ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2019
Просмотров: 4326
Скачиваний: 6
146
Не
только
Лу
Андреас
-
Саломе
заочно
знакома
с
психоанализом
,
но
и
о
ее
существовании
знают
в
психоаналитических
кругах
.
Знают
не
только
благодаря
ее
дружбе
с
европейскими
знаменитостями
,
не
только
благодаря
ее
исследованиям
творчества
Ибсена
и
Ницше
,
но
знают
и
как
писательницу
,
создавшую
образы
«
новой
женщины
».
Новые
женщины
Саломе
отвергают
плотские
удовольствия
ради
духовного
мира
;
они
верят
в
освобождение
сексуальности
от
брачных
пут
.
В
1910-
е
годы
Фрейда
и
Саломе
связывает
общий
интерес
:
нарциссизм
.
Приходят
они
к
этой
теме
,
можно
сказать
,
с
противоположных
сторон
.
Фрейда
к
нарциссизму
приводят
следующие
источники
:
клинические
наблюдения
за
парафрениками
и
гомосексуалами
,
антропологические
исследования
первобытной
души
и
особенности
инфантильного
всемогущества
мыслей
.
Саломе
давно
занята
нарциссизмом
,
поскольку
ее
всегда
интересовала
тема
любви
,
включая
и
любовь
к
себе
.
Можно
сказать
,
что
Фрейд
обращается
в
своем
исследовании
к
другим
,
Саломе
же
—
к
себе
.
Фрейд
занимается
вопросом
как
бы
извне
,
Саломе
—
изнутри
.
Различается
у
них
и
подход
к
собственно
мифу
о
Нарциссе
.
Если
для
Фрейда
важен
экономико
-
динамический
аспект
либидной
нагрузки
собственного
образа
,
направленности
сексуальной
энергии
на
себя
,
то
для
Саломе
Нарцисс
видит
не
просто
свой
образ
,
но
единение
этого
образа
с
окружающей
его
природой
,
то
есть
по
сути
дела
отсутствие
своего
собственного
образа
.
Она
подчеркивает
,
что
Нарцисс
смотрится
не
просто
в
зеркало
,
но
в
«
зеркало
Природы
»,
и
потому
видит
не
только
свое
отражение
,
но
«
себя
как
все
».
Лу
Саломе
ставит
вопрос
,
который
служит
по
сути
дела
аргументом
в
пользу
,
так
сказать
,
синкретического
Нарцисса
. «
Если
бы
он
увидел
только
свой
образ
,
разве
не
обратился
бы
он
в
бегство
,
вместо
того
чтобы
застывать
перед
ним
?
И
разве
не
охватывает
его
вслед
за
очарованием
меланхолия
?»
(Andreas-Salome L. 1962,
р
. 8),
задается
она
вопросом
в
своей
работе
«
Двойная
ориентация
нарциссизма
» (1921).
Таким
образом
,
свой
отдельный
образ
для
нее
—
объект
,
от
которого
нужно
бежать
,
объект
,
порождающий
меланхолию
.
Фрейда
и
Саломе
занимают
в
отношении
нарциссизма
противоположные
позиции
.
Если
для
Фрейда
нарциссизм
как
формирование
своего
образа
5
создает
условия
для
идентификаций
,
для
рождения
субъекта
,
то
для
Саломе
нарциссизм
предполагает
скорее
не
собирание
себя
,
но
растворение
себя
в
окружающем
,
близкое
деперсонализации
самораспространение
,
отрицание
границ
своего
образа
.
Нарциссизм
выходит
за
рамки
«
Я
»,
более
того
,
выходит
за
пределы
«
любви
к
себе
»:
психотику
,
как
пишет
Саломе
, «
есть
,
что
сказать
по
этому
поводу
,
поскольку
он
утратил
границы
своего
Я
» (Andreas-Salome L. 1962,
р
. 8).
Нарциссизм
для
нее
—
как
бы
маниакальное
состояние
любви
к
себе
и
окружающему
миру
.
Лу
Андреас
-
Саломе
,
можно
сказать
,
вообще
отождествляет
понятия
нарциссизма
и
либидо
,
откуда
и
соответствие
двух
направлений
нарциссизма
двум
влечениям
первой
теории
Фрейда
—
сексуальному
влечению
и
влечению
самосохранения
.
Интересно
,
что
эта
теория
влечений
разрушается
,
как
147
известно
,
в
силу
введения
им
понятия
«
нарциссизм
».
Вопреки
тому
,
что
работа
Фрейда
о
нарциссизме
выходит
в
1914
г
.,
и
,
по
меньшей
мере
,
с
этого
момента
оба
влечения
по
своему
направлению
совпадают
,
новая
дуалистическая
модель
появляется
лишь
с
выходом
«
По
ту
сторону
принципа
удовольствия
»
в
1920
году
.
Если
Фрейд
объединяет
два
влечения
в
одно
—
влечение
к
жизни
,
то
Лу
Саломе
в
1921
году
объединяет
их
понятием
«
нарциссизм
».
Можно
сказать
,
биполярный
нарциссизм
.
Любви
,
направленной
на
себя
,
она
противопоставляет
«
настойчивое
чувство
идентификации
с
целостностью
»
в
связи
с
тремя
феноменами
: «
объектной
нагрузкой
,
ценностными
суждениями
и
нарциссическими
преобразованиями
в
художественное
творчество
» (Andreas-Salome L. 1962,
р
. 4).
Объектное
либидо
по
своему
происхождению
,
подчеркивает
она
,
является
нарциссическим
.
Обращение
либидо
к
объекту
всегда
оказывается
связанным
с
переносом
,
а
сам
объект
—
всегда
уже
суррогатный
объект
.
Происходящий
процесс
она
называет
«
индивидуализацией
объекта
» (Andreas-Salome L.
1962,
р
. 9).
Такой
подход
Саломе
можно
истолковать
как
с
экономической
точки
зрения
(
нагрузка
объекта
всегда
уже
нарциссическим
либидо
),
так
и
с
антропометрической
точки
зрения
(
мы
представляем
объект
таким
,
каким
его
представляем
именно
мы
в
связи
с
нашими
особенностями
восприятия
,
желаниями
,
антиципациями
—
в
связи
с
антропным
принципом
).
Здесь
нам
важно
отметить
одну
особенность
ее
детского
восприятия
:
Лу
не
могла
поверить
в
то
,
что
зеркало
правильно
отражает
ее
облик
.
Зеркало
подчеркивает
ту
отделенность
от
окружения
,
которой
она
не
чувствует
.
Когда
Саломе
смотрится
в
зеркало
,
ее
поражает
,
что
она
видит
лишь
свое
отражение
,
видит
только
то
,
что
видит
—
только
себя
[Wenn ich da
hineinzuschauen hatte, dann verdutzte mich gewissermassen, so deutlich zu
erschauen, dass ich nur das war, was ich sah: so abgegrentzt, eingeklaftert: so
gezwungen, beim
Ь
brigen, sogar N
д
chstliegenden einfach aufzuh
ц
ren] (Andreas-
Salome A. 1951, S. 12).
Вне
зеркала
она
отказывается
видеть
ограниченность
себя
,
отдельность
себя
от
окружения
.
Зеркало
не
столько
формирует
нарциссический
образ
,
сколько
деформирует
его
.
Эта
нарциссическая
неразрывность
фигуры
и
фона
,
образа
-
и
-
окружения
описывает
,
для
нее
,
в
первую
очередь
условия
существования
женщины
.
Цель
женской
любви
,
для
Саломе
,
заключается
в
само
-
распространении
,
расширении
границ
собственного
Я
.
То
есть
любовь
к
другому
предполагает
не
,
как
у
Фрейда
,
разворот
либидо
к
объекту
,
но
захват
объекта
нарциссическим
либидо
.
Объект
,
по
мнению
Саломе
,
появляется
,
чтобы
«
разгрузить
избыток
любви
, —
любви
,
принадлежащей
нам
,
а
не
отдушине
» (Andreas-Salome L. 1962,
р
. 8),
т
.
е
.
тому
,
на
чем
отводят
душу
.
Границы
«
Я
»
не
в
состоянии
сдерживать
поток
либидо
.
Женская
экспансия
нарциссического
либидо
противопоставляется
,
таким
образом
,
мужской
телеологичности
объектного
либидо
.
Если
нарциссизм
(
вторичный
)
Фрейда
предполагает
снятие
нагрузки
с
объекта
,
капитуляцию
и
регресс
к
первичному
нарциссизму
,
то
для
Саломе
нарциссизм
связан
с
внешними
148
объектами
,
с
их
захватом
,
их
использованием
в
качестве
экстерриториальных
маркеров
безграничности
,
маниакальности
нарциссического
состояния
.
Это
присвоение
объекта
напоминает
ей
фагоцитоз
амеб
.
Она
пишет
о
том
,
что
любовь
—
не
растворение
в
другом
,
а
собственное
усиление
вплоть
до
плодотворной
избыточности
[keine Aufl
ц
sung im Andern, sondern im
Gegenteil durch seine Ber
ь
hrung ein Fruchtbar-Werden, eine Erstarkung bis zu
fruchtbarem
Ь
berschuss. Denn unser Fruchbar-Werden selbst ist nicht mehr, wie
bei der Am
ц
be, ein Selbstzerfall in Teilst
ь
cke, sondern ebenfalls schon eine
partielle Funktion, — ein H
ц
henzustand der Absonderung, ein
Ь
berschuss-
Zustand] (Andreas-Salome L. 1900, S. 76).
Женщина
,
для
Саломе
,
нарциссична
по
своей
природе
,
и
в
этом
ее
совершенство
,
ее
большая
полноценность
.
Она
устанавливает
новый
взгляд
на
женщину
как
на
существо
независимое
и
самодостаточное
.
В
статье
«
Двойная
ориентация
нарциссизма
» (1921)
она
пишет
,
что
женщины
развивают
особую
самодостаточность
,
которая
позволяет
им
компенсировать
социальные
ограничения
в
выборе
объекта
.
Функция
нарциссизма
,
таким
образом
, —
защитная
.
Фрейд
в
этом
пункте
,
можно
сказать
,
соглашается
с
Саломе
:
женщина
сохраняет
нарциссизм
,
в
то
время
как
мужчина
его
утрачивает
и
всегда
испытывает
по
нему
ностальгию
.
Саломе
подчеркивает
,
что
у
женщин
сильнее
потребность
быть
любимыми
,
чем
любить
.
Такой
подход
понятен
в
стратегии
распространяющегося
,
отражающегося
в
других
нарциссизма
,
однако
противоречит
самодостаточности
.
Мужчины
любят
таких
женщин
,
т
.
е
.
женщин
,
которые
требуют
от
них
любви
.
Нарциссизм
другого
человека
,
пишет
она
,
оказывается
очень
привлекательным
для
тех
,
кто
отказался
от
части
собственного
нарциссизма
и
находится
в
поисках
объекта
любви
.
Подобным
образом
и
шарм
ребенка
лежит
в
его
нарциссизме
,
его
самодостаточности
и
недоступности
,
также
как
и
шарм
отдельных
животных
,
которых
,
кажется
,
совершенно
не
волнует
наша
забота
о
них
,
таких
животных
,
как
кошки
или
крупные
хищники
.
Далее
интересный
момент
:
Саломе
пишет
о
женщинах
,
которым
не
нужно
ждать
ребенка
,
чтобы
продвинуться
от
нарциссизма
к
объектной
любви
.
До
пубертатного
периода
они
чувствуют
маскулинность
и
развиваются
вдоль
мужских
линий
идентификации
;
после
завершения
этого
пути
,
достигая
женской
зрелости
,
они
по
-
прежнему
сохраняют
страсть
к
мужскому
идеалу
,
идеалу
,
который
по
сути
дела
представляет
собой
пережиток
мальчишеской
природы
,
которой
они
сами
когда
-
то
обладали
.
Отметим
здесь
два
момента
:
во
-
первых
,
описываемый
ею
путь
развития
следует
отнести
именно
к
ее
собственному
психосексуальному
развитию
.
Во
-
вторых
,
ее
представление
о
том
,
что
женственность
«
как
таковая
»
может
быть
обретена
только
после
пубертата
,
совпадает
с
представлениями
Фрейда
.
Вернемся
,
однако
,
к
кошкам
.
Кошка
и
нарциссизм
.
2
февраля
1913
года
в
дневнике
Лу
Андреас
-
Саломе
появляется
история
,
озаглавленная
как
«
ВИЗИТ
К
ФРЕЙДУ
:
НАРЦИССИЧЕСКАЯ
149
КОШКА
—
ПОДАРОК
ПСИХОАНАЛИЗА
».
Эта
запись
в
дневнике
может
быть
разделена
на
три
фрагмента
:
введение
,
состоящее
из
двух
предложений
;
собственно
«
случай
кошки
»;
разговор
о
том
,
каким
именно
подарком
оказался
для
Лу
Саломе
психоанализ
.
Итак
,
во
«
введении
»
она
пишет
,
что
на
сей
раз
у
нее
состоялся
особенно
откровенный
разговор
с
Фрейдом
,
который
рассказывал
ей
о
своей
жизни
,
и
даже
разоткровенничался
настолько
,
что
поведал
трогательную
историю
о
«
нарциссической
кошке
» [die reizende Erz
д
hlung von der
«narzisstischen Katze»].
На
первый
взгляд
,
по
меньшей
мере
,
странно
,
что
самыми
интимными
[allerpers
ц
nlichsten] (Andreas-Salome L. 1983, S.88),
по
оценке
Лу
Саломе
,
оказываются
отношения
Фрейда
с
кошкой
.
Почему
?
Собственно
,
случай
«
Фрейда
и
кошки
»
представляет
собой
историю
соблазнения
,
и
его
можно
разделить
на
три
эпизода
.
Вначале
Фрейд
,
которого
,
как
отмечает
Лу
Саломе
,
вообще
-
то
мало
интересуют
животные
,
видит
,
как
кошка
забирается
к
нему
через
окно
в
святая
святых
—
в
кабинет
и
,
спрыгнув
с
дивана
,
прогуливается
между
сверхзначимыми
объектами
из
его
коллекции
древностей
.
Фрейда
охватывают
смешанные
чувства
:
он
напуган
тем
,
что
кошка
может
задеть
драгоценнейшие
статуэтки
.
Однако
грациозное
животное
ничего
не
задевает
.
Следует
вознаграждение
, —
Фрейд
дает
кошке
блюдечко
молока
.
Далее
следует
повторение
этой
истории
.
В
результате
повторяющегося
действия
—
грациозно
уважительной
инспекции
со
стороны
кошки
/
молока
со
стороны
Фрейда
—
человек
начинает
испытывать
возбуждение
и
восхищение
.
Животное
платит
ему
безразличием
,
которое
,
собственно
,
и
распаляет
человека
.
Кошке
не
нужен
человек
.
Человеку
нужна
кошка
.
Третья
часть
:
кошка
простужена
.
Человек
за
ней
ухаживает
,
лечит
.
В
завершение
истории
представлена
картина
мирной
,
игривой
грации
подлинного
кошачьего
эгоизма
(Andreas-Salome L. 1983, S. 89).
После
описания
этой
истории
,
после
слов
о
«
подлинном
эгоизме
»
Саломе
пишет
о
том
,
что
Фрейд
пытается
дознаться
,
что
именно
привлекло
ее
в
психоанализе
.
Он
просит
ее
поразмышлять
над
ее
сходством
с
кошкой
!
Он
хочет
понять
,
что
же
она
в
ее
нарциссически
кошачьей
самодостаточности
хочет
от
него
?!
Является
ли
психоанализ
для
нее
,
подобно
блюдцу
с
молоком
для
кошки
,
подарком
,
позволяющим
погрузиться
в
бессознательные
глубины
?
В
своем
описании
(
а
ведь
это
именно
ее
описание
!)
Лу
Саломе
отождествляет
себя
с
кошкой
,
что
и
делает
эту
историю
самой
интимной
,
наиболее
интимной
для
нее
.
Эта
история
не
только
и
даже
не
столько
о
Фрейде
и
кошке
,
сколько
о
том
,
как
кошка
Саломе
плавно
вошла
в
царство
психоанализа
.
Психоанализ
для
нее
—
подарок
.
Она
получает
психоанализ
в
подарок
,
получает
подарок
психоанализа
[das Geschenk der Psychoanalyse].
Именно
так
и
называется
ее
запись
в
дневнике
,
повествующая
о
кошке
.
Чем
же
одарил
психоанализ
Лу
Саломе
?
Что
приводит
ее
к
принятию
этого
150
подарка
,
к
обретению
психоаналитического
дара
?
Вот
лишь
несколько
троп
,
приведших
Лу
Андреас
-
Саломе
к
психоанализу
:
1)
Одна
из
причин
ее
обращения
к
психоанализу
,
как
известно
, —
тревога
за
Рильке
,
который
зависел
от
нее
в
своем
невротизме
.
Рильке
писал
,
что
только
Саломе
знает
,
кто
он
такой
;
т
.
е
.
без
нее
он
утрачивает
свою
идентичность
.
Он
страдал
от
приступов
страха
,
неконтролируемых
депрессивных
состояний
,
экзистенциальной
тревоги
разъединения
души
и
тела
.
В
свою
очередь
для
Саломе
Рильке
был
«
чем
-
то
реальным
»,
т
.
е
.
человеком
,
в
котором
дух
обрел
свою
плоть
.
Таким
образом
,
мы
видим
здесь
полное
несовпадение
представления
Рильке
о
себе
и
представления
о
нем
Саломе
.
Так
или
иначе
,
а
Рильке
позволил
ей
как
бы
вернуться
в
юность
.
С
ним
она
обретает
вторую
молодость
:
в
35
лет
она
чувствует
,
что
ей
18,
и
что
она
—
целостное
существо
.
Удивительно
и
другое
:
Рильке
не
только
помогает
ей
обрести
себя
,
но
и
обратиться
к
изучению
ее
собственной
русской
культуры
.
2)
Это
обращение
к
русской
культуре
парадоксальным
образом
усиливает
ее
интерес
к
психоанализу
.
Во
-
первых
,
этот
интерес
связан
с
русским
языком
.
Она
пишет
,
что
у
русских
сочетается
«
простота
структуры
и
способность
в
определенных
случаях
описывать
даже
самые
сложные
вещи
,
используя
все
удивительное
богатство
языка
,
находя
название
самым
сложным
психическим
состояниям
».
Во
-
вторых
,
она
считает
,
что
русские
лучше
поддаются
«
анализу
» [leichter «analysierbar»],
и
объясняет
это
менее
интенсивным
вытеснением
,
чем
у
людей
,
принадлежащих
более
старым
культурам
[die Verdr
д
ngungsschichten bleiben d
ь
nner, lockerer, die sich bei
д
ltern Kulturv
ц
lkern]» (Andreas-Salome L. 1951, S.151).
3)
Интерес
к
психологии
и
философии
.
В
частности
ее
исследования
в
области
женского
,
нарциссизма
,
сексуальности
уже
вплетались
в
психоаналитические
исследования
в
этой
области
.
4)
Стремление
к
самопознанию
«
естественным
»
образом
приводит
Лу
Саломе
к
психоанализу
.
Психоанализ
с
его
пафосом
раскрепощения
субъекта
,
освобождения
его
от
иллюзий
,
с
его
сведением
вместе
познания
и
сексуальности
не
мог
не
привлечь
ее
пристального
внимания
.
5)
Наконец
,
необходимо
сказать
и
о
роли
самого
Фрейда
в
истории
этого
обретения
психоаналитического
дара
,
в
истории
принятия
подарка
от
Фрейда
.
В
этой
фигуре
,
наконец
-
то
,
сходятся
два
образа
,
которые
прежде
существовали
отдельно
—
отца
и
учителя
.
Само
понятие
«
подарок
»
в
традиции
Фрейда
напоминает
о
следующей
линии
смещений
/
замещений
:
подарок
—
кал
—
пенис
—
ребенок
.
В
новых
«
Лекциях
по
введению
в
психоанализ
»
Фрейд
пишет
: «
Желание
все
-
таки
получить
в
конце
концов
долгожданный
пенис
может
способствовать
возникновению
мотивов
,
которые
приведут
зрелую
женщину
к
психоанализу
,
и
то
,
чего
она
,
понятно
,
может
ожидать
от
анализа
,
а
именно
возможности
заниматься
интеллектуальной
деятельностью
,
может
быть
часто
истолковано
как
сублимированная
вариация
этого
вытесненного
желания
» (
Фрейд
З
. 1933,
с
. 378).