Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Исследование проблемы дидактической игры в педагогике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 701

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для проведения диагностики использовались следующие методики:

  1. Методика «Найди и вычеркни».
  2. Методика «Проставь значки».
  3. Методика «Запомни и расставь точки».
  4. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
  5. Методика «Найди и вычеркни».

Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста.

Перед началом выполнения задания ребенку был дан простой карандаши рисунок, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры (флажок, ведерко, домик, мяч, грибок, цветок). Была дана инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо будет до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». Выполнение задания на этом завершится».

После прослушивания инструкции ребенок выполнил задание -по строчкам рисунка искал и зачеркивал те предметы, которые были названы, а преподавателем фиксировалось в протоколе время выполнения задания и допущенные ошибки.

Затем была проведена обработки оценка полученных результатов: определено количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 минут, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал.

В итоге количественной обработки полученных данных определились шесть показателей, один - для всего времени работы над методикой (2,5 минуты), а остальные - для каждого 30-секундного интервала.

Полученные при анализе методики результаты представлены в таблице 1

Таблица 1 - Результаты исследования по методике «Найди и вычеркни»

Экспериментальная группа 1 «А»

Контрольная группа 1 «Б»

Показатель

Баллы

Уровень

Показатель

Баллы

Уровень

п/п

продуктивности

п/п

продуктивности

и устойчивости

и устойчивости

внимания

внимания

1

9

1,25

Высокий

1

5

0,55

Средний

2

5

0,55

Средний

2

8

1,00

Высокий

3

10

1,35

Высокий

3

7

0,75

Средний

4

2

0,35

Низкий

4

10

1,45

Высокий

5

4

0,50

Средний

5

7

0,75

Средний

6

5

0,55

Средний

6

7

0,75

Средний

7

5

0,55

Средний

7

3

0,50

Низкий

8

8

1,00

Высокий

8

6

0,65

Средний

9

3

0,40

Средний

9

2

0,45

Низкий

10

3

0,45

Средний

10

10

1,50

Высокий

11

2

0,25

Низкий

11

2

0,25

Низкий

12

8

1,00

Высокий

12

9

1,20

Высокий

13

4

0,50

Средний

13

8

1,00

Высокий

14

6

0,65

Средний

14

4

0,50

Средний

15

7

0,75

Средний

15

3

0,45

Низкий


По всем показателям, полученным в процессе выполнения задания, построена таблица, на основе анализа которой можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка.

При построении таблицы показатели продуктивности и устойчивости переведены (каждый в отдельности) в баллы по десятибальной системе.

Выводы об уровне развития продуктивности и устойчивости внимания:

8-10 - 1,00-1,25 и выше - высокий уровень

4-7 - 0,50-1,00 - средний уровень

0-3 - 0-0,50 - низкий уровень

Результаты, исследования в таблицах 1 и 2, по методике «Найди и вычеркни», позволили провести ранжирование уровней развития продуктивности и устойчивости внимания учащихся.

Большинство детей (контрольная и экспериментальная группы - 50%) показали средний уровень развития продуктивности и устойчивости внимания. Из них 60% - экспериментальной и 40% учащихся контрольной группы.

У этих детей продуктивность и устойчивость внимания сохраняется лишь в 1-ой половине урока, а потом резко снижается; они не способны в течение всего урока сохранять и выполнять запланированную программу действий, а это отражается на познавательной деятельности и успеваемости.

30% учащихся показали высокий уровень развития продуктивности и устойчивости внимания (27% детей экспериментальной группы и 33% - контрольной).

У детей сосредоточенность на предмете сохраняется в течение всего урока, они способны длительное время удерживать свое внимание на изучаемом объекте. Учащиеся очень редко отвлекаются и паузы не такие длительные. Они очень успешно овладевают чтением, а интерес к деятельности сохраняет внимание в течение всего урока.

Таблица 2 - Уровень развития продуктивности и устойчивости внимания у младших школьников по методике «Найди и вычеркни».

п/п

Экспериментальная

группа

Контрольная группа

Уровни

продуктивности и устойчивости внимания

Человек

%

Человек

%

1

4

27%

5

33%

Высокий

2

9

60%

6

40%

Средний

3

2

13%

4

27%

Низкий

Рис.1 - Уровень продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни».

Низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания оказался у 20% учащихся (13% детей экспериментальной группы и27% - контрольной).


Такие дети быстро утомляются, становятся импульсивными. Они очень часто отвлекаются от предмета. Интерес к материалу либо вообще не появляется, либо пропадает уже во 2-ой половине урока.

  1. Методика «Проставь значки»

Цель: оценка переключения и распределения внимания младшего школьника.

Перед началом выполнения задания ребенку предлагается простой карандаш и бланк, на котором изображены геометрические фигуры. Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру - я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе геометрических фигур. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь в каждом из кружков, квадратиков, треугольников и ромбиков проставлять тот знак, который задан вверху на образце, т.е. соответственно, черту, галочку, точку или плюс. Так будет пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

После была проведена обработки оценка полученных результатов - определено количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2 минут, т.е. за все время выполнения задания.

Полученные при анализе методики результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты исследования по методике «Проставь значки»

Экспериментальная группа 1 «А»

Контрольная группа 1 «Б»

п/п

Баллы

Показатель

Уровень переключения и распределения внимания

п/п

Баллы

Показатель

Уровень переключения и распределения внимания

1

9

1,00

Высокий

1

6

0,50

Средний

2

6

0,55

Средний

2

9

1,00

Высокий

3

10

1,10

Высокий

3

8

0,75

Высокий

4

5

0,35

Низкий

4

9

1,00

Высокий

5

6

0,50

Средний

5

7

0,75

Средний

6

6

0,65

Средний

6

7

0,70

Средний

7

6

0,55

Средний

7

5

0,45

Низкий

8

9

1,00

Высокий

8

6

0,65

Средний

9

7

0,75

Средний

9

5

0,45

Низкий

10

5

0,45

Низкий

10

10

1,25

Высокий

11

5

0,35

Низкий

11

6

0,50

Средний

12

9

0,95

Высокий

12

9

1,00

Высокий

13

6

0,50

Средний

13

8

0,75

Средний

14

6

0,55

Средний

14

6

0,50

Средний

15

7

0,75

Средний

15

6

0,55

Средний


По всем показателям, полученным в процессе выполнения задания, можно судить об уровне переключения и распределения внимания младшего школьника.

Выводы об уровне развития переключения и распределения внимания: 8-10 - 0,75-1,00 и выше - высокое 6-7 - 0,50-0,75 - среднее 0-5 - 0,00-0,50 - низкое

Таблица 4 - Результаты исследования уровня переключения и распределения внимания по методике «Проставь значки»

№ п/п

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровни

переключения и распределения внимания

Человек

%

Человек

%

2

4

27%

5

34%

Высокий

3

8

53%

8

53%

Средний

4

3

20%

2

13%

Низкий

Рис.2 - Уровень переключения и распределения внимания по методике «Проставь значки»

Результаты, представленные в таблицах 3 и 4, по методике «Проставь значки», позволили провести ранжирование уровней переключения и распределения внимания младших школьников.

Большее количество детей (контрольная и экспериментальная группы - 53%) показали средний уровень переключения и распределения внимания - одинаковое количество детей в обеих группах (53%).

Дети медленно переключаться с одного вида деятельности на другой. Забывание прерванного действия происходит довольно быстро, поэтому вернуться к нему они могут лишь при напоминании взрослого. Такой предмет, как русский язык, они изучают с большим старанием и медленно, допуская большое количество ошибок

Высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания показали 30% учащихся (высокий уровень у 34% учащихся контрольной группы и 27% - экспериментальной).

Дети способны быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, одновременно совершать два различных действия. Они способны возвращаться к выполнению прерванного действия до того, как наступит забывание. Эти учащиеся успешно занимаются на уроках русского языка.

Низкий уровень переключения и распределения внимания оказался у 17% учащихся (13% детей контрольной группы и 20% - экспериментальной).


Дети не могут переключаться с одного вида деятельности на другой; способны выполнять только один вид деятельности или действие. Если их деятельность прерывается, то они быстро забывают о ней. Уроки русского языка даются им с большим трудом, они допускают много ошибок.

3. Методика «Запомни и расставь точки»

Цель: оценка объема внимания младшего школьника.

Перед началом выполнения задания ребенку предложен простой карандаш и лист с точками, разрезанные на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Инструкция по выполнению задания: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Затем последовательно ребенку показаны на 1-2 секунды, каждые из восьми карточек с точками и после каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд.

После обработки результатов выявлен объём внимания ребенка. Объемом внимания школьника считается максимальное число точек, которое он смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбираю ту из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

Результаты эксперимента оцениваем в баллах следующим образом: Выводы об уровне развития объема внимания:

Высокий - 8-10 баллов - от 4 до 6 и более точек;

Средний - 6-7 баллов - от 3 до 4 точек;

Низкий - 0-5 баллов - от 1 до 3 точек;

Полученные при анализе методики результаты.

Таблица 5- Результаты исследования по методике «Запомни и расставь точки»

Экспериментальная группа 1 «А»

Контрольная группа 1 «Б»

п/п

Баллы

Показатель

Уровень объема внимания

п/п

Баллы

Показатель

Уровень объема внимания

1

7

4

Средний

1

9

5

Высокий

2

7

4

Средний

2

9

5

Высокий

3

10

8

Высокий

3

8

4

Высокий

4

4

2

Низкий

4

10

8

Высокий

5

9

5

Средний

5

7

4

Средний

6

7

4

Средний

6

7

4

Средний

7

7

4

Средний

7

5

3

Низкий

8

9

5

Высокий

8

6

4

Средний

9

4

2

Низкий

9

4

2

Низкий

10

4

2

Низкий

10

10

7

Высокий

11

4

2

Низкий

11

4

2

Низкий

12

9

5

Высокий

12

9

5

Высокий

13

7

4

Средний

13

7

4

Средний

14

7

4

Средний

14

7

4

Средний

15

7

4

Средний

15

4

2

Низкий