ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2019
Просмотров: 4329
Скачиваний: 6
6
З
.
Фрейд
приступил
к
созданию
глубинной
психологии
,
ориентирован
-
ной
по
преимуществу
на
изучение
бессознательных
явлений
и
процессов
психики
человека
.
Осуществляя
этот
радикальный
поворот
,
он
вместе
с
тем
пытался
усовершенствовать
катартический
метод
и
отказался
от
ис
-
пользования
гипноза
,
полагая
,
что
в
данном
случае
он
не
обладает
не
-
обходимой
эффективностью
.
Отказ
от
гипноза
в
конце
концов
повлек
и
отказ
от
катартического
метода
,
на
смену
которому
пришел
созданный
им
«
метод
настояния
» —
особой
методики
неуклонного
побуждения
пациентов
к
воспоминанию
и
словесному
выражению
забытых
травматических
переживаний
,
послуживших
причиной
заболевания
.
В
процессе
лечения
больных
З
.
Фрейд
обнаружил
,
что
травмирующие
воспоминания
вытесняются
из
сферы
сознания
в
неосознаваемые
структуры
психики
(
где
продолжают
травмирующее
воздействие
,
проявляясь
в
виде
симптомов
—
символов
воспоминаний
)
и
что
пациенты
оказывают
сознательное
и
неосознаваемое
сопротивление
попыткам
установить
и
воспроизвести
беспокоящие
их
воспоминания
и
переживания
.
3.
Создание
психоанализа
Стремясь
проникнуть
в
глубины
психики
,
З
.
Фрейд
обратил
внимание
на
ассоциативную
природу
мышления
и
решил
использовать
это
явление
для
получения
необходимой
информации
о
причинах
,
источниках
и
механизмах
психических
расстройств
.
В
этих
целях
в
1896
он
разработал
и
применил
специальный
метод
зондирования
,
исследования
,
диагностики
и
терапии
,
названный
им
методом
свободных
ассоциаций
.
Первое
практическое
использование
этого
метода
считается
датой
создания
психоанализа
(1896),
который
в
общей
сложности
разрабатывался
и
развивался
З
.
Фрейдом
более
40
лет
.
И
в
окончательном
виде
являл
собой
сложную
систему
методов
,
технических
приемов
,
моделей
,
гипотез
,
теоретических
конструктов
,
концепций
и
ряда
.
разнообразных
теорий
,
различной
степени
общности
и
достоверности
.
4.
Психоаналитические
методы
Вскоре
после
создания
метода
свободных
ассоциаций
,
под
давлением
практических
и
теоретических
потребностей
З
.
Фрейд
разработал
еще
два
метода
диагностики
и
терапии
.
Таким
образом
,
были
созданы
основные
клинические
методы
(
технические
средства
)
психоанализа
,
к
которым
относились
: 1)
анализ
свободных
ассоциаций
(
ассоциативный
метод
); 2)
анализ
снов
и
толкование
сновидений
;
3)
анализ
и
толкование
различного
рода
ошибочных
действий
(
оговорок
,
описок
и
т
.
д
.).
При
использовании
этих
методов
,
З
.
Фрейд
пришел
к
выводу
об
их
универсальном
характере
(
равной
применимости
к
исследованию
,
пато
-
логических
и
нормальных
явлений
и
процессов
)
и
тем
самым
установил
связь
7
(
а
в
ряде
случаев
и
тождество
)
между
нормальными
и
патологическими
явлениями
психики
.
В
результате
психоаналитические
методы
и
дополнявшие
их
специ
-
альные
теории
выводились
за
границы
психиатрии
и
психотерапии
и
об
-
ретали
общепсихологический
статус
.
5.
Психоаналитическая
терапия
Все
методы
были
ориентированы
на
решение
основной
терапевтиче
-
ской
задачи
психоанализа
—
выявление
неосознаваемой
психической
травмы
и
коррекцию
неосознаваемого
психического
конфликта
как
чрезмерного
столкновения
либидо
и
вытеснения
.
Обнаружив
,
что
различные
подавленные
желания
,
аффективные
пере
-
живания
и
воспоминания
о
травматических
событиях
не
исчезают
,
а
вытес
-
няются
из
сознания
в
бессознательное
(
где
оказывают
травмирующее
воздействие
)
и
проявляются
в
виде
невротических
симптомов
,
З
.
Фрейд
считал
необходимым
создать
для
пациентов
возможности
изжить
(«
от
-
реагировать
»)
эти
травматические
импульсы
и
таким
образом
вернуть
психику
,
личность
и
здоровье
к
традиционному
состоянию
неустойчивого
равновесия
.
Достижение
соответствующего
терапевтического
эффекта
предполагало
активное
воздействие
сознания
на
бессознательное
,
установление
трансфера
,
преодоление
сопротивления
и
«
психическую
самопомощь
»
пациентов
,
использующих
в
борьбе
с
болезнью
максимально
»
возможную
для
них
активность
сознания
,
стремление
к
выздоровлению
и
волю
к
жизни
.
6.
Этапы
развития
За
четыре
десятилетия
разработки
психоанализ
З
.
Фрейда
претерпел
существенную
эволюцию
от
элементарного
психотерапевтического
приема
до
всеобщего
философско
-
социологического
учения
.
Внутренняя
логика
,
смена
доминант
и
точки
роста
психоанализа
по
-
зволяют
выделить
(
хотя
и
весьма
условно
)
три
основных
этапа
развития
классического
психоанализа
: 1)
клинический
; 2)
психологический
; 3)
ме
-
тафизический
.
На
клиническом
этапе
(1896–1905)
психоанализ
был
по
преимуществу
новой
психотерапией
,
дополненной
специальными
гипотезами
и
теориями
.
В
основных
произведениях
З
.
Фрейда
этого
периода
— «
Толкование
сно
-
видений
» (1900), «
Психопатология
обыденной
жизни
» (1901), «
Три
очерка
по
теории
сексуальности
» (1905), «
Остроумие
и
его
отношение
к
бессозна
-
тельному
» (1905), «
Отрывок
из
одного
анализа
истерии
» (1905)
и
др
. —
был
сформулирован
комплекс
новых
представлений
об
основах
психотерапии
,
изложены
идеи
,
методика
,
техника
и
результаты
психоанализа
,
развита
психоаналитическая
концепция
неврозов
,
исследована
связь
сексуальности
с
8
психической
жизнью
людей
,
разработаны
концепции
неосознаваемой
психической
деятельности
,
выработаны
представления
о
бессознательном
психическом
,
установлены
основные
элементы
структуры
и
механизмы
функционирования
психики
,
разработаны
основы
глубинной
психологии
и
пр
.
На
психологическом
этапе
(1905–1913)
психоанализ
трансфор
-
мировался
главным
образом
в
общее
психологическое
учение
о
человеке
.
В
трудах
З
.
Фрейда
этого
периода
— «
Характер
и
анальная
эротика
» (1908),
«
Анализ
фобии
пятилетнего
мальчика
» (1909), «
Леонардо
да
Винчи
» (1910),
«
О
психоанализе
.
Пять
лекций
» (1910), «
Положение
о
двух
принципах
психической
жизни
» (1911), «
Тотем
и
табу
.
Психология
первобытной
культуры
и
религии
» (1913)
и
др
. —
развивались
представления
о
психоанализе
и
его
возможностях
,
формулировались
идеи
об
основных
принципах
,
тенденциях
,
мотивах
и
установках
психической
жизни
,
развивались
представления
о
природе
и
роли
комплексов
,
механизмах
творческой
деятельности
,
психологические
теории
человека
,
культуры
,
религии
и
пр
.
На
метафизическом
этапе
(1913–1939)
психоанализ
обрел
статус
философско
-
социологического
учения
о
человеке
,
культуре
и
обществе
.
В
работах
З
.
Фрейда
этого
периода
— «
По
ту
сторону
принципа
удоволь
-
ствия
» (1920), «
Психология
масс
и
анализ
человеческого
«
Я
» (1921), «
Я
и
Оно
» (1923), «
Будущность
одной
иллюзии
» (1927), «
Цивилизация
и
недо
-
вольные
ею
» (1929), «
Введение
в
психоанализ
.
Лекции
» (1933), «
Почему
война
?» (1933,
в
соавторстве
с
Альбертом
Эйнштейном
), «
Моисей
и
.
моно
-
теизм
» (1939)
и
др
. —
завершалась
разработка
представлений
о
психоанализе
как
целостной
системе
и
его
возможностях
,
развивались
концепции
о
структуре
личности
,
механизмах
ее
защиты
и
деятельности
,
исследовались
проблемы
массовой
психологии
,
морали
,
конфликта
личности
и
культуры
,
проблемы
и
перспективы
развития
религии
,
культуры
,
человека
и
общества
,
намечались
направления
и
ориентиры
развития
психоаналитического
учения
и
пр
.
Своеобразие
развития
психоанализа
З
.
Фрейда
наложило
существен
-
ный
отпечаток
не
только
на
его
содержание
и
потенции
,
но
и
на
возможности
его
взаимодействия
со
всем
комплексом
наук
о
человеке
,
общественным
сознанием
и
культурой
.
7.
Аспекты
анализа
Существенным
моментом
создания
и
развития
психоанализа
стал
раз
-
работанный
З
.
Фрейдом
принцип
анализа
всех
психических
явлений
.
Со
-
гласно
ему
,
каждое
явление
должно
было
быть
изучено
и
раскрыто
в
трех
основных
аспектах
: 1)
динамическом
(
как
результат
взаимодействия
раз
-.
личных
психических
сил
); 2)
топическом
(
определяющим
его
точное
место
-
нахождение
); 3)
экономическом
(
то
есть
энергетическом
,
как
результат
функ
-
ционирования
свободной
и
связанной
психической
энергии
,
вовлеченной
в
конкретные
процессы
).
9
Данный
подход
позволял
вырабатывать
многомерные
представления
об
изучаемых
явлениях
и
процессах
и
содействовал
разработке
соответствующих
теорий
.
8.
Психоаналитические
ориентиры
Последовательно
реализуя
принципы
всеобщей
детерминации
психи
-
ческой
жизни
и
«
многоразличной
мотивировки
»
одного
и
того
же
факта
душевной
жизни
,
З
.
Фрейд
выработал
ряд
представлений
,
в
значительной
мере
определивших
и
предопределивших
содержание
,
развитие
и
популяр
-
ность
психоанализа
.
В
отличие
от
предшествующей
традиции
,
он
корректно
определил
предмет
психологии
(
в
этом
смысле
научная
психология
начинается
именно
с
З
.
Фрейда
),
показав
и
доказав
,
что
она
должна
изучать
психику
во
всех
ее
формах
и
проявлениях
(
а
не
только
сознание
,
как
это
было
в
его
время
).
Новое
понимание
психологии
и
ее
задач
позволило
З
.
Фрейду
создать
необходимые
ориентиры
и
подходы
.
Важнейшими
из
них
стали
:
признание
биологической
и
психической
наследственности
,
утверждение
существо
-
вания
психической
реальности
как
реальности
особого
рода
и
соответ
-
ствующее
исследование
ее
,
установление
неоднородной
и
конфликтной
структуры
психики
человека
,
признание
доминирования
бессознательных
психических
процессов
,
утверждение
особой
роли
психодинамики
,
сексу
-
альности
и
энергетики
,
признание
противоречивости
природы
человека
,
его
неизбывной
конфликтности
и
трагедийности
существования
.
9.
Панорама
человека
Осуществляя
поиск
«
универсальных
механизмов
»
жизнедеятельности
человека
в
норме
и
патологии
,
З
.
Фрейд
пришел
к
выводу
,
что
«
душевное
развитие
отдельного
человека
сокращенно
повторяет
путь
развития
чело
-
вечества
»
и
что
эти
процессы
осуществляются
под
определяющим
влиянием
существования
и
борения
двух
вечных
сил
:
Эроса
(
инстинкта
жизни
,
са
-
мосохранения
и
сексуальности
)
и
Танатоса
(
инстинкта
смерти
,
агрессии
и
разрушения
),
а
также
либидо
и
мортидо
,
различных
влечений
,
комплексов
,
принципов
,
руководящих
чувств
,
желаний
,
амбивалентности
и
т
.
д
.,
обуслов
-
ливающих
изначальную
и
неизбывную
противоречивость
людей
.
В
качестве
основы
жизни
человека
и
всех
проявлений
психической
деятельности
З
.
Фрейд
утверждал
существование
,
реализацию
и
подавление
сексуальных
инстинктов
,
энергетической
основой
которых
является
либидо
,
обладающее
способностью
к
сублимации
,
то
есть
преобразованию
в
иные
формы
(
от
элементарных
физиологических
и
психических
актов
до
творчества
).
Непосредственно
сопрягая
(
а
иногда
и
отождествляя
)
формирование
и
развитие
человека
с
развитием
и
функционированием
его
сексуальности
,
З
.
Фрейд
установил
наличие
инфантильной
сексуальности
,
выделил
ее
10
основные
фазы
и
исследовал
роль
этого
явления
в
формировании
психики
и
личности
.
Объясняя
феномены
человеческого
существования
,
преимущественно
или
исключительно
неосознаваемыми
или
(
и
)
осознаваемыми
сексуальными
устремлениями
людей
,
З
.
Фрейд
настаивал
на
особой
роли
в
жизни
человека
различных
комплексов
,
в
особенности
комплекса
Эдипа
и
комплекса
кастрации
.
Одним
из
определяющих
элементов
жизни
людей
З
.
Фрейд
считал
подчиненность
ее
трем
принципам
психической
деятельности
:
принципу
«
удовольствия
,
принципу
постоянства
и
принципу
реальности
,
которые
обусловливают
регуляцию
всех
психических
процессов
и
поведение
че
-
ловека
.
Принимая
в
качестве
основной
тенденции
развития
постепенное
замещение
принципа
удовольствия
принципом
реальности
,
З
.
Ф
рейд
вместе
с
тем
настаивал
на
том
,
что
господствующим
принципом
психической
жизни
является
принцип
удовольствия
,
обеспечивающий
непосредственное
и
опосредованное
получение
удовлетворения
(
наслаждения
)
и
избегание
неудовольствия
.
Психоаналитическая
трактовка
природы
и
сущности
человека
утвер
-
ждала
их
непреодолимую
противоречивость
и
трагичность
в
том
числе
и
потому
,
что
главенствующий
принцип
психической
жизни
—
принцип
удо
-
вольствия
—
в
психоаналитической
панораме
человека
в
конечном
счете
находится
в
услужении
у
Танатоса
—
инстинкта
смерти
,
агрессии
и
разру
-
шения
.
10.
Психика
Важнейшим
достижением
учения
З
.
Фрейда
стало
создание
принципи
-
ально
новых
представлений
о
психике
человека
и
психических
процессах
.
Доказав
неправомерность
отождествления
«
психического
»
и
«
созна
-
тельного
»
и
показав
,
что
сознательные
процессы
отнюдь
не
исчерпывают
содержание
психики
,
З
.
Фрейд
разработал
динамическую
модель
психики
человека
как
образования
,
состоящего
из
трех
взаимодействующих
систем
:
бессознательного
,
предсознательного
и
сознательного
.
Выделяя
данные
системы
в
соответствии
с
уровнем
осознаваемости
психических
процессов
,
З
.
Фрейд
уделил
особое
внимание
исследованию
бессознательного
как
«
психических
процессов
,
которые
проявляются
активно
и
в
то
же
время
не
доходят
до
сознания
переживающего
их
лица
»,
и
в
конечном
счете
пришел
к
выводу
,
что
«
все
душевные
процессы
по
существу
бессознательны
».
Понимая
бессознательное
как
наиболее
содержательную
и
обширную
систему
психики
,
З
.
Фрейд
отмечал
,
что
оно
регулируется
принципом
удо
-
вольствия
и
представляет
собой
совокупность
влечений
,
инстинктов
,
комплексов
и
импульсов
,
характеризующихся
неосознаваемостью
,
наследуемостью
,
сексуальностью
,
алогичностью
и
т
.
д
.