ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2019
Просмотров: 2161
Скачиваний: 4
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
МЕДИЦИНА ЭПОХИ ДРЕВНЕГО МИРА
Рекомендации к проведению семинарских занятий по истории медицины для студентов 1 курса медико-диагностического факультета высших медицинских учебных заведений
Гомель 2009
Составитель: Петрова, Н.П.
Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины. В рекомендациях раскрыты основные черты развития медицины Древнего мира. Рекомендации соответствуют учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Утверждено на заседании кафедры
Протокол №____
От «___»____________2009 года
для внутрикафедрального пользования
1. ТЕМА: МЕДИЦИНА ЭПОХИ ДРЕВНЕГО МИРА
2. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.
Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.
В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй ― обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). Третья часть предусматривает тестовый контроль знаний, подведение итогов занятия.
3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: знание истории медицины. Древнего мира позволяет понять суть процесса становления медицины. Знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний в последующие периоды.
4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомить студентов с состоянием медицины и гигиены Древнего мира.
5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
1. Рассмотреть основные черты медицины и гигиены Древнего Египта, Древней Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая.
2. Изучить особенности медицины и гигиены Древней Греции и Древнего Рима.
3. Проанализировать и обобщить процесс развития медицины и гигиены в эпоху Древнего мира.
6. ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ.
Студент должен знать:
― источники изучения медицины Древнего мира;
― особенности медицины и гигиены древних цивилизаций (Древнего Египта, Древней Месопотамия, Древней Индии, Древнего Китая);
― развитие медицины периода эллинизма.
Студент должен уметь:
― находить исторический источник;
― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности;
― определять основные черты медицины и гигиены Древнего Египта, Древней Месопотамия, Древней Индии, Древнего Китая;
― анализировать особенности медицины и гигиены периода эллинизма;
― оценить труды Гиппократа, К. Галена;
Студент должен иметь навыки:
― ведения первичного поиска тематических исторических источников.
Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.
7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН.
1. Значение философии в эпоху Древнего мира для развития медицины (труды Демокрита, Платона, Аристотеля).
2. Мифология в государствах Древнего мира.
3. Санитарно-технические сооружения в государствах Древнего мира.
4. Архитектурные памятники Древних цивилизаций.
5. Древние законодательные акты.
6. Этические документы государств Древнего мира.
8. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
1. Характеристика эпохи.
2. Источники изучения медицины эпохи Древнего мира.
3. Особенности медицины Древних цивилизаций: Древняя Месопотамия Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай.
4. Медицина эпохи элланизма – Древняя Греция, Древний Рим.
5. Гиппократ, Гален, их значение для медицины.
9. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Характеристика эпохи.
Обширная географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простиралась с запада на восток от современного Туниса — территории древнего Карфагена — до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север — от современных Судана и Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря.
Развитие эмпирических знаний (в том числе и врачевания) в странах Древнего мира имело как общие черты, так и свои характерные особенности.
Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира:
— изобретение письменности (с 4 — 3-го тысячелетий до н.э.) и создание первых текстов медицинского содержания (с конца 3-го тысячелетия до н.э.);
— формирование двух направлений лечебной деятельности: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теургического) врачевания, основанного на религиозно-мистических верованиях;
— развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических);
— подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах);
— создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие гигиенических навыков и традиций;
— развитие классового подхода к врачеванию;
— формирование основ врачебной этики;
— развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между разными древними цивилизациями.
Народы и племена Древнего Востока ранее других за 4000-5000 лет до новой эры вышли на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники. Здесь же возникло право и религия как первая форма идеологии, освещавшая имущественное и социальное неравенство и эксплуатацию человека. Власть монарха в государствах Древнего мира не ограничивалась никакими правовыми нормами.
Источники изучения медицины эпохи Древнего мира.
Древняя Месопотамия: тексты выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле (клинописная табличка из г. Ниппур, тексты асуту и ашипуту на глиняных табличках; памятники материальной культуры (оттиск цилиндрической печати врачевателя, Законы Хаммурапи, амулеты с изображением демонов болезней, канал Синанхериба).
Древний Египет: медицинские тексты папирусных свитков (папирус из Кахуна, папирус Эдвина Смита, папирус Георга Эберса), описания историков (Манефон, Геродот) и писателей древности (Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др.); археологические исследования (включая изучение египетских мумий и медицинских инструментов); скульптура; настенная живопись, рельефные изображения и иероглифические надписи на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах.
Древняя Индия: древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения ― веды (вященные тексты ведийской религии) — «Ригведа» (веда гимнов), «Самаведа» (веда песнопении); эпические поэмы: — «Махабхарата», «Рамаяна»; трактаты Чараки и Сушруты; данные археологии (Законы Ману, санитарно-технические сооружения). Важным источником сведений по медицине древней Индии является Аюрведа («Знание жизни»), составление которого относится к 9-3 векам до н. э.
Древний Китай: памятники медицинской письменности (с 3 века до н.э.) – летописи, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры. Многотомная история Древнего Китая «Ши цзи» - исторические записки, в которых говорится об успешном применении метода чжень-цзю и пульсовой диагностики; содержатся первые достоверные сведения о философских воззрениях: о гармонии между человеком и Вселенной, о тяти первоэлементах, из которых состоит Вселенная и человек.
Труды: «Трактат Желтого Императора о внутреннем», «Канон Желтого Императора о внутренней медицине» - автор не известен.
Древняя Греция: Письменные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в девяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник», труды философов и историков), данные археологии, этнографии и др.
Древний Рим: литературные памятники (труды врачей, философов, поэтов), данные археологии (раскопки городов Помпеи и Геркуланум), этнография, вещественные и нумизматические источники.
Особенности медицины Древней Месопотамии.
Термин «Месопотамия» (греч. Mesopotamia — Междуречье или Двуречье) введен греческим историком Геродотом.
Плодородная долина нижнего Евфрата в Передней Азии была родиной древнейших человеческих цивилизаций. Сейчас это в основном территория Ирака.
Периодизация и хронология истории Древней Месопотамии.
1. Первые крупные поселки в Древней Передней Азии (7—6-е тыс. до н.э.).
2. Первые древнейшие города-государства шумеров конец 4-го—3-е тысячелетие до н. э.).
3. Вавилонское царство (начало 2-го тысячелетия до н.э.—539 г. до н.э.).
4. Ассирийское царство (конец 3-го тысячелетия до VII в. до н.э.).
Идеология Древней Месопотамии была религиозной. Она освящала существовавшее тогда устройство семьи, общины, государства, собственности и содействовала укреплению царской власти. Ее влияние на развитие эмпирических знаний (и врачевания в том числе) было ощутимым.
ВРАЧЕВАНИЕ В ШУМЕРИИ.
Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи, разрабатывали основы государственности и права. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и к началу 3-го тысячелетия до н. э. создали первую в истории человечества письменность — клинопись.
Создание письменности требовало обучения и обусловило появление школ, которые в Шумере были светскими. Они назывались э-дубба (дом табличек). Сведений о преподавании медицинских знаний в шумерских школах не имеется.
Религиозные представления шумеров сформировались на протяжении 3-го тысячелетия до н.э. По их представлениям мир состоял из неба и земли, между ними располагались воздух и звезды; и все это окружало бесконечное море. Управлял этим миром пантеон живых существ схожих с человеком, но превосходящих его во всем и бессмертных (несмотря на то, что они могли болеть или быть ранеными). Шумеры верили, что человек был создан из глины с одной лишь целью — служить богам и обеспечивать их всем необходимым. Отсюда постоянные жертвоприношения и ритуалы в храмах. После смерти человек спускался в темный мир, который был лишь бледным подобием земного.
Врачеватели поклонялись многим богам: прежде всего богине врачевателей Гуле — «великой» в переводе с шумерского. Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвращает умерших к жизни. Наряду с этим верили, что Гула может насылать и неизлечимые болезни, ибо первоначально она была богиней смерти.
Посредниками в общении между богами и людьми были жрецы, в то же время у каждого человека был свой личный бог.
О развитие врачевания известно из небольшой глиняной таблички, которая была составленная в Месопотамии в конце 3-го тысячелетия до н.э. В табличке 145 строк, представляющих 15 прописей лекарственных средств, начертанных клинописью на шумерском языке. Таким образом, она может считаться древнейшей «фармакопеей» в истории человечества.
Врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства, прежде всего, растительного происхождения: травы, горчицу, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, инжир, иву, пихту, сосну и т.д. В состав лекарств включались: сырая нефть, речной битум, природная смола, поваренная соль (т.е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т.п. Готовили лекарства на пиве, вине и растительном масле.
Шумерский врачеватель, составивший эту табличку в своей практике исходил из эмпирического опыта, — в ней нет ни единого слова о богах или демонах, она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах Древней Месопотамии более позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен.
Например: «Предписание 5. Растереть речную глину (ил) и смешать ее с водой; натереть сырой нефтью и приложить как припарку...
Предписание 12. Просеять и перемешать растолченный панцирь черепахи, ползучее растение нага (из него добывают соду), соль и горчицу. Промыть больное место качественным пивом и горячей водой; вычистить (отскоблить) больное место этим составом и затем смазать растительным маслом и покрыть растертыми в порошок иглами пихты.
Табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. Вероятнее всего это связано с тем, что в Шумерии значительный объем знаний передавался устно — записывались лишь конкретные и точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать
Таким образом, дошедшие до нас тексты свидетельствуют о том, что врачевание в Шумере конца 3-го тысячелетия до н. э. развивалось не в связи с магией и религией, а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека. Таким образом, период раннего рабовладения по преимуществу был временем накопления эмпирических знаний в области врачевания.
Врачеватель имел высокий социальный статус. Врачеватели имели свои печати, на которых изображались инструменты для врачевания, сосуды для лекарств, имя владельца печати и фигура (врачевателя или, что вполне возможно, его божественного покровителя). Печать выполняла в Месопотамии функции появившейся позднее подписи.
Шумеры заложили основы права и создали первые своды законов — образец для более поздних законодательств. Древнейшие из них — законы Шульги (конец 3-го тысячелетия до н.э.), правовой кодекс Ур-Наммы — основателя Третьей династии Ура (около 2050 г. до н.э.) и кодекс Липит-Иштара — правителя Шумера и Аккада (около 1850 г. до н. э.). Законы в Шумере строго соблюдались.
Шумеры первыми стали отходить от закона талиона «око за око, зуб за зуб» и начали заменять его более гуманным денежным штрафом.
У шумеров издавна выработались строгие гигиенические правила, основанные на коллективном опыте и народной традиции: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т.п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и выбритым с головы до пят. Одной из причин этого обычая было предупреждение педикулеза (вшивости). Мужчины были либо чисто выбриты, либо носили длинные бороды и длинные волосы, разделенные пробором. Основным материалом для одежды была овечья шерсть; льняное полотно использовалось для одеяний жрецов. В домах были туалеты, полы покрывались тростниковыми циновками, под домом часто располагали семейный мавзолей.
Таким образом, достижения шумеров (их арифметика и геометрия, врачевание и сельское хозяйство, литература и искусство) послужили основой для дальнейшего развития знаний у народов Ассирии, Вавилонии и других государств древней Передней Азии.