ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2019
Просмотров: 3520
Скачиваний: 59
i
i
i
i
i
i
i
i
В. И. Арнольд
Что такое математика?
Москва
Издательство МЦНМО
2008
i
i
i
i
i
i
i
i
УДК 51(07)
ББК 22.1
А84
Арнольд В. И.
А84
Что такое математика?
––
2-е изд., стереотип.
––
М.: МЦНМО,
2008.
––
104 с.
ISBN 978-5-94057-426-2
Первое издание книги вышло в 2002 г.
ББК 22.1
Владимир Игоревич Арнольд
ЧТО ТАКОЕ МАТЕМАТИКА?
Подписано к печати 10.10.2008 г. Формат 60
×
90
/
16. Печать офсетная.
Объем 6,5 печ. л. Тираж 1000 экз. Заказ №
.
Издательство Московского центра непрерывного математического образования.
119002, Москва, Большой Власьевский пер., 11. Тел. (499) 241
––
74
––
83.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО
«
Типография
”
Сарма
“»
.
ISBN 978-5-94057-426-2
c
Арнольд В. И., 2002
c
МЦНМО, 2002
i
i
i
i
i
i
i
i
Вопрос о том, является ли математика
«
перечислением следствий из
произвольных аксиом
»
или же ветвью естествознания и теоретической
физики, много обсуждался уже со времен Гильберта (придерживавшегося,
вслед за Декартом и предвосхищая Бурбаки, первого мнения) и Пуанкаре
(основателя современной математики, топологии и теории хаоса и динами-
ческих систем).
Я буду говорить в основном о содержательных примерах, показыва-
ющих кардинальные различия точек зрения аксиомофилов и естествоис-
пытателей уже на столь фундаментальные понятия, как производные и
пределы, теоремы существования и единственности, оптимизация и теория
управления, как неразрешимость одних проблем и измерение сложности
других.
Исходным пунктом для меня послужила дискуссия между Я. Б. Зель-
довичем и Л. С. Понтрягиным о преподавании математики и сообщение
лунного баллистика М. Л. Лидова о невозможности плавного причалива-
ния корабля к пристани
––
с одной стороны, а с другой
––
ошибки в книгах
Р. Куранта и Г. Роббинса
«
Что такое математика?
»
и И. М. Гельфанда,
Е. Г. Глаголевой и Э. Э. Шноля
«
Функции и графики
»
.
Считая, что ошибки составляют не менее важную часть математики,
чем доказательства, я надеюсь рассказать также о причинах невозможно-
сти обойтись при геометрических построениях одной линейкой без циркуля,
о малоизвестных взаимоотношениях Лобачевского и Евклида с постулатом
о параллельных, о связи теоремы Абеля (о неразрешимости общего урав-
нения пятой степени в радикалах) с топологией римановых поверхностей
и с его же теорией интегрирования в элементарных функциях, а также о
математических открытиях Плутарха и А. Д. Сахарова.
В 1949 г. математику в СССР хотели уничтожить, вероятно, вследствие
распространения мнения (Г. Харди, идеи которого впоследствии развил
Ю. Манин, и других
«
математиков
»
), будто основным достоинством мате-
матики является ее
«
полная бесполезность
»
. Огорчительно, конечно, что
с этим снобистским мнением еще приходится бороться и сегодня, но я
надеюсь ему, по мере сил, противостоять (см. ниже § 2 о мракобесии в
математике).
3
i
i
i
i
i
i
i
i
§ 1. Математика и физика
Слово
«
математика
»
означает
«
точное знание
»
. Варварские народы,
не склонные к таковому, не имели и соответствующего слова в языке,
поэтому сейчас почти во всех языках используется непонятный греческий
термин. Исключение составляет лишь голландский язык, где Стевин уже
в XVII в. боролся с засорением терминологии иноязычными
«
сайтами
»
и
«
файлами
»
,
«
баксами
»
и
«
киллерами
»
, и настаивал на переводе всех тер-
минов словами родного языка, так что их термин
–– «
вискунде
»
,
«
знание
»
,
приближает уже для детей математику к реальному миру.
Когда Я. Б. Зельдович, замечательный физик-теоретик и один из
основателей российской ядерной мощи, выпустил в свет свою
«
Выс-
шую математику для начинающих физиков и техников
»
, она вы-
звала страшный гнев тогдашнего цензора математической литературы,
академика-математика Л. С. Понтрягина.
Он справедливо указал, что Зельдович определял в своей книге произ-
водную функции как
«
величину
отношения приращения функции к при-
ращению аргумента, в предположении, что последнее мало
»
.
Математик был возмущен полным исключением здесь понятий теории
пределов, а тем самым и значительной части логического обоснования
математического анализа, достигшего совершенства лишь к концу девят-
надцатого века, с созданием последовательной теории математического
континуума действительных чисел.
Зельдович ответил так: интересует нас всегда именно отношение
конечных
приращений, а вовсе не какой-то абстрактно-математический
предел.
Делать приращение аргумента
––
скажем, координаты точки или мо-
мента времени
––
меньшим, чем, скажем, 10
−
10
или 10
−
30
(при разумных
единицах измерения),
––
это
«
явное превышение точности модели, так как
структура физического пространства
(
или времени
)
на столь ма-
лых интервалах уже вовсе не соответствует математической мо-
дели теории вещественных чисел
(
вследствие квантовых феноме-
нов
)
»
.
«
Дело,
––
продолжал Зельдович,
––
просто в том, что находить ин-
тересующие нас отношения конечных приращений трудно, поэтому и
придуманы приближенные
асимптотические формулы
для них. Эти-то
4
i
i
i
i
i
i
i
i
приближенные формулы математики и называют своими пределами и
математическими производными. В любом реальном применении теории
следует учитывать, меньше чего не следует делать приращения, чтобы
результаты теории соответствовали эксперименту
»
.
Длительная дискуссия закончилась тем, что Понтрягин написал свой
учебник начал анализа. Он указал уже во введении к нему, что
неко-
торые физики считают возможным изучать и применять анализ,
не восходя до его полного логического обоснования, и что
«
автор
настоящего учебника... с ними согласен
»
.
Прочитав эти строки, Зельдович сказал мне:
«
В таких случаях
цити-
руют
, c указанием
имени
, а так это
––
прямо
плагиат
!
»
Эта дискуссия о математической строгости оснований науки вспомни-
лась мне, когда мой близкий друг, занимавшийся рассчитыванием траекто-
рий спутников и космических кораблей, М. Л. Лидов, стал спорить со мной
по поводу моего курса теории дифференциальных уравнений (он читал в
МГУ в это же время лекции о спутниковой баллистике, и мы нередко
обсуждали с ним то и другое, особенно потому, что я тогда тоже много
занимался небесной механикой),
«
Как и все математики,
––
сказал мне Миша,
––
ты учишь студентов
теореме единственности, согласно которой
интегральные кривые обык-
новенных дифференциальных уравнений не пересекаются
. Но это
утверждение (хотя вы его и доказываете безукоризненно правильно) со-
вершенно неверно. Например, уравнение
dx/dt
=
−
x
имеет решения
x
=
0
и
x
=
e
−
t
. Интегральные кривые
––
графики этих двух решений
––
любой
компьютер прекрасно нарисует, и ты увидишь, что они совершенно явно
пересекаются.
Ибо, например, при
t
=
10 между этими двумя интегральными кривыми
не просунешь и атома. Так что
теорема единственности
–
–
это мате-
матическая фикция, имеющая мало отношения к реальному миру
»
.
После этого собеседник объяснил мне, что именно из-за описанного
эффекта при каждом причаливании корабля к пристани в последний мо-
мент матрос бросает на пристань чалку, которую там быстро наматывают
на кнехт (часто это делает, спрыгнув на пристань, тот же матрос), по-
сле чего
заключительная часть причаливания происходит вручную
,
путем вытягивания чалки.
Объясняется все это так. Автоматическое причаливание, в соответ-
ствии с общими принципами теории управления, основано на
обратной
связи
: наблюдая оставшееся до причала расстояние
x
, управление выби-
рают так, чтобы скорость причаливания плавно уменьшать до нуля (как
функцию от
x
). Естественно, эта функция
––
гладкая, т. е. при малых рас-
стояниях
x
скорость будет убывать с
x
приблизительно линейно.
5