Файл: Налог на добавленную стоимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Товары и услуги освобождены от уплаты НДС в России. Есть несколько отраслей, которые не подлежат уплате НДС, и эта мера стимулирует финансовое развитие местного рынка. Банковские и страховые услуги не обязаны регистрироваться по НДС; это же правило применимо к финансовым учреждениям или образовательным услугам. Пассажирские перевозки также являются доменом, за который предприятия не облагаются НДС.[6]

В российской налоговой системе НДС занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, Если рассматривать структуру доходов бюджета Российской Федерации, то будет видно, что доля НДС составляет основную часть консолидированного бюджета РФ. Показатели удельного веса НДС в общей сумме доходов бюджета РФ и соотношение НДС и косвенных налогов (налог на прибыль и акцизов) в доходах федерального бюджета представлены в таблице 1.

Налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализованным на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в январе-марте 2017 года составил 854,8 млрд рублей, что на 123,1 млрд рублей, или на 16,8% выше, чем в январе-марте Март 2016.

Динамика поступления НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-марте 2016-2017 гг.

Увеличение налоговых поступлений в январе-марте 2017 года произошло в основном за счет:

- более высокие темпы роста расчетной суммы налога по объектам налогообложения на 2,9% по сравнению с темпами роста налоговых вычетов на 2,0% в связи с ростом ВВП в номинальном выражении в 4 квартале 2016 года на 5,4% по сравнению с соответствующим периодом 2015,

- уменьшение доли налоговых вычетов в расчетной сумме налога на 0,80 п.п. (с 93,15% до 92,34%), что связано с уменьшением доли налоговых вычетов на экспорт на 0,16 процентных пункта (с 4,51% до 4,35%) и снижением стоимости капитального строительства, а также улучшением налогового администрирования.

Основные показатели структуры начисленной суммы НДС по товарам (работам, услугам), реализуемой на территории Российской Федерации, характеризуются данными, приведенными в таблице. В 1 квартале 2017 года сумма налога на добавленную стоимость, рассчитанная по объектам налогообложения, составила 10 669,1 млрд. Рублей и увеличилась на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, сумма налоговых вычетов составила 9 852,1 млрд. Рублей и увеличилась на 2,0%. , Доля налоговых вычетов в сумме начислений составила 92,34% и по сравнению с соответствующим периодом 2016 года снизилась на 0,80 процентных пункта.


Налоговые отчисления в отношении суммы налога, уплаченной налогоплательщиками таможенным органам при импорте товаров, составили 450,2 млрд. Рублей и увеличились на 1,8%. Налоговые отчисления в отношении сумм налога, уплачиваемых налогоплательщиками в налоговые органы при ввозе товаров с территории государств-членов Таможенного союза, составили 35,7 млрд. Рублей и увеличились на 3,1%. Увеличение этих налоговых вычетов в основном связано с увеличением объема импортных операций из стран ЕАЭС[7]

Налоговые вычеты в отношении сумм налога по операциям, в отношении которых документально подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, составили 464,1 млрд. Рублей и снизились на 0,7%, что в основном связано с уменьшением экспортных операций (в рублевом выражении).

В январе-марте 2017 года сумма фактической компенсации по налогу на добавленную стоимость составила 536,1 млрд. Рублей, что на 10,3%, или на 50,1 млрд. Рублей больше, чем в январе-марте 2016 года. В декларативном порядке возврат налога увеличился на 37,0%. (или на 88,5 млрд руб.) и составило 327,6 млрд руб.

Фактическое возмещение НДС, в том числе в заявительном порядке в январе-марте 2017 года

Сумма налога, возвращенная на расчетные счета налогоплательщиков в январе-марте 2017 года, составила 482,8 млрд рублей и увеличилась на 23,7%, или на 92,6 млрд рублей. Доля этих сумм в возмещении НДС составила 90,1% и увеличилась на 9,8 процентных пункта.

Налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), проданным в Российской Федерации в январе-марте 2017 года, составил 29,5% от налоговых поступлений в 2017 году в сумме 2 899,5 млрд рублей, учтенных в Федеральном законе от 19 декабря 2016 года. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Исполнение параметров федерального бюджета на 2017 год по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации.

По состоянию на 1 апреля 2017 года общий налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализованные в Российской Федерации, составил 670,2 млрд. Рублей и увеличился на 52,4 млрд. Рублей по сравнению с началом 2017 года на 8,5%, в том числе задолженность - 218,5 млрд. Рублей. и снизился на 24,4 млрд рублей, или на 10% по сравнению с началом 2017 года[2].

Любое предприятие, учреждение, организация должны выполнять свои налоговые обязательства перед государством. В этом случае вы можете использовать все доступные возможности для уменьшения суммы налогов, которые разрешены законом. Поэтому знание руководителя и бухгалтера, уровень налоговой компетенции, основы налогового законодательства и налогового учета обязательны.[6]


Познание предмета направлено на формирование у нас знания теоретических и методологических основ действующей в Российской Федерации системы налогообложения и практических навыков по расчету сумм налогов.

Основные задачи изучения предмета:

·  исследование действующей системы налогов и сборов, анализ политики государства в области налогообложения в условиях рыночной экономики;

·  исследование правового обеспечения налогообложения предпринимательской деятельности;

·  изучение методики исчисления отдельных налогов.

 После окончания обучения мы должен:

·  владеть системой базовых концепций налогообложения;

·  знать основы налоговой системы Российской Федерации, принципы ее построения, теоретические и методологические принципы сбора налогов, метод их расчета;

·  иметь возможность самостоятельно изучать нормативные документы, регулирующие уплату налогов;

·  уметь рассчитать суммы налогов.

Связь предмета с другими предметами учебного плана:

В процессе обучения мы должны знать:

·  Основы бизнеса.

·  Гражданское право.

·  Финансы предприятия.

·  Теорию бухгалтерского учета.

·  Бухгалтерский учет.

  Знания, полученные при изучении налогообложения, используются нами на занятиях по следующим дисциплинам:

·     Финансовый анализ.

·     Организация предприятий малого и среднего бизнеса.

·     Стратегическое планирование.

·     Аудит.

·     Налоговый учет.

·     Налоговое планирование.

·     Налогообложение финансовых институтов.

·     Организация и методика налоговой проверки.

 Рекомендации по методике изучения предмета:

Основная сложность изучения налогообложения состоит в том, что данный предмет весьма энергична. Еженедельно публикуются новые нормативные документы и материалы о порядке исчисления и уплаты налогов. Поэтому очень важно с самого начала быть в курсе последних изменений в области налогообложения. В этом Вам поможет изучить дополнительной литературы и статей, опубликованных в газетах и журналах, список которых приводится в конце пособия. День публикации федеральных законов по налогообложению в этой газете считается днем их официальной публикации.

Нормативные документы публикуются, кроме того, в газетах «Финансовая газета», «Учет, налоги, право», «Экономика и жизнь», а также в журнале «Налоговый вестник», «Российский налоговый курьер» и др. Кроме того, периодическая пресса содержит рекомендации по правильному исчислению налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.


На сегодняшний день в странах с развитой рыночной экономикой опубликовано много учебной и научной литературы по вопросам налогообложения, где накоплен богатый многолетний опыт сбора налогов. Современная налоговая система России относительно молода, но, тем не менее, сегодня существует немало отечественных авторов, в работах которых вы можете найти компетентные рекомендации по процедуре расчета и уплаты налогов.

2.3. Понятие НДС

НДС – федеральный налог, относится к косвенным налогам, а среди косвенных – к налогам на потребление. Эти налоги оплачивают конечные потребители товаров и услуг, но перечисляют государству поставщики этих товаров и услуг.[2]

Соответственно чем выше уровень жизни и платёжеспособность конечных потребителей, прежде всего, населения страны, тем больше в государстве потребление и налоги на него. Объём налогов на потребление увеличивает и инфляция в стране.

Налоги на потребление подразделяются на одно- и многоступенчатые в зависимости от количества этапов, на которых они взимаются. Например, акциз взимается только один раз. НДС является многоступенчатым налогом: он начисляется на каждом этапе продвижения товара – при добыче или выращивании, при переработке, при оптовой реализации и, наконец, при розничной продаже конечным потребителям.

Через систему действия налога на добавленную стоимость в доход бюджета изымается часть добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства различных видов товарной продукции и доведения ее до потребителей, а также при оказании платных услуг. Добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью реализуемых потребителям товаров (работ, услуг), определяемой исходя из применяемых цен (тарифов), и величиной материальных затрат производственного назначения.[3]

Налог на добавленную стоимость регулируется гл.21 НК РФ.

Плательщиками НДС (ст.143 НК РФ) являются:

·     организации;

·     индивидуальные предприниматели;

·     лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

 Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, работ, услуг, ввоз товаров на территорию Российской Федерации.

Освобождение от уплаты НДС. Организации и индивидуальные предприниматели (если они не являются налогоплательщиками акцизов) могут быть освобождены от уплаты налога, если у них в течение предшествующих 3 месяцев сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость в совокупности не превысила 2 млн руб. Освобождение предоставляется на 12 последовательных месяцев, за исключением случая, когда право на освобождение утрачивает силу. После истечения указанного срока организации и индивидуальные предприниматели, желающие продлить освобождение от уплаты налога, должны представить в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие правомерность обращения.


2.4 Основные вопросы до повышения НДС с 1 января 2019 года

Предлагаемые поправки вступили в силу с 1 января 2019 года. Новая ставка НДС применяться к товарам, работам, услугам и имущественным правам, предоставленным 1 января 2019 года или после этой даты.[6]

Практические вопросы, связанные с повышением ставки НДС

Текущая версия законопроекта не содержит каких-либо переходных положений для введения новой ставки НДС, что поднимает ряд практических вопросов, таких как:

  • Как новая ставка НДС будет применяться к операциям, для которых налоговая база определяется на момент оплаты. Это особенно актуально для поставщиков электронных услуг и налоговых агентов при расчете и уплате НДС.
  • Как будет рассчитываться НДС в отношении товаров, работ и услуг, поставленных после 1 января 2019 года, за которые был получен авансовый платеж до этой даты, и в отношении товаров, ввозимых в Россию после 1 января 2019 года.
  • Если товары, приобретенные до 1 января 2019 года, возвращаются после этой даты, возникает вопрос о том, как продавец должен возместить НДС на основании счета, выставленного покупателем с применением новой ставки НДС.
  • В случае продолжения контрактов с фиксированной ценой, включающей НДС, или контрактов, в соответствии с которыми работы выполняются поэтапно, повышение ставки НДС приведет к сокращению доходов, фактически полученных поставщиком товаров, работ и услуг, что поднимает проблему Нужно изменить условия договоров.
  • Как следует подавать декларацию по НДС, чтобы отразить счета-фактуры по НДС, выданные до 1 января 2019 года по ставке 18% при заявлении входного НДС для возмещения и восстановления НДС в периоды после 1 января 2019 года.
  • Субсидии на будущие расходы, которые были организованы с учетом ставки НДС 18%, не будут полностью покрывать расходы на приобретение товаров, работ и услуг по новой ставке.

Налогоплательщики должны подготовиться к изменению ставки НДС и неопределенности, работая со своим местным налоговым специалистом, чтобы:

  1. Анализ существующих контрактов для выявления налоговых и коммерческих рисков (включая риск возникновения дополнительных расходов в результате повышения ставки НДС).
  2. Определите меры для компенсации временного увеличения оттока денежных средств, например, путем анализа потенциальных изменений в позициях, ранее принятых компанией в отношении НДС.
  3. Подготовить запрос к налоговым органам или Министерству финансов для руководства по вопросам, возникающим в связи с повышением ставки НДС.
  4. Измените внутренние системы компании, чтобы обеспечить правильное отражение транзакций по новому курсу в записи.[6]