ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2019
Просмотров: 4331
Скачиваний: 6
151
Анальная
эротика
в
связи
с
подарком
подчеркивается
и
самой
Саломе
в
книге
«
Благодарность
Фрейду
».
Она
указывает
в
ней
на
значимость
понятий
«
давать
»
и
«
брать
»
в
психоанализе
.
Ни
в
каких
других
отношениях
эти
понятия
не
бывают
столь
едины
,
как
в
психоаналитическом
сеансе
.
Цель
душевного
путешествия
—
передать
незнакомцу
(
аналитику
)
неизвестный
пока
для
самого
себя
драгоценный
дар
,
который
в
процессе
передачи
вдруг
становится
близким
для
обоих
.
С
этим
обменом
,
в
котором
дар
дается
не
задаром
,
с
этими
отношениями
между
«
брать
»
и
«
давать
»
мы
сталкиваемся
как
в
связи
с
нарциссизмом
,
подарком
,
даром
и
благодарностью
,
так
и
в
связи
с
представлениями
о
роковой
женщине
.
Роковая
женщина
.
Когда
Лу
приезжает
к
Фрейду
,
за
ней
тянется
слава
самой
известной
роковой
женщины
из
Центральной
Европы
.
На
чем
основана
эта
слава
?
Интеллектуальное
братство
.
Лу
Саломе
не
привлекают
обычные
отношения
между
полами
.
Ее
интерес
лежит
,
по
крайней
мере
на
первый
взгляд
,
в
сфере
интеллектуальных
отношений
.
Как
только
ей
предлагают
любовное
приключение
или
брак
,
она
тотчас
исчезает
.
В
своих
отношениях
с
мужчинами
,
таким
образом
,
она
обманывает
как
буржуазные
,
так
и
богемные
предвкушения
.
В
течение
многих
лет
она
мечтает
о
жизни
в
интеллектуальной
братской
коммуне
.
Эти
фантазии
напоминают
нам
о
том
,
что
Лу
была
младшей
сестрой
пяти
братьев
,
что
в
каждом
встречном
мужчине
она
будет
видеть
скрытого
брата
[immer schien mir ein Bruder in jedem verborgen] (Andreas-
Salome A. 1951, S. 43).
Она
была
буквально
окружена
ими
в
детстве
.
Не
удивительно
,
что
впоследствии
она
воспринимает
весь
мир
населенным
братьями
.
Всю
жизнь
она
будет
сопротивляться
моногамии
,
браку
,
положению
домашней
хозяйки
и
материнству
.
Один
за
другим
мужчины
,
предлагающие
ей
узы
брака
,
будут
получать
отказ
.
Всю
жизнь
она
будет
уходить
из
семьи
и
ее
воссоздавать
.
В
своих
сочинениях
она
подчеркивает
,
что
в
основе
ее
психологии
лежит
амбивалентность
,
объясняющая
ее
одновременное
движение
«
к
»
и
движение
«
от
».
Отношения
Лу
Саломе
с
мужчинами
также
характеризуются
метафорой
амбивалентности
: «
лед
и
пламя
».
Ее
описывают
как
женщину
,
которая
на
мгновение
загорается
страстью
,
а
затем
остывает
.
Шведский
психоаналитик
,
друг
Лу
Саломе
,
Поль
Бьер
описывает
эту
черту
характера
оксюмороном
«
холодная
страсть
».
Она
вспыхивает
и
тотчас
гаснет
.
Одним
из
объяснений
такого
биполярного
проявления
чувств
может
быть
следующее
:
холодность
служит
защитой
от
собственной
привлекательности
.
Кроме
того
,
подобная
амбивалентность
может
быть
результатом
конфликта
двух
желаний
:
сексуального
желания
и
желания
интеллектуального
признания
.
Интересно
,
что
этот
оксюморон
появляется
в
тексте
самой
Лу
Саломе
.
Она
пишет
: «
Чем
пламеннее
фанатизм
любви
,
тем
холоднее
воздействие
ее
искажений
, —
вплоть
до
схождения
огня
и
холода
в
одном
» (Andreas-Salome
L. 1962,
р
.12).
152
Идеей
,
скрепляющей
коммуну
,
по
ее
представлениям
,
должна
была
стать
интеллектуальная
дружба
.
Источник
этой
дружбы
—
сублимированный
нарциссизм
: «
оторвавшись
от
целей
сексуального
обладания
,
либидо
способно
на
все
,
что
только
можно
представить
,
и
с
сублимацией
самого
архаичного
аутоэротизма
оно
приходит
к
переживаемому
вместе
смешению
себя
и
мира
» (Andreas-Salome L. 1962,
р
. 12).
Любовь
должна
была
скреплять
ее
отношения
с
«
братьями
»,
поскольку
именно
любовь
,
для
Саломе
, —
основа
познания
.
Ее
сексуальность
направлена
не
на
брачные
отношения
,
но
на
интеллектуальных
братьев
.
Ей
необходимо
постоянное
смещение
по
кругу
в
своеобразной
серийной
полиандрии
.
Нарциссическая
экспансия
как
будто
должна
вновь
и
вновь
воссоздавать
целостный
образ
спроецированного
вовне
тела
.
Целостность
тела
оказывается
зависимой
не
от
одного
объекта
-
экрана
,
но
от
целостности
экранирующего
братского
окружения
.
Верность
одному
мужчине
,
для
нее
, —
неверность
себе
10,
духовное
рабство
.
Привязанность
к
объекту
порождает
тревогу
.
Только
окружение
создает
ощущение
целостности
.
Целостность
.
Женская
сексуальность
для
нее
всегда
более
совершенна
,
более
целостна
,
менее
подвержена
агрессивным
влечениям
.
Ее
влечения
направлены
не
на
чужой
внешний
объект
,
но
на
свое
окружение
,
на
«
свои
внешние
»
границы
,
в
конце
концов
,
на
себя
.
Женщина
,
для
нее
, «
не
стремится
к
чему
-
то
недостижимому
,
бесконечному
.
Зачем
ей
это
нужно
,
ведь
она
сама
по
себе
уже
цель
?» (Leavy S. 1964, p. 23).
Женственность
,
по
Саломе
, —
то
состояние
,
которое
утратил
мужчина
.
Телеологичность
,
телелогофалличность
мужчины
выворачивает
его
наружу
.
Он
обречен
на
поиск
утраченного
объекта
.
Он
всегда
вне
себя
,
в
то
время
как
женщина
сохраняет
себя
в
своем
безобъектном
нарциссизме
.
Именно
женщина
в
формуле
Протагора
занимает
место
человека
:
женщина
—
мера
всех
вещей
.
Женщина
,
по
Лу
Саломе
,
целостна
,
завершена
,
живет
в
единстве
духа
,
разума
,
тела
и
чувств
.
Мужчина
же
в
большей
степени
дифференцирован
,
никогда
не
целостен
,
никогда
не
удовлетворен
,
всегда
находится
в
движении
,
в
поиске
.
Представления
о
целостности
женщины
,
возможно
,
и
повлияли
на
то
,
что
Саломе
начинает
половую
жизнь
лишь
после
30
лет
.
Только
в
связи
с
Рильке
идеи
братства
соединяются
с
сексуальностью
.
Она
пишет
об
этих
отношениях
,
что
это
родственные
отношения
брата
и
сестры
,
но
восходят
они
к
тем
мифическим
временам
,
когда
инцест
еще
не
считался
грехом
.
Длительное
сохранение
девственности
,
возможно
,
связано
не
только
с
инцестуозными
желаниями
,
которые
,
по
-
видимому
,
всякий
раз
бессознательно
вмешивались
в
ее
отношения
с
другими
(«
братьями
»
и
«
отцами
»),
но
и
тревогой
за
сохранение
целостности
.
Она
вспоминала
,
что
еще
в
школьные
годы
восхищалась
Жанной
д
'
Арк
и
верила
в
великую
силу
девственности
.
Она
и
впоследствии
уверена
в
том
,
что
именно
девственность
153
позволяет
девушкам
быть
интеллектуально
продуктивными
и
даже
проявлять
героизм
.
Идея
целостности
противостоит
идее
неполноты
,
нехватки
,
кастрации
.
Анатомическая
и
дискурсивная
нехватка
приводят
к
компенсаторной
репрезентации
нарциссической
женщины
:
экстравагантная
физическая
красота
должна
восполнить
все
знаки
обнаруженной
на
стадии
зеркала
кастрации
.
В
основе
многих
ее
работ
лежат
рассуждения
о
сохранении
целостности
,
гармонии
,
единства
.
Этот
акцент
усиливает
ощущение
,
что
у
Лу
Саломе
были
особенные
переживания
границ
,
если
не
сказать
безграничности
,
собственного
Я
:
ее
пределы
всегда
распространяются
за
ее
пределы
11.
Нарциссическая
амеба
,
которую
она
описывает
,
действует
как
защитный
механизм
,
позволяющий
смещать
эти
самые
пределы
.
Эти
пределы
подвижны
как
псевдоподии
амебы
.
Нарциссическая
стратегия
призвана
защитить
Лу
Саломе
от
традиционной
гендерной
идентификации
через
нехватку
.
Женский
нарциссизм
направляет
ее
к
традиционному
образу
«
идеальной
феминности
».
В
рамках
классического
психоанализа
женский
нарциссический
выбор
может
включать
в
свою
структуру
любви
к
самой
себе
одновременно
и
любовь
к
другому
,
тому
,
кто
способен
любить
ее
.
Женское
нарциссическое
Я
,
таким
образом
,
может
быть
представлено
как
место
образов
других
, «
вместилище
»
Сверх
-
Я
.
Понимание
мужчин
.
Окружение
Саломе
подчеркивает
не
просто
ее
интеллектуальные
способности
,
но
ее
необычайные
способности
к
пониманию
другого
человека
.
Они
подчеркивают
ее
холодный
,
мужской
,
аналитический
ум
,
пишут
о
том
,
что
она
пользуется
не
женскими
,
а
мужскими
средствами
покорения
мира
.
Она
чувствует
мужчин
,
и
мужчины
понимают
в
ней
себя
.
Она
—
понимает
.
Влечение
к
обладанию
[Bem
д
chtigunstrieb]
устанавливает
ее
пределы
,
но
при
этом
она
постоянно
сопротивляется
присвоению
себя
.
Она
упрямо
не
желает
оживлять
чью
-
то
мечту
,
быть
такой
,
какой
ее
хотят
видеть
.
Она
хочет
видеть
себя
/
свое
окружение
.
Она
зеркально
возвращает
мужчинам
содержание
их
фантазий
и
грез
.
Воспевающие
ее
поэты
,
писатели
,
философы
всегда
уже
перед
экраном
.
Они
попадают
в
положение
трубадуров
и
миннезингеров
,
песнь
которых
возможна
только
при
условии
«
барьера
,
окружающего
,
изолирующего
Прекрасную
Даму
» (Lacan J. 1986, p. 178).
Ее
можно
назвать
блестящим
психологом
,
поскольку
она
,
идентифицируясь
с
интересами
своего
окружения
,
моментально
вникает
в
волнующие
других
вопросы
.
Ницше
был
поражен
этой
ее
способностью
проникать
в
суть
самых
разных
проблем
.
Ее
ум
и
способность
к
пониманию
поразили
в
свое
время
Герхарда
Гауптманна
,
Якоба
Вассермана
,
Мартина
Бубера
,
Франка
Ведекинда
,
Артура
Шницлера
,
Райнера
Рильке
и
многих
других
интеллектуалов
.
В
мае
1916
года
Фрейд
пишет
Лу
Саломе
,
что
она
по
своей
природе
человек
понимающий
.
154
Она
обладает
поразительным
умением
слушать
.
Способность
к
пониманию
психических
процессов
другого
,
умение
его
выслушивать
,
для
Фрейда
, —
принципиально
важные
аналитические
черты
.
Молчание
,
умение
слушать
,
способность
к
пониманию
действует
как
своего
рода
пустой
объект
,
безобъектное
вместилище
,
готовое
к
наполнению
,
как
матрица
.
Молчание
,
вслушивание
работает
здесь
и
как
иллюзия
удовлетворения
желания
,
как
молчаливое
согласие
,
как
пассивность
,
обнаруживающая
мужское
желание
,
как
гарантия
и
поддержка
этого
желания
.
Активность
женщины
проявляется
в
идентификации
с
его
желанием
,
и
это
разрушает
логику
отчуждения
,
которая
правит
патриархальными
любовными
отношениями
.
Психоанализ
как
дар
непосредственно
связан
с
умением
слушать
:
аналитик
как
Другой
—
обеспечивает
такое
«
присутствие
»,
которое
располагает
себя
в
месте
объекта
желания
,
препятствующего
формированию
символического
.
Ответ
со
стороны
Другого
всегда
оказывается
неожиданностью
.
Другой
никогда
не
возвращает
любовь
.
Он
служит
экраном
,
поглощающим
и
отражающим
любовь
.
Только
в
этой
ситуации
разрушения
слов
и
ассоциаций
и
возникает
,
для
Лакана
, «
молчаливое
бытие
»
женской
субъективности
,
манифестирующее
себя
как
любовь
, —
как
«
подлинная
»
феминность
.
Для
Лу
Саломе
,
напомним
,
процесс
познания
сексуализирован
,
понимание
основано
на
любви
.
Холодность
и
молчание
в
сочетании
с
горячей
заинтересованностью
в
другом
подобно
экрану
возвращают
и
репрезентируют
мужское
желание
.
Мужчина
,
сталкиваясь
не
с
ней
,
а
с
отражением
своего
собственного
желания
,
подобно
невротику
с
навязчивыми
состояниями
,
приходит
в
ужас
от
этого
столкновения
,
от
смертоносной
встречи
с
собственным
желанием
.
От
встречи
с
собственным
желанием
,
от
встречи
с
самим
собой
могут
возникнуть
жуткие
[unheimliche]
ощущения
.
Это
—
встреча
с
собой
,
встреча
со
своей
судьбой
,
с
тем
,
что
воспринимается
как
рок
.
Образ
роковой
женщины
Лу
Андреас
-
Саломе
создается
мужчинами
,
ее
окружением
.
Ницше
скажет
о
ее
первом
романе
фразу
,
которая
будет
повсеместно
сопутствовать
ее
репутации
: «
если
уж
этой
девушкой
движет
не
вечная
женственность
,
то
точно
вечная
мужественность
».
Такая
проекция
показывает
,
как
в
мужском
зеркале
(
в
данном
случае
в
зеркале
Ницше
)
она
отражается
как
роковая
женщина
,
как
женщина
,
которая
заставляет
мужчину
страдать
,
как
женщина
,
которую
невозможно
остановить
,
превратить
в
объект
.
Она
,
как
уже
говорилось
,
всегда
выходит
за
свои
пределы
,
иначе
говоря
,
она
существо
экстатическое
.
Здесь
мы
сразу
вспоминаем
скульптуру
Бернини
«
Экстаз
Святой
Терезы
»
из
церкви
Санта
Мария
делла
Виттория
в
Риме
,
скульптуру
,
которая
представляет
для
Лакана
мистический
опыт
и
главный
тезис
в
отношении
женской
сексуальности
— «
чувствую
,
но
не
понимаю
»:
женщина
не
может
знать
и
не
может
понять
,
что
такое
ее
субъективность
,
она
способна
,
подобно
Святой
Терезе
,
только
интенсивно
переживать
собственную
сексуальность
(Lacan J. 1975,
рр
. 70-71).
Так
Лу
155
Саломе
переживает
свое
«
пламя
»,
а
ее
холодность
, «
лед
»
предписаны
не
отказом
от
страсти
,
но
ориентацией
на
потерянный
объект
любви
.
Формулой
— «
чувствую
,
но
не
понимаю
»
Лакан
вслед
за
Фрейдом
,
сближает
феминное
с
животным
,
с
кошачьим
.
Мужчина
же
,
подчеркивает
Лакан
,
в
своих
попытках
понять
женщину
,
наталкивается
только
на
собственные
фантазии
.
Она
не
способна
понимать
вообще
.
Он
не
способен
понять
ее
. «
Нет
никакой
коммуникации
как
таковой
», —
пишет
Лакан
и
,
прибегает
,
похоже
,
к
излюбленной
метафоре
и
Фрейда
,
и
Лу
Андреас
-
Саломе
—
к
образу
амебы
с
ее
смещающимися
пределами
,
с
ее
«
функцией
псевдоподии
» [fonction pseudopodique]: «
в
одноклеточном
организме
эта
коммуникация
схематически
организуется
вокруг
вакуоли
»,
которая
занимает
положение
пустого
«
центра
системы
означающих
»,
обуславливающего
символизацию
,
означение
«
дара
любви
»
(Lacan J. 1986,
р
. 179).
В
VII
семинаре
,
в
главе
«
Куртуазная
любовь
как
анаморфоз
»
Лакан
показывает
,
что
объект
желания
может
быть
достижим
только
как
частичный
,
косвенно
,
как
бы
со
стороны
;
если
мы
смотрим
на
объект
прямо
,
мы
не
видим
ничего
,
кроме
пустоты
.
Анаморфоз
выполняет
двойную
функцию
—
функцию
зеркала
,
на
которое
«
проецируется
идеал
субъекта
»,
и
функцию
«
предела
» (Lacan J. 1986,
р
. 181).
Эти
две
функции
у
Лу
Саломе
и
выполняет
ее
окружение
.
Говоря
о
своего
рода
временном
анаморфозе
как
временном
ритме
в
восприятии
объекта
,
объект
«
достигается
»
только
в
акте
переменного
откладывания
,
исключительно
как
отсутствующая
точка
временной
референции
.
Женская
субъективность
как
объект
мужского
желания
циклически
создается
через
серию
обходных
маневров
,
приближений
и
потерь
.
Удовольствие
возможно
только
как
предудовольствие
[Vorlust].
Любовь
возможна
только
как
любовь
прерываемая
[amor interruptus].
Удовольствие
возможно
только
как
удовольствие
желания
[le plaisir de
desirer] (Lacan J. 1986,
р
. 182).
Парадокс
«
откладывания
»
и
становится
для
Лакана
парадоксом
куртуазной
любви
:
в
то
время
как
«
официальным
»
желанием
любви
считается
желание
сексуальных
отношений
с
Прекрасной
Дамой
,
на
самом
деле
для
мужского
желания
нет
ничего
более
страшного
,
чем
намерение
со
стороны
Прекрасной
Дамы
осуществить
это
желание
.
На
самом
деле
рыцарь
ее
сердца
ждет
от
нее
одного
—
нового
приказа
об
«
отсрочке
»
рокового
приговора
.
Роковая
женщина
при
влечении
к
смерти
.
Фигура
Прекрасной
Дамы
воплощает
одновременно
и
наслаждение
,
и
его
потерю
.
Именно
из
образа
Прекрасной
Дамы
возникает
популярный
в
эпоху
модернизма
травматический
образ
Роковой
Женщины
.
Структура
отношений
с
Роковой
Женщиной
такова
,
что
никогда
,
ни
при
каких
условиях
мужчина
не
может
добиться
желанной
встречи
с
ней
:
либо
она
остается
недоступной
навсегда
,
а
он
при
этом
страдает
и
,
в
конце
концов
,
погибает
,
либо
он
добивается
близости
с
ней
,
и
тогда
гибнут
либо
оба
,
либо
любовь
.
Кажется
,
уже
имя
предписывает
Лу
Саломе
функцию
роковой
женщины
.