организм пищевых веществ и рационов
,
разрабатывает оптимальные соотношения пищевых веществ в
зависимости от условий труда
,
быта и меры профилактики
алиментарных заболеваний
.
Гигиена
питания
Изучает влияние на организм природных и социальных факторов
в условиях населённых мест и разрабатывает гигиенические
нормативы и мероприятия для создания оптимальных условий
проживания
.
Имеет подразделы
:
гигиена воздушной среды
,
климат и акклиматизация
,
гигиена воды
,
почвы
.
Коммуналь
-
ная гигиена
История развития гигиены
Возникновение и развитие гигиены
диктовалось потребностями общества и
явилось результатом гуманного отношения
ученых к здоровью и благополучию людей
.
Первые гигиенические трактаты
“
О здоровом
образе жизни
”, “
О водах
,
воздухе и местностях
”
и
др
.
были написаны в
460 – 377
гг
.
до н
.
э
.
врачом
древней Греции Гиппократом
.
В
XVI – XVII
вв
.
вред антисанитарного состояния
городов и жилищ
,
жизненного уклада граждан
был настолько очевиден
,
а опасность тяжелых
эпидемических заболеваний столь велика
,
что в
европейских государствах начали появляться
первые зачатки общественного здравоохранения
.
9
Становление гигиены как науки
Связано с именами западно
-
и восточноевропейских учёных
:
Петтенкофера
,
Флюге
,
Рубнера
–
основоположников западноевропейского
направления гигиены
,
которое
оформилось в виде самостоятельных
разделов коммунальной гигиены
,
гигиены
питания
,
гигиены детей и подростков
.
Н
.
И
.
Пирогова
,
С
.
П
.
Боткина
,
Г
.
А
.
Захарьина
,
А
.
А
.
Остроумова
-
считавших гигиену важнейшим разделом
медицины и определяющим направлением
деятельности каждого врача
.
А
.
П
.
Доброславина и Ф
.
Ф
.
Эрисмана
-
основоположников восточноевропейского
направления гигиены
,
которые придали
гигиене научный характер
.
История развития гигиены в
послереволюционный период
(1)
Г
.
В
.
Хлопин
–
ученик Эрисмана
,
организовал
кафедру гигиены в Ленинградском санитарно
-
гигиеническом медицинском институте
,
высшем
учебном заведении
,
которое долгие годы готовило
санитарных врачей и эпидемиологов для всего
Советского союза
.
А
.
Н
.
Сысин
–
основоположник коммунальной
гигиены
,
дезинфекционного дела
;
автор первого
Санитарного Законодательства страны
,
первых
советских учебников
«
Курс дезинфекции и
дератизации
», «
Общая гигиена
».
А
.
Н
.
Марзеев
-
возглавлял санитарную службу
Украины
,
автор учебников
«
Основы коммунальной
гигиены
», «
Коммунальная гигиена
».
10
История развития гигиены в
послереволюционный период
(2)
С
.
Н
.
Черкинский
–
руководитель работ по
санитарной охране водоёмов
,
санитарной
токсикологии
.
С
.
И
.
Каплун
-
зав
.
кафедрой гигиены труда
Московского медицинского института
,
автор
Законодательства по охране труда
,
издал
руководство по гигиене труда
.
И
.
Н
.
Шатерников
–
возглавил разработку
пищевых рационов
,
работы по стандартизации
качества продуктов
,
по санитарному надзору за
предприятиями общественного питания
;
соавтор
первых норм питания
.
А
.
В
.
Мольков
–
организовал кафедру школьной
гигиены в Московском медицинском институте
,
под
его руководством разработаны первые стандарты
физического развития
,
нормы строительства
детских учреждений и др
.
История становления гигиены и
санитарии в Гродно и
Гродненской области
В
1776
г
.
организована Гродненская медицинская
академия
.
В
1876
г
.
открыта Гродненская специальная школа
фельдшеров и акушерок
.
С
1801
г
.
в Гродно проводится оспопрививание
.
В
1830
г
.
был создан холерный комитет
,
открыт
госпиталь для борьбы с эпидемией холеры
.
В
1880
г
.
появляется фабрично
-
заводская медицина
(
приёмной
пункт
при
табачной
фабрике
),
амбулаторная
помощь
оказывалась рабочим
и
членам их семей
.
В
1904
году учреждена должность санитарного
врача
.
С
1912
г
.
уездные санитарные врачи проводили
регулярные обследования санитарного состояния
города
,
вели
работы
по
распространению
гигиенических знаний
.