Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4331

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

151

Анальная

 

эротика

 

в

 

связи

 

с

 

подарком

 

подчеркивается

 

и

 

самой

 

Саломе

 

в

 

книге

 «

Благодарность

 

Фрейду

». 

Она

 

указывает

 

в

 

ней

 

на

 

значимость

 

понятий

 

«

давать

» 

и

  «

брать

» 

в

 

психоанализе

Ни

 

в

 

каких

 

других

 

отношениях

 

эти

 

понятия

 

не

 

бывают

 

столь

 

едины

как

 

в

 

психоаналитическом

 

сеансе

Цель

 

душевного

 

путешествия

 — 

передать

 

незнакомцу

  (

аналитику

неизвестный

 

пока

 

для

 

самого

 

себя

 

драгоценный

 

дар

который

 

в

 

процессе

 

передачи

 

вдруг

 

становится

 

близким

 

для

 

обоих

С

 

этим

 

обменом

в

 

котором

 

дар

 

дается

 

не

 

задаром

с

 

этими

 

отношениями

 

между

  «

брать

» 

и

  «

давать

» 

мы

 

сталкиваемся

 

как

 

в

 

связи

 

с

 

нарциссизмом

подарком

даром

 

и

 

благодарностью

так

 

и

 

в

 

связи

 

с

 

представлениями

 

о

 

роковой

 

женщине

Роковая

 

женщина

Когда

 

Лу

 

приезжает

 

к

 

Фрейду

за

 

ней

 

тянется

 

слава

 

самой

 

известной

 

роковой

 

женщины

 

из

 

Центральной

 

Европы

На

 

чем

 

основана

 

эта

 

слава

Интеллектуальное

 

братство

Лу

 

Саломе

 

не

 

привлекают

 

обычные

 

отношения

 

между

 

полами

Ее

 

интерес

 

лежит

по

 

крайней

 

мере

 

на

 

первый

 

взгляд

в

 

сфере

 

интеллектуальных

 

отношений

Как

 

только

 

ей

 

предлагают

 

любовное

 

приключение

 

или

 

брак

она

 

тотчас

 

исчезает

В

 

своих

 

отношениях

 

с

 

мужчинами

таким

 

образом

она

 

обманывает

 

как

 

буржуазные

так

 

и

 

богемные

 

предвкушения

В

 

течение

 

многих

 

лет

 

она

 

мечтает

 

о

 

жизни

 

в

 

интеллектуальной

 

братской

 

коммуне

Эти

 

фантазии

 

напоминают

 

нам

 

о

 

том

что

 

Лу

 

была

 

младшей

 

сестрой

 

пяти

 

братьев

что

 

в

 

каждом

 

встречном

 

мужчине

 

она

 

будет

 

видеть

 

скрытого

 

брата

 [immer schien mir ein Bruder in jedem verborgen] (Andreas-

Salome A. 1951, S. 43). 

Она

 

была

 

буквально

 

окружена

 

ими

 

в

 

детстве

.  

Не

 

удивительно

что

 

впоследствии

 

она

 

воспринимает

 

весь

 

мир

 

населенным

 

братьями

Всю

 

жизнь

 

она

 

будет

 

сопротивляться

 

моногамии

браку

положению

 

домашней

 

хозяйки

 

и

 

материнству

Один

 

за

 

другим

 

мужчины

предлагающие

 

ей

 

узы

 

брака

будут

 

получать

 

отказ

Всю

 

жизнь

 

она

 

будет

 

уходить

 

из

 

семьи

 

и

 

ее

 

воссоздавать

В

 

своих

 

сочинениях

 

она

 

подчеркивает

что

 

в

 

основе

 

ее

 

психологии

 

лежит

 

амбивалентность

объясняющая

 

ее

 

одновременное

 

движение

 «

к

» 

и

 

движение

 «

от

». 

Отношения

 

Лу

 

Саломе

 

с

 

мужчинами

 

также

 

характеризуются

 

метафорой

 

амбивалентности

: «

лед

 

и

 

пламя

». 

Ее

 

описывают

 

как

 

женщину

которая

 

на

 

мгновение

 

загорается

 

страстью

а

 

затем

 

остывает

Шведский

 

психоаналитик

друг

 

Лу

 

Саломе

Поль

 

Бьер

 

описывает

 

эту

 

черту

 

характера

 

оксюмороном

 «

холодная

 

страсть

». 

Она

 

вспыхивает

 

и

 

тотчас

 

гаснет

Одним

 

из

 

объяснений

 

такого

 

биполярного

 

проявления

 

чувств

 

может

 

быть

 

следующее

холодность

 

служит

 

защитой

 

от

 

собственной

 

привлекательности

Кроме

 

того

подобная

 

амбивалентность

 

может

 

быть

 

результатом

 

конфликта

 

двух

 

желаний

сексуального

 

желания

 

и

 

желания

 

интеллектуального

 

признания

Интересно

что

 

этот

 

оксюморон

 

появляется

 

в

 

тексте

 

самой

 

Лу

 

Саломе

Она

 

пишет

: «

Чем

 

пламеннее

 

фанатизм

 

любви

тем

 

холоднее

 

воздействие

 

ее

 

искажений

, — 

вплоть

 

до

 

схождения

 

огня

 

и

 

холода

 

в

 

одном

» (Andreas-Salome 

L. 1962, 

р

.12). 


background image

 

152

Идеей

скрепляющей

 

коммуну

по

 

ее

 

представлениям

должна

 

была

 

стать

 

интеллектуальная

 

дружба

Источник

 

этой

 

дружбы

 — 

сублимированный

 

нарциссизм

: «

оторвавшись

 

от

 

целей

 

сексуального

 

обладания

либидо

 

способно

 

на

 

все

что

 

только

 

можно

 

представить

и

 

с

 

сублимацией

 

самого

 

архаичного

 

аутоэротизма

 

оно

 

приходит

 

к

 

переживаемому

 

вместе

 

смешению

 

себя

 

и

 

мира

» (Andreas-Salome L. 1962, 

р

. 12). 

Любовь

 

должна

 

была

 

скреплять

 

ее

 

отношения

 

с

  «

братьями

», 

поскольку

 

именно

 

любовь

для

 

Саломе

, — 

основа

 

познания

Ее

 

сексуальность

 

направлена

 

не

 

на

 

брачные

 

отношения

но

 

на

 

интеллектуальных

 

братьев

Ей

 

необходимо

 

постоянное

 

смещение

 

по

 

кругу

 

в

 

своеобразной

 

серийной

 

полиандрии

Нарциссическая

 

экспансия

 

как

 

будто

 

должна

 

вновь

 

и

 

вновь

 

воссоздавать

 

целостный

 

образ

 

спроецированного

 

вовне

 

тела

Целостность

 

тела

 

оказывается

 

зависимой

 

не

 

от

 

одного

 

объекта

-

экрана

но

 

от

 

целостности

 

экранирующего

 

братского

 

окружения

Верность

 

одному

 

мужчине

для

 

нее

, — 

неверность

 

себе

10, 

духовное

 

рабство

Привязанность

 

к

 

объекту

 

порождает

 

тревогу

Только

 

окружение

 

создает

 

ощущение

 

целостности

Целостность

Женская

 

сексуальность

 

для

 

нее

 

всегда

 

более

 

совершенна

более

 

целостна

менее

 

подвержена

 

агрессивным

 

влечениям

Ее

 

влечения

 

направлены

 

не

 

на

 

чужой

 

внешний

 

объект

но

 

на

 

свое

 

окружение

на

  «

свои

 

внешние

» 

границы

в

 

конце

 

концов

на

 

себя

Женщина

для

 

нее

, «

не

 

стремится

 

к

 

чему

-

то

 

недостижимому

бесконечному

Зачем

 

ей

 

это

 

нужно

ведь

 

она

 

сама

 

по

 

себе

 

уже

 

цель

?» (Leavy S. 1964, p. 23). 

Женственность

по

 

Саломе

, — 

то

 

состояние

которое

 

утратил

 

мужчина

Телеологичность

телелогофалличность

 

мужчины

 

выворачивает

 

его

 

наружу

Он

 

обречен

 

на

 

поиск

 

утраченного

 

объекта

Он

 

всегда

 

вне

 

себя

в

 

то

 

время

 

как

 

женщина

 

сохраняет

 

себя

 

в

 

своем

 

безобъектном

 

нарциссизме

.  

Именно

 

женщина

 

в

 

формуле

 

Протагора

 

занимает

 

место

 

человека

женщина

 

— 

мера

 

всех

 

вещей

Женщина

по

 

Лу

 

Саломе

целостна

завершена

живет

 

в

 

единстве

 

духа

разума

тела

 

и

 

чувств

Мужчина

 

же

 

в

 

большей

 

степени

 

дифференцирован

никогда

 

не

 

целостен

никогда

 

не

 

удовлетворен

всегда

 

находится

 

в

 

движении

в

 

поиске

Представления

 

о

 

целостности

 

женщины

возможно

и

 

повлияли

 

на

 

то

что

 

Саломе

 

начинает

 

половую

 

жизнь

 

лишь

 

после

 30 

лет

Только

 

в

 

связи

 

с

 

Рильке

 

идеи

 

братства

 

соединяются

 

с

 

сексуальностью

Она

 

пишет

 

об

 

этих

 

отношениях

что

 

это

 

родственные

 

отношения

 

брата

 

и

 

сестры

но

 

восходят

 

они

 

к

 

тем

 

мифическим

 

временам

когда

 

инцест

 

еще

 

не

 

считался

 

грехом

Длительное

 

сохранение

 

девственности

возможно

связано

 

не

 

только

 

с

 

инцестуозными

 

желаниями

которые

по

-

видимому

всякий

 

раз

 

бессознательно

 

вмешивались

 

в

 

ее

 

отношения

 

с

 

другими

 («

братьями

» 

и

 

«

отцами

»), 

но

 

и

 

тревогой

 

за

 

сохранение

 

целостности

Она

 

вспоминала

что

 

еще

 

в

 

школьные

 

годы

 

восхищалась

 

Жанной

 

д

'

Арк

 

и

 

верила

 

в

 

великую

 

силу

 

девственности

Она

 

и

 

впоследствии

 

уверена

 

в

 

том

что

 

именно

 

девственность

 


background image

 

153

позволяет

 

девушкам

 

быть

 

интеллектуально

 

продуктивными

 

и

 

даже

 

проявлять

 

героизм

Идея

 

целостности

 

противостоит

 

идее

 

неполноты

нехватки

кастрации

Анатомическая

 

и

 

дискурсивная

 

нехватка

 

приводят

 

к

 

компенсаторной

 

репрезентации

 

нарциссической

 

женщины

экстравагантная

 

физическая

 

красота

 

должна

 

восполнить

 

все

 

знаки

 

обнаруженной

 

на

 

стадии

 

зеркала

 

кастрации

В

 

основе

 

многих

 

ее

 

работ

 

лежат

 

рассуждения

 

о

 

сохранении

 

целостности

гармонии

единства

Этот

 

акцент

 

усиливает

 

ощущение

что

 

у

 

Лу

 

Саломе

 

были

 

особенные

 

переживания

 

границ

если

 

не

 

сказать

 

безграничности

собственного

 

Я

ее

 

пределы

 

всегда

 

распространяются

 

за

 

ее

 

пределы

11. 

Нарциссическая

 

амеба

которую

 

она

 

описывает

действует

 

как

 

защитный

 

механизм

позволяющий

 

смещать

 

эти

 

самые

 

пределы

Эти

 

пределы

 

подвижны

 

как

 

псевдоподии

 

амебы

Нарциссическая

 

стратегия

 

призвана

 

защитить

 

Лу

 

Саломе

 

от

 

традиционной

 

гендерной

 

идентификации

 

через

 

нехватку

Женский

 

нарциссизм

 

направляет

 

ее

 

к

 

традиционному

 

образу

 «

идеальной

 

феминности

». 

В

 

рамках

 

классического

 

психоанализа

 

женский

 

нарциссический

 

выбор

 

может

 

включать

 

в

 

свою

 

структуру

 

любви

 

к

 

самой

 

себе

 

одновременно

 

и

 

любовь

 

к

 

другому

тому

кто

 

способен

 

любить

 

ее

Женское

 

нарциссическое

 

Я

таким

 

образом

может

 

быть

 

представлено

 

как

 

место

 

образов

 

других

, «

вместилище

» 

Сверх

-

Я

Понимание

 

мужчин

Окружение

 

Саломе

 

подчеркивает

 

не

 

просто

 

ее

 

интеллектуальные

 

способности

но

 

ее

 

необычайные

 

способности

 

к

 

пониманию

 

другого

 

человека

Они

 

подчеркивают

 

ее

 

холодный

мужской

аналитический

 

ум

пишут

 

о

 

том

что

 

она

 

пользуется

 

не

 

женскими

а

 

мужскими

 

средствами

 

покорения

 

мира

Она

 

чувствует

 

мужчин

и

 

мужчины

 

понимают

 

в

 

ней

 

себя

Она

 — 

понимает

Влечение

 

к

 

обладанию

 [Bem

д

chtigunstrieb] 

устанавливает

 

ее

 

пределы

но

 

при

 

этом

 

она

 

постоянно

 

сопротивляется

 

присвоению

 

себя

Она

 

упрямо

 

не

 

желает

 

оживлять

 

чью

-

то

 

мечту

быть

 

такой

какой

 

ее

 

хотят

 

видеть

Она

 

хочет

 

видеть

 

себя

/

свое

 

окружение

Она

 

зеркально

 

возвращает

 

мужчинам

 

содержание

 

их

 

фантазий

 

и

 

грез

Воспевающие

 

ее

 

поэты

писатели

философы

 

всегда

 

уже

 

перед

 

экраном

Они

 

попадают

 

в

 

положение

 

трубадуров

 

и

 

миннезингеров

песнь

 

которых

 

возможна

 

только

 

при

 

условии

  «

барьера

окружающего

изолирующего

 

Прекрасную

 

Даму

» (Lacan J. 1986, p. 178). 

Ее

 

можно

 

назвать

 

блестящим

 

психологом

поскольку

 

она

идентифицируясь

 

с

 

интересами

 

своего

 

окружения

моментально

 

вникает

 

в

 

волнующие

 

других

 

вопросы

Ницше

 

был

 

поражен

 

этой

 

ее

 

способностью

 

проникать

 

в

 

суть

 

самых

 

разных

 

проблем

Ее

 

ум

 

и

 

способность

 

к

 

пониманию

 

поразили

 

в

 

свое

 

время

 

Герхарда

 

Гауптманна

Якоба

 

Вассермана

Мартина

 

Бубера

Франка

 

Ведекинда

Артура

 

Шницлера

Райнера

 

Рильке

 

и

 

многих

 

других

 

интеллектуалов

В

 

мае

 1916 

года

 

Фрейд

 

пишет

 

Лу

 

Саломе

что

 

она

 

по

 

своей

 

природе

 

человек

 

понимающий


background image

 

154

Она

 

обладает

 

поразительным

 

умением

 

слушать

Способность

 

к

 

пониманию

 

психических

 

процессов

 

другого

умение

 

его

 

выслушивать

для

 

Фрейда

, — 

принципиально

 

важные

 

аналитические

 

черты

Молчание

умение

 

слушать

способность

 

к

 

пониманию

 

действует

 

как

 

своего

 

рода

 

пустой

 

объект

безобъектное

 

вместилище

готовое

 

к

 

наполнению

как

 

матрица

Молчание

вслушивание

 

работает

 

здесь

 

и

 

как

 

иллюзия

 

удовлетворения

 

желания

как

 

молчаливое

 

согласие

как

 

пассивность

обнаруживающая

 

мужское

 

желание

как

 

гарантия

 

и

 

поддержка

 

этого

 

желания

Активность

 

женщины

 

проявляется

 

в

 

идентификации

 

с

 

его

 

желанием

и

 

это

 

разрушает

 

логику

 

отчуждения

которая

 

правит

 

патриархальными

 

любовными

 

отношениями

Психоанализ

 

как

 

дар

 

непосредственно

 

связан

 

с

 

умением

 

слушать

аналитик

 

как

 

Другой

 — 

обеспечивает

 

такое

  «

присутствие

», 

которое

 

располагает

 

себя

 

в

 

месте

 

объекта

 

желания

препятствующего

 

формированию

 

символического

Ответ

 

со

 

стороны

 

Другого

 

всегда

 

оказывается

 

неожиданностью

Другой

 

никогда

 

не

 

возвращает

 

любовь

Он

 

служит

 

экраном

поглощающим

 

и

 

отражающим

 

любовь

Только

 

в

 

этой

 

ситуации

 

разрушения

 

слов

 

и

 

ассоциаций

 

и

 

возникает

для

 

Лакана

, «

молчаливое

 

бытие

» 

женской

 

субъективности

манифестирующее

 

себя

 

как

 

любовь

, — 

как

 

«

подлинная

» 

феминность

Для

 

Лу

 

Саломе

напомним

процесс

 

познания

 

сексуализирован

понимание

 

основано

 

на

 

любви

Холодность

 

и

 

молчание

 

в

 

сочетании

 

с

 

горячей

 

заинтересованностью

 

в

 

другом

 

подобно

 

экрану

 

возвращают

 

и

 

репрезентируют

 

мужское

 

желание

Мужчина

сталкиваясь

 

не

 

с

 

ней

а

 

с

 

отражением

 

своего

 

собственного

 

желания

подобно

 

невротику

 

с

 

навязчивыми

 

состояниями

приходит

 

в

 

ужас

 

от

 

этого

 

столкновения

от

 

смертоносной

 

встречи

 

с

 

собственным

 

желанием

От

 

встречи

 

с

 

собственным

 

желанием

от

 

встречи

 

с

 

самим

 

собой

 

могут

 

возникнуть

 

жуткие

 [unheimliche] 

ощущения

Это

 — 

встреча

 

с

 

собой

встреча

 

со

 

своей

 

судьбой

с

 

тем

что

 

воспринимается

 

как

 

рок

Образ

 

роковой

 

женщины

 

Лу

 

Андреас

-

Саломе

 

создается

 

мужчинами

ее

 

окружением

Ницше

 

скажет

 

о

 

ее

 

первом

 

романе

 

фразу

которая

 

будет

 

повсеместно

 

сопутствовать

 

ее

 

репутации

: «

если

 

уж

 

этой

 

девушкой

 

движет

 

не

 

вечная

 

женственность

то

 

точно

 

вечная

 

мужественность

». 

Такая

 

проекция

 

показывает

как

 

в

 

мужском

 

зеркале

  (

в

 

данном

 

случае

 

в

 

зеркале

 

Ницше

она

 

отражается

 

как

 

роковая

 

женщина

как

 

женщина

которая

 

заставляет

 

мужчину

 

страдать

как

 

женщина

которую

 

невозможно

 

остановить

превратить

 

в

 

объект

Она

как

 

уже

 

говорилось

всегда

 

выходит

 

за

 

свои

 

пределы

иначе

 

говоря

она

 

существо

 

экстатическое

Здесь

 

мы

 

сразу

 

вспоминаем

 

скульптуру

 

Бернини

 «

Экстаз

 

Святой

 

Терезы

» 

из

 

церкви

 

Санта

 

Мария

 

делла

 

Виттория

 

в

 

Риме

скульптуру

которая

 

представляет

 

для

 

Лакана

 

мистический

 

опыт

 

и

 

главный

 

тезис

 

в

 

отношении

 

женской

 

сексуальности

 — «

чувствую

но

 

не

 

понимаю

»: 

женщина

 

не

 

может

 

знать

 

и

 

не

 

может

 

понять

что

 

такое

 

ее

 

субъективность

она

 

способна

подобно

 

Святой

 

Терезе

только

 

интенсивно

 

переживать

 

собственную

 

сексуальность

 (Lacan J. 1975, 

рр

. 70-71). 

Так

 

Лу

 


background image

 

155

Саломе

 

переживает

 

свое

  «

пламя

», 

а

 

ее

 

холодность

, «

лед

» 

предписаны

 

не

 

отказом

 

от

 

страсти

но

 

ориентацией

 

на

 

потерянный

 

объект

 

любви

Формулой

 

— «

чувствую

но

 

не

 

понимаю

» 

Лакан

 

вслед

 

за

 

Фрейдом

сближает

 

феминное

 

с

 

животным

с

 

кошачьим

Мужчина

 

же

подчеркивает

 

Лакан

в

 

своих

 

попытках

 

понять

 

женщину

наталкивается

 

только

 

на

 

собственные

 

фантазии

Она

 

не

 

способна

 

понимать

 

вообще

Он

 

не

 

способен

 

понять

 

ее

. «

Нет

 

никакой

 

коммуникации

 

как

 

таковой

», — 

пишет

 

Лакан

 

и

прибегает

похоже

к

 

излюбленной

 

метафоре

 

и

 

Фрейда

и

 

Лу

 

Андреас

-

Саломе

 — 

к

 

образу

 

амебы

 

с

 

ее

 

смещающимися

 

пределами

с

 

ее

  «

функцией

 

псевдоподии

» [fonction pseudopodique]: «

в

 

одноклеточном

 

организме

 

эта

 

коммуникация

 

схематически

 

организуется

 

вокруг

 

вакуоли

», 

которая

 

занимает

 

положение

 

пустого

  «

центра

 

системы

 

означающих

», 

обуславливающего

 

символизацию

означение

  «

дара

 

любви

» 

(Lacan J. 1986, 

р

. 179). 

В

 VII 

семинаре

в

 

главе

  «

Куртуазная

 

любовь

 

как

 

анаморфоз

» 

Лакан

 

показывает

что

 

объект

 

желания

 

может

 

быть

 

достижим

 

только

 

как

 

частичный

косвенно

как

 

бы

 

со

 

стороны

если

 

мы

 

смотрим

 

на

 

объект

 

прямо

мы

 

не

 

видим

 

ничего

кроме

 

пустоты

Анаморфоз

 

выполняет

 

двойную

 

функцию

 — 

функцию

 

зеркала

на

 

которое

 «

проецируется

 

идеал

 

субъекта

», 

и

 

функцию

 «

предела

» (Lacan J. 1986, 

р

. 181). 

Эти

 

две

 

функции

 

у

 

Лу

 

Саломе

 

и

 

выполняет

 

ее

 

окружение

Говоря

 

о

 

своего

 

рода

 

временном

 

анаморфозе

 

как

 

временном

 

ритме

 

в

 

восприятии

 

объекта

объект

  «

достигается

» 

только

 

в

 

акте

 

переменного

 

откладывания

исключительно

 

как

 

отсутствующая

 

точка

 

временной

 

референции

Женская

 

субъективность

 

как

 

объект

 

мужского

 

желания

 

циклически

 

создается

 

через

 

серию

 

обходных

 

маневров

приближений

 

и

 

потерь

Удовольствие

 

возможно

 

только

 

как

 

предудовольствие

 [Vorlust]. 

Любовь

 

возможна

 

только

 

как

 

любовь

 

прерываемая

 [amor interruptus]. 

Удовольствие

 

возможно

 

только

 

как

 

удовольствие

 

желания

 [le plaisir de 

desirer] (Lacan J. 1986, 

р

. 182). 

Парадокс

  «

откладывания

» 

и

 

становится

 

для

 

Лакана

 

парадоксом

 

куртуазной

 

любви

в

 

то

 

время

 

как

  «

официальным

» 

желанием

 

любви

 

считается

 

желание

 

сексуальных

 

отношений

 

с

 

Прекрасной

 

Дамой

на

 

самом

 

деле

 

для

 

мужского

 

желания

 

нет

 

ничего

 

более

 

страшного

чем

 

намерение

 

со

 

стороны

 

Прекрасной

 

Дамы

 

осуществить

 

это

 

желание

На

 

самом

 

деле

 

рыцарь

 

ее

 

сердца

 

ждет

 

от

 

нее

 

одного

 — 

нового

 

приказа

 

об

 

«

отсрочке

» 

рокового

 

приговора

Роковая

 

женщина

 

при

 

влечении

 

к

 

смерти

Фигура

 

Прекрасной

 

Дамы

 

воплощает

 

одновременно

 

и

 

наслаждение

и

 

его

 

потерю

Именно

 

из

 

образа

 

Прекрасной

 

Дамы

 

возникает

 

популярный

 

в

 

эпоху

 

модернизма

 

травматический

 

образ

 

Роковой

 

Женщины

Структура

 

отношений

 

с

 

Роковой

 

Женщиной

 

такова

что

 

никогда

ни

 

при

 

каких

 

условиях

 

мужчина

 

не

 

может

 

добиться

 

желанной

 

встречи

 

с

 

ней

либо

 

она

 

остается

 

недоступной

 

навсегда

а

 

он

 

при

 

этом

 

страдает

 

и

в

 

конце

 

концов

погибает

либо

 

он

 

добивается

 

близости

 

с

 

ней

и

 

тогда

 

гибнут

 

либо

 

оба

либо

 

любовь

Кажется

уже

 

имя

 

предписывает

 

Лу

 

Саломе

 

функцию

 

роковой

 

женщины