Файл: Медицина Бел нов врем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 1241

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»



Кафедра общественного здоровья и здравоохранения


Н.П.ПЕТРОВА





МЕДИЦИНА БЕЛАРУСИ

НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (XX в.)



Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса высших

медицинских учебных заведений всех факультетов




















Гомель 2008

УДК 61 (476) «654»

ББК 5

П 30



Рецензенты:

заведующий кафедрой общей гигиены и экологии Гомельского

государственного медицинского университета, кандидат

медицинских наук, доцент В.Н.Бортновский, кандидат

исторических наук, доцент М.Е.Абраменко.





Петрова, Н.П.

П 30 Медицина Беларуси Новейшего времени (XX в.): Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса медицинских учебных заведений всех факультетов / Н.П.Петрова ― Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет». Протокол № 5 от 11.04.2008. ― 53 с.



Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины. В учебно-методическом пособии раскрыты основные направления совершенствование медицины БССР и Республики Беларусь. Пособие соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.



Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», протокол №



УДК 61 (476) «654»

ББК 5




© Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2008

ВВЕДЕНИЕ


Проблема здравоохранения является одной из важнейших в жизнедеятельности человека и общества в целом. Особенно много новых вопросов к медицине возникло после Чернобыльской катастрофы, когда состояние здравоохранения, его возможности стали объектом пристального внимания самых широких слоев населения. И здесь именно здравоохранение взяло на себя долю ответственности за будущее тех, чьи жизнь и здоровье оказались под угрозой в результате этого глобального экологического бедствия

Учебно-методическая разработка «Медицина Беларуси Новейшего времени» представляет исторический обзор деятельности местных и центральных органов власти по развитию и становлению системы здравоохранения в БССР и Республике Беларусь. Раскрываются черты здравоохранения на данном историческом этапе.

Знания о состоянии медицины Беларуси Новейшего времени необходимы для понимания сути основных открытий XX века.


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ


Усвоить особенности и отличительные черты медицины Беларуси Новейшего времени, ее связь с медициной России.


ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ


Обобщить и проанализировать процесс развития медицины на территории Беларуси в период Новейшего времени.



ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ


Студенты должны знать:

― источники изучения медицины Беларуси в XX в.;

особенности развития медицины БССР и Республики Беларусь в период Новейшего времени;

особенности здравоохранения Беларуси в 20-е, 30-е годы, Западной Беларуси;

состояние медицины на территории Беларуси в период Великой Отечественной войны;

успехи белорусской науки в послевоенные годы;

медико-социальные последствия аварии на Чернобыльской АЭС;

направления по формированию здорового образа жизни и гигиене;



Студенты должны уметь:

― находить исторический источник;

― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности;

― определять основные черты медицины БССР и Республики Беларусь в период Новейшего времени;

определять и анализировать важнейшие открытия и достижения медицины БССР и Республики Беларусь в XX веке.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН


1. Социально-экономическое и социально-политическое развитие БССР и Республики Беларусь.

2. Естественнонаучные открытия тесно связанные с развитием медицины.

3. Социальный прогресс эпохи Новейшего времени и его влияние на развитие медицины.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ


  1. Здравоохранение Беларуси в 1920-е годы.

  2. Здравоохранение БССР в 1930-е годы.

  3. Особенности здравоохранения Западной Беларуси.

  4. Медицина БССР в годы Великой Отечественной войны.

  5. Здравоохранение БССР в послевоенные годы.

  6. Медико-социальные последствия аварии на Чернобыльской АЭС, их минимизация.

  7. Здравоохранение Республики Беларусь.


УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ


ЗДРАВООХРАНЕНИЕ БЕЛАРУСИ В 1920-е ГОДЫ

1 января 1919 г. манифестом временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси объявлено создание Белорусской советской социалистической республики (БССР). В ее состав вошли Витебская, Гродненская, Могилевская, Минская, белорусские уезды Виленской и Ковенской, западные уезды Смоленской губернии. Однако, уже в начале февраля территория Витебской, Могилевской и Смоленской губернии отошла к Российской советской федеративной социалистической республике (РСФСР), а в марте была образована Литовско-Белорусская (Лит-Бел) советская социалистическая республика. Военные действия польских войск завершились в августе 1919 г. занятием западной и центральной части Беларуси. Беларусь вплоть до июля 1920 г. оказалась разделенной. С учетом военных событий в изучаемое время, следует рассматривать устройство медико-санитарного дела в составе БССР, РСФСР и Польши.

В первые месяцы после победы Октября новое Советское правительство издало ряд декретов, имевших непосредственное отношение к охране народного здоровья:

— декреты о восьмичасовом рабочем дне;

— декреты об охране труда;

— декреты о социальном страховании;


— декреты о бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений при предприятиях.

В Москве 15–18 июня 1918 г. состоялся I Всероссийский съезд медико-санитарных отделов Советов, который определил основные направления в строительстве советского здравоохранения, и признал необходимым создание единого центрального органа — Комиссариата здравоохранения. Съезд высказался за создание при будущем комиссариате Ученого медицинского совета. 11 июля 1918 г. был подписан декрет Совета Народных Комиссаров об учреждении Народного комиссариата здравоохранения РСФСР.

Народный комиссариат РСФСР — первый высший государственный орган, объединивший под своим руководством все отрасли медико-санитарного дела, возглавил работу по реализации основных принципов советского здравоохранения:

— государственный характер;

— профилактическое направление;

— участие населения в мерах по охране здоровья;

— единство медицинской науки и техники.

1. Государственный характер — основной принцип советской медицины в период ее становления.

Основным содержанием государственного принципа являются:

— централизация управления;

— государственное финансирование;

— государственное планирование программ здравоохранения.

Закономерным следствием государственного характера здравоохранения является бесплатная и общедоступная медицинская помощь всему населению страны.

18 июля 1918 г. Совнарком утвердил «Положение о народном комиссариате здравоохранения», которым определил следующие задачи:

разработка и подготовка законодательных норм в области медико-санитарного дела;

наблюдение и контроль за применением этих норм;

издание общеобязательных для всех учреждений и граждан распоряжений и постановлений в области медико-санитарного дела, организация и управление центральными медико-санитарными учреждениями научного и практического характера;

финансовый контроль и содействие в области медико-санитарной деятельности центральных и местных медико-санитарных учреждений.

Положение подчеркивало ведущую роль государства в предстоящей организации медицинского дела.

Программа РКП (б), принятая VIII съездом в марте 1919 г. содержала специальный раздел, посвященный здравоохранению, где подтверждался государственный характер здравоохранения, предусматривалось решающее значение профилактики не только в организации медпомощи, но и во всей системе устройства труда и быта людей.

Задачи структурных подразделений системы здравоохранения:

— решительное проведение широких санитарных мероприятий в интересах населения;

— борьба с социальными болезнями;

— обеспечение общедоступной, бесплатной и квалифицированной лечебной и лекарственной помощи.

В Беларуси этот план создания новой медицины неоднократно прерывался интервенцией.


В связи с объявлением Белорусской ССР и образованием Временного рабоче-крестьянского Советского правительства был образован Комиссариат здравоохранения Временного революционного рабоче-крестьянского правительства БССР. До конца января были утверждены малые коллегии пяти комиссариатов, в т.ч. и здравоохранения. 3 февраля 1919 г. І -й съезд Советов Беларуси принял Конституцию БССР, основой для которой стала Конституция РСФСР. Среди наркоматов, входящих в состав Совнаркома БССР, впервые в Конституции упоминается Наркомздрав как центр организации, руководящей здравоохранением на территории Советской социалистической Республики Беларуси.

В июле 1920 г. был организован отдел здравоохранения Мингубревкома, переименованный с 1 августа в отдел здравоохранения Ревкома БССР, а с 10 сентября 1920 г. в Комиссариат здравоохранения Военревкома БССР. С 17 декабря 1920 года по решению II съезда Советов БССР этот орган был преобразован в Народный комиссариат здравоохранения БССР.

На местах были сформированы:

— медико-санитарные отделы при губернских (городских) Советах;

— медико-санитарные отделы при уездных Советах;

— администрации лечебно-профилактических учреждений.

В 1924 г. правительство республики утвердило положение о Народном комиссариате здравоохранения БССР и Ученом медицинском совете при нем, определявшие их структуру и задачи.

Правительством Беларуси по образцу декретов СНК РСФСР принимается ряд постановлений по национализации аптек (29.01.1919), медицинских учреждений (12.02.1919), зубоврачебных материалов и средств (18.02.1919). 6 февраля 1919 г. для попечения образован Совет защиты детей.

В восточных областях Беларуси претерпевает существенное переустройство фармацевтическое дело. Утверждалась государственная монополия аптечного рынка, была осуществлена национализация аптек и аптечных складов.

Вопросы охраны материнства и младенчества были переданы в ведение здравоохранения (1920) с выделением в структуре местных органов управления профильных подотделов.

К осени 1920 г. закончилась польско-советская война. Вновь восстановленная БССР (1920) включала Минск и шесть уездов Минской губернии. В последующем (1924, 1926) проведено укрупнение БССР путем передачи ей из состава РСФСР Витебской и Гомельской губернии. В 1920-е годы общеисторические процессы («новая экономическая политика (нэп))» (1921-1929), переход к «плановому строительству» (1924) оказали существенное влияние на становление здравоохранения.

Утверждение нэпа, которая воспринимается как денационализация и установление социально-экономической свободы, обусловило характерные особенности реорганизации медико-санитарного дела.

В этот период устанавливается децентрализованный принцип финансирования здравоохранения на основе использования ряда источников (многоукладность финансирования), а именно:


местного бюджета;

— страховых взносов;

— введения платы за лечение;

— привлечения пожертвований и средств общественных организаций.

В период нэпа произошел возврат от бесплатности к платности лекарственного обеспечения. Все аптеки были сняты с государственного обеспечения и передавались в аренду.

Ряд социальных групп (красноармейцы, беженцы, зарегистрированные безработные, воспитанники детских домов, учащиеся технических училищ, инвалиды) сохраняли право на бесплатное получение медикаментов.

Все частные медико-санитарные учреждения (больницы, амбулатории, лазареты, аптеки и др.) были подвергнуты национализации. Все они передавались в ведение государственных органов: Наркомздрава и отделов здравоохранения Советов.

Относительно частной практики НКЗ РСФСР в мае 1921 г. дал следующие пояснения: «Частная медицинская практика, как пережиток капиталистического строя, противоречит основным принципам правильной организации медико-санитарной помощи и общим основам социалистического строительства. Этот пережиток надо ликвидировать».

В Беларуси произошло объединение многочисленных медицинских организаций: страховых, земских, фабрично-заводских, краснокрестных, благотворительных, военных.

В 1918 г. в стране существовали две медицины: подчиненная Наркомздраву, объединявшая городскую и земскую медицину, и страховая рабочая медицина. После решения СНК РСФСР в феврале 1919 г. о передаче всей лечебной части бывших больничных касс Наркомздраву, рабочая страховая медицина практически перестала существовать. В период новой экономической политики, многоукладности хозяйства, введения социального страхования всех занятых по найму, определили необходимость возвращения к элементам страховой медицины. 15 ноября 1921 г. декретом СНК РСФСР вновь было введено социальное страхование всех лиц наемного труда вместо социального обеспечения всех трудящихся, установленного в годы военного коммунизма. 19 декабря 1921 г. был издан декрет о социальном страховании в случае болезни. По этому декрету часть средств, поступающих в фонд социального страхования, передавалась органам здравоохранения на покрытие расходов по медицинскому обслуживанию застрахованных.

В губерниях создавались губернские отделения медпомощи застрахованным и страховые советы при них. Советы согласовывали деятельность отделений медпомощи с профессиональными и страховыми организациями и заинтересованными ведомствами.

В ведении совета находилась:

— организация медицинской помощи застрахованным;

— установление норм этой помощи;

— распределение основного лечебного фонда.

В Беларуси институт рабочей медицины был окончательно изжит в 1927 г. СНК БССР своим решением ликвидировал все ее отделы, выполняемый ими объем работ был передан органам здравоохранения.