Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение в налогообложение. НДС в России.
1.1. Основные определения и понятия
1.4. Налогоплательщики. Объект налогообложения. Налоговая база и единица обложения
1.6. Порядок исчисления и порядок уплаты налога
2.4 Основные вопросы до повышения НДС с 1 января 2019 года
Введение
В настоящее время НДС является одним из важнейших федеральных налогов. Основой его коллекции, как следует из названия, является добавленная стоимость, созданная на всех этапах производства и обращения товаров. Этот налог традиционно называют универсальными косвенными налогами, которые начисляются в качестве своего рода премий путем включения их в цену товаров, перенося бремя налогообложения на конечных потребителей товаров, работ и услуг.
Целью работы является изучение и расчет налога на добавленную стоимость. Для реализации цели требуется решение ряда задач:
- изучить сущность и понятие налога на добавленную стоимость;
- рассмотреть механизм уплаты НДС, технологию учета НДС;
- определить ставки налога на добавленную стоимость;
- анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость при строительно-монтажных работах.
Объектом исследования является предприятие г. Нефтекамск ООО "НиГМаш-Сервис».
Предметом исследования является система налоговых отношений между налогоплательщиками и государством.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения.
Первая глава посвящена анализу и обобщению теоретических основ налогообложения, изложенных в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Анализируются теоретические основы налога на добавленную стоимость, оценивается влияние НДС на экономический рост и доходы бюджета Российской Федерации, обсуждаются пути повышения НДС.
Вторая глава посвящена анализу налогообложения на примере организации: ООО "НиГМаш-Сервис".
В третьей главе рассматриваются теоретически возможные методы оптимизации налога на добавленную стоимость и экономический эффект от предлагаемых методов.
Заключение содержит выводы, вытекающие из результатов исследования и предложения по повышению эффективности действующей системы налогообложения налогом на добавленную стоимость при продажи и поставки нефтегазового оборудования.
1. Введение в налогообложение. НДС в России.
1.1. Основные определения и понятия
Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти...»[1]. Государству для выполнения своих функций необходимы финансовые средства, которые оно и получает посредством налогов. Поэтому государство не может обойтись без налогов. Управление экономикой, оборона, суд, таможня, охрана порядка, бесплатное медицинское обслуживание и образование – вот далеко не полный перечень тех направлений расходов бюджета страны, для финансирования которых необходимо собирать налоги. Таким образом, со времени возникновения государства налоги стали необходимой частью экономических отношений[1].
«В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов», – так утверждал Б. Франклин (1706—1790), один из авторов Декларации независимости США.
Понятие налога дано в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[3].
Основными свойствами налогов являются их обязательность и безэквивалентность. Первое свойство связано с тем, что государство изымает определенную часть дохода налогоплательщика в виде обязательного взноса, в порядке общественного принуждения, а второе свидетельствует о том, что уплата налогов не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств или оказанием услуг.
От налогов следует отличать сборы. Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Характерными чертами сбора являются: обязательность и оказание государственными или иными органами в интересах плательщиков услуги (юридически значимых действий). К таким услугам, например, относятся: регистрация предприятия, выдача лицензии[4].
Совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов, называется налогообложением.
Одним из основоположников системы налогообложения считается английский экономист А. Смит, который в своей книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» сформулировал основные принципы налогообложения:
1) подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности, сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства;
2) налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;
3) каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые удобны для плательщика;
4) каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства[1].
1.2. Функции налогов
У налогов имеются четыре основные функции:
· фискальная;
· регулирующая (экономическая);
· распределительная;
· контрольная.
Налоги являются наиболее важными финансовыми доходами в государственном бюджете, и это фискальная функция налогов. В нашей стране более 80% доходов бюджета облагается налогом: подоходный налог, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с населения, сборы за ресурсы, таможенные пошлины и акцизы.[1]
В дополнение к фискальной функции, государство использует налоги как средство регулирования экономики путем увеличения или уменьшения общего налогового бремени для целевого воздействия на определенные категории налогоплательщиков или виды деятельности посредством установления налоговых льгот, налоговых ставок. Эти меры влияют на изменение структуры и темпа развития производства. Налоги во многом определяют себестоимость продукции и прибыль предприятий. Рост налогов снижает покупательную способность населения и тем самым определяет уровень его жизни[2].
Третья функция заключается в том, что с помощью налогов государство снимает часть доходов организаций и частных лиц, концентрирует эти средства в государственном бюджете, а затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ.
Функция контроля налогов позволяет государству учитывать доходы организаций и физических лиц, потоки финансовых потоков и, на этой основе, разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налоги.
1.3. Элементы налога
До взимания налога государство в лице законодательной или представительной власти должно определить элементы налога в законодательных актах.
Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.
К элементам налога относятся:
· налогоплательщик;
· объект налогообложения;
· налоговая база;
· единица обложения;
· налоговые льготы;
· налоговая ставка;
· порядок исчисления;
· налоговый оклад;
· источник налога;
· налоговый период;
· порядок уплаты;
· срок уплаты налога.
1.4. Налогоплательщики. Объект налогообложения. Налоговая база и единица обложения
Налогоплательщиками являются организации и частные лица, которые в соответствии с Налоговым кодексом обязаны платить налоги и сборы.
В налоговом законодательстве организация относится к юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также к иностранным юридическим лицам, компаниям и иным корпоративным образованиям, имеющим гражданскую дееспособность, созданным в соответствии с законодательством иностранных государств, межправительственные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации[2].
Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. К этой категории налогоплательщиков относятся предприниматели, которые осуществляют свою деятельность без создания юридического лица.
С вступлением в силу Налогового кодекса филиалы и другие обособленные подразделения перестали быть независимыми плательщиками, поскольку они не несут ответственности за уплату налога, а могут только исполнить обязанность своей организации по уплате налога. Выполняя эту обязанность, организации по уплате налогов и сборов, филиалов и других обособленных подразделений выступают не от своего имени, а от имени организации и сами не являются носителями прав и обязанностей. Таким образом, исполнение налогового обязательства осуществляется организацией через ее филиалы по месту их нахождения, но налогоплательщиком остается сама организация. Это организация, которая должна быть зарегистрирована по месту нахождения филиала, она должна вести учет доходов, расходов и других объектов налогообложения.[4]
Согласно законодательству некоторых зарубежных стран, семья в целом может выступать плательщиком налога, а не конкретным гражданином.
Налогоплательщик не всегда является настоящим налогоплательщиком. Это происходит потому, что существует экономическая возможность перенести налоговое бремя с предприятия, которое переводит налог в бюджет, другому лицу. Последний называется налоговым перевозчиком. Налогоплательщик - это лицо, которое в конечном итоге берет на себя бремя налога и фактически оплачивает налог по завершении процесса переноса налога. Например, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются организации и предприниматели, производящие и продающие продукцию. Они должны рассчитать сумму налога и перечислить ее в бюджет. Сумма налога включена в стоимость продукции, поэтому покупатель, приобретая товар, оплачивает сумму НДС[2].
Если этот покупатель использует товар для производства другого товара, а затем продает его или просто перепродает купленный товар, он возместит уплаченную сумму налога. Если покупатель является конечным потребителем товара (то есть не использует его в производственных целях и не перепродает), то он является носителем налога, реальным плательщиком налога.
Объектами налогообложения являются:
· операции по реализации товаров (работ, услуг);
· имущество;
· прибыль;
· доход;
· стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
· иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный и прямо названный в законе объект налогообложения. В статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации дается понятие различных видов объекта налогообложения.
Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации: вещи, включая, деньги и ценные бумаги, а также иное имущество.
Товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Материальный или нематериальный объект может быть признан или не признан товаром. Так, находящиеся в собственности физического лица и используемое им для собственных нужд имущество (автомобиль) не является товаром, пока собственник имущества не изъявит в той или иной форме желание продать это имущество.
Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услуга – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и которые (результаты) реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.
Таким образом, услуга в отличие от работы не имеет материального выражения и не может быть реализована для последующего удовлетворения потребностей.
Налоговая база и единица обложения.
Для того чтобы исчислить налог, недостаточно определить ее объект, необходимо рассчитать налоговую базу. Она служит для количественного измерения объекта налога. Таким образом, налоговая база – это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения – единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, экю) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.[3]