ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2019
Просмотров: 4327
Скачиваний: 6
156
Имя
ее
вызывает
ассоциацию
с
фатальной
фигурой
Саломеи
.
Принадлежащее
ей
имя
отца
—
Саломе
—
можно
сказать
,
приписывает
ей
кастрирующую
судьбу
Саломеи
,
библейской
танцовщицы
с
усеченной
головой
Иоанна
Предтечи
на
блюде
.
Отметим
здесь
,
что
на
титульном
листе
ее
первого
романа
, «
Борьба
за
Бога
»,
ее
имя
,
Лу
,
вытесняет
имя
ее
отца
(
Саломе
).
Ее
имя
смещается
и
занимает
место
имени
отца
,
а
место
ее
имени
занимает
мужское
имя
Генри
.
Таким
образом
,
мы
сталкиваемся
здесь
не
просто
с
мужской
идентификацией
,
но
с
овладением
позицией
отца
.
Впрочем
,
нужно
сказать
,
что
мы
не
знаем
,
кому
именно
принадлежала
инициатива
переименования
.
Нам
известно
,
что
родные
Лу
потребовали
не
впутывать
в
ее
сомнительную
писательскую
деятельность
фамилию
семьи
.
Однако
также
ясно
,
что
сам
псевдоним
«
Генри
Лу
» —
продукт
ее
творчества
.
Итак
,
мужчина
не
может
добиться
желанной
встречи
с
роковой
женщиной
.
Не
может
или
не
желает
.
Не
желает
встретиться
с
ней
.
Или
со
своим
собственным
фантазмом
?
Когда
Рильке
прощался
с
Саломе
,
он
записал
в
ее
дневнике
следующие
строки
:
Надо
умереть
,
ибо
ее
знаю
...
Умереть
от
несказанного
цветения
улыбки
.
Умереть
от
ее
легких
рук
.
Умереть
перед
Женщиной
.
Понятие
рок
предписывает
(
мужчине
)
смирение
,
покорность
,
пассивность
,
даже
мазохизм
.
Обреченность
одновременно
создает
и
условия
вызова
судьбе
,
и
условия
принятия
своего
собственного
желания
,
ответственности
за
него
.
Обреченность
,
невозможность
овладеть
объектом
вводит
в
отношения
с
роковой
женщиной
суицидальный
аспект
.
И
этот
аспект
возвращает
нас
к
Нарциссу
.
Роковая
женщина
идет
навстречу
мазохистскому
желанию
,
желанию
включить
смерть
в
проект
отношений
с
женщиной
.
Здесь
вспоминается
знаменитая
фотография
,
снятая
в
Люцерне
:
философы
Ницше
и
Рэ
запряжены
в
двуколку
,
а
Лу
сидит
в
ней
с
кнутом
.
В
«
Опыте
дружбы
»
Саломе
пишет
,
что
идея
композиции
и
выбор
фотографа
принадлежали
Ницше
.
Однако
ведь
выбор
этот
сделан
именно
в
рамках
отношений
между
ним
,
его
другом
и
Лу
.
В
мазохизме
неразрывными
оказываются
переживания
любви
и
боли
.
Здесь
мы
должны
вспомнить
еще
один
эпизод
из
жизни
Лу
Саломе
: «
я
узнала
также
и
то
,
что
рассвирепевшие
от
бешенства
собаки
,
прежде
всего
,
нападают
на
любимых
хозяев
.
И
я
вспоминаю
ужасающее
убеждение
во
мне
:
я
укушу
папу
,
т
.
е
.
самого
любимого
» (
цит
.
по
Гармаш
Л
.,
с
. 253).
Агрессивность
,
как
известно
,
является
неотъемлемой
функцией
нарциссизма
.
Фигура
Нарцисса
представляет
как
эротические
,
так
и
самодеструктивные
тенденции
.
Американский
психоаналитик
Харольд
Стерн
как
-
то
иронично
заметил
,
что
Нарцисс
умер
оттого
,
что
был
настолько
157
захвачен
своим
образом
,
что
забыл
о
самосохранении
,
о
пище
.
Лакан
,
в
свою
очередь
,
говорит
о
нарциссически
суицидальной
агрессии
[agression suicidaire
narcissique].
Агрессивность
нарциссизма
связана
с
тем
,
что
целостность
зримого
образа
устанавливается
вопреки
раскоординированной
,
разъединенной
дезинтегрированности
реального
тела
.
Между
воображаемым
телом
и
телом
«
реальным
»
возникает
агрессивное
трение
.
Этот
конфликт
представлений
всегда
уже
угрожает
при
нарциссической
регрессии
фрагментации
,
распаду
образа
тела
.
В
случае
Лу
Саломе
воображаемое
тело
не
совпадает
с
нарциссически
-
зеркальным
телом
.
Только
целостность
окружения
Лу
Саломе
может
противостоять
ее
дезинтеграции
.
Мужчин
же
из
этого
окружения
как
будто
притягивает
смертоносность
нарциссизма
,
затягивает
глубина
,
возникающая
в
разверзающемся
пространстве
между
символической
аурой
роковой
женщины
и
ее
недосягаемой
материальной
реальностью
.
Ряд
исследователей
связывает
эти
жуткие
ощущения
с
регрессией
к
мазохизму
ребенка
перед
идеализированным
образом
жестокой
и
опасной
доэдипальной
матери
.
Страсти
по
роковой
женщине
обращены
к
ее
прототипу
—
образу
властной
и
всемогущей
доэдипальной
матери
.
Она
оказывается
в
череде
смертоносных
образов
,
типа
медузы
,
сирены
,
фаллической
матери
.
Здесь
уместно
сказать
о
взгляде
Лу
Андреас
-
Саломе
на
отношения
нарциссизма
с
объектом
.
Она
подчеркивает
,
что
объект
не
может
угрожать
нарциссизму
,
а
вот
нарциссизм
вполне
может
представлять
для
объекта
опасность
.
Вначале
,
пишет
она
,
объект
допускается
лишь
в
качестве
замещающего
объекта
,
и
по
мере
восхищения
им
объект
исчезает
из
реальности
(Andreas-Salome L. 1962,
р
. 11).
Возможно
,
самым
заметным
наследием
нарциссизма
оказывается
Я
-
идеал
.
Проекцией
этого
идеального
образа
и
можно
считать
роковую
женщину
.
Фрейд
подчеркивает
,
что
в
любовной
жизни
мужчины
нарциссическая
женщина
предоставляет
случай
вернуть
утраченный
нарциссизм
.
Восстановить
состояние
существования
в
безобъектном
мире
.
Не
удивительно
,
что
мужской
фантазм
роковой
женщины
предполагает
опасность
самоуничтожения
в
любви
.
Этот
фантазм
демонстрирует
отказ
от
агрессии
,
направленной
на
объект
любви
,
объект
подчинения
.
Он
переводит
в
пассивно
-
феминную
позицию
,
из
которой
мужчина
приносит
себя
в
жертву
,
чтобы
удовлетворить
объект
,
чтобы
предотвратить
его
утрату
.
Таким
образом
,
роковая
женщина
в
фаллоцентричном
дискурсе
действует
как
необходимый
элемент
внутренней
трансгрессии
установленного
порядка
(Zizek S. 1999,
р
. 72),
как
мужская
мазохистически
-
паранойяльная
фантазия
о
сексуально
ненасытной
женщине
,
провоцирующей
к
насилию
.
Роковая
женщина
—
проекция
внутреннего
механизма
самоуничтожения
.
Роковая
женщина
сегодня
.
История
ли
все
это
?
Или
же
мы
обнаруживаем
в
каком
-
то
виде
эту
модернистскую
идеологему
сегодня
?
158
Средневековую
Прекрасную
Даму
сменила
модернистская
роковая
женщина
.
Кто
приходит
ей
на
смену
сегодня
?
Славой
Жижек
прослеживает
эволюцию
образа
роковой
женщины
от
классического
жанра
noir 1940-
х
до
neo-noir 1990-
х
.
Он
отмечает
,
что
в
отличие
от
классического
образа
роковой
женщины
—
неуловимой
,
призрачной
,
загадочной
,
новая
роковая
женщина
проявляет
ничем
не
прикрытую
агрессию
.
Она
может
прямо
вести
своего
героя
на
физическую
смерть
(Zizek S., 1999,
рр
.70-71).
Она
,
добавим
,
может
вести
его
на
смерть
,
но
может
его
и
спасать
,
и
возрождать
.
Ее
наделяют
всемогуществом
.
Сегодняшний
мир
идет
по
пути
виртуализации
,
по
пути
экстериоризации
психической
реальности
.
В
этой
психоделической
реальности
постсовременного
общества
место
роковой
женщины
занимает
полиморфное
,
полифункциональное
,
готовое
на
любые
подвиги
существо
,
она
может
менять
свою
идентичность
,
она
и
фаллическая
мать
,
и
сын
и
брат
в
одном
лице
.
Она
может
быть
и
Лу
Саломе
,
и
ее
окружением
.
И
в
этом
отношении
идеи
Лу
Андреас
-
Саломе
важны
для
понимания
феминности
,
нарциссизма
,
для
психоанализа
,
гендерной
теории
и
постфеминизма
.
Библиография
Andreas-Salome L. 1900 «Gedanken
ь
ber das Liebesproblem»//Die Erotik. Vier
Aufs
д
tze. Berlin: Ullstein Sachbuch, 1992.
Andreas-Salome L. 1951 Lebensr
ь
ckblick. Frankfurt am Mein: Insel Verlag
(1974).
Andreas-Salome L. 1962 «The Dual Orientation of Narcissism»//Psychoanal. Q.,
31:1-30.
Andreas-Salome L. 1964 The Freud Journal. L., NY.: Quartet Encounters.
Andreas-Salome L. 1983 In der Schule bei Freud. Fall.
Гармаш
Л
. 2000
Лу
Саломе
.
Изд
. «
Урал
LTD».
Лакан
Ж
. 2000
Телевидение
.
М
.: «
Гнозис
».
Мазин
В
. 1993 «
Словарное
послесловие
»//
Браха
Лихтенберг
-
Эттингер
.
Матричная
пограничность
.
СПб
.:
Российский
Этнографический
музей
,
сс
. 33-
39.
Молнар
М
. 1998 «
О
собаках
и
собачьих
виршах
»//
Кабинет
:
Картины
Мира
.
А
.
СПб
.:
Инапресс
,
с
. 38-46.
Фрейд
З
. 1910
Леонардо
да
Винчи
.
Воспоминание
детства
. —
М
.: 1912.
Фрейд
З
. 1914 «
К
введению
в
нарциссизм
»//
Я
и
Оно
.
Труды
разных
лет
.
Книга
2.
Тбилиси
: «
Мерани
»,
с
. 107-133.
Фрейд
З
. 1933 «
Продолжение
лекций
по
введению
в
психоанализ
»//
Введение
в
психоанализ
.
Лекции
.
М
.: «
Наука
», 1989. —
с
. 378.
Appignanesi L, Forrester J. 1992 «Lou Andreas-Salome: “The Fortunate
Animal”»//Appignanesi L, Forrester J. Freud's Women, pp. 240-271.
Lacan J. 1975 «Dieu et la jouissance de La femme»//Encore, 1972-1973. P.: Seuil,
159
pp. 61-72
Lacan J. 1986 «L'amour courtois en anamorphose»//L'ethique de la psychoanalyse,
1959-1960. P.: Seuil, pp. 167-184.
Leavy S. 1964 Translator's Introduction//Lou Andreas-Salome The Freud Journal.
L., NY: Quartet Encounters, pp. 1-27.
Lichtenberg-Ettinger B. 1995 The Matrixial Gaze. The University of Leeds.
Kjell R.S. 1999 Introduction//Fatal Women — Centre for Women's and Gender
Research, Vol.11. University of Bergen, pp. 7-12.
Rose J. 1982 «Introduction-II»//Feminine Sexuality. N.Y., L.: W.W.Norton&Co.,
pp. 27-58.
Wilmers M.-K. 1964 Introduction//Lou Andreas-Salome The Freud Journal. L.,
NY: Quartet Encounters, pp. VII-XII.
Zizek S. 1999 «Death and the Maiden, or, Femininity between Goodness and
Act»//Fatal Women — Centre for Women's and Gender Research, Vol. 11.
University of Bergen, pp. 55-78.