Файл: Цель и задачи налогового учета (Понятие и особенности налогового учета).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Налоговый учет: понятие, цели и задача
1.1. Понятие и особенности налогового учета
1.2. Налоговый учет его функции, задачи, цели
Глава 2. Налоговый учет: правила ведения, роль налоговых регистров
2.1. Правила ведения регистров налогового учета
2.2. Порядок и способы ведения налогового учета
2.3. Роль налоговых регистров налогового учета в формировании налоговой отчетности
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования налогового учета в РФ
2.3. Роль налоговых регистров налогового учета в формировании налоговой отчетности
Обязанность по осуществлению налогового учета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям вменена Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ). Ст. 313 НК РФ определяет налоговый учет как систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Данная статья также определяет, что в случаях, когда в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно сведений для исчисления налоговой базы для расчета налога на прибыль организаций, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
При этом обязанность ведения регистров налогового учета подкреплена и в других статья НК РФ. Например, ст. 230 НК РФ обязывает налоговых агентов вести регистры налогового учета для обеспечения ведения учета доходов физических лиц, предоставленных налоговых вычетах по НДФЛ, а также исчисленного и удержанного НДФЛ.
Понятие налогового регистра частично дано в ст. 314 НК РФ: аналитические регистры налогового учета – сводные формы налогового учета, данные в которых систематизированы и сгруппированы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ без распределения по счетам бухгалтерского учета).
Данная статья дает определение налогового регистры только в отношении документов, формируемых для расчета налога на прибыль. Тем не менее, под данное определение попадают все регистры налогового учета.
Ст. 313 НК РФ предусматривает перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в аналитических регистрах налогового учета[28]:
- наименование регистра;
- период (дата) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Ст. 313 НК РФ предусматривает обязательные реквизиты только в отношении регистров, применяемых для расчета налога на прибыль организации. Однако, рекомендует наделить данными реквизитами все налоговые регистры организации.
Абз. 6 ст. 314 НК РФ устанавливает порядок ведения регистров налогового учета на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях. НК РФ не предусмотрены обязательные формы регистров налогового учета, а налоговые инспекции не вправе требовать от налогоплательщиков вести регистры по какой-то установленной форме (абз. 5 ст. 313 НК РФ). При этом налогоплательщики самостоятельно разрабатывают формы регистров налогового учета и отражают их в своей учетной политике для целей налогообложения (абз. 6 ст. 314 НК РФ).
Главное назначение аналитических регистров налогового учета - формирование налоговой отчетности.
Одним из центральных составляющих конструкции налоговой отчетности является понятие, содержание, формы налоговых документов, которыми и закрепляется система отчетных показателей.
К документам налоговой отчетности относят: налоговые декларации; расчеты по налогам; налоговые уведомления; расчетные ведомости; отчеты; справки; книги учета доходов и расходов; налоговые карточки физических лиц; карточки лицевого счета налогоплательщиков и иные виды документов, связанных с определением объекта налогообложения, налоговой базы, исчислением сумм налогов и сборов.
Классификацию документов налоговой отчетности можно осуществить и по функциональному назначению, выделив[29]: налоговые декларации; документы, определяющие и корректирующие исчисление налога (например, справки о доходах и имуществе налогоплательщика; справки, подтверждающие налоговые освобождения); налоговые уведомления и требования.
Налоговая отчетность организаций состоит из налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам и сборам по каждому виду налога (сбора). Сроки сдачи такой отчетности определены Налоговым кодексом и зависят от конкретного налога.
Важнейший документ налоговой отчетности – налоговая декларация. Согласно ст. 80 НК РФ, налоговая декларация – это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога подлежащего уплате и о других данных, служащих основанием для исчисления налога.
Налоговую отчетность предоставляют все организации, но ее состав может меняться в зависимости применяемой системы налогообложения, видов деятельности. Так, например, налогообложением налогом на прибыль подвергается только организации, применяющие общий режим налогообложения. Соответственно, те учреждения, применяют специальные режимы, налог на прибыль не платят и не предоставляют налоговую декларацию по налогу на прибыль.
Таким образом, налоговый учет и построенная на его основе налоговая отчетность – одни их элементов экономического управления предприятием. Недооценка значения этих инструментов в управлении бизнесом приводит к неполноценной системе формирования достоверной информации о состоянии хозяйствующего субъекта. На уровне каждого хозяйствующего субъекта налоговая отчетность означает не только размер отчислений в пользу государства, но и уровень эффективности развития самого предприятия, его экономическую культуру и участие в экономической жизни (пусть и опосредствовано в форме налогов и сборов) всей нации. Именно при таком отношении к сдаче налоговой отчетности она может быть идеально правильной и точной.
Организация вправе самостоятельно устанавливать порядок ведения налогового учета. В большинстве случаев организации используют для формирования налоговых данных информацию бухгалтерского учета. Разработка налоговых регистров на предприятии является основным моментов в налоговом учете. Различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета заключаются в таких элементах как налоговые преференции и отдельные виды расходов, используемые для оптимизации налоговых платежей. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что составление налоговой отчетности полностью на основе бухгалтерского учета нецелесообразно[30].
Каждый налог, сбор и взнос имеет самостоятельные элементы: субъект и объект налогообложения, налоговую базу, ставку, период налогообложения, которые определены в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ и другими федеральными законами.
Для целей налогообложения важным этапом является определение налогооблагаемой базы. В практике отечественных организаций существует три модели формирования налогооблагаемых баз, которые различаются по степени самостоятельности по отношению к бухгалтерскому учету.
В качестве основы первой модели используется бухгалтерская информация, которую не корректируют для целей налогового учета. Примером такой информации для формирования налогооблагаемой базы может служить налог на имущество организации. Объектом налогообложения при данном налоге служит остаточная стоимость основных средств, которая отражается в данных бухгалтерского учета.
Согласно второй модели формирование показателей налогового учета происходит путем корректировки бухгалтерской информации показателей. К данной модели взаимодействия бухгалтерского и налогового учета относится единый налог при упрощенной системе налогообложения. За основу расчета налоговой базы по единому налогу принимаются данные поступлений денежных средств (в кассе, на счетах в банках). Далее эти данные корректируются в соответствии в требования НК РФ[31].
В соответствии с третьей моделью предполагается расчет налоговой базы без применения показателей бухгалтерского учета. Такой налоговый учет организован по НДФЛ, для которого предусмотрено составление специального налогового аналитического регистра по каждому налогоплательщику, в которых кроме данных о выплаченных налогоплательщику доходов, отражаемых в бухгалтерском учете, приводятся суммы стандартных налоговых вычетов, которые в системе бухгалтерского учета не отражаются. Аналогичная система применяется для НДС. Его исчисление производится на основе данных специальных первичных учетных документов (счетов-фактур), которые обобщаются в специальных налоговых регистрах (книги покупок и книги продаж).
Таким образом, налоговая отчетность представлена документами налогоплательщика, включающая в себя расчеты по авансовым платежам и сборам и налоговые декларации по всем видам налогов и обязательным платежам или по уплаченным доходам. В нее также входят приложения к расчетам и налоговым декларациям. В НК РФ установлен порядок формирования и подачи налоговой отчетности, которая составляется и подается в государственные органы налоговой службы. Налоговая отчётность отражает не только финансовую и экономическую отчётность, но также выражает хозяйственную деятельность предприятия. Эта отчётность обеспечивает контроль за уплатой налогов в положенное время, фиксирует все исчисления.
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования налогового учета в РФ
Налоговый учет является неотъемлемой частью учета организации и играет важнейшую роль в налоговом планировании и в исполнении налоговых обязательств.
В настоящее время налоговое реформирование в РФ характеризуется большими изменениями налогообложения страны.
Налоговый Кодекс РФ - главный законодательный документ налоговой политики государства.
Сильно меняется механизм налогообложения прибыли после вступления в действие с 01.01.02. Главы 25 «Налог на прибыль организаций». На данном этапе налогообложения важно ведение налогового учета для дальнейшего исчисления налога на прибыль организаций. Бухгалтерский учет сильно отличается от налогового учета, поэтому учет объектов налогообложения также отличается. Поэтому сначала тяжело вести и бухгалтерский и налоговый учет.
Введение налогового учета необходимо для формирования достоверной и правильной информации об учете операций для целей налогообложения в организации.
В настоящее время очень много подходов для упорядочения и формирования данных о способах ведения налогового учета. К ним можно на данный момент отнести построение налогового учета на основе бухгалтерского и ведение параллельного учета[32].
Одним из главных преимуществ параллельного ведения налогового учета совершенная независимость от изменений в правилах ведения бухгалтерского учета. Этот подход включает в себя внесение одних и тех же документов (первичные) в разные (несвязанные) между собой регистры. Заполнение декларации и формирование налоговой базы происходит на основе самостоятельных налоговых регистров.
В недостатках данного подхода можно отнести:
- многократное повторение данных бухгалтерского учета, что в итоге приводит к массивному налоговому учету;
- большое количество документации при ведении учета;
- отсутствие согласованности данных налогового и бухгалтерского учетов и в итоге трудоемкий процесс учета.
В итоге можно сформулировать вывод, что создание данной системы налогового учета приведет к неточности данных налогового учета, к нерациональному росту затрат и более медленной организации учета и его своевременности.
При рассмотрении метода налогового учета на основе бухгалтерского можно выделить некоторые достоинства[33]:
- независимость и гибкость основного учета при возможных изменениях в налоговом законодательстве, сформированного по правилам бухгалтерского учета;
- возможность для предприятия сохранить первичную финансовую информацию;
- меньшая трудоемкость по сравнению со специальным налоговым учетом.
В настоящее время система бухгалтерского учета претерпевает изменения, постоянно улучшаясь. Меняются также и правила отражения операций. В итоге у данного подхода имеются также свои недостатки.
В настоящее время позволяет увидеть отклонения в суммах налога, исчисленных по правилам бухгалтерского учета, а так же формирование прибыли по правилам налогового законодательства ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»[34].
С введением ПБУ 18/02 сильно изменилось ведение бухгалтерского учета. Формирование налоговых регистров идет параллельно с определением отклонений между бухгалтерской и налоговой величиной активов.
В текущем законодательстве ст. 313 НК РФ устанавливает обязанность ведения налогового учета для целей налогообложения[35].
На данном этапе многие организации используют для формирования налоговых данных на основе бухгалтерского учета. Так как организация вправе самостоятельно устанавливать порядок ведения налогового учета.
Бухгалтерский и налоговый учет взаимосвязаны друг с другом, и поэтому налоговый учет рекомендуется строить на информационной базе бухгалтерского учета. Так как в бухгалтерском учете уже существует множество различных регистров учета, то и разработка налоговых регистров на предприятии является основным моментов в налоговом учете. На данный момент это достаточно неотработанная и трудоемкая работа. Во избежание различных ошибок при учете, организации оснащают работников техническими средствами, расширяют штат бухгалтерии и отправляют на курсы повышения квалификации. Но не всегда данный метод оправдывает себя и предприятию приходится обращаться к аудиторским фирмам.