ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2019
Просмотров: 2133
Скачиваний: 10
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
ТЕМА: МЕДИЦИНА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Рекомендации к семинарским занятиям для студентов 1 курса медико-диагностического факультета высших медицинских учебных заведений
Гомель 2009
Составитель: Петрова Н.П.
Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины по теме: История первобытного общества. Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Утверждено на заседании кафедры
протокол № ___
от «___»__________2009
для внутрикафедрального пользования
-
ТЕМА: ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
2. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.
В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части проводится обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). В третьей части проводится тестовый контроль знаний и подведение итогов занятия.
3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: знание общей истории медицины и истории медицины Беларуси помогут понять суть становления и развития современной медицины.
4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомить студентов с особенностями возникновения медицины в первобытном обществе.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: усвоить сущность медицины первобытного общества.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ
Студент должен знать:
― знать общую характеристику медицины первобытного общества.
уметь:
― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах и для совершенствования своей профессиональной деятельности;
― уметь различать этапы становления медицины в первобытном обществе.
Студент должен иметь навыки:
― ведения первичного поиска тематических исторических источников.
Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
1. Первые представления о человеке, его здоровье, болезни, окружающем мире.
2. Анимизм. Фетишизм. Тотемизм.
3. Первые врачеватели, их социальный статус.
4. Обряды и заговоры как форма становления медицинской деятельности.
5. Медико-гигиенические представления и действия.
6. Народная медицина. Народная гигиена.
7. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Источники изучения медицины первобытного общества.
Первобытная история является бесписьменным периодом. Сведения о медицине первобытнообщинного строя получены из различных источников. К ним относятся:
— данные археологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.
— данные палеопатологии. Палеопатология изучает патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета. Сформировалась около 100 лет назад. До возникновения палеопатологии считали, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации.
— данные письменных источников. Как уже отмечалось, первобытная эра является бесписьменным периодом истории человечества и не оставила нам письменных свидетельств. В силу неравномерности исторического развития народы, раньше овладевшие письменностью, оставили многочисленные письменные свидетельства о своих соседях, не имевших письменности.
— данные этнографии. Применение сравнительного метода в апополитейных (т.е. доклассовых) первобытных обществах и синполитейных первобытных обществах (т.е. первобытных обществ письменной эры, развивавшихся синхронно с классовыми обществами, современных изучавшим их ученым) дает более полное представление о различных сторонах общественного развития в прошлом. Изучение пережитков, которые ярко проявляются в обрядах.
Переход от ближайших предков человека (австралопитеков) к подсемейству гоминид (т.е. людей) — длительный эволюционный процесс, который протекал в течение миллионов лет и завершился более 2,5 млн лет тому назад. С этого времени начинается период становления первобытного общества — эпоха праобщины.
В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.
В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяет гоминидная триада:
1. Прямохождение, или бипедия (сложился у австралопитеков (от 4 до 2,5 млн лет от современности).
2. Свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем, способная к тонким трудовым операциям (сформировалась ко времени возникновения рода Homo (300-200 тыс. лет назад).
3. Относительно крупный высокоразвитый мозг (масса мозга приблизилась к современной около 50/40 тыс. лет тому назад).
Признаки гоминидной триады окончательно сформировались не одновременно, а на разных этапах эволюции.
Таким образом, формирование гоминидной триады, а следовательно, и человека современного вида (лат. Homo sapiens) окончательно завершилось около 50/40 тыс. лет назад.
В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека — его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.
Прародина человечества. Чарльз Дарвин (1809—1882), исходя из большого морфологического сходства человека с африканскими антропоидами шимпанзе и гориллой, выдвинул положение о том, что прародиной человечества является Африканский континент. Археологические исследования второй половины XX столетия подтверждают идею об Африканской прародине человечества. Тем не менее, в современной исторической науке существуют две гипотезы: моноцентризма и полицентризма.
Согласно гипотезе моноцентриама, сформулированной в 1947 г. Я.Я.Рогинским, тип современного человека сложился в одном ограниченном очаге Земного шара — по всей вероятности, в высокогорных районах Центральной и Южной Африки (некоторые ученые связывают этот процесс с повышенным фоном радиации в высокогорной Африке в целом). Этой точки зрения придерживается большинство исследователей.
Гипотеза полицентризма (сформулирована Ф. Ванденрайхом в 1939 г.) допускает существование нескольких центров формирования человека на материках Старого Света — в Центральной и Южной Африке и Центральной Азии.
В эпоху среднего палеолита (неандертальская фаза эволюции человека) первоначальная ойкумена (место обитания человека) значительно расширилась: люди неандертальского вида освоили обширные территории Европы (за исключением северных), степные и лесостепные районы Сибири, а возможно, и Японские острова.
В эпоху верхнего палеолита (40/12 тыс. лет тому назад) человек современного вида освоил новые, менее благоприятные земли в Европе и Азии, проник в Австралию (35/30 тыс. лет тому назад) и Новую Гвинею (около 26-12 тыс. лет от современности), заселил Северную и Южную Америку (около 20-12 тыс. лет тому назад). Основным путем заселения Америки считается Берингийская суша (Берингия), которая в те времена закрывала Берингов пролив.
Общая численность людей на Земле неуклонно увеличивалась. По приблизительным подсчетам специалистов около 1 млн лет назад, в период раннего (нижнего) палеолита она не превышала и 125 тысяч человек. Около 300 тыс. лет тому назад общая численность человечества достигла примерно 1 млн. Около 25 тыс. лет тому назад на Земле обитало более 3 млн человек, а на заре классообразования (около 8 тыс. лет до н.э.) все население земного шара составляло, как полагают специалисты, около 5 млн человек.
Развитие медика–гигиенической деятельности в сообществах первобытных людей до образования родовой общины.
История первобытной эры изучает человеческое общество от появления человека (около 2 млн. лет назад) до формирования первых классовых обществ и государств (4-е тысячелетие до н.э.). Первобытнообщинный строй универсален, через него прошли все народы нашей планеты. Здесь складывались предпосылки для последующего развития: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, художественная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевание и гигиенические навыки.
Периоды развития первобытного врачевания:
― врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление обобщение эмпирических (чувственное, опытное познание) знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);
― врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике;
― врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины).
Предмедицина — это совокупность приемов само– и взаимопомощи, которые имели место у животных, предшественников людей.
Отдельные приемы лечения некоторых заболеваний и травм животными, в том числе домашними (собаками, кошками и др.), свидетельствуют о древнейшем происхождении реакции животного на болезненные состояния и травмы. Непосредственные предки людей, которые стояли на самой высокой ступени эволюционной лестницы, надо полагать, владели этими приемами лучше животных. На ранних стадиях первобытного общества эти навыки были закреплены и дополнены новыми. Навыки возникли из непосредственной практики человека.
Формирующаяся медицина — соответствует формирующемуся обществу. По мере становления человеческого общества происходило и становление медицины.
Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии: эпоху древнейших людей — архантропов (около 2 млн. лет назад до 300—200 тыс. лет назад) и эпоху древних людей — палеоантропов (неандертальцев) (около 300—200 тыс. лет назад — 40—35 тыс. лет назад).
Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими, вели кочевой и полукочевой образ жизни.
Ближайшие предки древнейших людей — австралопитеки — наряду с собирательством занимались охотой на мелких и крупных животных. Следовательно, в этот период происходило накопление и обобщение эмпирических знаний о природных лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения.
Из всех отраслей медицинских знаний раньше всех других были освоены человеком гигиенические знания. Уже на самых первых ступенях развития человека наряду с заботой о питании, забота о здоровье была одной из жизненно важных задач человека и человеческого общества (организация жилищ, добывание огня, поддержание его в очаге). На этом этапе истории еще не было погребений, а это значит, что еще не было связанных с ними религиозных представлений, культа умерших и магических действий. Абстрактное мышление у архантропов было развито еще недостаточно.
Древнейшие люди проявляли заботу о больных сородичах. Находки Ю.Дюбуа на о. Ява обнаружившего бедренную кость питекантропа с выраженными изменениями костной ткани (экзостоз), подтверждают этот вывод.
Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они целенаправленно занимались коллективным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников.
Захоронения умерших проводили вдали от жилищ. Эти захоронения обнаружены в пещерах Ле Мустье и Ла Феррасси (на территории Франции), в Киик-Коба в Крыму (на территории Украины), в палеолитических пещерных стоянках Шанидара (на территории Ирака). Появление захоронений умерших свидетельствует о развитии у древних людей (палеоантропов) начальных абстрактных представлений о посмертной жизни, появлении культа мертвых и культа небесных светил.
В пещере Шанидар обнаружено девять скелетов тяжело больных древних людей, живших в период от 70 до 44 тыс. лет тому назад. Кости скелета мужчины Шанидар—I, жившего примерно 45 тыс. лет назад, свидетельствуют о серьезном повреждении латеральной стенки левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз); кости его левой стопы сохранили явные следы перелома с выраженным артритом ее суставов; его правая рука за много лет до смерти была ампутирована выше локтя, что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Стертость наружной части передних зубов говорит о том, что, пережив ампутацию, этот человек многие годы пользовался зубами вместо утраченной правой руки. Будучи полным калекой, он жил в коллективе сородичей, которые оказывали ему повседневную помощь; и умер в возрасте около 40 лет.
Исследования в пещере Шанидар дали первые достоверные сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений. Мужчина Шанидар—IV (около 60 тыс. лет от современности) был погребен на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов. Среди них были тысячелистник, золототысячник, крестовник, алтей и др. Все они и по сей день произрастают в Северном Ираке.
Подтверждением тому, что древние люди заботились о своих сородичах, свидетельствуют находками скелетов тяжелобольных древних людей, которые могли выжить, только находясь под защитой коллектива. Так, в пещере Ла Шапель (на территории Франции) обнаружен скелет мужчины-палеоантропа, умершего в возрасте приблизительно 45 лет, будучи полным калекой (деформирующий артрит позвоночника, артрит нижней челюсти и перелом бедра).
Эти открытия являются несомненным научным доказательством социальных отношений, сложившихся у поздних палеоантропов, по меньшей мере, 60 тыс. лет тому назад, т.е. почти за 20 тыс. лет до выделения человека современного вида.
Уровень медико-гигиенических представлений на стадии родовой общины.
Врачевание эпохи первобытной общины.
Расцвет, или зрелость, первобытного общества (эпоха первобытной общины начинается в эпоху верхнего палеолита, около 40 тыс. лет назад). К этому времени сформировался человек современного вида — неоантроп (Homo sapiens).
Развитие первобытного коллективизма, орудийной техники, изобретение лука и стрелы (14—7-е тысячелетия до н.э.) обусловили дальнейший подъем производительных сил и совершенствование организации человеческого общества, т. е. социальных отношений.