ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2019
Просмотров: 1035
Скачиваний: 2
Относительно
вытесненных следов воспоминаний можно
констатировать, что на протяжении
длиннейшего промежутка времени они не
терпят никаких изменений. Бессознательное
находится вообще вне времени. Наиболее
важная и вместе с тем наиболее странная
особенность психической фиксации
заключается в том, что, с одной стороны,
все впечатления сохраняются в том же
виде, как они были восприняты, и вместе
с тем – сохраняются все те формы, которые
они приняли в дальнейших стадиях
развития; сочетание, которого нельзя
пояснить никакой аналогией из какой бы
то ни было другой области. Таким образом,
теоретически любое состояние, в котором
когда-либо находился хранящийся в памяти
материал, могло бы быть вновь восстановлено
и репродуцировано даже тогда, если бы
все те соотношения, в которых его элементы
первоначально находились, были заменены
новыми.
При
забывании намерений на первый план
выступает другой момент: конфликт, о
котором при вытеснении тягостных для
воспоминания вещей можно лишь догадываться,
становится здесь осязательным, а при
анализе соответствующих примеров мы
неизменно находим встречную волю,
сопротивляющуюся данному намерению,
не аннулируя его, однако. Как и при
рассмотренных выше видах ошибочных
действий, здесь наблюдаются два типа
психических процессов: встречная воля
либо непосредственно направляется
против данного намерения (когда намерение
более или менее значительно), или же по
своему существу чужда намерению и
устанавливает с ним связь путем внешней
ассоциации (когда намерение почти
безразлично).
Тот
же конфликт является господствующим и
в феноменах действий по ошибке. Импульс,
обнаруживающийся в форме расстройства
действия, представляет собой сплошь да
рядом импульс встречный, но еще чаще
это просто какой-либо посторонний
импульс, пользующийся лишь удобным
случаем, чтобы при совершении действия
проявить себя в форме расстройства его.
Случай, когда расстройство происходит
в силу внутреннего протеста, принадлежит
к числу более значительных и затрагивает
также более важные отправления.
Далее,
в случайных или симптоматических
действиях внутренний конфликт отступает
все более на задний план. Эти мало ценимые
или совершенно игнорируемые сознанием
моторные проявления служат выражением
для различных бессознательных или
вытесненных импульсов; по большей части
они символически изображают фантазии
или пожелания.
По
первому вопросу – о том, каково
происхождение мыслей и импульсов,
выражающихся в форме ошибочных действий,
можно сказать, что в ряде случаев
происхождение расстраивающих мыслей
от подавленных импульсов душевной жизни
может быть легко показано. Эгоистические,
завистливые, враждебные чувства и
импульсы, испытывающие на себе давление
морального воспитания, нередко используют
у здоровых людей путь ошибочных действий,
чтобы так или иначе проявить свою
несомненно существующую, но непризнанную
высшими душевными инстанциями силу.
Допущение этих ошибочных и случайных
действий в немалой мере отвечает удобному
способу терпеть безнравственные вещи.
Среди
этих подавленных импульсов немалую
роль играют различные сексуальные
течения. Если как раз эти течения так
редко встречаются среди мыслей, вскрытых
анализом в моих примерах, то виной тому
– случайный подбор материала. Так как
я подвергал анализу преимущественно
примеры из моей собственной душевной
жизни, то естественно, что выбор носил
предвзятый характер и стремился исключить
все сексуальное. В иных случаях
расстраивающие мысли берут свое начало
из возражений и соображений, в высшей
степени безобидных на вид.
Мы
подошли теперь ко второму вопросу:
каковы психологические условия, нужные
для того, чтобы та или иная мысль была
вынуждена искать себе выражения не в
полной форме, а в форме, так сказать,
паразитарной, в виде модификации и
расстройства другой мысли. На основании
наиболее ярких примеров ошибочных
действий скорее всего хочется искать
эти условия в том отношении, которое
устанавливается к функции сознания, в
определенном, более или менее ясно
выраженном характере «вытесненного».
Однако при рассмотрении целого ряда
примеров характер этот все более и более
растворяется в ряде расплывчатых
намеков. Склонность отделаться от
чего-нибудь в силу того, что данная вещь
связана с потерей времени, соображения
о том, что данная мысль, собственно, не
относится к задуманной вещи, по-видимому,
играют в качестве мотивов для вытеснения
какой-либо мысли, вынужденной затем
искать себе выражения путем расстройства
другой мысли, ту же роль, что и моральное
осуждение предосудительного эмоционального
движения или же происхождение от
совершенно неизвестного хода мыслей.
Уяснить себе этим путем общую природу
условий, определяющих собой ошибочные
и случайные действия, нет возможности.
Одно только можно установить при этих
исследованиях: чем безобиднее мотивировка
ошибки, чем менее избегает сознания
мысль, сказывающаяся в этой ошибке, тем
легче разрешить феномен, коль скоро на
него обращено внимание; наиболее легкие
случаи обмолвок замечаются тотчас же
и исправляются самопроизвольно. Там,
где мотивировка создается действительно
вытесненными импульсами, там для
разрешения требуется тщательный анализ,
могущий порой встретиться с трудностями,
а иногда и не удаться.
Мы
имеем, таким образом, право вывести из
этого последнего рассмотрения указание
на то, что удовлетворительное выяснение
психических условий, определяющих собой
ошибочные и случайные действия, можно
получить лишь подойдя к вопросу иным
путем и с другой стороны. Мы хотели бы,
чтобы снисходительный читатель усмотрел
из этих рассуждений, что тема их выделена
довольно искусственно из более обширной
связи.
VII.
Наметим в нескольких словах хотя бы
направление, ведущее к этой более
обширной связи. Механизм ошибочных и
случайных действий, поскольку мы
познакомились с ним при помощи анализа,
в наиболее существенных пунктах
обнаруживает совпадение с механизмом
образования сновидений, который я
разобрал в моей книге о толковании
сновидений в главе о «работе сновидения».
Сгущение и компромиссные образования
(контаминации) мы находим и здесь и там.
Ситуация одна и та же: бессознательные
мысли находят себе выражение необычным
путем, посредством внешних ассоциаций,
в форме модификации других мыслей.
Несообразности, нелепости и погрешности
содержания наших сновидений, в силу
которых сновидение едва не исключается
из числа продуктов психической работы,
образуются тем же путем (хотя и более
свободно обращаясь с наличными
средствами), что и обычные ошибки нашей
повседневной жизни: здесь, как и там,
кажущаяся неправильность функционирования
разрешается в виде своеобразной
интерференции двух или большего числа
правильных актов. Из этого совпадения
следует важный вывод. Тот своеобразный
вид работы, наиболее яркий результат
которой мы видим в содержании сновидений,
не должен быть относим всецело на счет
сонного состояния психики, раз мы в
феномене ошибочных действий находим
столь обильные доказательства того,
что она действует также и наяву. Та же
связь не позволяет нам усматривать в
глубоком распаде душевной жизни, в
болезненном состоянии функций необходимое
условие для осуществления этих психических
процессов, кажущихся нам ненормальными
и странными1.
Верное
суждение о той странной психической
работе, которая порождает и ошибочные
действия, и образы сновидений, возможно
лишь тогда, если мы убедимся, что
психоневротические симптомы –
специально-психические образования
истерии и невроз навязчивых состояний
– повторяют в своем механизме все
существенные черты этого вида работы.
С этого должны были бы, таким образом,
начаться наши дальнейшие исследования.
Но рассмотрение ошибочных, случайных
и симптоматических действий в свете
этой последней аналогии представляет
для нас еще и особый интерес. Если мы
поставим их на одну доску с психоневротическими
проявлениями, с невротическими симптомами,
то приобретут смысл и основание два
весьма распространенных утверждения:
что граница между нормальным и ненормальным
в области нервозности непрочна и что
все мы немного нервозны. Можно до всякого
врачебного опыта конструировать
различные типы такого рода едва намеченной
нервозности, то, что называется formes
frustes невроза: случаи, когда симптомов
мало или когда они выступают редко или
нерезко, когда, таким образом, ослабление
сказывается в числе, в интенсивности,
в продолжительности болезненных явлений;
но, быть может, при этом останется
необнаруженным как раз тот тип, который,
по-видимому, чаще всего стоит на границе
между здоровьем и болезнью. Этот тип, в
котором проявлениями болезни служат
ошибочные и симптоматические действия,
отличается именно тем, что симптомы
сосредоточиваются в сфере наименее
важных психических функций, в то время
как все то, что может претендовать на
более высокую психическую ценность,
протекает свободно. Обратное распределение
симптомов, их проявление в наиболее
важных индивидуальных и социальных
функциях, – благодаря чему они
оказываются в силах нарушить питание,
сексуальные отправления, обычную работу,
общение с людьми, – свойственно
тяжелым случаям невроза и характеризует
их лучше, чем, скажем, множественность
или интенсивность проявлений болезни.
Общее же свойство самых легких и самых
тяжелых случаев, присущее также и
ошибочным и случайным действиям,
заключается в том, что феномены эти
могут быть сведены к действию вполне
подавленного психического материала,
который, будучи вытеснен из сознания,
все же не лишен окончательно способности
проявлять себя.
Ср.
Traumdeutung, S. 362.