Файл: 6. Медицина эпохи возрождения. Медицина московского государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 1978

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»




Кафедра общественного здоровья и здравоохранения










МЕДИЦИНА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

МЕДИЦИНА МОСКОВСКОГО

ГОСУДАРСТВА (XVXVII ВВ.)




Рекомендации к семинарским занятиям для студентов 1 курса высших

медицинских учебных заведений всех факультетов


















Гомель 2007

Составитель: Петрова, Н.П.













Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины по теме: Медицина эпохи Возрождения. Медицина Московского государства (XVXVII вв.). Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.














Утверждено на заседании кафедры

протокол № ______

от «_____»_________________2007

для внутрикафедрального пользования








1. ТЕМА: МЕДИЦИНА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. МЕДИЦИНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (XVXVII ВВ.).


2. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.

В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части проводится обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). В третьей части проводится тестовый контроль знаний и подведение итогов занятия.

3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: изучать медицину эпохи Возрождения необходимо для понимания причин восстановления античной культуры, а также великих открытий в науке вообще и медицине, в частности.

4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить основные черты медицины эпохи Возрождения и развития медицинских знаний в Московском государстве (XVXVII вв.).

5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

  1. Изучить процесс становления опытного метода в медицине; особенности развитие анатомо-физиологических знаний; предпосылки развития и становление учения о промышленной патологии.

  2. Обосновать необходимость развития клинического метода.

  3. Проанализировать процесс развития медицины и гигиены в эпоху Возрождения.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ

Студент должен знать:

развитие анатомо-физиологических знаний;

основные черты медицины и гигиены эпохи Возрождения и медицины Московского государства (XVIXVII вв.).

Студент должен уметь:

использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах и для совершенствования своей профессиональной деятельности;

определять основные черты медицины эпохи Возрождения и медицины Московского государства (XVXVII вв.).

Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.

7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН

1. Условно-хронологические границы эпохи Возрождения.

2. Технический прогресс эпохи Возрождения:


а) великие географические открытия (X.Колумб, 1492 г.; Васко да Гама, 1498 г. и др.);

б) зарождение и создание микроскопической техники (Ганс и Захарий Янсены, 1590 г.; Г.Галилей, 1609 г.; Р.Гук, 1625 г. и др.);

в) астрономические исследования Н.Коперника.

3. Общественное и культурное развитие Западной Европы в XIVXV вв.

4. Идейное содержание культуры Возрождения.

5. Основные черты естествознания эпохи Возрождения.

6. Развитие Московского государства с конца XVXVII вв.

8. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Ятрохимики (труды Парацельса), ятрофизики (труды С.Санторио, Р.Декарта) их слабые и сильные стороны.

2. Роль микроскопической техники в медицине (труд А. Ван Левенгука).

3. Развитие анатомических знаний (труды Леонардо да Винчи, А.Везалия, Р. Коломбо, Ш.Этьена, Б.Евстахия, Г.Фаллопия, Р. де Граафа).

4. Создание учения о кровообращении (М.Сервет, В.Гарвей, М.Мальпиги).

5. Развитие гистологии и эмбриологии (В.Гарвей, М.Мальпиги, Ф.Реди).

6. Выдающийся хирург А.Паре.

7. Обучение у постели больного (Дж.Монтано, Г.Бургав).

8. Значение работ Дж.Фракасторо.

9. Зарождение учения о профессиональной патологии (труды Парацельса, Г.Агрикола (Бауэра), Б.Рамаццини).

10. Основные черты медицины эпохи Возрождения.

11. Медицина в Московском государстве (XVXVII вв.).

9. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Возрождение (фр. Ренессанс) — явление в культурном развитии ряда стран Центральной и Западной Европы, вызванное процессами постепенного перехода от феодальных отношений к капиталистическим. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XV ― XVII вв. Понятие «Возрождение» впервые введено в XVI в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джордже Вазари (1511 ― 1574). Так было названо время всестороннего развития нового искусства, основанного на изучении природы и возрождения античной культуры.

В этот период высокого расцвета достигают наука, литература, искусство. Наносится сокрушительный удар по старым церковным догмам и схоластическим учениям. Развитие науки и техники, великие географические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров, включение в сферу производстве новых источников сырья и новых рынков существенно расширяло и изменяло представления человека об окружающем мире.

Ренессанс принес глубокие перемены во все области жизни общества своей эпохи. За исходное начало было взято высокое античное наследие.

Идейным содержанием культуру Возрождения стала философия гума-низма (от лат. humanos — человеческий, человечный).

Основные черты естествознания эпохи Возрождения:

а) гуманистическое мировоззрение;

б) утверждение опытного метода в науке;

в) развитие математики и механики;

г) метафизическое мышление (которое явилось шагом вперед по сравнению со схоластическим методом классического Средневековья).


В противовес схоластическому мировоззрению с его опорой на авторитеты, в науке стал утверждаться опытный метод. Предпочтение отдавалось наблюдению и точному счету.

Ятрохимики (труды Парацельса), ятрофизики (труды С. Сантрио, Р. Декарта) их слабые и сильные стороны.

Утверждению опытного метода в медицине способствовало возникновение ятрохимического и ятрофизического направлений.

Сильные стороны:

способствовали к утверждению опытного метода в медицине;

сделаны открытия, характеризующие деятельность организма.

Слабые стороны:

механистически подходили к объяснению процессов в организме;

сохраняется представление о высшем начале.

Более сильные позиции ятрофизиков, так как сильна была физика, как наука (И.Ньютон — законы гидродинамики; Паскаль — закон гидростатики).

Ятрохимия (греч. iatrochimeia, от iatros — врач и chimeia) — направление в медицине, связанное с развитием химии (врачебная химия).

Ятрохимики считали, что процессы, совершающиеся в организме, являются химическими, поэтому с химией должно быть связано как изучение этих процессов, так и лечение болезней.

Одним из основоположников ятрохимии является выдающийся естествоиспытатель, врач и химик Раннего Возрождения Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493 ― 1541 гг.), известный в истории под латинизированным именем Парацельс. Швейцарец по происхождению. Теофраст фон Гогенгейм получил врачебное образование в университете в Ферраре (Италия).

Парацельс явился одним из основоположников опытного метода в науке. Он учил студентов не только на лекциях, но и у постели больных или во время прогулок за минералами и лекарственными растениями. Он был одновременно и теоретиком, и практиком: «Теория врача есть опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта», — утверждал он и порицал тех врачей, которые собственных знаний (особенно химических) не имели и прописывали лекарства «по книгам».

Его система врачевания основывалась на трех невидимых элементах (или «принципах»): сере, ртути, соли и их соединениях. По его мнению, в каждом органе тела эти три субстанции сочетаются в определенных пропорциях. Болезнь понималась как нарушение их правильных соотношений. Вот почему врачи и аптекари эпохи Возрождения придавали столь важное значение лекарственным препаратам, содержащим серу, ртуть и разные соли, и часто сами получали их из природных руд.

Парацельса, широко использовавшего минералы, часто обвиняли в отравлении больных ядами. «А знаете ли вы, что есть яд? — возражал он, — Все есть яд, и все есть лекарство. Одна лишь доза делает вещество и ядом, или лекарством».

Парацельс разработал свою классификацию болезней и факторов, влияющих на здоровье человека:

1) болезни, связанные с нарушением естественных функций под влиянием злоупотреблений или вредных привычек;


2) болезни, вызываемые шлаками, ядами и факторами, привносящими заражение (в современном понимании — отравляющие вещества и возбудители инфекций);

3) болезни, вызываемые факторами психологического характера (желания, страсти, пороки и др. факторы);

4) болезни, вызываемые астральными влияниями (космические, атмосферные и климатические факторы);

5) болезни, в основе которых лежат духовные причины (неподчинение боже­ственному Закону).

Допускалось, что болезни могут иметь несколько причин.

Парацельс настаивал на объединении хирургии и медицины (т. е. терапии, или внутренней медицины) в одну науку, потому что обе они имеют один корень. Сам он гордостью называл себя «доктором обеих медицин».

Его книга «Большой лечебник (ранений)», или «Большая хирургия» (1536 г.) и другие сочинения пользовались большой популярностью в течение многих столетий.

Рене Декарт (1596 ― 1650) — выдающийся французский философ и естествоиспытатель. Р.Декарт явился одним из творцов ятроматематики (греч. iatromathematik от iatros — врач и mathematike — наука о количественных отношениях) и ятрофизики (греч. iatrophysike; от iatros — врач и physis — природа) — направлений в естествознании и медицине, которые рассматривали жизнедеятельность всего живого с позиций физики и математики. Ятрофизика изучала явления природы в состоянии покоя и отражала метафизическое направление в философии XVII и XVIII в. По сравнению со схоластическим методом метафизическое мышление XVII в. было явлением прогрессивным. Его корни восходят к философским сочинениям Аристотеля, помещенным в конце его трактата «Наука о природе» т. е. после науки о природе (после «физики»; греч. «Meta ta physike»), откуда произошло название метода мышления и целого философского направления — метафизики.

Декарт считал, что жизненные действия подчиняются механическим законам и имеют природу отражения (названную позднее «рефлекторной»). Все нервы он разделил на те, по которым сигналы поступают в мозг (позднее «центростремительные»), и те, по которым из мозга сигналы движутся к органам (позднее «центробежные). Таким образом, в простейшем виде разработал схему рефлекторной дуги. Он разрабатывал основы новой теории света, открыл закон рефракции.

Взгляды Декарта в условиях ХVП века были прогрессивными.

С.Санторио (1561 ― 1636 гг.), врач, анатом и физиолог, создал прибор, с помощью которого он измерял теплоту человеческого тела. Сконструировал также экспериментальную камеру-весы для изучения количественной оценки усвояемости пищи (обмена веществ) путем систематических взвешиваний себя, пищи и выделений организма.

Результаты его наблюдений обобщены в труде «О медицине равновесия» (1614 г.).

Несмотря на большое количество оригинальных термометрических при ров, проникновение термометрии в клинику стало возможным только в начале XVIII в.


Роль микроскопической техники в медицине (труд А. ван Левенгука).

Первый прибор из увеличительных стекол (двухлинзовый микроскоп) был сконструирован около 1590 г. отцом и сыном Гансом и Захарием Янсенами в Нидерландах (Голландия). В 1609 г. Галилео Галилей, используя сведения об изобретении увеличительной трубы, сконструировал оптический прибор, который имел девяти кратное увеличение.

Термин «микроскоп» появился лишь в 1625 г. Первое его применение в естествознании связано с именем Роберта Гука (1635 ― 1703 гг.), Англия. Сконструированный им микроскоп с увеличивал в 30 раз.

Антоны ван Левенгук (1632 ― 1723 гг.) — голландский натуралист — самоучка. Занимаясь шлифовкой оптических стекол, он достиг высокого совершенства в изготовлении короткофокусных линз, которые давали увеличение до 270 раз.

Период систематических микроскопических исследований открывается одним из крупнейших обобщений естествознания XIX столетия ― клеточной теорией строения организмов.

Развитие анатомических знаний (труды Леонардо да Винчи, А.Везалия, Р. Коломбо, Ш.Этьена, Б.Евстахия, Г.Фаллопия, Р. де Граафа).

Интерес к человеческому телу и его строению проявился в эпоху Возрождения. Анатомия увлекала не только врачей, но и великих живописцев и скульпторов.

После изобретения книгопечатания И.Гуттенбергом (около 1445 г.) в Венеции был издан учебник анатомии Мондино де Луцци (1478 г.). В 1521 г. Беренгарио да Капри опубликовал свои комментарии к этому учебнику, снабженные рисунками, они стали первым анатомическим пособием для художников в Европе.

Все это не могло не отразиться на деятельности естествоиспытателей и врачей и становлении анатомии как науки.

Одним из основоположников был итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи (1452 ― 1519). Утверждая опытный метод в науке, Леонардо да Винчи одним из первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и изучать их строение, внедряя новые методы исследования (промывание органов проточной водой, распилы костей и органов). Описал и зарисовал многие мышцы, кости, нервы, внутренние органы. Написал обобщенный труд по анатомии. Делал анатомические зарисовки, главным образом, в движении. Предложил первую классификацию мышц. Правильно описал сердце (4 камеры), строение щитовидной железы. Описал формы и пропорции человеческого тела (помещал тело в квадрат, треугольник, круг).

После смерти из его записей, рисунков было составлено 13 томов.

«Книга о животных»;

«О полете птиц»;

«Анатомические тетради».

Труды получили известность только в XVIII в.

Андреас Везалий (1514 ― 1564)основоположник научной анатомии (в 23 года получил степень доктора медицины). Вскрывал недавно умерших людей из могил, на месте казни. В 1543 г. он издал первый научный труд по анатомии «О строении человеческого тела» в 7 книгах. Издал анатомический атлас. Изменяет преподавание анатомии, вводит секционные занятия, вскрытие на лекции. Разработал методику анатомического исследования, включавший многократные вскрытия, сравнительный метод (вскрывал труппы животных и человека, мужчин и женщин и т.д.). Многие анатомы Европы — ученики Везалия. Анатомические открытия Везалия способствовали развитию научной теории кровообращения. Сделал из анатомии науку.