Файл: 6. Медицина эпохи возрождения. Медицина московского государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 1981

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зарождение учения о профессиональной патологии (труды Парацельса, Г.Агрикола (Бауэра), Б.Рамаццини).

Первые попытки связать болезни рудокопов и литейщиков с профессиональными отравлениями свинцом, ртутью и сурьмой предпринял швейцарский врач Парацельс. Уже тогда он говорил об индивидуальном подходе к лечению болезни работников разных профессий: врачу надлежит знать, «что может помочь кузнецy, что — маляру, что — кожевнику, что — дровосеку, что — деревообделочнику, что — охотнику, что — рыболову, что — воину...». Парацельс заложил основы будущей науки о профессиональных болезнях.

Современник Парацельса немецкий врач, металлург и минералог Георг Агрикола (Бауэр, 1494 ― 1555 гг.), описывая заболевания работающих, предлагал не только средства лечения, но и меры их предупреждения: защитную обувь и одежду, усиленное питание, устройство вентиляционных «машин проветривания» и шахтных лестниц, укрепление сводов шахт специальными опорами, удаление грунтовых вод и т.д.

Труд: «О горном деле и металлургии», 1556 г.

После работ Парацельса и Aгриколы болезни, возникающие в связи с вредностями мануфактурного производства, стали предметом специального внимания врачей в странах Европы.

Основоположником профессиональной патологии и гигиены труда как отрасли медицины явился итальянский врач Бернардино Рамаццини (1633 ― 1714 гг.). Будучи городским врачом в разных районах Италии, а затем профессором университетов в Модене и Падуе, он «не погнушался посетить самые неприглядные мастерские и изучить тайны механических ремесел». «Ведь каждому ясно, — писал Рамаццини, — что в разных местностях существуют разные ремесла и что в связи с ними могут возникнуть разные болезни. Именно в мастерских ремесленников. я постарался добыть сведения о том, как предупреждать заболевания, которыми ремесленники обычно страдают, и как их лечить».

Тракт «О болезнях ремесленников» (1700 гг.). В нем описаны условия труда и заболевания работников более чем 60 профессий.

Рамаццини анализировал причины возникновения заболеваний, предлагал возможные методы их лечения и предупреждения и настаивал на улучшении условий труда мануфактурных рабочих.

Работа Б. Рамаццини вышла далеко за пределы клинической медицины, она дала материалы и стимул для изучения промышленной патологии.

Основные черты медицины эпохи Возрождения.

Утверждение опытного метода в медицине.

Введение в лечебную практику различных химических веществ.

Переход от схоластической к механико-математическому рассмотрению природы.

Становление анатомии как науки.

Создание учения о кровообращении.

Изобретение увеличительных приборов (микроскопа) и развитие микроскопии.

Развитие гистологии и эмбриологии.

Разработка первых научных основ хирургии.

Возрождение клинического метода.

Создание учения о контагиозных (заразных) болезнях.


Зарождение учения о профессиональной патологии и гигиене труда.

Медицина в Московском государстве (XVXVII вв.).

После изгнания Золотой Орды (1480 г.) и объединения Русских земель вокруг Москвы во времена княжения Ивана III Великое Московское княжество стало крупным и могущественным государством Европы.

В середине XVI столетия в стране были проведены реформы, направленные на централизацию власти и укрепление Российского государства. В 1549 г. был созван первый Земский собор — новый орган власти, который занимался решением важнейших государственных дел вплоть до избрания новых царей.

В 1550 г. царь Иоанн IV (Иван IV Грозный, 1530/1543 ― 1584 гг.) утвердил новый «Судебник» (или вторую «Русскую Правду).

Народная медицина

Опыт русской народной медицины передавался в устной традиции и сохранялся в многочисленных травниках и лечебниках, отражался в летописях, законодательных актах, историко-бытовых повестях.

Значительное место в лечебниках этого периода отводилось хирургии (резанию). Среди резалников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака или вина. Инструменты (пилки, нож­ницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими нитями из кишок животных. Для извлечения металлических осколков стрел применяли магнитный железняк. Создавались на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.

Развитие торговли с соседними странами постоянно расширяло познания русских людей об иноземных лекарственных средствах.

Эпидемии

Заморская торговля имела и свою оборотную сторону. В крупных торговых городах Пскове и Новгороде часто возникали эпидемии. За короткий период XIVXV вв. русские летописи сообщают о 12 эпидемиях, разразившихся в них. Легкость их возникновения, огромная смертность и бессилие человека в борьбе с «моровыми поветриями» поражали умы и усиливали суеверия.

Первые законодательства по карантину иноземных судов в Западной Европе появились в портовых городах Италии (1348 г.). Частые эпидемии «повальных» болезней, мысль о «прилипчивости» заразы привели к введению предохранительных мер на Руси. Это выражалось в изоляции больных и оцеплении неблагополучных мест. Умерших погребали в тех же дворах, в которых они умерли. Общение с зачумленными домами прекращалось. Жителей кормили с улиц через ворота. Когда эпидемия охватывала весь город, на дорогах, ведущих к нему, организовывали заставы; в лесах устраивали завалы. Для уничтожения заразы в домах применяли народные средства: вымораживание, сжигание и окуривание дымом, проветривание, мытье. Однако по сути дела все эти меры были элементарными приемами народной самозащиты, т.е. носили местный характер.


В XVI в. умирающих во время мора стали хоронить за чертой города. В начале XVII в. выделяли специальных людей для захоронения умерших.

Во время мора прекращались ввоз и вывоз всех товаров, а также работы на полях. Все это приводило к неурожаям и голоду, который всегда шел вслед за эпидемией. Появлялись цинга и другие болезни, которые вместе с голодом давали новую волну смертности.

Медицина того времени все еще была бессильна перед эпидемиями, и тем большее значение имели первые государственные карантинные мероприятия, которые начали вводиться в то время в Российском государстве. Их развитие в значительной степени связано с деятельностью Аптекарского приказа, учрежденного при царском дворе в конце XVI в.

Первые аптеки и Аптекарский приказ

Первое упоминание аптекаря в русских летописях относится к 1553 г.

Переселение в Москву иноземных врачей, аптекарей и хирургов началось в первой половине XVI столетия.

Первые достоверные сведения о первой на Руси аптеке относятся к 1581 г. когда в правление Ивана IV Грозного на территории Московского Кремля была устроена придворная Государева аптека. Обслуживала она только царя и членов царской семьи.

В XVI в. на Руси еще не было аптекарей-профессионалов из «прирожденных россиян», поэтому первоначально в придворной аптеке работали исключительно иноземцы (англичане, голландцы, немцы).

В конце XVI в. на территории Кремля, в здании, где располагалась Государева аптека, был организован Аптекарский приказ (точная дата его создания не установлена). Приказы — органы центрального управления, возникшие в Российском государстве в первой половине XVI в. «для исполнения приказов» (т.е. поручений) боярам, прообраз министерств.

Первоначально он был задуман как придворное учреждение по управлению государевым врачебным и аптекарским делом (обеспечение лечебной помощью царя, его семьи и приближенных) и вплоть до начала XVIII столетия назывался «Ближний Государев Аптекарский Приказ».

Для выдачи лекарства требовалось назначение доктора и разрешение боярина, заведовавшего аптекой (а позднее — Аптекарским приказом).

Лекарства для посторонних отпускались лишь в порядке исключения и за соответствующую плату, в редких случаях — «безденежно», по особому царскому распоряжению.

В 1673 г. была открыта «Новая» аптека

Штат старой и Новой аптек состоял из наемных и выборных людей. К наемным относились: аптекари, лекари, алхимисты, дистиляторы и подьячие. Выборные люди избирались сроком на один год и при вступлении в должное целовали крест, обещая добросовестно исполнять свои обязанности и тщательно хранить вверенные им деньги и имущество. Отсюда и произошло их название — «целовальники». В обязанности целовальников входило заведование аптечной кассой, закупка лекарственного сырья и контроль за их продажей.


В 1682 г., в Москве открылась третья аптека. Она учреждалась при первом гражданском госпитале.

Снабжение аптек лекарственными средствами осуществлялось разными путями. Первоначально лекарственное сырье для Государевой аптеки было завезено из Англии. Параллельно некоторые материалы приобретались в торговых рядах и лавках: целебные травы и ягоды — в зелейном ряду, сало свиное на пластырь — в мясном, сера горючая и смола черная — в москательном, воск для пластыря — в свечном ряду и т.д.

Кроме того, ежегодно во все концы Руси к воеводам посылались царские указы с предписаниями собирать для Государевой аптеки разные травы. Распознавать травы помогали специально составляемые травники, содержащие рисунки и описания лекарственных растений. Специально назначаемые заготовители обучались методам сбора трав и их доставки в Москву.

Во второй половине XVII в. в Московском государстве сложилась своеобразная система сбора и заготовки лечебных средств — государственная «ягодная повинность», за невыполнение которой полагалось тюремное заключение.

С развитием аптек расширялись и функции Аптекарского приказа. Во второй половине XVII в. в его ведение входило не только руководство аптеками, аптекарскими огородами и сбором лекарственного сырья, но также: приглашение на службу ко двору врачей (иноземных совместно с Посольским приказом впоследствии и отечественных); проверка их документов об образовании; проведение экзаменов врачам и аптекарям, прибывшим в Россию; контроль за их работой и ее оплатой; подготовка и распределение врачей по должностям; проверка «докторских сказок» (историй болезней); подбор лекарей в стрелецкие полки и снабжение войск медикаментами (с середины XVII в.); организация некоторых карантинных мер; судебно-медицинское освидетельствование собирание и хранение травников, лечебников и других медицинских книг; подготовка российских лекарей (с 1654 г.).

В круг дел Аптекарского приказа входили также заготовка и продажа водки, вина, пива и меда (что являлось одним из основных источников его финансирования).

В 1714 г. Петр I переименовал Ближний Государев Аптекарский приказ в Канцелярию Главнейшей аптеки и подчинил его архиатру (лейб-медику).

Доктора медицины и лекари.

Доктора медицины занимались лечением внутренних болезней; лекари лечили наружные болезни и занимались хирургией.

В Средние века не было ученых степеней кандидатов и докторов наук. Степень доктора медицины того времени сравнима с современным званием врача. В европейских университетах по окончании медицинского факультета выпускник защищал докторскую диссертацию (в современном представлении выпускную дипломную работу) на выбранную им тему. После успешной защиты диссертации ему присваивалась степень доктора медицины, что аналогично современному диплому врача. Лекари университетского образования не имели.


Подготовка лекарей в Московском государстве долгое время носила ремесленный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких пекарей, затем несколько лет служил в полку в качестве лекарского помощника. Иногда Аптекарский приказ назначал проверочное испытание (экзамен), после чего произведенному в звание лекаря выдавали набор хирургических инструментов.

В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта первая на Руси Лекарская школа. Содержалась она на средства государственной казны. Обучение вели иноземные лекари, через переводчиков. Ученики собирали травы, работали в аптеке и в полку, изучали латинский язык и фармацию, диагностику болезней («знамена немочей») и способы их лечения. Обучение длилось от четырех до шести лет.

Обучение будущих лекарей было наглядным и велось у постели больного. Анатомию изучали по костным препаратам и анатомическим рисункам. Учебных пособий еще не было. Их заменяли народные травники и лечебники, а также «докторские сказки» (истории болезней).

Аптекарский приказ предъявлял к ученикам Лекарской школы высокие требования. Обучение длилось пять — семь лет. Лекарские помощники, прикрепленные к иноземным специалистам учились от 3 до 12 лет.

Систематическая подготовка врачебных кадров в России началась лишь в XVIII в. Лекари, которые оказывали врачебную помощь гражданскому населению, чаще лечили на дому или в русской бане. Стационарной медицинской помощи в то время практически не существовало.

При монастырях продолжали строить монастырские больницы. В 1635 г. при Троице-Сергиевской лавре были сооружены больничные палаты. В Новодевичьем, Кирилло-Белозерского и других монастырей также лечили больных. Во времена вражеских нашествий на базе их больничных палат создавали временные (военные) госпитали для лечения раненых. И, несмотря на то, что Аптекарский приказ монастырской медициной не занимался, в военное время содержание больных и их лечение во временных военных госпиталях на территории монастырей осуществлялось за счет государства. Это было отличительной особенностью русской медицины XVII столетия.

В XVII в. на Руси были созданы первые гражданские больницы. Около 1652 г боярин Федор Михайлович Ртищев организовал в своих домах в Москве две богадельни, которые считаются первыми правильно устроенными гражданскими больницами на Руси. Лекарства для них выдавались из Государевой аптеки по специальным запросам. Подобные лечебницы были открыты также Черкасским, Матвеевым, Апраксиным. В 1682 г. были открыты в Москве две больницы («шпитали») для гражданского населения, они были предназначены как для лечения больных, так и для обучения лекарскому делу. В этом же году в Москве была учреждена Славяно-греко-латинская академия. Первая военная больница была открыта в Смоленске в 1656 г.