Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4242

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

156

Имя

 

ее

 

вызывает

 

ассоциацию

 

с

 

фатальной

 

фигурой

 

Саломеи

Принадлежащее

 

ей

 

имя

 

отца

 — 

Саломе

 — 

можно

 

сказать

приписывает

 

ей

 

кастрирующую

 

судьбу

 

Саломеи

библейской

 

танцовщицы

 

с

 

усеченной

 

головой

 

Иоанна

 

Предтечи

 

на

 

блюде

.  

Отметим

 

здесь

что

 

на

 

титульном

 

листе

 

ее

 

первого

 

романа

, «

Борьба

 

за

 

Бога

», 

ее

 

имя

Лу

вытесняет

 

имя

 

ее

 

отца

  (

Саломе

). 

Ее

 

имя

 

смещается

 

и

 

занимает

 

место

 

имени

 

отца

а

 

место

 

ее

 

имени

 

занимает

 

мужское

 

имя

 

Генри

Таким

 

образом

мы

 

сталкиваемся

 

здесь

 

не

 

просто

 

с

 

мужской

 

идентификацией

но

 

с

 

овладением

 

позицией

 

отца

Впрочем

нужно

 

сказать

что

 

мы

 

не

 

знаем

кому

 

именно

 

принадлежала

 

инициатива

 

переименования

Нам

 

известно

что

 

родные

 

Лу

 

потребовали

 

не

 

впутывать

 

в

 

ее

 

сомнительную

 

писательскую

 

деятельность

 

фамилию

 

семьи

Однако

 

также

 

ясно

что

 

сам

 

псевдоним

 «

Генри

 

Лу

» — 

продукт

 

ее

 

творчества

Итак

мужчина

 

не

 

может

 

добиться

 

желанной

 

встречи

 

с

 

роковой

 

женщиной

Не

 

может

 

или

 

не

 

желает

Не

 

желает

 

встретиться

 

с

 

ней

Или

 

со

 

своим

 

собственным

 

фантазмом

Когда

 

Рильке

 

прощался

 

с

 

Саломе

он

 

записал

 

в

 

ее

 

дневнике

 

следующие

 

строки

 

Надо

 

умереть

ибо

 

ее

 

знаю

... 

Умереть

 

от

 

несказанного

 

цветения

 

улыбки

Умереть

 

от

 

ее

 

легких

 

рук

Умереть

 

перед

 

Женщиной

  

Понятие

 

рок

 

предписывает

  (

мужчине

смирение

покорность

пассивность

даже

 

мазохизм

Обреченность

 

одновременно

 

создает

 

и

 

условия

 

вызова

 

судьбе

и

 

условия

 

принятия

 

своего

 

собственного

 

желания

ответственности

 

за

 

него

Обреченность

невозможность

 

овладеть

 

объектом

 

вводит

 

в

 

отношения

 

с

 

роковой

 

женщиной

 

суицидальный

 

аспект

И

 

этот

 

аспект

 

возвращает

 

нас

 

к

 

Нарциссу

Роковая

 

женщина

 

идет

 

навстречу

 

мазохистскому

 

желанию

желанию

 

включить

 

смерть

 

в

 

проект

 

отношений

 

с

 

женщиной

Здесь

 

вспоминается

 

знаменитая

 

фотография

снятая

 

в

 

Люцерне

философы

 

Ницше

 

и

 

Рэ

 

запряжены

 

в

 

двуколку

а

 

Лу

 

сидит

 

в

 

ней

 

с

 

кнутом

В

  «

Опыте

 

дружбы

» 

Саломе

 

пишет

что

 

идея

 

композиции

 

и

 

выбор

 

фотографа

 

принадлежали

 

Ницше

Однако

 

ведь

 

выбор

 

этот

 

сделан

 

именно

 

в

 

рамках

 

отношений

 

между

 

ним

его

 

другом

 

и

 

Лу

В

 

мазохизме

 

неразрывными

 

оказываются

 

переживания

 

любви

 

и

 

боли

Здесь

 

мы

 

должны

 

вспомнить

 

еще

 

один

 

эпизод

 

из

 

жизни

 

Лу

 

Саломе

: «

я

 

узнала

 

также

 

и

 

то

что

 

рассвирепевшие

 

от

 

бешенства

 

собаки

прежде

 

всего

нападают

 

на

 

любимых

 

хозяев

И

 

я

 

вспоминаю

 

ужасающее

 

убеждение

 

во

 

мне

я

 

укушу

 

папу

т

.

е

самого

 

любимого

» (

цит

по

 

Гармаш

 

Л

., 

с

. 253). 

Агрессивность

как

 

известно

является

 

неотъемлемой

 

функцией

 

нарциссизма

Фигура

 

Нарцисса

 

представляет

 

как

 

эротические

так

 

и

 

самодеструктивные

 

тенденции

Американский

 

психоаналитик

 

Харольд

 

Стерн

 

как

-

то

 

иронично

 

заметил

что

 

Нарцисс

 

умер

 

оттого

что

 

был

 

настолько

 


background image

 

157

захвачен

 

своим

 

образом

что

 

забыл

 

о

 

самосохранении

о

 

пище

Лакан

в

 

свою

 

очередь

говорит

 

о

 

нарциссически

 

суицидальной

 

агрессии

 [agression suicidaire 

narcissique].  

Агрессивность

 

нарциссизма

 

связана

 

с

 

тем

что

 

целостность

 

зримого

 

образа

 

устанавливается

 

вопреки

 

раскоординированной

разъединенной

 

дезинтегрированности

 

реального

 

тела

Между

 

воображаемым

 

телом

 

и

 

телом

 

«

реальным

» 

возникает

 

агрессивное

 

трение

Этот

 

конфликт

 

представлений

 

всегда

 

уже

 

угрожает

 

при

 

нарциссической

 

регрессии

 

фрагментации

распаду

 

образа

 

тела

В

 

случае

 

Лу

 

Саломе

 

воображаемое

 

тело

 

не

 

совпадает

 

с

 

нарциссически

-

зеркальным

 

телом

Только

 

целостность

 

окружения

 

Лу

 

Саломе

 

может

 

противостоять

 

ее

 

дезинтеграции

Мужчин

 

же

 

из

 

этого

 

окружения

 

как

 

будто

 

притягивает

 

смертоносность

 

нарциссизма

затягивает

 

глубина

возникающая

 

в

 

разверзающемся

 

пространстве

 

между

 

символической

 

аурой

 

роковой

 

женщины

 

и

 

ее

 

недосягаемой

 

материальной

 

реальностью

Ряд

 

исследователей

 

связывает

 

эти

 

жуткие

 

ощущения

 

с

 

регрессией

 

к

 

мазохизму

 

ребенка

 

перед

 

идеализированным

 

образом

 

жестокой

 

и

 

опасной

 

доэдипальной

 

матери

Страсти

 

по

 

роковой

 

женщине

 

обращены

 

к

 

ее

 

прототипу

 — 

образу

 

властной

 

и

 

всемогущей

 

доэдипальной

 

матери

Она

 

оказывается

 

в

 

череде

 

смертоносных

 

образов

типа

 

медузы

сирены

фаллической

 

матери

Здесь

 

уместно

 

сказать

 

о

 

взгляде

 

Лу

 

Андреас

-

Саломе

 

на

 

отношения

 

нарциссизма

 

с

 

объектом

Она

 

подчеркивает

что

 

объект

 

не

 

может

 

угрожать

 

нарциссизму

а

 

вот

 

нарциссизм

 

вполне

 

может

 

представлять

 

для

 

объекта

 

опасность

Вначале

пишет

 

она

объект

 

допускается

 

лишь

 

в

 

качестве

 

замещающего

 

объекта

и

 

по

 

мере

 

восхищения

 

им

 

объект

 

исчезает

 

из

 

реальности

 (Andreas-Salome L. 1962, 

р

. 11). 

Возможно

самым

 

заметным

 

наследием

 

нарциссизма

 

оказывается

 

Я

-

идеал

Проекцией

 

этого

 

идеального

 

образа

 

и

 

можно

 

считать

 

роковую

 

женщину

Фрейд

 

подчеркивает

что

 

в

 

любовной

 

жизни

 

мужчины

 

нарциссическая

 

женщина

 

предоставляет

 

случай

 

вернуть

 

утраченный

 

нарциссизм

Восстановить

 

состояние

 

существования

 

в

 

безобъектном

 

мире

Не

 

удивительно

что

 

мужской

 

фантазм

 

роковой

 

женщины

 

предполагает

 

опасность

 

самоуничтожения

 

в

 

любви

Этот

 

фантазм

 

демонстрирует

 

отказ

 

от

 

агрессии

направленной

 

на

 

объект

 

любви

объект

 

подчинения

Он

 

переводит

 

в

 

пассивно

-

феминную

 

позицию

из

 

которой

 

мужчина

 

приносит

 

себя

 

в

 

жертву

чтобы

 

удовлетворить

 

объект

чтобы

 

предотвратить

 

его

 

утрату

Таким

 

образом

роковая

 

женщина

 

в

 

фаллоцентричном

 

дискурсе

 

действует

 

как

 

необходимый

 

элемент

 

внутренней

 

трансгрессии

 

установленного

 

порядка

 

(Zizek S. 1999, 

р

. 72), 

как

 

мужская

 

мазохистически

-

паранойяльная

 

фантазия

 

о

 

сексуально

 

ненасытной

 

женщине

провоцирующей

 

к

 

насилию

Роковая

 

женщина

 — 

проекция

 

внутреннего

 

механизма

 

самоуничтожения

Роковая

 

женщина

 

сегодня

История

 

ли

 

все

 

это

Или

 

же

 

мы

 

обнаруживаем

 

в

 

каком

-

то

 

виде

 

эту

 

модернистскую

 

идеологему

 

сегодня


background image

 

158

Средневековую

 

Прекрасную

 

Даму

 

сменила

 

модернистская

 

роковая

 

женщина

Кто

 

приходит

 

ей

 

на

 

смену

 

сегодня

?  

Славой

 

Жижек

 

прослеживает

 

эволюцию

 

образа

 

роковой

 

женщины

 

от

 

классического

 

жанра

 noir 1940-

х

 

до

 neo-noir 1990-

х

Он

 

отмечает

что

 

в

 

отличие

 

от

 

классического

 

образа

 

роковой

 

женщины

 — 

неуловимой

призрачной

загадочной

новая

 

роковая

 

женщина

 

проявляет

 

ничем

 

не

 

прикрытую

 

агрессию

Она

 

может

 

прямо

 

вести

 

своего

 

героя

 

на

 

физическую

 

смерть

 (Zizek S., 1999, 

рр

.70-71).  

Она

добавим

может

 

вести

 

его

 

на

 

смерть

но

 

может

 

его

 

и

 

спасать

и

 

возрождать

Ее

 

наделяют

 

всемогуществом

.  

Сегодняшний

 

мир

 

идет

 

по

 

пути

 

виртуализации

по

 

пути

 

экстериоризации

 

психической

 

реальности

.  

В

 

этой

 

психоделической

 

реальности

 

постсовременного

 

общества

 

место

 

роковой

 

женщины

 

занимает

 

полиморфное

полифункциональное

готовое

 

на

 

любые

 

подвиги

 

существо

она

 

может

 

менять

 

свою

 

идентичность

она

 

и

 

фаллическая

 

мать

и

 

сын

 

и

 

брат

 

в

 

одном

 

лице

Она

 

может

 

быть

 

и

 

Лу

 

Саломе

и

 

ее

 

окружением

И

 

в

 

этом

 

отношении

 

идеи

 

Лу

 

Андреас

-

Саломе

 

важны

 

для

 

понимания

 

феминности

нарциссизма

для

 

психоанализа

гендерной

 

теории

 

и

 

постфеминизма

 

Библиография

 

 

Andreas-Salome L. 1900 «Gedanken 

ь

ber das Liebesproblem»//Die Erotik. Vier 

Aufs

д

tze. Berlin: Ullstein Sachbuch, 1992. 

Andreas-Salome L. 1951 Lebensr

ь

ckblick. Frankfurt am Mein: Insel Verlag 

(1974). 
Andreas-Salome L. 1962 «The Dual Orientation of Narcissism»//Psychoanal. Q., 
31:1-30. 
Andreas-Salome L. 1964 The Freud Journal. L., NY.: Quartet Encounters. 
Andreas-Salome L. 1983 In der Schule bei Freud. Fall. 

Гармаш

 

Л

. 2000 

Лу

 

Саломе

Изд

. «

Урал

 LTD». 

Лакан

 

Ж

. 2000 

Телевидение

М

.: «

Гнозис

». 

Мазин

 

В

. 1993 «

Словарное

 

послесловие

»//

Браха

 

Лихтенберг

-

Эттингер

Матричная

 

пограничность

СПб

.: 

Российский

 

Этнографический

 

музей

сс

. 33-

39. 

Молнар

 

М

. 1998 «

О

 

собаках

 

и

 

собачьих

 

виршах

»//

Кабинет

Картины

 

Мира

А

СПб

.: 

Инапресс

с

. 38-46. 

Фрейд

 

З

. 1910 

Леонардо

 

да

 

Винчи

Воспоминание

 

детства

. — 

М

.: 1912. 

Фрейд

 

З

. 1914 «

К

 

введению

 

в

 

нарциссизм

»//

Я

 

и

 

Оно

Труды

 

разных

 

лет

Книга

 2. 

Тбилиси

: «

Мерани

», 

с

. 107-133. 

Фрейд

 

З

. 1933 «

Продолжение

 

лекций

 

по

 

введению

 

в

 

психоанализ

»//

Введение

 

в

 

психоанализ

Лекции

М

.: «

Наука

», 1989. — 

с

. 378. 

Appignanesi L, Forrester J. 1992 «Lou Andreas-Salome: “The Fortunate 
Animal”»//Appignanesi L, Forrester J. Freud's Women, pp. 240-271. 
Lacan J. 1975 «Dieu et la jouissance de La femme»//Encore, 1972-1973. P.: Seuil, 


background image

 

159

pp. 61-72 
Lacan J. 1986 «L'amour courtois en anamorphose»//L'ethique de la psychoanalyse, 
1959-1960. P.: Seuil, pp. 167-184. 
Leavy S. 1964 Translator's Introduction//Lou Andreas-Salome The Freud Journal. 
L., NY: Quartet Encounters, pp. 1-27. 
Lichtenberg-Ettinger B. 1995 The Matrixial Gaze. The University of Leeds. 
Kjell R.S. 1999 Introduction//Fatal Women — Centre for Women's and Gender 
Research, Vol.11. University of Bergen, pp. 7-12. 
Rose J. 1982 «Introduction-II»//Feminine Sexuality. N.Y., L.: W.W.Norton&Co., 
pp. 27-58. 
Wilmers M.-K. 1964 Introduction//Lou Andreas-Salome The Freud Journal. L., 
NY: Quartet Encounters, pp. VII-XII. 
Zizek S. 1999 «Death and the Maiden, or, Femininity between Goodness and 
Act»//Fatal Women — Centre for Women's and Gender Research, Vol. 11. 
University of Bergen, pp. 55-78.