Файл: Цель и задачи налогового учета (Понятие и особенности налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • период вычисления;
  • сумму доходов от реализации за отчетный период;
  • сумму расходов, уменьшающих прибыль фирмы за отчетный период; прибыль от реализации;
  • сумму внереализационной прибыли; итоговое значение налоговой базы.

Анализ в налоговом учете – оценка достоверности и полноты сведений, содержащихся в налоговых отчетах, степень их пригодности в удовлетворении информативности пользователей.

Посредством анализа налоговых отчетов производится оценка текущего финансового состояния организации и сравнение данных с прошлыми периодами деятельности с точки зрения способности предприятия осуществлять свои обязанности по покрытию бюджетных обязательств[16].

Анализ налоговой отчетности дает возможность оценить влияние налогов на деятельность организации и выявить существующие ресурсы повышения ее эффективности.

Цель анализа – выявление резервов поддержания и повышения эффективности в деятельности по поводу формирования и погашения налоговых обязательств[17].

Цели налогового учета[18]:

  • создание достоверной базы сведений о проведенных хозяйственных операциях;
  • обеспечение данными финансового характера, касающимися работы предприятия внутренних и посторонних пользователей.

Для целей налогового учета используются специальные формы:

  • налоговые регистры хозяйствующих субъектов, предпочетших общую систему налогообложения;
  • книги учета субъектов, применяющих упрощенную, а также патентную систему налогообложения.

Налоговый учет тесно связан со статистическим и бухгалтерским.

Налогоплательщики организовывают налоговый учет сообразно своим потребностям и возможностям. Он может быть бумажным или электронным. Осуществленный субъектом хозяйствования выбор учетной политики оформляется отдельным приказом.

Методика учета применяется последовательно и может изменяться только перед началом нового налогового периода. Фискальные органы не вправе навязывать налогоплательщикам те или иные образцы учетных документов[19].

На сведения налогового учета распространяется режим коммерческой тайны.

Законодатель предоставил налогоплательщикам альтернативу[20]: если регистры бухучета содержат достаточно данных для расчета налоговой базы, плательщик может не заводить налоговые регистры; если сведений бухгалтерских регистров недостаточно — они дополняются новыми реквизитами (то есть, формируются налоговые регистры)[21].


Таким образом, налоговый учет может быть: бухгалтерским — сформированным исключительно из сведений бухучета; смешанным — созданным путем использования нескольких методик; абсолютным — независимым от бухгалтерского. Функции налогового учета – выражают основные направления его реализации, его содержание и обеспечение.

Глава 2. Налоговый учет: правила ведения, роль налоговых регистров

2.1. Правила ведения регистров налогового учета

Действующее законодательство не предусматривает точной формы, в которой должны оформляться регистры налогового учета, есть спорные моменты по поводу того, кто именно обязан заполнять эти формы. Штрафные санкции по нарушениям достаточно высоки, что становится дополнительным стимулом разобраться в вопросе ведения налоговых регистров.

Согласно Налоговому Кодексу, регистры являются частью налогового учета, который напрямую касается плательщиков по налогу на прибыль. Статьи 313 и 314, посвященные этому налогу, обязывают плательщиков к ведению учетных форм. Кроме того, есть утвердительное письмо Минфина по данному вопросу, выданное 1. 08.07. за № 03-03-06/1/531, указывающие на цель ведения документации.

Иногда налоговые службы при проведении проверки ссылаются на ст. 23, п.1, подп.3, где требование предоставляется ко всем объектам налогообложения. В таком случае следует напомнить об оговорке – обязанность появляется при налогах о сборах, возвращаясь к ст. 313 и 314, это – налог о прибыли.

Следовательно, если организация или предприниматель работают с другой системой налогообложения, для них регистры налогового учета доходов не являются обязательными. При этом объектами такого учета становятся не только имущество, но и обязательства налогоплательщика, его хозяйственные операции, стоимость которых влияет на размер налогов, начисляемых за период составления отчета[22].

Законодательство не представило разработанного образца. Какие именно регистры, и в какой форме регистрировать, решают сами организации в зависимости от своей учетной политики.


Но есть несколько правил, соблюдение которых требуется. Это указание[23]:

  • наименования;
  • даты, или периода, за который составляется форма;
  • названия хозяйственной операции;
  • ее денежное или материальное выражение;
  • подпись ответственного лица с ее расшифровкой.

Стоимость внереализационных доходов может быть определена из периодических изданий, при отсутствии их при получении. Все данные заполняются в хронологическом порядке. Рекомендуется включать и корреспондентские счета для дальнейшего облегчения сверки с бухгалтерским учетом.

Исправления подтверждаются подписью их вносившего, объяснениями причины и датируются.

Вместе с первичными документами и расчетом базы налогов, аналитические регистры налогового учета подтверждают информацию по налоговому учету. Они дают возможность отслеживать порядок, в котором проходит формирование налоговой базы.

Первичные документы бухгалтерии в большинстве случаев могут быть использованными для заполнения формы, но если данных не хватает, информация должна быть дополненной.

Заполнение разрешено в письменном виде, удобно использовать регистры налогового учета в 1С, поскольку там они ведутся в виде специальных форм, уже готовых к заполнению. Для электронного ведения подпись тоже необходима, ставится электронная цифровая. Храниться документация должна предпочтительно в письменном виде, распечатанная и заверенная подписью ответственных лиц. Распечатка должна производиться после окончания каждого налогового периода.

В зависимости от назначения, регистры подразделяются на[24]:

  • Учета хозяйственных операций, в которых обобщаются данные по каждому факту хозяйственной деятельности субъекта, изменяющих размер выплачиваемых налогов в подотчетном периоде.
  • Учета состояния единицы налогового учета, систематизирующих данные по объектам учета, которые используются дольше 1-го отчетного периода, принимающих далее участие в формировании расходных средств как составляющей затраты за описываемый период. Состояние учитывается на каждую дату изменения.
  • Промежуточного расчета как основания для формирования регистров 4 (далее), или при расчете стоимости учетного объекта, без указания их в декларациях. Они дают картину формирования данных декларации в виде промежуточных расчетов, включая все материальные величины.
  • Формирования отчетных данных обобщают сведенья по имеющимся доходам и расходам, их расшифровки в декларации, которая предоставляется по системе налогообложения с налогом на прибыль.

У каждого вида насчитывается несколько десятков подвидов, но не все необходимы для использования. Организация может выбрать нужные и ввести их в настройки своей учетной политики. В дальнейшем налоговые службы не имеют права требовать заполнение форм регистров, которые ей не отвечают.

Для тех, кто не заполнил бланки регистра налогового учета, важно знать, какие штрафные санкции ожидают при прохождении проверки[25]:

  • перечень грубых нарушений не содержит такое правило нарушения учета, как ведение регистров;
  • нет установленных форм среди обязательных для отчетности, поэтому запроса на их предоставление тоже не поступит;
  • если отсутствие документов привело к неправильному отчислению налогов, штраф будет насчитываться именно за недоплату, а не за отсутствие данных документов.

Даже декларация не обязывает к указанию всех строк в ведении налоговых регистров. Поэтому привлечь организацию можно только за отсутствие ведения регистров, указанных в учетной политике. Если же по НДС не работают, вопрос о наказании не поднимается вовсе.

Таким образом, результатом ведения налогового учета станет быстрое и грамотное формирование конечных отчетов, возможность отслеживать в деталях получение доходов и расходов, что будет гарантией эффективного развития бизнеса и отсутствия претензий со стороны контролирующих органов. Не смотря на ненаказуемость отсутствия ведения налоговых регистров, их наличие окажет услугу руководству и бухгалтерии фирмы.

2.2. Порядок и способы ведения налогового учета

Компании, ведущие деятельность на территории Российской Федерации, обязаны платить налоги. Поэтому ведение налогового учета также обязательно для организаций, как и ведение бухгалтерии.

В отличие от бухгалтерского учета, основной задачей которого является отразить текущее финансовое состояние компании и составить прогноз развития, налоговый учет преследует фискальные цели. Поэтому их следует различать и не допускать использование методологии бухучета при подсчете налогов.

Каждый налогоплательщик вправе сам решать, каким образом организовать и систематизировать налоговой учет – эта информация отражается в документации об учетной политике юридического лица.

Основная цель ведения налогового учета – это отразить актуальные и достоверные сведения о доходах и расходах организации. На основании этой информации определяется налоговая база и составляется отчетность.


Отчетная документация по налогам подается в контролирующий орган – Федеральную налоговую службу. Эта служба осуществляет надзор за правильностью исчисления налога. Важно не только корректное исчисление, налоги должен быть уплачены своевременно и в полном объеме.

Для самой организации такая информация не менее важна, чем для ФНС. Точное и аккуратное ведение бухгалтерии позволяет оптимизировать налоги и избежать рисков, связанных с налогообложением.

Для ведения отчетности используются специальные формы – налоговые регистры.

Содержащаяся в них информация должна отражать[26]:

  • как формируются доходы и расходы организации,
  • какой объем доходов облагается налогом в текущем периоде,
  • каков объем убытков, которые будут включены в статью расходов,
  • как формируются финансовые резервы,
  • есть ли задолженность по налоговым сборам и в каком объеме.

Подтверждающими документами налогового учета являются первичная документация, аналитические регистры, расчет налоговой базы.

Способы ведения налогового учета - напрямую зависят от учетной политики компании, а также от видов налогообложения. Например, для индивидуальных предпринимателей на упрощенной форме достаточно вести записи доходов и расходов и подавать декларацию.

Остальным же компаниям следует выбрать один из методов ведения налогового учета[27]:

  • совместно с бухгалтерской базой – в этом случае ведется единая база, где специальные налоговые регистры применяются только в особых случаях.
  • автономно – подходит для больших организаций, где есть возможность найма отдельного специалиста для этих целей.
  • на основании корректировки бухучета – оба учета ведутся совместно, и если возникают отклонения в данных, эта информация отображается в налоговых регистрах.
  • ведение учета в специальном налоговом плане счетов. В этом случае разрабатываются и ведутся отдельные счета налогового учета в дополнение к рабочему плану.

Таким образом, задачи по ведению налогового учета доходов организации являются, как правило, обязанностью главного бухгалтера. Но нередки случаи, когда руководители организаций предпочитают не нанимать штатного бухгалтера, а делегировать налоговый учет компании, предоставляющей бухгалтерские услуги.