Файл: Статус нотариуса (Понятие, сущность и особенности в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Светское государство осуществляло строгий контроль за осуществлением нотариальной деятельности и придавало официальный характер нотариальным документам.

Расширение функций нотариата было исторически объективно предопределено - от начала ведения архивов и документального закрепления фактов до полноценного процессуального свидетельствования документов, обеспечения контроля за соответствием действующему закону сделок и разрешения возникших бесспорных дел.

Понятие нотариата можно определить, как некий институт гражданского общества, представляющий собой самоуправляющееся профессиональное сообщество нотариусов, наделенный от имени Российской Федерации, в лице нотариусов, возникающими властными полномочиями и осуществляющий публичную деятельность по реализации функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, путем совершения нотариальных действий на единых принципах профессионализма, беспристрастности и независимости.

Существующий в Российской Федерации институт нотариата, обеспечивая защиту прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации и юридических лиц, выполняет наиважнейшую функцию по реализации действующего конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Такая функция реализуется нотариатом посредством нотариальной деятельности, а именно при совершении нотариусами установленных законодательством нотариальных действий.

Предоставление нотариатом грамотной юридической помощи основывается в обеспечении нотариусами условий для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав граждан Российской Федерации и юридических лиц; помощь в оказании беспрепятственной и эффективной реализации возникших прав и обязанностей субъектами правовых отношений.

В Российской Федерации нотариат выполняет закрепленные законом Российской Федерации полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан Российской Федерации и юридических лиц. Данные полномочия переданы ему государством, то есть Российской Федерацией, и для реализации данных полномочий, нотариат, в лице нотариусов, наделяется определенными властными полномочиями и в силу чего деятельность нотариата приобретает публичный характер и реализуется от имени Российской Федерации.

Российский нотариат представляет собой особенный и уникальный институт с двойственным правовым характером, который сочетает в своей деятельности и организации принцип публичности с выражением и защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность такого нотариата имеет исключительное и ярко выраженное частноправовое содержание.


В Российской Федерации направляющая тенденция в прогрессе нотариата должна выражаться в постепенном движении к единому нотариату, который действует в форме свободной профессии («латинскому нотариату»). Сохранение в настоящее время государственного нотариата противоречит самой правовой природе нотариата, как конкретного института гражданского общества, не входящего в систему государственных органов, неблагоприятно отражается на принципах независимости и беспристрастности нотариусов и экономически нецелесообразно.

Стоит отметить, что нотариат организационно не входит в какую либо систему органов государственной власти, что дает право определить его место в объединении правовых явлений Российской Федерации, как полноценного и независимого от государства института гражданского общества и действующего на принципах самоуправления.

Нотариат своей деятельностью в значительной степени разгружает судебную систему, которая в Российской Федерации сильно перегружена. Приведем пример, стороны - кредитор и должник - могут прийти к соглашению о своих обязательствах друг перед другом, а также о том, что их принудительная реализация допускается без обращения в суд; достоверность и законность соглашения удостоверяется независимым и компетентным лицом, действующим по поручению государства, - нотариусом. Наличие такого соглашения дает все основания предполагать отсутствие спора о праве, что делает излишней судебную процедуру.

Российский институт нотариата выполняет публичную функцию в интересах не только частных лиц, но и общества и государства в целом. Российская Федерации, будучи заинтересовано в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан Российской Федерации, совершенно закономерно присваивает именно нотариусов обязанностями по исполнению и реализации публичного интереса.

В настоящее время в российском государстве ведется работа по упрощению процессуального исполнения некоторых обязательств в Российской Федерации. К примеру, без обращения в суды допускается: взыскание алиментов с родителей на содержание несовершеннолетних детей, на основании нотариально удостоверенного соглашения об их уплате (Семейный кодекс Российской Федерации, ст.7 Федерального закона "Об исполнительном производстве"); обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество, на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного уже после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога (ст.349 Гражданского кодекса).


Рассмотрим статистику, согласно которой к началу 90-х годов к моменту распада СССР, было около 4500 государственных нотариусов, в 1992-м – уже не более 600. К 1994 году в Санкт-Петербурге было всего лишь четыре государственных нотариуса, а к 1995-му - в главном городе Российской Федерации, в Москве их насчитывалось менее тридцати( Проблемы становления Российского нотариата.//Юрист. 1996 г., №3,с.34.). При таких темпах сокращения государственного нотариата, уже к 1998-му году 95% российских нотариусов были частнопрактикующими. В 1999-му году уже не осталось государственных нотариусов ни в самой Москве, ни в Московской области. За период с 1 января 1999-го по 31 мая 2000 г. количество частных нотариусов постепенно увеличилось с 468 до 659 человек (Нотариальный вестникъ.2000, №7, с.14.).

В Российской Федерации, с введением в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариат стал соответствовать системе латинского нотариата, основанному на романо-германской системе права. Так в 1995 году Российская Федерация вошла в Международный союз латинского Нотариата (далее - МСЛН). МСЛН - международная неправительственная организация, начавшая действовать с 1948 года в Буэнос-Айресе по инициативе знаменитого аргентинского нотариуса Жозу Хосе Адриан Негри. Основными целями и задачами этой организации являются взаимодействие, координация и регулирование деятельности национальных нотариальных организаций, распространение общепризнанных принципов и идей латинского нотариата, рассмотрение инициатив по его совершенствованию и становлению.

К основным целям МСЛН также относится установление взаимоотношений с нотариатами на стадии их становления и с нотариусами тех стран, где отсутствует нотариальная организация, для дальнейшего сотрудничества в плане образования соответствующих структур и организаций, с нотариальными организациями, юридические системы которых, позволяют им относиться к латинскому Нотариату. Вся деятельность такой организации направлена помочь дальнейшему развитию нотариата и благоприятствовать приданию унификации законодательства о нотариате. В «стенах» МСЛН существуют различные Комиссии, которые осуществляют подробное изучение деятельности всех различных национальных нотариальных систем.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать утвердительный вывод, что существующий институт нотариата со временем будет иметь расширяющее и возрастающее значение в координации различных возникающих правоотношений между субъектами.


Список используемой литературы

Нормативные акты

  1. Конституция РФ М.: Тандем, 2000. – 48 с.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ч.3, ред. от 29.11.2007). М.: Юрайт - Издат, 2002, 176 с.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (принят Гос. Думой ФС РФ 23.10.2002), (ред. от 04.12.2007). - СПС «Консультант Плюс: Высшая школа»
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.2, от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят Гос. Думой ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изменением от 05.01.2008). - СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа»
  5. Федеральный закон (утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 №4462-1 в редакции от 02.10.2007) «Основы законодательства о нотариате». - СПС «Консультант Плюс: Высшая школа».
  6. "Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти (утв. Министерством Юстиции Российской Федерации 19.03.1996), (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.1996 №1055). - СПС «Консультант Плюс: Высшая школа».
  7. Письмо Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации от 18.05.2005 №04-2-03/67 "О расходах частно-практикующего нотариуса".- СПС «Консультант-Плюс: Высшая школа».
  8. Приказ Минюста Российской Федерации от 21.06.2000 N 179 (ред. от 01.08.2005) "Об утверждении порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность " (вместе с порядком, утвержденым Приказом Минюста Российской Федерации от 21.06.2000 №179, решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26.05.2000г.) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2000 №2281). - СПС «Консультант Плюс: Высшая школа».
  9. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 15.03.2000г. №91 «Об утверждении методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами» - СПС «Консультант Плюс: Высшая школа».
  10. Положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса» (утв. Приказом Министерством юстиции Российской Федерации от 17.02.1997г. №19-01-1997 в ред. от 01.08.2005г.) (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.03.1997г. №1268 - СПС «Консультант Плюс: Высшая школа».
  11. Постановление Совмина РСФСР от 11.03.1976г. №171 в ред. от 30.12.2000г.) «Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия» СПС «Консультант Плюс: Высшая школа».
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2005г. №82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» СПС «Консультант Плюс: Высшая школа».
  13. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.1998»г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2,12,17,24 и 34 (Основ законодательства Российской Федерации о нотариате)» СПС «Консультант Плюс: Высшая школа».
  14. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 04.08.1998г. №ГК98 - 238 «О признании недействующим положения о порядке выдачи лицензии на Право нотариальной деятельности, Утвержденной Минюстом Российской Федерации 22.11.1993г. №8-5/149-081293» - СПС Консультант Плюс: Высшая Школа.

Учебная и специальная литература:

  1. «Гражданское процессуальное право России» Учебник; под ред. Доктора юридических наук, профессора М.С. Шакарян Москва Юрист, 2002г. 605 с.
  2. Елизарьев Г. «Деление нотариата на государственный и частный противоестественно». /Г. Елизарьев //Нотариальный вестник. – 1997г. 234 с.
  3. Соловьев, И. «Десять лет в системе латинского нотариата. Что дальше?» И. Соловьев – Экономический журнал - Юрист – 2004г. – 245 с.
  4. Форин, М.М. Защита участников гражданского оборота: концептуальные вопросы и практические решения / М.М. Форин //Российская юстиция. - 1998. – №6.
  5. Вайнштейн, Г. Исполнительная надпись нотариуса - документ для принудительного исполнения /Г. Вайнштейн -//Российская юстиция. - 2002. – №5.
  6. Ляпидевский, Н.История нотариата/Н.Ляпидевский - М.: Юрайт, 1875. – 452 с.
  7. Беляев, И.Д.История русского законодательства/ И.Д.Беляев – М.: СПб., 1999. – 612 с.
  8. Григорьева, Л. Когда работают нотариусы, суды отдыхают/Л. Григорьева– М.: Адвокат, - 2005. -643 с.
  9. Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате; под ред. д.ю.н., проф. М.К Треушникова. - М.: Юриспруденция, 2002. - 415 с.
  10. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате; под ред. В.Н. Аргунова. –М.: Юриспруденция, 2004- 137 с.
  11. Репин В.С.Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате /В.С. Репин- М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1999. – 246 с.
  12. Репин, В.С.Настольная книга нотариуса (теория и практика) /В.С. Репин - М.: Юрид. лит., 1994. – 237 с.
  13. Зайцева, Т.И. Настольная книга нотариуса / Зайцева Т.И. и др.- М.: БЕК, 2000. -231 с.
  14. Черемных, Г.Г. Нотариат как институт превентивного правосудия. / Г.Г. Черемных – М.: БЕК, 2007.- 434 с.
  15. Мальцева, С.В. Скитович В.В. Нотариат и суд: грани взаимоотношений/С.В. Мальцева С.В., В.В. Скитович // Журнал российского права, 2004.- №7.
  16. Жуйков, В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия. В.Жуйков // Российская юстиция, 1998. –№6,7.
  17. Лаурини, Д. Нотариат как общественный институт - гарант прав граждан и государственных интересовД. Лаурини // Нотариальный вестникъ, 1999. –№ 5/6. – С. 50-60.
  18. Москаленко, И.В.Нотариат: модель юрисдикции. Научное издание./ И.В. Москаленко – М.: ФРПК, 2007. –534 с.
  19. Черемных,И.Г. Нотариат и нотариальное право России./И.Г. Черемных, - М.: Эксмо, 2008. - 246 с.
  20. Швахтген АНотариат и демократия./АШвахтген Нотариальный вестник.- М.: Эксмо 1998. - № 7 -8. – С. 14
  21. Гурьева, Е.В. Нотариат России: конспект лекций./Е.В. Гурьева. – М.: Юрайт-Издат,2008. – 246 с.
  22. Стешенко, Л.А., Шам6а, Т.М. Нотариат в РФ. /Л.А Стешенко, Т.М.Шам6а - М.: Норма - ИНФРА-М, 2001.-346 с.
  23. Авдеенко, Н.И., Кабанова, М.А.Нотариат в СССР. /Н.И. Авдеенко, М.А.Кабанова - М.: Юрайт-Издат, 1984. - 276 с.
  24. Ремановский, Г.Б., Ремановская, О.В. Организация нотариата в России. /Г.Б. Ремановский, О. В. Ремановская– М.: Статут, 2001. – 256с.
  25. Вайшнурс, А. Правонарушения в Интернете. / А.Вайшнурс– М.: Эж-ЮРИСТ, 2004. – 217 с.