Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение в налогообложение. НДС в России.
1.1. Основные определения и понятия
1.4. Налогоплательщики. Объект налогообложения. Налоговая база и единица обложения
1.6. Порядок исчисления и порядок уплаты налога
2.4 Основные вопросы до повышения НДС с 1 января 2019 года
3. НДС на примере ООО НиГМаш-Сервис
Пример. Облагаемая выручка организации за три месяца составила в размере 1 995 тыс. руб.: в феврале – 750 000 руб., в марте – 665 000 руб., в апреле – 580 000 руб. Узнаем, имеет ли право налогоплательщик на освобождение от уплаты НДС. Рассчитаем сумму выручки за 3 месяца: 750 000 + 665 000 + 580 000 = 1 995 000 руб. Полученный результат не превысил 2 000 000 руб. Следовательно, организация имеет право на освобождение от уплаты НДС.
В ст. 149 НК РФ приводится перечень операций, не подлежащих налогообложению.
Налоговая база (ст.153 НК РФ) определяется при реализации товаров, работ, услуг налогоплательщиком в соответствии с гл.21 НК РФ. Выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, работ, услуг, имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценных бумаг.
Пример. В отчетном периоде ООО «НиГМаш-Сервис»
· реализовало продукции на 11 700 тыс. руб. без НДС;
· построило гараж хозяйственным способом для собственных нужд (стоимость строительно-монтажных работ составила 1 600 тыс. руб. без НДС);
· оказало транспортных услуг на сумму 1 200 руб.;
· передало муниципальному органу автомобиль на безвозмездной основе стоимостью – 850 000 руб.
Рассчитать налоговую базу по НДС.
Решение.
Объектом налогообложения признается реализация товара и выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд (строительство гаража) – ст. 146 НК РФ. Облагаемая база составит:
· по реализации продукции - 11 700 тыс. руб.;
· по строительству гаража - 60 тыс. руб.;
· по оказанию транспортных услуг - 1 200 руб.
Передача основных средств органам государственной власти и органам муниципального управления не признается объектом налогообложения (ст.146 НК РФ), поэтому в налоговую базу не включается.
Налоговая база составит: 11 700 000 + 60 000 + 1 200 = 72 900 руб.
Налоговый период по НДС устанавливается как квартал (ст. 163 НК РФ).
Налоговые ставки НДС (ст.164 НК РФ):
0% - при реализации товаров на экспорт (за исключением нефти и газа), а также работ (услуг), непосредственно связанных с их перемещением через таможенную границу, при условии фактического вывоза за пределы таможенной территории России; услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы России при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов; товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами;
10% - по продовольственным товарам (кроме подакцизных и деликатесных), по товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ;
20% (с 1 января 2019 г.) - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные и деликатесные продовольственные товары.
Если сумма налога должна определяться расчетным путем, то налоговая ставка определяется следующим образом:
· по товарам, облагаемым по ставке 10%,— 10% : 110% х 100%;
· по товарам, которые облагаются по ставке 20%,— 20%:120% х 100%.
В целях правильного исчисления налога необходимо установить дату реализации товаров в зависимости от принятой учетной политики. Для налогоплательщиков, принявших в учетной политике дату возникновения налогового обязательства по мере отгрузки и по предъявлению покупателю расчетных документов, датой реализации товаров считают день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Для налогоплательщиков, принявших в учетной политике дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, датой реализации считается день оплаты отгруженных товаров (работ, услуг).
Счет-фактура (ст.169 НК РФ). Все налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, включая операции, не подлежащие налогообложению, а также при получении авансов и в других случаях обязаны по установленным формам:
· составить счет-фактуру;
· вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур;
· вести книги покупок и книги продаж.
При реализации товаров в розничной торговле требования по выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы, выражаясь иначе — счет-фактура покупателю не выписывается.
Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж устанавливается Правительством РФ.
Счет-фактура является одним из важных финансовых документов, на основании которых налоговые органы осуществляют контроль за облагаемым оборотом и за правильностью исчисления НДС.
Он должен быть выставлен покупателю не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). В случае если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.
Книга продаж предназначена для регистрации счетов-фактур (лент контрольно-кассовых аппаратов при розничной торговле) и составляется продавцом при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС. Получение денежных средств в виде предоплаты (аванса) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) также оформляется продавцом составлением счетов-фактур и соответствующими записями в книге продаж. Покупатели, перечисляющие указанные авансовые средства, счета-фактуры по этим суммам в книге покупок не регистрируют.
Книга покупок ведется покупателем и предназначена для регистрации счетов-фактур, выставленных поставщиками для определения суммы НДС, подлежащей зачету (возмещению). Суммы НДС по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарам (работам, услугам) принимаются к зачету (возмещению) у покупателя только при наличии самих оригиналов счетов-фактур, соответствующих записей в книге покупок и оприходования товара на склад. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и прихода на склад приобретаемых товаров.
Так как счет-фактура является основанием для возмещения НДС, то налоговый кодекс устанавливает требования к счету-фактуре.
Возмещение НДС (ст.176 НК РФ)
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Вот некоторые из них:
· вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, приобретаемых для осуществления операций, облагаемых НДС;
· вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. В случае, если расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам;
· вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг). Во всех этих случаях должны быть выполнены два условия:
1) услуга должна быть оказана;
2) услуга должна быть оплачена.
Если хотя бы одно из условий не выполняется, налогоплательщик не может данную сумму налога поставить к вычету.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммой налоговых вычетов.
Рассмотрим пример возмещения НДС.
Пример. Оптовая торговая организация имеет за I квартал текущего года следующие показатели:
· выручка от реализации товаров (без НДС):
а) по товарам, облагаемым по ставке 20% — 2 500 000 руб.;
б) по товарам, облагаемым по ставке 10% —2 700 000 руб.;
· покупная стоимость товаров (без НДС):
а) по товарам, облагаемым по ставке 20% — 220 000 руб.;
б) по товарам, облагаемым по ставке 10% — 230 000 руб.;
Определить сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет.
Решение.
1) Определим сумму НДС, начисленную по результатам реализации:
2 500 000 х 18% = 500 000 руб.
2 700 000 х 10% = 270 000 руб.
Итого НДС к уплате в бюджет составит: 500 000 + 270 000 = 770 000 руб.
2) Определим сумму НДС, которую организация уплатила поставщикам ранее, в цене товара (принимаемую к возмещению):
220 000 х 18% = 44 000 руб.
230 000 х 10% = 23 000 руб.
Итого НДС к возмещению составит: 44 000 + 23 000 = 67 000 руб.
1. Определим сумму, подлежащую перечислению в бюджет:
270 000 руб. – 67 000 руб. = 203 000 руб.
Организация вернет себе 67 000 руб., уплаченные при приобретении товаров из оборотных средств. Остальную сумму НДС (203 00 руб.), полученную при реализации, перечислит в бюджет до 20 апреля 2016 года.
Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость представляется организациями и индивидуальными предпринимателями – налогоплательщиками, на которых в соответствии со статьей 174.1 НК РФ возложены обязанности налогоплательщика и лиц, не признаваемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, перечисленными в пункте 5 статьи 173 Кодекса, а также налоговыми агентами, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налога на добавленную стоимость, в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.[6]
2. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном статьей 81 Кодекса.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном статьей 81 Кодекса. При этом уточненная декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.[6]
При перерасчете сумм налога в периоде совершения ошибки (искажения) уточненные декларации представляются в налоговый орган на бланке установленной формы, действовавшей в том налоговом периоде, за который производится перерасчет сумм налога. При перерасчете налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом, за тот налоговый период, по которому налогоплательщиком (налоговым агентом) производится перерасчет сумм налога.
Если по результатам налоговых проверок налоговым органом доначислен налог к уплате в бюджет либо уменьшена сумма налога, исчисленная налогоплательщиком к возмещению из бюджета, то представление налогоплательщиком уточненных деклараций в связи с указанным не требуется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НДС является одним из важнейших федеральных налогов. Основой его коллекции, как следует из названия, является добавленная стоимость, созданная на всех этапах производства и обращения товаров. Этот налог традиционно называют универсальными косвенными налогами, которые начисляются в качестве своего рода премий путем включения их в цену товаров, перенося бремя налогообложения на конечных потребителей товаров, работ и услуг.
Мы изучили налог на добавленную стоимость. Для реализации цели требуется решение ряда задач:
- изучили сущность и понятие налога на добавленную стоимость;
- рассмотрели механизм уплаты НДС, технологию учета НДС;
- определили ставки налога на добавленную стоимость;
- провели анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость при реализации продукции.
Объектом исследования являлось предприятие г. Нефтекамск ООО "НиГМаш-Сервис».
Предметом исследования является система налоговых отношений между налогоплательщиками и государством.
Курсовая работа состояла из введения, трех глав, заключения.
Первая глава была посвящена анализу и обобщению теоретических основ налогообложения, изложенных в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Анализируются теоретические основы налога на добавленную стоимость, оценивается влияние НДС на экономический рост и доходы бюджета Российской Федерации, обсуждаются пути повышения НДС.
Во второй главе рассматриваются теоретически возможные методы оптимизации налога на добавленную стоимость и экономический эффект от предлагаемых методов.