Файл: Соотношение права и закона (Право: понятие, сущность и признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 1346

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Основные теоретические аспекты категории «закон»

2.1. Понятие закона, его признаки и структура

В современных наиболее совершенными формами выражения позволяющими достигнуть широких нормативных являются нормативно-правовые Среди них место занимают (конституционные, кодифицированные, текущие) [3, С. 119].

Основными требованиями, законодательным актам,

  • правильный выбор закона (кодекс и возможный круг отношений;
  • отражение в нем идей и принципов;
  • единство и согласованность системы законодательства [9, С. 48].

Законы государства строго отвечать принципам, предъявляемым к конституцией. Поэтому и говорить о правовом закона, под понимается закон, основным свойствам признанным цивилизованными народами [32, С. 86]. С этой точки рассматривается и принцип правового закона один из важнейших правовой государственности.

Нормативные юридические необходимо отличать от применения и толкования так как прежде всего, законотворчества, вводящие в права новые изменяющие действующие и устаревшие нормы.

Высшее место в структуре нормативных актов государства законы. Законы характеризуются следующими

Во-первых, они процессе законотворчества (законодательным) органом власти – парламентом, формируется из представителей (депутатов). Этим легитимность законов [9, С. 50].

Во-вторых, законы высшую юридическую отношению к другим актам. Закон высшую ступень в нормативных правовых Положения других актов должны закону и не противоречить

В-третьих, законы принимаются при строгом соблюдении процессуального порядка. Особый процессуальный порядок принятия законов предусмотрен Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов, а также регламентами органов, в компетенцию которых входит принятие законов [5, С. 161].

В-четвертых, законы наиболее значимые общественной и государственной ним относятся:

  • принципы организации и законодательных, исполнительных и органов государственной органов местного
  • основные права и граждан, способы их обеспечения;
  • вопросы уголовной уголовного процесса, а порядок исполнения наказаний;
  • основные положения статуса партий и общественных организаций;
  • федеральные налоги и порядок формирования и государственного бюджета;
  • правовой статус массовой информации;
  • вопросы обороны и
  • международные [3, С. 108].

Органами, уполномоченными законы, являются (законодательные) органы (парламент). В Российской такими органами Федеральное Собрание РФ и органы субъектов Федерации.

Закон – это акт, принимаемый представительной (законодательной) особом процессуальном или референдумом, высшей юридической регулирующий наиболее отношения общественной и жизни [9, С. 51]. Закон не быть отменен изменен никаким органом, кроме тем, который этот закон. Действие закона может быть приостановлено постановлением Конституционного Суда РФ, если этот закон противоречит Конституции РФ. А закон может отменить или изменить любой нормативно-правовой акт, включая и сам закон.

Закон имеет структуру, которую следующие элементы. закон имеет указывающее на предмет регулирования, т.е. на регулируемых общественных отношений [5, С. 163].

Во-вторых, закон содержать наименование принявшего данный акт. Юридическая данного закона

  • от его иерархической структуре законодательства;
  • от органа, в которого входит соответствующего нормативного акта [20, С. 138].

В-третьих, каждый имеет номер и его принятия, помогают индивидуализировать определить их место в нормативных правовых В-четвертых, закон нормативно-правовое содержание. обычно делится на которых содержатся права (правила Статьи имеют могут быть главы и разделы. закон должен подписан соответствующим лицом (федеральный Президентом РФ).

2.2. Виды законов в РФ

Основными видами законов в Российской Федерации являются:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • законы субъектов Федерации [15, С. 139].

Конституция – это Основной Закон государства, который принимается в особом порядке, имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Он принимается референдумом или же Конституционным Собранием. Конституционные нормы обладают верховенством по отношению к другим законодательным актам [21, С. 87]. Это означает, во-первых, что нормы всех иных правовых актов (законов, подзаконных актов) должны соответствовать конституционным нормам и не противоречить им. Во-вторых, что в случае расхождения норм Конституции и норм иных нормативно-правовых актов действуют конституционные нормы. В-третьих, что Конституция является основой всей законодательной базы Российской Федерации, возглавляет иерархию нормативно-правовых актов.

Правовое значение действия Конституции том, что ее непосредственно порождают обязанности субъектов при защите прав граждане апеллировать к нормам Порядок организации и высших органов власти также основании конституционных


Конституция закрепляет: конституционного строя правовое положение гражданина, принципы деятельности государственных органов местного принципы взаимоотношений органов и органов входящих в состав Федерации.

Федеральные конституционные законы – это такие законы, которые вносят изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, которые принимаются для регулирования вопросов, прямо предусмотренных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108) [1]. Они занимают особое место в российском законодательстве, так как имеют высшую юридическую силу и призваны обеспечить стабильность Конституции, закрепляющей основы его конституционного строя. В Конституции указаны конкретные предметы ведения России, подлежащие регулированию федеральными конституционными законами [25, С. 164]. Путем издания федеральных конституционных законов определяются: порядок проведения общероссийского референдума, режим военного положения, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения, статус Уполномоченного по правам человека; осуществляется принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъекта Российской Федерации; утверждается описание и порядок официального использования Государственных флага, герба и гимна Российской Федерации; устанавливаются судебная система, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов; порядок созыва Конституционного Собрания РФ; порядок изменения Конституции в связи с изменением состава Российской Федерации [15, С. 141].

На сегодняшний день приняты Федеральные конституционные законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года, «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года, «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004, «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года, «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года, «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года, «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года, «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года, «О Государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года [13, С. 332].

Федеральные конституционные законы имеют прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации. Правовое содержание прямого действия законов заключается в том, что они применяются непосредственно всеми субъектами права без подтверждения со стороны каких-либо органов государственной власти. Верховенство означает, что все иные юридические акты, входящие в федеральную правовую систему, издаются в соответствии с федеральными конституционными законами и не должны им противоречить [21, С. 88].


Верховенство федеральных конституционных законов по отношению ко всем другим юридическим актам, включая и федеральные законы, обусловливает особую, более сложную процедуру их принятия. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства голосов.

Федеральные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [15, С. 142]. Обязательное издание некоторых федеральных законов предусмотрено в самой Конституции. Это, например, законы о гражданстве Российской Федерации, об условиях и порядке пользования землей, о сведениях, составляющих государственную тайну, об альтернативной военной службе, о государственных займах, об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, о полномочиях, организации и порядке деятельности прокуратуры Российской Федерации и т.д.

Федеральные законы не могут противоречить Конституции и федеральным конституционным законам и должны строго им соответствовать.

Федеральные законы, принятые в сфере ведения Российской Федерации, действуют непосредственно и подлежат применению на всей ее территории.

Законы субъектов Федерации принимаются представительными (законодательными) органами субъектов Федерации. Порядок и процедура принятия данных законов определяются конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, а также регламентами представительных (законодательных) органов субъектов Федерации [25, С. 165].

Для федеративной государственности непреложным является принцип, согласно которому законодательные акты субъектов Федерации должны соответствовать общефедеральным законам. Недопустимым является тот факт, когда в федеративном государстве нормативные правовые акты составляющих его субъектов находятся в противоречии с федеральным законодательством, когда эти субъекты «вводят свои принципы построения правовой системы» вопреки действующим общефедеральным принципам.

В научной литературе подзаконный нормативный правовой акт определяется как юридический акт компетентного органа, изданный «на основе и во исполнение закона» [5, С. 185] и ему не противоречащий. К подзаконным нормативно-правовым актам относятся: нормативные постановления представительных органов (парламента); нормативные указы и распоряжения Президента; нормативные постановления и распоряжения Правительства; нормативные указы глав субъектов в составе Федерации; нормативные постановления правительств субъектов в составе Российской Федерации; нормативные приказы и инструкции министерств и ведомств; нормативные постановления, распоряжения и приказы краевой, областной и иной местной администрации.


Все подзаконные нормативные акты издаются на основе Конституции РФ и федеральных законов и должны строго соответствовать принципам и нормам, содержащимся в них.

Указы и распоряжения Президента РФ как акты главы государства издаются по широкому кругу полномочий, предусмотренных Конституцией РФ [25, С. 166]. Указы Президента РФ являются нормативными правовыми актами, а распоряжения, как правило, - актами индивидуального характера, касающимися конкретных отношений либо определенных лиц.

Указы Президента РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам [29, С. 203]. Это означает, что нормативные акты Президента носят подзаконный характер. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 90 Конституции РФ), имеют прямое действие и приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам.

Если нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, изданные по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, противоречат нормативным актам Президента РФ, то действуют акты Президента РФ. Если же нормативные акты Президента РФ противоречат нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации, изданным по предметам исключительного ведения субъектов Федерации, то действуют акты субъектов Федерации [25, С. 167].

Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда самим нормативным актом установлен другой срок введения его в действие [2].

Указы Президента РФ наряду с федеральными конституционными и федеральными законами служат нормативной базой для стабильного функционирования исполнительной власти в Российской Федерации.

Постановления Правительства РФ согласно Конституции РФ издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни. Они обязательны для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации. Акты Правительства РФ носят подзаконный характер и не могут противоречить федеральным законам и указам Президента РФ. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.