Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4239

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

146

Не

 

только

 

Лу

 

Андреас

-

Саломе

 

заочно

 

знакома

 

с

 

психоанализом

но

 

и

 

о

 

ее

 

существовании

 

знают

 

в

 

психоаналитических

 

кругах

Знают

 

не

 

только

 

благодаря

 

ее

 

дружбе

 

с

 

европейскими

 

знаменитостями

не

 

только

 

благодаря

 

ее

 

исследованиям

 

творчества

 

Ибсена

 

и

 

Ницше

но

 

знают

 

и

 

как

 

писательницу

создавшую

 

образы

  «

новой

 

женщины

». 

Новые

 

женщины

 

Саломе

 

отвергают

 

плотские

 

удовольствия

 

ради

 

духовного

 

мира

они

 

верят

 

в

 

освобождение

 

сексуальности

 

от

 

брачных

 

пут

В

 1910-

е

 

годы

 

Фрейда

 

и

 

Саломе

 

связывает

 

общий

 

интерес

нарциссизм

Приходят

 

они

 

к

 

этой

 

теме

можно

 

сказать

с

 

противоположных

 

сторон

Фрейда

 

к

 

нарциссизму

 

приводят

 

следующие

 

источники

клинические

 

наблюдения

 

за

 

парафрениками

 

и

 

гомосексуалами

антропологические

 

исследования

 

первобытной

 

души

 

и

 

особенности

 

инфантильного

 

всемогущества

 

мыслей

Саломе

 

давно

 

занята

 

нарциссизмом

поскольку

 

ее

 

всегда

 

интересовала

 

тема

 

любви

включая

 

и

 

любовь

 

к

 

себе

Можно

 

сказать

что

 

Фрейд

 

обращается

 

в

 

своем

 

исследовании

 

к

 

другим

Саломе

 

же

 — 

к

 

себе

Фрейд

 

занимается

 

вопросом

 

как

 

бы

 

извне

Саломе

 — 

изнутри

Различается

 

у

 

них

 

и

 

подход

 

к

 

собственно

 

мифу

 

о

 

Нарциссе

Если

 

для

 

Фрейда

 

важен

 

экономико

-

динамический

 

аспект

 

либидной

 

нагрузки

 

собственного

 

образа

направленности

 

сексуальной

 

энергии

 

на

 

себя

то

 

для

 

Саломе

 

Нарцисс

 

видит

 

не

 

просто

 

свой

 

образ

но

 

единение

 

этого

 

образа

 

с

 

окружающей

 

его

 

природой

то

 

есть

 

по

 

сути

 

дела

 

отсутствие

 

своего

 

собственного

 

образа

Она

 

подчеркивает

что

 

Нарцисс

 

смотрится

 

не

 

просто

 

в

 

зеркало

но

 

в

  «

зеркало

 

Природы

», 

и

 

потому

 

видит

 

не

 

только

 

свое

 

отражение

но

 «

себя

 

как

 

все

». 

Лу

 

Саломе

 

ставит

 

вопрос

который

 

служит

 

по

 

сути

 

дела

 

аргументом

 

в

 

пользу

так

 

сказать

синкретического

 

Нарцисса

. «

Если

 

бы

 

он

 

увидел

 

только

 

свой

 

образ

разве

 

не

 

обратился

 

бы

 

он

 

в

 

бегство

вместо

 

того

 

чтобы

 

застывать

 

перед

 

ним

И

 

разве

 

не

 

охватывает

 

его

 

вслед

 

за

 

очарованием

 

меланхолия

?» 

(Andreas-Salome L. 1962, 

р

. 8), 

задается

 

она

 

вопросом

 

в

 

своей

 

работе

 

«

Двойная

 

ориентация

 

нарциссизма

» (1921). 

Таким

 

образом

свой

 

отдельный

 

образ

 

для

 

нее

 — 

объект

от

 

которого

 

нужно

 

бежать

объект

порождающий

 

меланхолию

Фрейда

 

и

 

Саломе

 

занимают

 

в

 

отношении

 

нарциссизма

 

противоположные

 

позиции

Если

 

для

 

Фрейда

 

нарциссизм

 

как

 

формирование

 

своего

 

образа

создает

 

условия

 

для

 

идентификаций

для

 

рождения

 

субъекта

то

 

для

 

Саломе

 

нарциссизм

 

предполагает

 

скорее

 

не

 

собирание

 

себя

но

 

растворение

 

себя

 

в

 

окружающем

близкое

 

деперсонализации

 

самораспространение

отрицание

 

границ

 

своего

 

образа

Нарциссизм

 

выходит

 

за

 

рамки

  «

Я

», 

более

 

того

выходит

 

за

 

пределы

  «

любви

 

к

 

себе

»: 

психотику

как

 

пишет

 

Саломе

, «

есть

что

 

сказать

 

по

 

этому

 

поводу

поскольку

 

он

 

утратил

 

границы

 

своего

 

Я

» (Andreas-Salome L. 1962, 

р

. 8). 

Нарциссизм

 

для

 

нее

 — 

как

 

бы

 

маниакальное

 

состояние

 

любви

 

к

 

себе

 

и

 

окружающему

 

миру

Лу

 

Андреас

-

Саломе

можно

 

сказать

вообще

 

отождествляет

 

понятия

 

нарциссизма

 

и

 

либидо

откуда

 

и

 

соответствие

 

двух

 

направлений

 

нарциссизма

 

двум

 

влечениям

 

первой

 

теории

 

Фрейда

 — 

сексуальному

 

влечению

 

и

 

влечению

 

самосохранения

Интересно

что

 

эта

 

теория

 

влечений

 

разрушается

как

 


background image

 

147

известно

в

 

силу

 

введения

 

им

 

понятия

  «

нарциссизм

». 

Вопреки

 

тому

что

 

работа

 

Фрейда

 

о

 

нарциссизме

 

выходит

 

в

 1914 

г

., 

и

по

 

меньшей

 

мере

с

 

этого

 

момента

 

оба

 

влечения

 

по

 

своему

 

направлению

 

совпадают

новая

 

дуалистическая

 

модель

 

появляется

 

лишь

 

с

 

выходом

 «

По

 

ту

 

сторону

 

принципа

 

удовольствия

» 

в

 1920 

году

Если

 

Фрейд

 

объединяет

 

два

 

влечения

 

в

 

одно

 — 

влечение

 

к

 

жизни

то

 

Лу

 

Саломе

 

в

 1921 

году

 

объединяет

 

их

 

понятием

 

«

нарциссизм

». 

Можно

 

сказать

биполярный

 

нарциссизм

Любви

направленной

 

на

 

себя

она

 

противопоставляет

  «

настойчивое

 

чувство

 

идентификации

 

с

 

целостностью

» 

в

 

связи

 

с

 

тремя

 

феноменами

: «

объектной

 

нагрузкой

ценностными

 

суждениями

 

и

 

нарциссическими

 

преобразованиями

 

в

 

художественное

 

творчество

» (Andreas-Salome L. 1962, 

р

. 4). 

Объектное

 

либидо

 

по

 

своему

 

происхождению

подчеркивает

 

она

является

 

нарциссическим

Обращение

 

либидо

 

к

 

объекту

 

всегда

 

оказывается

 

связанным

 

с

 

переносом

а

 

сам

 

объект

 — 

всегда

 

уже

 

суррогатный

 

объект

Происходящий

 

процесс

 

она

 

называет

  «

индивидуализацией

 

объекта

» (Andreas-Salome L. 

1962, 

р

. 9). 

Такой

 

подход

 

Саломе

 

можно

 

истолковать

 

как

 

с

 

экономической

 

точки

 

зрения

  (

нагрузка

 

объекта

 

всегда

 

уже

 

нарциссическим

 

либидо

), 

так

 

и

 

с

 

антропометрической

 

точки

 

зрения

 (

мы

 

представляем

 

объект

 

таким

каким

 

его

 

представляем

 

именно

 

мы

 

в

 

связи

 

с

 

нашими

 

особенностями

 

восприятия

желаниями

антиципациями

 — 

в

 

связи

 

с

 

антропным

 

принципом

). 

Здесь

 

нам

 

важно

 

отметить

 

одну

 

особенность

 

ее

 

детского

 

восприятия

Лу

 

не

 

могла

 

поверить

 

в

 

то

что

 

зеркало

 

правильно

 

отражает

 

ее

 

облик

Зеркало

 

подчеркивает

 

ту

 

отделенность

 

от

 

окружения

которой

 

она

 

не

 

чувствует

Когда

 

Саломе

 

смотрится

 

в

 

зеркало

ее

 

поражает

что

 

она

 

видит

 

лишь

 

свое

 

отражение

видит

 

только

 

то

что

 

видит

 — 

только

 

себя

 [Wenn ich da 

hineinzuschauen hatte, dann verdutzte mich gewissermassen, so deutlich zu 
erschauen, dass ich nur das war, was ich sah: so abgegrentzt, eingeklaftert: so 
gezwungen, beim 

Ь

brigen, sogar N

д

chstliegenden einfach aufzuh

ц

ren] (Andreas-

Salome A. 1951, S. 12). 

Вне

 

зеркала

 

она

 

отказывается

 

видеть

 

ограниченность

 

себя

отдельность

 

себя

 

от

 

окружения

Зеркало

 

не

 

столько

 

формирует

 

нарциссический

 

образ

сколько

 

деформирует

 

его

Эта

 

нарциссическая

 

неразрывность

 

фигуры

 

и

 

фона

образа

-

и

-

окружения

 

описывает

для

 

нее

в

 

первую

 

очередь

 

условия

 

существования

 

женщины

Цель

 

женской

 

любви

для

 

Саломе

заключается

 

в

 

само

-

распространении

расширении

 

границ

 

собственного

 

Я

То

 

есть

 

любовь

 

к

 

другому

 

предполагает

 

не

как

 

у

 

Фрейда

разворот

 

либидо

 

к

 

объекту

но

 

захват

 

объекта

 

нарциссическим

 

либидо

Объект

по

 

мнению

 

Саломе

появляется

чтобы

  «

разгрузить

 

избыток

 

любви

, — 

любви

принадлежащей

 

нам

а

 

не

 

отдушине

» (Andreas-Salome L. 1962, 

р

. 8), 

т

.

е

тому

на

 

чем

 

отводят

 

душу

Границы

  «

Я

» 

не

 

в

 

состоянии

 

сдерживать

 

поток

 

либидо

Женская

 

экспансия

 

нарциссического

 

либидо

 

противопоставляется

таким

 

образом

мужской

 

телеологичности

 

объектного

 

либидо

Если

 

нарциссизм

  (

вторичный

Фрейда

 

предполагает

 

снятие

 

нагрузки

 

с

 

объекта

капитуляцию

 

и

 

регресс

 

к

 

первичному

 

нарциссизму

то

 

для

 

Саломе

 

нарциссизм

 

связан

 

с

 

внешними

 


background image

 

148

объектами

с

 

их

 

захватом

их

 

использованием

 

в

 

качестве

 

экстерриториальных

 

маркеров

 

безграничности

маниакальности

 

нарциссического

 

состояния

Это

 

присвоение

 

объекта

 

напоминает

 

ей

 

фагоцитоз

 

амеб

Она

 

пишет

 

о

 

том

что

 

любовь

 — 

не

 

растворение

 

в

 

другом

а

 

собственное

 

усиление

 

вплоть

 

до

 

плодотворной

 

избыточности

 [keine Aufl

ц

sung im Andern, sondern im 

Gegenteil durch seine Ber

ь

hrung ein Fruchtbar-Werden, eine Erstarkung bis zu 

fruchtbarem 

Ь

berschuss. Denn unser Fruchbar-Werden selbst ist nicht mehr, wie 

bei der Am

ц

be, ein Selbstzerfall in Teilst

ь

cke, sondern ebenfalls schon eine 

partielle Funktion, — ein H

ц

henzustand der Absonderung, ein 

Ь

berschuss-

Zustand] (Andreas-Salome L. 1900, S. 76). 

Женщина

для

 

Саломе

нарциссична

 

по

 

своей

 

природе

и

 

в

 

этом

 

ее

 

совершенство

ее

 

большая

 

полноценность

Она

 

устанавливает

 

новый

 

взгляд

 

на

 

женщину

 

как

 

на

 

существо

 

независимое

 

и

 

самодостаточное

.  

В

 

статье

  «

Двойная

 

ориентация

 

нарциссизма

» (1921) 

она

 

пишет

что

 

женщины

 

развивают

 

особую

 

самодостаточность

которая

 

позволяет

 

им

 

компенсировать

 

социальные

 

ограничения

 

в

 

выборе

 

объекта

Функция

 

нарциссизма

таким

 

образом

, — 

защитная

Фрейд

 

в

 

этом

 

пункте

можно

 

сказать

соглашается

 

с

 

Саломе

женщина

 

сохраняет

 

нарциссизм

в

 

то

 

время

 

как

 

мужчина

 

его

 

утрачивает

 

и

 

всегда

 

испытывает

 

по

 

нему

 

ностальгию

Саломе

 

подчеркивает

что

 

у

 

женщин

 

сильнее

 

потребность

 

быть

 

любимыми

чем

 

любить

Такой

 

подход

 

понятен

 

в

 

стратегии

 

распространяющегося

отражающегося

 

в

 

других

 

нарциссизма

однако

 

противоречит

 

самодостаточности

Мужчины

 

любят

 

таких

 

женщин

т

.

е

женщин

которые

 

требуют

 

от

 

них

 

любви

Нарциссизм

 

другого

 

человека

пишет

 

она

оказывается

 

очень

 

привлекательным

 

для

 

тех

кто

 

отказался

 

от

 

части

 

собственного

 

нарциссизма

 

и

 

находится

 

в

 

поисках

 

объекта

 

любви

Подобным

 

образом

 

и

 

шарм

 

ребенка

 

лежит

 

в

 

его

 

нарциссизме

его

 

самодостаточности

 

и

 

недоступности

также

 

как

 

и

 

шарм

 

отдельных

 

животных

которых

кажется

совершенно

 

не

 

волнует

 

наша

 

забота

 

о

 

них

таких

 

животных

как

 

кошки

 

или

 

крупные

 

хищники

.  

Далее

 

интересный

 

момент

Саломе

 

пишет

 

о

 

женщинах

которым

 

не

 

нужно

 

ждать

 

ребенка

чтобы

 

продвинуться

 

от

 

нарциссизма

 

к

 

объектной

 

любви

До

 

пубертатного

 

периода

 

они

 

чувствуют

 

маскулинность

 

и

 

развиваются

 

вдоль

 

мужских

 

линий

 

идентификации

после

 

завершения

 

этого

 

пути

достигая

 

женской

 

зрелости

они

 

по

-

прежнему

 

сохраняют

 

страсть

 

к

 

мужскому

 

идеалу

идеалу

который

 

по

 

сути

 

дела

 

представляет

 

собой

 

пережиток

 

мальчишеской

 

природы

которой

 

они

 

сами

 

когда

-

то

 

обладали

.  

Отметим

 

здесь

 

два

 

момента

во

-

первых

описываемый

 

ею

 

путь

 

развития

 

следует

 

отнести

 

именно

 

к

 

ее

 

собственному

 

психосексуальному

 

развитию

Во

-

вторых

ее

 

представление

 

о

 

том

что

 

женственность

  «

как

 

таковая

» 

может

 

быть

 

обретена

 

только

 

после

 

пубертата

совпадает

 

с

 

представлениями

 

Фрейда

.  

Вернемся

однако

к

 

кошкам

.  

Кошка

 

и

 

нарциссизм

.  

февраля

 1913 

года

 

в

 

дневнике

 

Лу

 

Андреас

-

Саломе

 

появляется

 

история

озаглавленная

 

как

  «

ВИЗИТ

 

К

 

ФРЕЙДУ

НАРЦИССИЧЕСКАЯ

 


background image

 

149

КОШКА

 — 

ПОДАРОК

 

ПСИХОАНАЛИЗА

». 

Эта

 

запись

 

в

 

дневнике

 

может

 

быть

 

разделена

 

на

 

три

 

фрагмента

введение

состоящее

 

из

 

двух

 

предложений

собственно

  «

случай

 

кошки

»; 

разговор

 

о

 

том

каким

 

именно

 

подарком

 

оказался

 

для

 

Лу

 

Саломе

 

психоанализ

Итак

во

  «

введении

» 

она

 

пишет

что

 

на

 

сей

 

раз

 

у

 

нее

 

состоялся

 

особенно

 

откровенный

 

разговор

 

с

 

Фрейдом

который

 

рассказывал

 

ей

 

о

 

своей

 

жизни

и

 

даже

 

разоткровенничался

 

настолько

что

 

поведал

 

трогательную

 

историю

 

о

  «

нарциссической

 

кошке

» [die reizende Erz

д

hlung von der 

«narzisstischen Katze»]. 

На

 

первый

 

взгляд

по

 

меньшей

 

мере

странно

что

 

самыми

 

интимными

 [allerpers

ц

nlichsten] (Andreas-Salome L. 1983, S.88), 

по

 

оценке

 

Лу

 

Саломе

оказываются

 

отношения

 

Фрейда

 

с

 

кошкой

Почему

Собственно

случай

  «

Фрейда

 

и

 

кошки

» 

представляет

 

собой

 

историю

 

соблазнения

и

 

его

 

можно

 

разделить

 

на

 

три

 

эпизода

Вначале

 

Фрейд

которого

как

 

отмечает

 

Лу

 

Саломе

вообще

-

то

 

мало

 

интересуют

 

животные

видит

как

 

кошка

 

забирается

 

к

 

нему

 

через

 

окно

 

в

 

святая

 

святых

 — 

в

 

кабинет

 

и

спрыгнув

 

с

 

дивана

прогуливается

 

между

 

сверхзначимыми

 

объектами

 

из

 

его

 

коллекции

 

древностей

Фрейда

 

охватывают

 

смешанные

 

чувства

он

 

напуган

 

тем

что

 

кошка

 

может

 

задеть

 

драгоценнейшие

 

статуэтки

Однако

 

грациозное

 

животное

 

ничего

 

не

 

задевает

Следует

 

вознаграждение

, — 

Фрейд

 

дает

 

кошке

 

блюдечко

 

молока

Далее

 

следует

 

повторение

 

этой

 

истории

В

 

результате

 

повторяющегося

 

действия

 — 

грациозно

 

уважительной

 

инспекции

 

со

 

стороны

 

кошки

/

молока

 

со

 

стороны

 

Фрейда

 — 

человек

 

начинает

 

испытывать

 

возбуждение

 

и

 

восхищение

Животное

 

платит

 

ему

 

безразличием

которое

собственно

и

 

распаляет

 

человека

Кошке

 

не

 

нужен

 

человек

Человеку

 

нужна

 

кошка

Третья

 

часть

кошка

 

простужена

Человек

 

за

 

ней

 

ухаживает

лечит

В

 

завершение

 

истории

 

представлена

 

картина

 

мирной

игривой

 

грации

 

подлинного

 

кошачьего

 

эгоизма

 (Andreas-Salome L. 1983, S. 89). 

После

 

описания

 

этой

 

истории

после

 

слов

 

о

  «

подлинном

 

эгоизме

» 

Саломе

 

пишет

 

о

 

том

что

 

Фрейд

 

пытается

 

дознаться

что

 

именно

 

привлекло

 

ее

 

в

 

психоанализе

Он

 

просит

 

ее

 

поразмышлять

 

над

 

ее

 

сходством

 

с

 

кошкой

Он

 

хочет

 

понять

что

 

же

 

она

 

в

 

ее

 

нарциссически

 

кошачьей

 

самодостаточности

 

хочет

 

от

 

него

?! 

Является

 

ли

 

психоанализ

 

для

 

нее

подобно

 

блюдцу

 

с

 

молоком

 

для

 

кошки

подарком

позволяющим

 

погрузиться

 

в

 

бессознательные

 

глубины

В

 

своем

 

описании

  (

а

 

ведь

 

это

 

именно

 

ее

 

описание

!) 

Лу

 

Саломе

 

отождествляет

 

себя

 

с

 

кошкой

что

 

и

 

делает

 

эту

 

историю

 

самой

 

интимной

наиболее

 

интимной

 

для

 

нее

Эта

 

история

 

не

 

только

 

и

 

даже

 

не

 

столько

 

о

 

Фрейде

 

и

 

кошке

сколько

 

о

 

том

как

 

кошка

 

Саломе

 

плавно

 

вошла

 

в

 

царство

 

психоанализа

Психоанализ

 

для

 

нее

 — 

подарок

Она

 

получает

 

психоанализ

 

в

 

подарок

получает

 

подарок

 

психоанализа

 [das Geschenk der Psychoanalyse]. 

Именно

 

так

 

и

 

называется

 

ее

 

запись

 

в

 

дневнике

повествующая

 

о

 

кошке

Чем

 

же

 

одарил

 

психоанализ

 

Лу

 

Саломе

Что

 

приводит

 

ее

 

к

 

принятию

 

этого

 


background image

 

150

подарка

к

 

обретению

 

психоаналитического

 

дара

Вот

 

лишь

 

несколько

 

троп

приведших

 

Лу

 

Андреас

-

Саломе

 

к

 

психоанализу

1) 

Одна

 

из

 

причин

 

ее

 

обращения

 

к

 

психоанализу

как

 

известно

, — 

тревога

 

за

 

Рильке

который

 

зависел

 

от

 

нее

 

в

 

своем

 

невротизме

Рильке

 

писал

что

 

только

 

Саломе

 

знает

кто

 

он

 

такой

т

.

е

без

 

нее

 

он

 

утрачивает

 

свою

 

идентичность

Он

 

страдал

 

от

 

приступов

 

страха

неконтролируемых

 

депрессивных

 

состояний

экзистенциальной

 

тревоги

 

разъединения

 

души

 

и

 

тела

В

 

свою

 

очередь

 

для

 

Саломе

 

Рильке

 

был

  «

чем

-

то

 

реальным

», 

т

.

е

человеком

в

 

котором

 

дух

 

обрел

 

свою

 

плоть

Таким

 

образом

мы

 

видим

 

здесь

 

полное

 

несовпадение

 

представления

 

Рильке

 

о

 

себе

 

и

 

представления

 

о

 

нем

 

Саломе

Так

 

или

 

иначе

а

 

Рильке

 

позволил

 

ей

 

как

 

бы

 

вернуться

 

в

 

юность

С

 

ним

 

она

 

обретает

 

вторую

 

молодость

в

 35 

лет

 

она

 

чувствует

что

 

ей

 18, 

и

 

что

 

она

 — 

целостное

 

существо

Удивительно

 

и

 

другое

Рильке

 

не

 

только

 

помогает

 

ей

 

обрести

 

себя

но

 

и

 

обратиться

 

к

 

изучению

 

ее

 

собственной

 

русской

 

культуры

2) 

Это

 

обращение

 

к

 

русской

 

культуре

 

парадоксальным

 

образом

 

усиливает

 

ее

 

интерес

 

к

 

психоанализу

Во

-

первых

этот

 

интерес

 

связан

 

с

 

русским

 

языком

Она

 

пишет

что

 

у

 

русских

 

сочетается

 «

простота

 

структуры

 

и

 

способность

 

в

 

определенных

 

случаях

 

описывать

 

даже

 

самые

 

сложные

 

вещи

используя

 

все

 

удивительное

 

богатство

 

языка

находя

 

название

 

самым

 

сложным

 

психическим

 

состояниям

». 

Во

-

вторых

она

 

считает

что

 

русские

 

лучше

 

поддаются

  «

анализу

» [leichter «analysierbar»], 

и

 

объясняет

 

это

 

менее

 

интенсивным

 

вытеснением

чем

 

у

 

людей

принадлежащих

 

более

 

старым

 

культурам

 [die Verdr

д

ngungsschichten bleiben d

ь

nner, lockerer, die sich bei 

д

ltern Kulturv

ц

lkern]» (Andreas-Salome L. 1951, S.151). 

3) 

Интерес

 

к

 

психологии

 

и

 

философии

В

 

частности

 

ее

 

исследования

 

в

 

области

 

женского

нарциссизма

сексуальности

 

уже

 

вплетались

 

в

 

психоаналитические

 

исследования

 

в

 

этой

 

области

4) 

Стремление

 

к

 

самопознанию

  «

естественным

» 

образом

 

приводит

 

Лу

 

Саломе

 

к

 

психоанализу

Психоанализ

 

с

 

его

 

пафосом

 

раскрепощения

 

субъекта

освобождения

 

его

 

от

 

иллюзий

с

 

его

 

сведением

 

вместе

 

познания

 

и

 

сексуальности

 

не

 

мог

 

не

 

привлечь

 

ее

 

пристального

 

внимания

5) 

Наконец

необходимо

 

сказать

 

и

 

о

 

роли

 

самого

 

Фрейда

 

в

 

истории

 

этого

 

обретения

 

психоаналитического

 

дара

в

 

истории

 

принятия

 

подарка

 

от

 

Фрейда

В

 

этой

 

фигуре

наконец

-

то

сходятся

 

два

 

образа

которые

 

прежде

 

существовали

 

отдельно

 — 

отца

 

и

 

учителя

Само

 

понятие

 «

подарок

» 

в

 

традиции

 

Фрейда

 

напоминает

 

о

 

следующей

 

линии

 

смещений

/

замещений

подарок

 — 

кал

 — 

пенис

 — 

ребенок

В

 

новых

 

«

Лекциях

 

по

 

введению

 

в

 

психоанализ

» 

Фрейд

 

пишет

: «

Желание

 

все

-

таки

 

получить

 

в

 

конце

 

концов

 

долгожданный

 

пенис

 

может

 

способствовать

 

возникновению

 

мотивов

которые

 

приведут

 

зрелую

 

женщину

 

к

 

психоанализу

и

 

то

чего

 

она

понятно

может

 

ожидать

 

от

 

анализа

а

 

именно

 

возможности

 

заниматься

 

интеллектуальной

 

деятельностью

может

 

быть

 

часто

 

истолковано

 

как

 

сублимированная

 

вариация

 

этого

 

вытесненного

 

желания

» (

Фрейд

 

З

. 1933, 

с

. 378).