Файл: 6. Медицина эпохи возрождения. Медицина московского государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2019
Просмотров: 2043
Скачиваний: 8
А.Везалий нашел 200 ошибок в анатомии Галена:
― правильно описал скелет человека;
― правильно описал мышцы и многие внутренние органы человека;
― установил отсутствие в сердечной перегородке отверстия, через которое, согласно учению Галена, кровь должна была проникать из правого желудочка в левый и там контактировать с пневмой»;
― описал клапаны сердца и таким образом создал предпосылки для последующего обоснования кругового движения крови.
Труды:
-
«О строении человеческого тела» в семи книгах, 1543.
-
Краткий учебник анатомии «Извлечение», 1543.
Реальдо Коломбо (1516 ― 1559 гг.), один из творцов «золотого века» анатомии. Возглавил кафедру анатомии Падуанского университета.
Шарль Этьен (1503 ― 1564 гг.). В 1545 опубликовал учебник анатомии «О рассечении частей тела человека» с многочисленными рисунками органов брюшной полости, грудной клетки, головы и конечностей.
Иероним Фабриций (1533 ― 1619 гг.) — первым продемонстрировал в эксперименте (1603 г.) и описал венозные клапаны, доказав тем самым одностороннее движение крови по венам — в направлении к сердцу.
Бартоломей Евстахий (1510 ― 1574 гг.) в 1563 г. впервые дал подробное описание органа слуха у человека, включая слуховую трубу, названную его именем.
Габриэль Фаллопий (1523 ― 1562) изучал строение репродуктивных органов, развитие человеческого зародыша его сосудистой системы, впервые описал строение и функции маточных (фаллопиевых) труб.
Весьма близко к открытию яйцеклетки подошел голландский анатом и физиолог Ренье де Грааф (1641 ― 1673 гг.). Ренье де Грааф оставил значительный след в истории анатомии, физиологии, гистологии и эмбриологии. С его именем связано совершенствование многих методик исследования, например, применение сифона и клизм в анатомии. Грааф впервые изучил семенные канальцы и определил их как «сосуды, изготовляющие семя». В 1672 г. он описал открытые им пузырьки женских половых желез, которые ошибочно принял за яйца, откуда и произошло название — «яичник» (лат. ovarium). Установить истину удалось лишь полтора столетия спустя, когда К.Бэр, используя более совершенную микроскопическую технику, показал, что «граафовы пузырьки» являются лишь полостями, где образуются яйцеклетки и откуда они высвобождаются в результате овуляции.
Усилиями многих ученых — титанов эпохи Возрождения был заложен фундамент научной анатомии. На ее основе получили свое развитие физиология, терапия, хирургия.
Создание учения о кровообращении (М.Сервет, В.Гарвей, М.Мальпиги).
В 1546 г. испанский философ-богослов и врач Мигель Сервет (1509 ― 1553) впервые, а Западной Европе описал малый круг кровообращения. Показав, что кровь из легких возвращается к сердцу, он восполнил недостающее звено и сделал важный шаг на пути к созданию стройной теории о круговом движении крови, разработанной почти столетие спустя У.Гарвеем.
Рождение физиологии как науки связывают с именем У.Гарвея, которому принадлежит заслуга создания стройной теории кровообращения.
Уильям Гарвей (1578 ― 1657 гг.) — выдающийся английский врач, физиолог и эмбриолог. Профессор кафедры анатомии, физиологии и хирургии в Лондоне.
Основываясь на достижениях своих предшественников — Галена, Везалия. Коломбо, Фабриция, — Гарвей математически рассчитал и экспериментальна обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь движется в одном направлении, кругообразно по малому и большому кругам, непременно возвращаясь к сердцу. По мнению Гарвея, на периферии кровь переходит из артерий в вены по анастомозам и через поры тканей, — при жизни Гарвея в физиологии еще не применяли микроскопической техники, и он не мог увидеть капилляров.
Труд: «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628 г.).
Марчелло Мальпиги (1628 ― 1694 гг.) — итальянский врач, анатом и натуралист. Исследуя под 180-ым увеличением препараты мочевого пузыря и легкого лягушки, открыл (1661 г.) капилляры, соединяющие артерии с венами, и таким образом логически завершил исследования У. Гарвея.
Развитие гистологии и эмбриологии (В.Гарвей, М.Мальпиги).
Гистология (греч. histologia; от histos — ткань, logos — учение) — наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей живых организмов.
Становление гистологии связано с развитием микроскопической техники и микроскопических исследований, созданием клеточной теории строения организмов и учения о клетке.
В этот весьма продолжительный период (вплоть до XVIII в.) первые представления о тканях складывались макроскопически на основании анатомических исследований, — первые научные обобщения о строении тканей делались без применения микроскопа.
Роберт Гук используя микроскоп собственной конструкции, он обнаружил на тонком срезе пробки поры, которые сначала принял за пустоты и назвал их «клетками» (лат. cellula). В 1665 г. он опубликовал свой труд «Микрография, или физиологическое описание мельчайших тел, исследованных с помощью увеличительных стекол», в котором впервые описал свои наблюдения над растительными клетками укропа, моркови, бузины и др.
М.Мальпиги описал форменные элементы крови (1665 г.). Его именем названы слой эпидермиса и почечные тельца (1666 г.), которые он принял за железы. Более ста лет спустя А.М.Шумлянский (1748 ― 1795 гг) в своей работе «О строении почек» показал, что «мальпигиевы тельца» не железы, а клубочки капилляров, уточнил связь между ними и мочевыводящими трубками и, применив оригинальную методику инъекции сосудов почки изучил ее строение и связь между основными элементами.
Изучение растительных клеток долгое время значительно опережало изучение животных структур, так как их исследование требовало гораздо большего увеличения и разрешающей способности микроскопов.
Антоны ван Левенгук, используя им изготовленные короткофокусные линзы, которые давали увеличение до 270 раз, впервые увидел и зарисовал эритроциты (1673 г.), сперматозоиды (1677 г.), бактерии (1683 г.), а также простейших, которых называл «мелкими зверьками» (лат. animaculi), и многие другие растительные и животные клетки. В 1686 г. он наблюдал микроциркуляцию крови при помощи специально созданного им прибора. Однако эти разрозненные наблюдения над животными и растительными клетками не сопровождались обобщениями и на том этапе не привели к созданию науки.
Эмбриология (греч. embryologia; от embryon — зародыш, logos — учение) исторически сформировалась как учение об эмбриогенезе — внутриутробном развитии плода от момента оплодотворения до рождения.
Рождение эмбриологии как науки связано с именем Уильяма Гарвея. В 1651 году он опубликовал сочинение «Исследования о зарождении животных», которое многократно переиздавалось. У. Гарвей экспериментально опроверг идею о самозарождении. Он обобщил представления о яйце как источнике развития всех животных. Ввиду несовершенства микроскопической техники Гарвей не имел возможности увидеть яйцо млекопитающих.
Марчелло Мальпиги — один из основоположников эмбриологии. Его работы «О формировании цыпленка в яйце» и «О развитии яйца». Их текст сопровождали 12 таблиц с 86 рисунками, на которых впервые были изображены ранние стадии развития цыпленка. Наиболее полно (в 20 рисунках) были представлены стадии развития сердца. Мальпиги также впервые изобразил в рисунках формирование головного мозга и нервного ствола, мозговых сосудов и глазных бокалов.
Развитие эмбриологии имело важное значение для совершенствования профилактической медицины и борьбы с наследственными заболеваниями.
Выдающийся хирург А.Паре.
В средневековой Западной Европе существовало разграничение между врачами (или докторами), которые получали медицинское образование в университетах и занимались только лечением внутренних болезней, и хирургами, которые научного образования не имели, врачами не считались и в сословие врачей не допускались.
Хирургия Западной Европы не имела научных методов обезболивания до середины XIX в. Все операции в Средние века причиняли жесточайшие мучения пациентам. Не было еще и правильных представлений о раневой инфекции и методах обеззараживания ран. Поэтому большинство операций в средневековой Европе (до 90 %) заканчивалось гибелью больного в результате сепсиса (природа которого еще не была известна).
Переворот этих и многих других устоявшихся представлений в хирургии связан с именем французского хирурга и акушера Амбру аза Паре (1510 ― 1590 гг.) Врачебного образования он не имел. Хирургии обучался в парижской больнице, где был подмастерьем-цирюльником.
В 1536 г. А.Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга и участвовал во многих военных походах. Во время одного из них — в Северной Италии Амбруазу Паре не хватило горячих смолистых веществ, которыми надлежало заливать раны. Не имея ничего другого под рукой, он приложил к ранам дигестив и яичного желтка, розового и терпентинного масел и прикрыл их чистыми повязками. В результате раненые были бодры, в хорошо выспавшиеся, раны были не воспаленные и не припухшие. В то же время у других, раны которых были залиты кипящим маслом, была лихорадка, сильные боли, припухшие края ран.
Так было положено начало новому, гуманному методу лечения ран.
Труд А.Паре по военной хирургии: «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.», 1545 г. В 1549 г. Паре опубликовал «Руководство по извлечению младенцев, как живых, так и мертвых, из чрева матери».
Амбруаз Паре значительно усовершенствовал технику многих хирургических операций, заново описал поворот плода на ножку (древний индийский метод, забытый в средневековой Европе), применил перевязку сосудов вместо их перекручивания и прижигания, усовершенствовал технику трепанации черепа, сконструировал ряд новых хирургических инструментов и ортопедических аппаратов, включая искусственные конечности и суставы.
Преобразование хирургии, связанное с именем Амбруаза Паре, было продолжено его многочисленными последователями и продолжателями.
Обучение у постели больного (Дж.Монтано, Г.Бургав).
Обучение искусству врачевания у постели больного было свойственно древнегреческой медицине и медицине народов Древнего и Средневекового Востока. В Западной Европе периода классического Средневековья господствовала схоластика, и преподавание медицины велось по текстам античных и средневековых авторов. Передовые университеты в значительной степени были свободны от схоластики. В Монпелье уже в XIII в. студенты-медики аттестовались только после 8-месячной практики за пределами города, в Лейденском университете был открыт анатомический театр (1587 г.), а преподавание строилось на наблюдении и опыте. Все же инерция схоластики была велика — обучение студентов в Западной Европе долгое время оставалось преимущественно книжным.
Истинное возрождение клинического метода (греч. klinike — уход за лежачим больным; от греч. kline — ложе) в Западной Европе связано с именем итальянского врача Джованни Баттиста Монтано (1489 ― 1552 гг.) — профессора Падуанского университета, который утверждал, что «учить можно не иначе, как посещая больных». В 1539 г. Джованни Баттиста Монтано начал читать лекции по практической медицине в госпитале св. Франциска, непосредственно у постели больного.
В конце XVII ― начале XVIII в. решающая роль в разработке и внедрении клинического метода в Западной Европе принадлежала Лейденскому университету (Голландия), в котором долгие годы работал Герман Бурхааве (1668 ― 1738 гг.) — врач, химик и ботаник, профессор (с 1701 г.), возглавлявший кафедры медицины и ботаники, химии и практической медицины. В 1714 и 1730 гг. он избирался ректором университета.
Отдавая приоритет лечебной практике, он утверждал, что «клинической называется медицина, которая наблюдает больных у их ложа; там же изучает подлежащие применению средства. Прежде всего, следовательно, надо посетить и видеть больного». Обследование больного Бурхааве сочетал с физиологическим обонованием диагноза и анатомическими исследованиями. Вел подробные записи историй болезней.
Клиническая школа Г. Бурхааве сыграла исключительную роль в развитии европейской и мировой медицины.
Значение работ Дж.Фракасторо.
История эпидемий в эпоху Позднего Средневековья характеризуется двумя факторами: с одной стороны, намечается некоторое ослабление «старых» болезней — проказы и чумы, а с другой — появляются «новые» болезни (сифилис, английская потовая горячка, сыпной тиф).
Причины эпидемий в Средние века оставались непонятны.
Одни ученые связывали с землетрясениями. По мнению других (их бы большинство), эпидемии вызываются «миазмами» — «заразными испарениями», которые выносятся на поверхность при извержении вулканов. Третьи думали, что развитие эпидемий направляется особым положением звезд.
Первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней была выдвинута Джироламо Фракасторо (1478 ― 1553 гг.) — итальянским врачом, физиком, астрономом и поэтом. Медицинское образование Фракасторо получил в Падуанском университете.
Будучи уже профессором Падуанского университета, Дж.Фракасторо написал свой основополагающий труд «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» в трех книгах, 1546 г. Первая содержит общие теоретические положения и систематическое обобщение взглядов предшественников Фракасторо — Гиппократа и Фукидида, Аристотеля и Тита Лукреция Кара, Плиния Старшего и Галена, ал-Рази и Ибн Сины. Вторая посвящена описанию заразных болезней (оспы, кори, чумы, малярии, бешенства, английского пота, проказы). Третья — известным в то время методам их лечения.
В своем труде Дж.Фракасторо изложил основы разработанного им учения о «контагии» (лат. contagio — прикосновение, дурное влияние) — живом размножающемся заразном начале, выделяемом больным организмом. Он значительно поколебал бытовавшие ранее представления о «миазмах» (греч. miasma — скверна). Уже тогда Фракасторо был убежден в специфичности «семян» заразы (т. е. возбудителя)
Способы передачи инфекционного начала: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху на расстоянии. Фракасторо полагал, что на расстоянии передаются не все болезни, а через соприкосновение — все. Введенный им термин «инфекция» (лат. infectio, от inficere — внедряться, отравлять) означал «внедрение», «проникновение», «порчу». От него произошло название «инфекционные болезни», введенное впоследствии немецким врачом К.Гуфеландом (1762 ― 1836 гг.). Термин «дезинфекция» (от фр. des- — уничтожение чего-либо и лат. infectio) также предложен Дж.Фракасторо.
В то время еще не было (и не могло быть) научно обоснованных методов изучения причин заразных заболеваний и способов борьбы с повальными болезнями, — их возбудители оставались тогда невидимыми и неизвестными, а наука о них еще только зарождалась. Достойными представителями этого научного направления стали впоследствии Д.С.Самойлович и Э.Дженнер, Л.Пастер, И.И.Мечников.