Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4240

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

6

З

Фрейд

 

приступил

 

к

 

созданию

 

глубинной

 

психологии

,

 

ориентирован

-

ной

 

по

 

преимуществу

 

на

 

изучение

 

бессознательных

 

явлений

 

и

 

процессов

 

психики

 

человека

Осуществляя

 

этот

 

радикальный

 

поворот

он

 

вместе

 

с

 

тем

 

пытался

 

усовершенствовать

 

катартический

 

метод

 

и

 

отказался

 

от

 

ис

-

пользования

 

гипноза

,

 

полагая

что

 

в

 

данном

 

случае

 

он

 

не

 

обладает

 

не

-

обходимой

 

эффективностью

Отказ

 

от

 

гипноза

 

в

 

конце

 

концов

 

повлек

 

и

 

отказ

 

от

 

катартического

 

метода

,

 

на

 

смену

 

которому

 

пришел

 

созданный

 

им

 

«

метод

 

настояния

» — 

особой

 

методики

 

неуклонного

 

побуждения

 

пациентов

 

к

 

воспоминанию

 

и

 

словесному

 

выражению

 

забытых

 

травматических

 

переживаний

послуживших

 

причиной

 

заболевания

В

 

процессе

 

лечения

 

больных

 

З

Фрейд

 

обнаружил

что

 

травмирующие

 

воспоминания

 

вытесняются

 

из

 

сферы

 

сознания

 

в

 

неосознаваемые

 

структуры

 

психики

  (

где

 

продолжают

 

травмирующее

 

воздействие

проявляясь

 

в

 

виде

 

симптомов

 — 

символов

 

воспоминаний

и

 

что

 

пациенты

 

оказывают

 

сознательное

 

и

 

неосознаваемое

 

сопротивление

 

попыткам

 

установить

 

и

 

воспроизвести

 

беспокоящие

 

их

 

воспоминания

 

и

 

переживания

 
3. 

Создание

 

психоанализа

 

 

Стремясь

 

проникнуть

 

в

 

глубины

 

психики

З

Фрейд

 

обратил

 

внимание

 

на

 

ассоциативную

 

природу

 

мышления

 

и

 

решил

 

использовать

 

это

 

явление

 

для

 

получения

 

необходимой

 

информации

 

о

 

причинах

источниках

 

и

 

механизмах

 

психических

 

расстройств

В

 

этих

 

целях

 

в

 1896 

он

 

разработал

 

и

 

применил

 

специальный

 

метод

 

зондирования

исследования

диагностики

 

и

 

терапии

названный

 

им

 

методом

 

свободных

 

ассоциаций

.

 

Первое

 

практическое

 

использование

 

этого

 

метода

 

считается

 

датой

 

создания

 

психоанализа

 (1896), 

который

 

в

 

общей

 

сложности

 

разрабатывался

 

и

 

развивался

 

З

Фрейдом

 

более

 40 

лет

И

 

в

 

окончательном

 

виде

 

являл

 

собой

 

сложную

 

систему

 

методов

технических

 

приемов

моделей

гипотез

теоретических

 

конструктов

концепций

 

и

 

ряда

разнообразных

 

теорий

различной

 

степени

 

общности

 

и

 

достоверности

 
4. 

Психоаналитические

 

методы

 

 

Вскоре

 

после

 

создания

 

метода

 

свободных

 

ассоциаций

под

 

давлением

 

практических

 

и

 

теоретических

 

потребностей

 

З

Фрейд

 

разработал

 

еще

 

два

 

метода

 

диагностики

 

и

 

терапии

Таким

 

образом

были

 

созданы

 

основные

 

клинические

 

методы

  (

технические

 

средства

психоанализа

,

 

к

 

которым

 

относились

: 1) 

анализ

 

свободных

 

ассоциаций

  (

ассоциативный

 

метод

); 2) 

анализ

 

снов

 

и

 

толкование

 

сновидений

;

 3) 

анализ

 

и

 

толкование

 

различного

 

рода

 

ошибочных

 

действий

 (

оговорок

описок

 

и

 

т

.

д

.). 

При

 

использовании

 

этих

 

методов

З

Фрейд

 

пришел

 

к

 

выводу

 

об

 

их

 

универсальном

 

характере

  (

равной

 

применимости

 

к

 

исследованию

пато

-

логических

 

и

 

нормальных

 

явлений

 

и

 

процессов

и

 

тем

 

самым

 

установил

 

связь

 


background image

 

7

(

а

 

в

 

ряде

 

случаев

 

и

 

тождество

между

 

нормальными

 

и

 

патологическими

 

явлениями

 

психики

В

 

результате

 

психоаналитические

 

методы

 

и

 

дополнявшие

 

их

 

специ

-

альные

 

теории

 

выводились

 

за

 

границы

 

психиатрии

 

и

 

психотерапии

 

и

 

об

-

ретали

 

общепсихологический

 

статус

 
5. 

Психоаналитическая

 

терапия

 

 

Все

 

методы

 

были

 

ориентированы

 

на

 

решение

 

основной

 

терапевтиче

-

ской

 

задачи

 

психоанализа

 — 

выявление

 

неосознаваемой

 

психической

 

травмы

 

и

 

коррекцию

 

неосознаваемого

 

психического

 

конфликта

 

как

 

чрезмерного

 

столкновения

 

либидо

 

и

 

вытеснения

Обнаружив

что

 

различные

 

подавленные

 

желания

аффективные

 

пере

-

живания

 

и

 

воспоминания

 

о

 

травматических

 

событиях

 

не

 

исчезают

а

 

вытес

-

няются

 

из

 

сознания

 

в

 

бессознательное

  (

где

 

оказывают

 

травмирующее

 

воздействие

и

 

проявляются

 

в

 

виде

 

невротических

 

симптомов

З

Фрейд

 

считал

 

необходимым

 

создать

 

для

 

пациентов

 

возможности

 

изжить

 («

от

-

реагировать

») 

эти

 

травматические

 

импульсы

 

и

 

таким

 

образом

 

вернуть

 

психику

личность

 

и

 

здоровье

 

к

 

традиционному

 

состоянию

 

неустойчивого

 

равновесия

Достижение

 

соответствующего

 

терапевтического

 

эффекта

 

предполагало

 

активное

 

воздействие

 

сознания

 

на

 

бессознательное

установление

 

трансфера

,

 

преодоление

 

сопротивления

 

и

  «

психическую

 

самопомощь

» 

пациентов

использующих

 

в

 

борьбе

 

с

 

болезнью

 

максимально

» 

возможную

 

для

 

них

 

активность

 

сознания

,

 

стремление

 

к

 

выздоровлению

 

и

 

волю

 

к

 

жизни

 
6. 

Этапы

 

развития

 

 

За

 

четыре

 

десятилетия

 

разработки

 

психоанализ

 

З

Фрейда

 

претерпел

 

существенную

 

эволюцию

 

от

 

элементарного

 

психотерапевтического

 

приема

 

до

 

всеобщего

 

философско

-

социологического

 

учения

Внутренняя

 

логика

смена

 

доминант

 

и

 

точки

 

роста

 

психоанализа

 

по

-

зволяют

 

выделить

  (

хотя

 

и

 

весьма

 

условно

три

 

основных

 

этапа

 

развития

 

классического

 

психоанализа

: 1) 

клинический

; 2) 

психологический

; 3) 

ме

-

тафизический

На

 

клиническом

 

этапе

 (1896–1905) 

психоанализ

 

был

 

по

 

преимуществу

 

новой

 

психотерапией

дополненной

 

специальными

 

гипотезами

 

и

 

теориями

В

 

основных

 

произведениях

 

З

Фрейда

 

этого

 

периода

 — «

Толкование

 

сно

-

видений

» (1900), «

Психопатология

 

обыденной

 

жизни

» (1901), «

Три

 

очерка

 

по

 

теории

 

сексуальности

» (1905), «

Остроумие

 

и

 

его

 

отношение

 

к

 

бессозна

-

тельному

» (1905), «

Отрывок

 

из

 

одного

 

анализа

 

истерии

» (1905) 

и

 

др

. — 

был

 

сформулирован

 

комплекс

 

новых

 

представлений

 

об

 

основах

 

психотерапии

изложены

 

идеи

методика

техника

 

и

 

результаты

 

психоанализа

развита

 

психоаналитическая

 

концепция

 

неврозов

,

 

исследована

 

связь

 

сексуальности

 

с

 


background image

 

8

психической

 

жизнью

 

людей

разработаны

 

концепции

 

неосознаваемой

 

психической

 

деятельности

выработаны

 

представления

 

о

 

бессознательном

 

психическом

установлены

 

основные

 

элементы

 

структуры

 

и

 

механизмы

 

функционирования

 

психики

разработаны

 

основы

 

глубинной

 

психологии

 

и

 

пр

На

 

психологическом

 

этапе

 (1905–1913) 

психоанализ

 

трансфор

-

мировался

 

главным

 

образом

 

в

 

общее

 

психологическое

 

учение

 

о

 

человеке

В

 

трудах

 

З

Фрейда

 

этого

 

периода

 — «

Характер

 

и

 

анальная

 

эротика

» (1908), 

«

Анализ

 

фобии

 

пятилетнего

 

мальчика

» (1909), «

Леонардо

 

да

 

Винчи

» (1910), 

«

О

 

психоанализе

Пять

 

лекций

» (1910), «

Положение

 

о

 

двух

 

принципах

 

психической

 

жизни

» (1911), «

Тотем

 

и

 

табу

Психология

 

первобытной

 

культуры

 

и

 

религии

» (1913) 

и

 

др

. — 

развивались

 

представления

 

о

 

психоанализе

 

и

 

его

 

возможностях

формулировались

 

идеи

 

об

 

основных

 

принципах

тенденциях

мотивах

 

и

 

установках

 

психической

 

жизни

развивались

 

представления

 

о

 

природе

 

и

 

роли

 

комплексов

,

 

механизмах

 

творческой

 

деятельности

психологические

 

теории

 

человека

культуры

религии

 

и

 

пр

На

 

метафизическом

 

этапе

 (1913–1939) 

психоанализ

 

обрел

 

статус

 

философско

-

социологического

 

учения

 

о

 

человеке

культуре

 

и

 

обществе

В

 

работах

 

З

Фрейда

 

этого

 

периода

 — «

По

 

ту

 

сторону

 

принципа

 

удоволь

-

ствия

» (1920), «

Психология

 

масс

 

и

 

анализ

 

человеческого

  «

Я

» (1921), «

Я

 

и

 

Оно

» (1923), «

Будущность

 

одной

 

иллюзии

» (1927), «

Цивилизация

 

и

 

недо

-

вольные

 

ею

» (1929), «

Введение

 

в

 

психоанализ

Лекции

» (1933), «

Почему

 

война

?» (1933, 

в

 

соавторстве

 

с

 

Альбертом

 

Эйнштейном

), «

Моисей

 

и

моно

-

теизм

» (1939) 

и

 

др

. — 

завершалась

 

разработка

 

представлений

 

о

 

психоанализе

 

как

 

целостной

 

системе

 

и

 

его

 

возможностях

развивались

 

концепции

 

о

 

структуре

 

личности

механизмах

 

ее

 

защиты

 

и

 

деятельности

исследовались

 

проблемы

 

массовой

 

психологии

морали

конфликта

 

личности

 

и

 

культуры

проблемы

 

и

 

перспективы

 

развития

 

религии

культуры

человека

 

и

 

общества

намечались

 

направления

 

и

 

ориентиры

 

развития

 

психоаналитического

 

учения

 

и

 

пр

Своеобразие

 

развития

 

психоанализа

 

З

Фрейда

 

наложило

 

существен

-

ный

 

отпечаток

 

не

 

только

 

на

 

его

 

содержание

 

и

 

потенции

но

 

и

 

на

 

возможности

 

его

 

взаимодействия

 

со

 

всем

 

комплексом

 

наук

 

о

 

человеке

общественным

 

сознанием

 

и

 

культурой

 
7. 

Аспекты

 

анализа

 

 

Существенным

 

моментом

 

создания

 

и

 

развития

 

психоанализа

 

стал

 

раз

-

работанный

 

З

Фрейдом

 

принцип

 

анализа

 

всех

 

психических

 

явлений

Со

-

гласно

 

ему

каждое

 

явление

 

должно

 

было

 

быть

 

изучено

 

и

 

раскрыто

 

в

 

трех

 

основных

 

аспектах

: 1) 

динамическом

  (

как

 

результат

 

взаимодействия

 

раз

-. 

личных

 

психических

 

сил

); 2) 

топическом

 (

определяющим

 

его

 

точное

 

место

-

нахождение

); 3) 

экономическом

 (

то

 

есть

 

энергетическом

как

 

результат

 

функ

-

ционирования

 

свободной

 

и

 

связанной

 

психической

 

энергии

вовлеченной

 

в

 

конкретные

 

процессы

). 


background image

 

9

Данный

 

подход

 

позволял

 

вырабатывать

 

многомерные

 

представления

 

об

 

изучаемых

 

явлениях

 

и

 

процессах

 

и

 

содействовал

 

разработке

 

соответствующих

 

теорий

 
8. 

Психоаналитические

 

ориентиры

 

 

Последовательно

 

реализуя

 

принципы

 

всеобщей

 

детерминации

 

психи

-

ческой

 

жизни

 

и

  «

многоразличной

 

мотивировки

» 

одного

 

и

 

того

 

же

 

факта

 

душевной

 

жизни

З

Фрейд

 

выработал

 

ряд

 

представлений

в

 

значительной

 

мере

 

определивших

 

и

 

предопределивших

 

содержание

развитие

 

и

 

популяр

-

ность

 

психоанализа

В

 

отличие

 

от

 

предшествующей

 

традиции

он

 

корректно

 

определил

 

предмет

 

психологии

 (

в

 

этом

 

смысле

 

научная

 

психология

 

начинается

 

именно

 

с

 

З

Фрейда

), 

показав

 

и

 

доказав

что

 

она

 

должна

 

изучать

 

психику

 

во

 

всех

 

ее

 

формах

 

и

 

проявлениях

 (

а

 

не

 

только

 

сознание

как

 

это

 

было

 

в

 

его

 

время

). 

Новое

 

понимание

 

психологии

 

и

 

ее

 

задач

 

позволило

 

З

Фрейду

 

создать

 

необходимые

 

ориентиры

 

и

 

подходы

Важнейшими

 

из

 

них

 

стали

признание

 

биологической

 

и

 

психической

 

наследственности

утверждение

 

существо

-

вания

 

психической

 

реальности

 

как

 

реальности

 

особого

 

рода

 

и

 

соответ

-

ствующее

 

исследование

 

ее

установление

 

неоднородной

 

и

 

конфликтной

 

структуры

 

психики

 

человека

признание

 

доминирования

 

бессознательных

 

психических

 

процессов

утверждение

 

особой

 

роли

 

психодинамики

сексу

-

альности

 

и

 

энергетики

признание

 

противоречивости

 

природы

 

человека

его

 

неизбывной

 

конфликтности

 

и

 

трагедийности

 

существования

 
9. 

Панорама

 

человека

 

 

Осуществляя

 

поиск

  «

универсальных

 

механизмов

» 

жизнедеятельности

 

человека

 

в

 

норме

 

и

 

патологии

З

Фрейд

 

пришел

 

к

 

выводу

что

  «

душевное

 

развитие

 

отдельного

 

человека

 

сокращенно

 

повторяет

 

путь

 

развития

 

чело

-

вечества

» 

и

 

что

 

эти

 

процессы

 

осуществляются

 

под

 

определяющим

 

влиянием

 

существования

 

и

 

борения

 

двух

 

вечных

 

сил

Эроса

  (

инстинкта

 

жизни

са

-

мосохранения

 

и

 

сексуальности

и

 

Танатоса

  (

инстинкта

 

смерти

агрессии

 

и

 

разрушения

), 

а

 

также

 

либидо

 

и

 

мортидо

,

 

различных

 

влечений

комплексов

принципов

руководящих

 

чувств

желаний

амбивалентности

 

и

 

т

.

д

., 

обуслов

-

ливающих

 

изначальную

 

и

 

неизбывную

 

противоречивость

 

людей

В

 

качестве

 

основы

 

жизни

 

человека

 

и

 

всех

 

проявлений

 

психической

 

деятельности

 

З

Фрейд

 

утверждал

 

существование

реализацию

 

и

 

подавление

 

сексуальных

 

инстинктов

энергетической

 

основой

 

которых

 

является

 

либидо

,

 

обладающее

 

способностью

 

к

 

сублимации

,

 

то

 

есть

 

преобразованию

 

в

 

иные

 

формы

  (

от

 

элементарных

 

физиологических

 

и

 

психических

 

актов

 

до

 

творчества

). 

Непосредственно

 

сопрягая

 (

а

 

иногда

 

и

 

отождествляя

формирование

 

и

 

развитие

 

человека

 

с

 

развитием

 

и

 

функционированием

 

его

 

сексуальности

,

 

З

Фрейд

 

установил

 

наличие

 

инфантильной

 

сексуальности

,

 

выделил

 

ее

 


background image

 

10

основные

 

фазы

 

и

 

исследовал

 

роль

 

этого

 

явления

 

в

 

формировании

 

психики

 

и

 

личности

Объясняя

 

феномены

 

человеческого

 

существования

преимущественно

 

или

 

исключительно

 

неосознаваемыми

 

или

 (

и

осознаваемыми

 

сексуальными

 

устремлениями

 

людей

З

Фрейд

 

настаивал

 

на

 

особой

 

роли

 

в

 

жизни

 

человека

 

различных

 

комплексов

в

 

особенности

 

комплекса

 

Эдипа

 

и

 

комплекса

 

кастрации

.

 

Одним

 

из

 

определяющих

 

элементов

 

жизни

 

людей

 

З

Фрейд

 

считал

 

подчиненность

 

ее

 

трем

 

принципам

 

психической

 

деятельности

принципу

 

«

удовольствия

принципу

 

постоянства

 

и

 

принципу

 

реальности

,

 

которые

 

обусловливают

 

регуляцию

 

всех

 

психических

 

процессов

 

и

 

поведение

 

че

-

ловека

Принимая

 

в

 

качестве

 

основной

 

тенденции

 

развития

 

постепенное

 

замещение

 

принципа

 

удовольствия

 

принципом

 

реальности

З

Ф

рейд

 

вместе

 

с

 

тем

 

настаивал

 

на

 

том

что

 

господствующим

 

принципом

 

психической

 

жизни

 

является

 

принцип

 

удовольствия

,

 

обеспечивающий

 

непосредственное

 

и

 

опосредованное

 

получение

 

удовлетворения

  (

наслаждения

и

 

избегание

 

неудовольствия

Психоаналитическая

 

трактовка

 

природы

 

и

 

сущности

 

человека

 

утвер

-

ждала

 

их

 

непреодолимую

 

противоречивость

 

и

 

трагичность

 

в

 

том

 

числе

 

и

 

потому

что

 

главенствующий

 

принцип

 

психической

 

жизни

 — 

принцип

 

удо

-

вольствия

 — 

в

 

психоаналитической

 

панораме

 

человека

 

в

 

конечном

 

счете

 

находится

 

в

 

услужении

 

у

 

Танатоса

 — 

инстинкта

 

смерти

агрессии

 

и

 

разру

-

шения

 
10. 

Психика

 

 

Важнейшим

 

достижением

 

учения

 

З

Фрейда

 

стало

 

создание

 

принципи

-

ально

 

новых

 

представлений

 

о

 

психике

 

человека

 

и

 

психических

 

процессах

Доказав

 

неправомерность

 

отождествления

  «

психического

» 

и

  «

созна

-

тельного

» 

и

 

показав

что

 

сознательные

 

процессы

 

отнюдь

 

не

 

исчерпывают

 

содержание

 

психики

З

Фрейд

 

разработал

 

динамическую

 

модель

 

психики

 

человека

 

как

 

образования

состоящего

 

из

 

трех

 

взаимодействующих

 

систем

бессознательного

предсознательного

 

и

 

сознательного

.

 

Выделяя

 

данные

 

системы

 

в

 

соответствии

 

с

 

уровнем

 

осознаваемости

 

психических

 

процессов

З

Фрейд

 

уделил

 

особое

 

внимание

 

исследованию

 

бессознательного

 

как

  «

психических

 

процессов

которые

 

проявляются

 

активно

 

и

 

в

 

то

 

же

 

время

 

не

 

доходят

 

до

 

сознания

 

переживающего

 

их

 

лица

», 

и

 

в

 

конечном

 

счете

 

пришел

 

к

 

выводу

что

  «

все

 

душевные

 

процессы

 

по

 

существу

 

бессознательны

». 

Понимая

 

бессознательное

 

как

 

наиболее

 

содержательную

 

и

 

обширную

 

систему

 

психики

З

Фрейд

 

отмечал

что

 

оно

 

регулируется

 

принципом

 

удо

-

вольствия

 

и

 

представляет

 

собой

 

совокупность

 

влечений

инстинктов

комплексов

 

и

 

импульсов

характеризующихся

 

неосознаваемостью

наследуемостью

сексуальностью

алогичностью

 

и

 

т

.

д