Файл: 7. Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 1267

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»





Кафедра общественного здоровья и здравоохранения











РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ И ВНУТРЕННЕЙ

МЕДИЦИНЫ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ




Рекомендации к семинарским занятиям по истории медицины для

студентов 1 курса высших медицинских учебных заведений всех факультетов














Гомель 2007

Составитель: Петрова, Н.П.










Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины. В рекомендациях раскрыты основные вопросы развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени. Рекомендации соответствуют учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
















Утверждено на заседании кафедры

протокол №_______

от «___»____________2007 года

для внутрикафедрального пользования











1. ТЕМА: РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ И ВНУТРЕННЕЙ

МЕДИЦИНЫ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

2. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.

В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй — обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). Третья часть предусматривает тестовый контроль знаний, подведение итогов занятия.

3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: знание истории медицины Нового времени позволяет осмыслить значение открытий этого периода.

Знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний в последующие периоды.

4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить историю развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени (конец XVII―начало XX вв.).

5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Определить и проанализировать важнейшие открытия и достижения физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени (конец XVII―начало XX вв.).

2. Ознакомиться с работами крупнейших зарубежных и отечественных учёных в области физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ

Студент должен знать:

источники изучения медицины периода Нового времени;

особенности развития физиологии;

становление патологической анатомии как науки;

развитие внутренней медицины.

Студент должен уметь:

находить исторический источник;

использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности;

определять основные черты развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени;

анализировать важнейшие открытия и достижения медицины в эпоху Нового времени.

Студент должен иметь навыки:

ведения первичного поиска тематических исторических источников.


Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.

7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН

1. Естественнонаучные открытия конца XVII―начала XX вв., тесно связанные с развитием медицины.

а) создание клеточной теории (М. Шлейден и Т. Шванн, 1838―1839 гг.);

б) открытие законов наследственности (Г. Мендель, 1866 г.).

в) закон сохранения массы вещества (труды М.В. Ломоносова, 1756 г.);

г) открытие рентгеновского излучения (труды В.К. Рентгена, 1895 г.);

д) открытие периодического закона химических элементов и создание периодической системы элементов (Д.И. Менделеев, 1869 г.).

2. Социальный прогресс эпохи Нового времени и его влияние на развитие медицины.

8. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Вклад А. Галлера, Л. Гальвани, Ф. Мажанди, И. Мюллера, К. Бернара, Э. Дюбуа-Реймона, Г. Гельмгольца в развитие физиологии в Западной Европе.

2. Становление патологической анатомии как науки (Дж.Б. Морганьи, М.К. Биша, К. Рокитанский, Р. Вирхов).

3. Основоположник первой русской школы патофизиологов — В.В. Пашутин.

4. Разработка вопросов физиологии дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, нервной деятельности в трудах A.M. Филомафитского, Е.О. Мухина, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского.

5. Развитие внутренней медицины (терапии) в Западной Европе: термометрия (Д.Г. Фаренгейт, Р.А.Ф. Реомюр, А. Цельсий, Г. Бургав), применение перкуссии (Л. Ауэнбруггер) и аускультации (Р.Т.Г. Лаэннек).

6. Научная и практическая деятельность С.Г. Зыбелина, М.Я. Мудрова.

7. Клинические школы Г.А.З ахарьина и С.П. Боткина: направления исследований, достижения.

9. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Хронологические рамки периода Нового времени — между второй половиной XVII и началом XX в. От начала английской буржуазной революции 1640 г. (развитие новых экономических отношений) до окончания 1-й мировой войны 1918 г. (заканчивается территориальное разделение мира). Переход от феодального способа производства к капиталистическому.

Характерной чертой Новой истории явилось развитие колониальной экспансии и создание колониальной системы.

Новое время для Беларуси и России — это отмена крепостного права (1861), земская реформа (1864), городская реформа (1870), октябрьская революция (1917).

Вклад А. Галлера, Л. Гальвани, Ф. Мажанди, И. Мюллера, К. Бернара, Э. Дюбуа-Реймона, Г. Гельмгольца в развитие

физиологии в Западной Европе.

Физиология (греч. physiologia; от physis — природа и logos учение) — одна из древнейших естественных наук. Она изучает жизнедеятельность целого организма, его частей, систем, органов и клеток в тесной взаимосвязи с окружающей природой.

В XVIII в. большую роль в развитии физиологии сыграл швейцарский естествоиспытатель, врач и поэт Альбрехт Галлер (1708―1777 гг.). Он пытался уяснить сущность процесса дыхания в легких, установил три свойства мышечных волокон (упругость, сократимость и раздражимость), определил зависимость силы сокращения от величины стимула и тем самым развил представления Декарта о рефлексе. Галлер первым заметил, что сердце сокращается автономно под действием силы, которая находится в самом сердце.


Важным достижением физиологии XVIII в. стало открытие итальянского анатома и физиолога Луиджи Гальвани (1737―1798 гг.), который впервые обнаружил биоэлектрические явления в живых организмах, так называемое «животное электричество» (1791 г.), что положило начало будущей электрофизиологии.

Французский физиолог Франсуа Мажанди (1783―1855 гг.), один из основоположников физиологии и экспериментальной медицины. Он доказал раздельное существование чувствительных (задние корешки) и двигательных (передние корешки спинного мозга) нервных волокон (1822 г.), что доказало соответствие между структурой и функцией (закон Бэла — Мажанди).

Видное место среди основоположников физиологии и экспериментальной медицины занимает немецкий естествоиспытатель Иоганнес Мюллер (1801―1858 гг.). Ему принадлежат фундаментальные исследования и открытия в области физиологии органов чувств. В 1833 г. он сформулировал основные положения учения о рефлекторной деятельности спинного мозга, получившей продолжение и блистательное развитие в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

Развивая экспериментальную физиологию, И.Мюллер создал уникальную по количеству последователей и их вкладу в науку научную школу. В его лаборатории работали российские ученые A.M. Филомафитский, И.М. Сеченов и многие другие.

Ученик Мюллера, немецкий врач, физиолог, физик и математик Герман Гельмголъц (1821―1894 гг.) сделал крупные открытия в физиологии зрения («Физиологическая оптика», 1856 г.) и акустики («Учение о звуковых ощущениях как физиологическая основа акустики», 1863 г.), заложил основы физиологии возбудимых тканей, изучал процессы сокращения мышц (явление тетануса, 1854 г.) и впервые измерил скорость проведения возбуждения по нерву лягушки (30―100 м/с), а также создал ряд физиологических приборов (офтальмоскоп для исследования дна живого глаза и офтальмометр, позволивший измерить преломление лучей в глазу).

Другой ученик Мюллера — немецкий физиолог Эмиль Дюбуа–Реймон (1818―1896 гг.) стал основоположником нервно-мышечной физиологии и электрофизиологии. Он разработал новые методы электрофизиологического эксперимента и открыл законы раздражения и явления электротона (1848 г.). Выдающийся французский физиолог Клод Бернар (1813―1878 гг.) детально изучал физиологические механизмы сокоотделения и значение переваривающих свойств слюны, желудочного сока и секрета поджелудочной железы для здорового и больного организма, заложив, таким образом, основы экспериментальной патологии и экспериментальной терапии. Он создал теорию сахарного мочеизнурения (высшая премия Французской Академии наук, 1853 г.), занимался исследованием нервной регуляции кровообращения, выдвинул концепцию о постоянстве внутренней среды организма (1857 г.).

В середине XIX в. развитие физиологии было тесно связано с принципиальной важности открытиями и обобщениями в области физики, химии и биологии. На их основе были разработаны новые методы и прием физиологического эксперимента.


Становление патологической анатомии как науки (Дж.Б. Морганьи, М.К. Биша, К. Рокитанский, Р. Вирхов).

Патология (от греч. pathos — болезнь) — область теоретической медицины, исследующая закономерности возникновения, течения и исхода болезней.

Патологическая анатомия — наука, изучающая структурные основы патологических процессов, — выделилась в конце XVIII―начале XIX в. Ее развитие в Новой истории условно делится на два периода: макроскопический (до середины XIX в.) и микроскопический, связанный с применением микроскопа.

Макроскопический период

Фундаментом «новой анатомии» стала новая методология, когда по инициативе практикующих врачей стали производить вскрытия умерших от болезней пациентов в целях познания «органических повреждений» внутренней среды организма, к которым приводит болезнь.

Вскрытия еще не стали целью установления причины смерти или подтверждения установленного при жизни диагноза. Задача вскрытий заключалась лишь в выявлении масштабов повреждений и их соотношения с клиническими симптомами. Впервые вопрос о том, что симптомы являются знаками не болезней вообще, а морфологических изменений, которые возникают в результате болезни, был поставлен Дж.Б. Морганьи.

Итальянский анатом и врач Джованни Баттиста Морганьи (1682―1771 гг.) стал доктором медицины в возрасте 19 лет. В 24 года он возглавил кафедру анатомии Болонского университета, а через пять лет — кафедру практической медицины Падуанского университета. Производя вскрытия умерших, Дж.Б. Морганьи сопоставлял обнаруженные им изменения пораженных органов с симптомами заболеваний, которые он наблюдал при жизни больного как практикующий врач. Обобщив собранный таким образом материал (700 вскрытий) и труды предшественников, Морганьи опубликовал в 1761 г. классическое шеститомное исследование «О местонахождениях и причинах болезней, открытых посредством рассечения».

Морганье показал, что каждая болезнь вызывает определенные изменения в конкретном органе, и определил орган как место локализации болезненного процесса (органопатология). Понятие болезни было соединено с конкретным материальным субстратом, — между причиной болезни и его внешними проявлениями (симптомами) был поставлен морфологический субстрат как этап развития болезненного процесса.

Создал первую научно обоснованную классификацию болезней.

Он положил начало новому клинико-анатомическому направлению в медицине. Новая анатомия трансформировалась в фундаментальную науку практической медицины.

Французский анатом, физиолог и врач Мари Франсуа Ксавье Биша (1771―1802 гг.), развивая положения Морганьи сделал два важных открытия.

1. Он установил, что органы и части человеческого тела, при всей их неповторимости, состоят из одних и тех же тканей, выделил 21 (по его представлениям) разную ткань и заложил основы учения о тканях — гистологии.


2. Он впервые показал, что болезнетворный процесс поражает не весь орган, а только отдельные его ткани (тканевая патология), независимо от того, в каком органе эта ткань находится.

Родившись на стыке морфологии и клиники, новая (патологическая) анатомия совершила небывалый переворот во врачебном мышлении и клинической практике.

Микроскопический период

В середине XIX в. развитие патологии проходило в борьбе двух направлений: гуморального (от лат. humor — влага, жидкость), уходящего корнями в философские учения Древнего Востока и Древней Греции; и появившегося позднее солидарного (от лат. solidus —плотный, твердый), первые представления о котором развивались Эрасистратом и Асклепиадом.

Ведущим представителем гуморального направления был венский патолог, чех по национальности Карл Рокитанский (1804―1878 гг.). В 1844 г. он создал первую в Европе кафедру патологической анатомии. Основной причиной болезненных изменений Рокитанский считал нарушение состава жидкостей (соков) организма — дискразию (термин древнегреческих врачей). В то же время местный патологический процесс он рассматривал как проявление общего заболевания.

Принципы морфологического метода в патологии заложил Рудольф Вирхов (1821―1902) — немецкий врач, патолог и общественный деятель.

Руководствуясь теорией клеточного строения (1839 г.), Р. Вирхов впервые применил ее при изучении больного организма и создал теорию целлюлярной патологии (от лат. cellula — клетка) которая изложена в его статье «Целлюлярная патология как учение, основанное на физиологической и патологической гистологии», 1858 г.

По Вирхову, жизнь целого организма есть сумма жизней автономных клеточных территорий; материальным субстратом болезни является клетка (т.е. плотная часть организма, отсюда термин «солидарная» патология); вся патоло­гия есть патология клетки.

Теория целлюлярной патологии была шагом вперед по сравнению с теорией тканевой патологии Биша и гуморальной патологии Рокитанского. Она быстро получила всеобщее признание и оказала положительное влияние на последующее развитие медицины.

Вирхов внес большой вклад в становление патологической анатомии как науки. Используя метод микроскопии, он впервые описал и изучил патологическую анатомию воспалений, лейкоцитоза, эмболии, тромбоза, флебитов, лейкемий, исследовал амилоидоз почки, жировое перерождение, туберкулезную природу волчанки, клетки нейроглии и т.д. Р. Вирхов создал терминологию и классификацию основных патологических состояний.

Основоположник первой русской школы

патофизиологов — В.В. Пашутин.

Основоположником первой отечественной школы патофизиологов явился Виктор Васильевич Пашутин (1845―1901 гг.). В 1874 г. он организовав кафедру общей и экспериментальной патологии в Казанском университете, а в 1879 г. возглавил кафедру общей и экспериментальной патологии в ВМА в Петербурге. Он первым ввел термин «патологическая физиология» и фактически стал основоположником этой науки.