Файл: Особенности формирования проектной команды инновационного проекта..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность курсового исследования подтверждается тем, что формирование команды проекта — отдельная задача проектного управления, когда все усилия направлены на объединение квалифицированных специалистов в группу, способной самостоятельно анализировать и реализовывать функциональные задачи проекта. Можно уверено сказать, что формирование команды проекта — первый этап в достижении успешности проекта.

Человек как социальный субъект рассматривает свою личную стратегию в условиях все возрастающей динамичности социальной жизни и ориентируется на поиск не постоянного места работы, а наиболее эффективных ниш для личного роста и связанного с этим мобильного переобучения и умения работать в сменяющихся коллективах-командах. Формируется принципиально новое социальное профессиональное сознание - проектное сознание. Субъект входит в команду исполнителей проекта, успешно реализует проект и переходит к новому проекту, выполняемому с другой командой. Возрастает ценность личного опыта и креативных навыков, умение работать в новой команде, более высокая степень личной ответственности и самостоятельное формирование личного портфолио.

Этот социальный процесс влияет и на структуру профессиональной деятельности корпораций. Корпорации, построенные по функциональному принципу, не справляются с вызовами инновационного развития, требующими синэнергетических усилий и построения сетевого сотрудничества. Во всем мире со второй половины ХХ века активно развивается новый институт проектного менеджмента как новая социальная управленческая практика.

Как известно, формирование команды проекта составляет один из основных элементов системы внутриорганизационного управления инновационной деятельностью предприятия. Как элемент системы менеджмента формирование команды проекта представляет собой относительно самостоятельную подсистему, включающую совокупность специфических инструментов, правил, структурных органов, информации и процессов, направленных на подготовку и обеспечение выполнения планов. Учитывая вышеприведенное, предметом исследования были приняты управленческие отношения, возникающие при формировании команды проекта.

Объектом исследования явилась инновационная деятельность предприятий в современных условиях хозяйствования.

Целью исследования является обоснование и разработка механизма формирования команды проекта.

Исходя из цели исследования, в работе поставлены и решены следующие задачи:


  • охарактеризована сущность и основные подходы к организации планирования проектов в современной теории и практике инновационного управления;
  • проанализирована сущность и особенности планирования инновационной деятельности;
  • проведен анализ внешней и внутренней среды разрабатываемого проекта;
  • проведен анализ основных показателей и эффективности разрабатываемого проекта, проанализированы возможности его внедрения в практическую деятельность предприятия;
  • разработана методология формирования команды проекта и определены основные пути повышения эффективности ее деятельности.

Теоретической и методологической основой работы послужили научные исследования отечественных и зарубежных авторов в области методов планирования инновационных проектов.

В ходе исследования использовались системный, структурный, функционально-стоимостной и морфологический анализ, метод экспертных оценок  и методы эконометрики.

Структура и состав работы подчиняются содержанию поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1 Теоретические аспекты проектного управления

1.1 Основные понятия: проект, жизненный цикл проекта, управление проектом

Предложение или проект - это детальная письменная характеристика предложения, которая содержит полную информацию о проекте. Предложение, как и сам проект, и его название не может быть направлено против чего-то, а должно отражать стремление работать ради чего-то, должно быть позитивным, конструктивным средством. Логическая схема проекта отражена в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Логическая схема проекта[1]

Характеристика основных компонентов проекта

Объективные показатели и критерии оценки проекта

Внешние условия*

Постановка проблемы

Включает обоснование смысла проблемы, объяснение ее актуальности, и необходимости решения именно на современном этапе.

Источники информации, которые могут подтвердить безотлагательную необходимость решения проблемы: статистические данные, результаты исследований

-

Цель проекта

Состоит из определения цели проекта, формулирования цели согласно поставленной проблеме.

Критерии оценки и способы проверки темпов и качества продвижения к цели, вклад в решение проблемы.

-

Задания и ожидаемые результаты проекта

Формулирование заданий проекта на пути достижения цели, прогнозирования результатов, ожидаемых в процессе выполнения задания, определение общего конечного результата проекта.

Критерии и показатели, которые подтверждают выполнение поставленных заданий и характеризируют полученные результаты.

Мероприятия, условия и решения, которые находятся вне границ влияния проекта, но содействуют выполнению заданий и продвижению к запланированной цели.

Стратегия достижения цели

Определение методов, необходимых для достижения цели и средств выполнения заданий. Перечень конкретно запланированных мероприятий.

Обоснование избранных методов, подтверждение их целесообразности.

Применение избранных методов может гарантировать достижение ожидаемых результатов.

Ресурсы

Определение необходимых ресурсов для реализации проекта - средств, оборудования, услуг, кадров и т.п. Определение источников предоставления ресурсов – спонсор, собственные средства, государственное финансирование и т.п.

Обоснование эффективности и необходимости определенных объемов ресурсов и их источников, основания определения уровня зарплаты, стоимости оборудования, материалов, услуг и т.п.

Выделение необходимых ресурсов гарантирует проведение запланированных мероприятий на высоком уровне и их успешность.


* Внешние условия - это объективные критерии, которые не зависят от воли искателей и доноров, и находятся вне границ их влияния.

Управление Проектами - интегрированный процесс. Действия (или их отсутствие) в одном направлении обычно влияют и на остальные направления. Такая взаимосвязь заставляет балансировать между задачами проекта - часто улучшение в одной области может быть достигнуто лишь за счет ухудшения в другой. Для лучшего понимания интегрированной природы Управления Проектами опишем его через процессы, из которых оно состоит и их взаимосвязи.

В проектах процессы управления проектами и процессы, ориентированные на продукт, накладываются и взаимодействуют. Например, цели проекта не могут быть определены при отсутствии понимания того, как создать продукт.

Процессы управления проектами накладываются друг на друга и происходят с разными интенсивностями на всех стадиях проекта, как проиллюстрировано на рисунке 1.1.

Рис. 1.1 – Наложение групп процессов в фазе[2]

Кроме того, процессы управления проектами связаны своими результатами - результат выполнения одного становится исходной информацией для другого.

И, наконец, имеются взаимосвязи групп процессов различных фаз проекта. Например, закрытие одной фазы может являться входом для инициации следующей фазы (пример: завершение фазы проектирования требует одобрения заказчиком проектной документации, которая необходима для начала реализации). В реальном проекте фазы могут не только предшествовать друг другу, но и накладываться.

1.2 Команды и их виды

Участники проекта - основной элемент его структуры, так как именно они обеспечивают реализацию его замысла.

В зависимости от типа проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда - сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу.

Все эти организации, в зависимости от выполняемых ими функций, принято объединять в совершенно конкретные группы (категории) участников проекта.

Главный участник - Заказчик - будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое, так и юридическое лицо. При этом заказчиком может быть как одна единственная организация, так и несколько организаций, объединивших свои усилия, интересы и капиталы для реализации проекта и использования его результатов.


Заказчиками (застройщиками) могут быть инвесторы, а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов.

Не менее важная роль принадлежит Инвестору - стороне, вкладывающей средства в проект. В некоторых случаях это - одно лицо с Заказчиком. Если Инвестор и Заказчик - не одно и то же лицо, инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта[3].

Проектно-сметную документацию разрабатывают специализированные проектные организации, обобщенно называемые Проектировщиком. При этом ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая Генеральным Проектировщиком.

Материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки) обеспечивают организации - поставщики, которые можно объединить под названием Поставщик (или Генеральный Поставщик).

Подрядчик (Генеральный Подрядчик, Субподрядчик) - юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом.

Этим исчерпывается круг привычных для отечественного специалиста участников проекта. В последние годы реалии рыночной экономики и методы Управления Проектами заставили дополнить состав участников проекта новыми лицами. В первую очередь, это фирмы и специалисты, привлекаемые на контрактных условиях для оказания консультационных услуг другим участникам проекта по всем вопросам его реализации. Их обобщенно называют Консультантом.

Следует упомянуть еще о Лицензиаре - юридическом или физическом лице - обладателе лицензий и "ноу-хау", используемых в проекте. Лицензиар предоставляет (обычно на коммерческих условиях) право использования в проекте необходимых научно-технических достижений.

Особое место в осуществлении проекта занимает Руководитель Проекта (в принятой на Западе терминологии - Проект-менеджер или Менеджер проекта). Это - юридическое лицо, которому заказчик (инвестор или другой участник проекта) делегируют полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Под руководством Руководителя (менеджера) Проекта работает Команда Проекта - специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей.

Завершая рассмотрение функций основных участников проекта, отметим важнейшую роль Банка - одного из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта. В обязанности банка входит непрерывное обеспечение проекта денежными средствами, а также кредитование генподрядчика для расчетов с субподрядчиками, если у заказчика нет необходимых средств[4].


Команда проекта – временное объединение сотрудников для работы над проектом.

В управлении проектами используют ряд инструментов, связанных с командообразованием. Рассмотрим наиболее популярные из них.

На этапе формирования команды проекта руководителю следует учесть такие факторы, как количество сотрудников в команде проекта и роли, которые должны выполняться в команде для успешной работы. Одна из лучших работ по теме формирования успешной команды принадлежит М. Белбину, который в течение девяти лет проводил исследования в Кембридже. Для проведения экспериментов было сформировано сто двадцать команд, большинство из которых состояло из шести человек. Эффективность команд определялась по финансовым показателям команды в управленческой игре. На практике идеи Белбина показали свою состоятельность во многих компаниях Великобритании и Австралии.

Исследователи во главе с Белбиным определили следующие роли в команде:

Рабочая пчелка, руководитель, мотиватор, генератор идей, снабженец, аналитик, вдохновитель, контролер.

Рабочая пчелка – это сотрудник, который берется за выполнение любой задачи, нравится она ему или нет. Он старается выполнить ее точно в срок и в соответствии с требованиями. В команде очень важно наличие таких людей.

Руководитель – это лидер команды. Идеальный Руководитель команды, по мнению Белбина, – спокойный человек, который излучает доверие, с качествами командного игрока, который хорошо выявляет способности других людей и знает, как их использовать. Руководитель объединяет группу, однако, его лучшие качества проявляются в условиях стабильной обстановки.

Мотиватор – это второй тип лидера команды, позитивные качества которого проявляются в нестабильной ситуации. Если команда излишне успокоилась, расслабилась, то Мотиватор создаст условия для ее пробуждения и активизирует работу команды. В условиях застоя и кризиса Мотиватор будет более полезен в роли лидера команды, нежели Руководитель, так как будет направлять усилия на создание вызова, изменение точки равновесия и поиск новых решений. Однако в условиях стабильности своей кипучей энергией Мотиватор разрушает хорошо сбалансированную группу.

Генератор идей обладает мощным стратегическим мышлением и быстротой ума. Он обеспечивает команду потоком плодотворных идей. Если команде нужна креативная идея, то это именно то, в чем силен Генератор. Генератор идей обычно ориентирован на свой внутренний мир и любит уединение для размышлений.